Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня поговорим о монашестве. Начать стоило бы с вопроса: что же такое монашество? Кто такой монах? И чем он отличается от мирянина?
– Монах от слова «монос», то есть «один». Мы с вами знаем, что монашество пошло от подвижников, которые уходили от мира в уединение в пустыни, пещеры, чтобы быть наедине с Богом и духовно совершенствоваться. Монашество зародилось в Египте, в пустыне. Мы знаем основателя монашества – это Павел Фивейский (ну, и уже общежительного монашества – Антоний Великий). Монашество было для того, чтобы братия могла подвизаться вместе в молитве, в посте и труде, чтобы духовно совершенствоваться. Есть хорошее выражение: свет для мирян – монахи, свет для монахов – это ангелы. Монах должен стараться вести уже на земле ангельский образ жизни, то есть стараться полностью отречься от мира, не соединяться с ним и служить Богу, служить в послушании Священноначалию, в молитве подвизаясь. И самое главное дело монашеское – молитва. Как говорил преподобный Серафим Саровский: монах, который не совершенствуется в молитве, просто черная головешка.
Так что самое главное дело монаха – молитва. Мы с вами знаем, что молитва – очень серьезный труд. И чтобы научиться по-настоящему молиться, нужно уединение, сосредоточение на молитве. Монашество сейчас – это основа для духовной жизни мирян, которые тянутся за монашеской жизнью, стараются подражать им, посвящать всю свою жизнь Богу. Но все же миряне в массе своей заботятся немного о другом. Как апостол Павел пишет: женатый человек печется, как угодить жене, а потом уже, как угодить Богу. Это совершенно не значит, что все монахи выше мирян. Монахи тоже бывают разные: были и подвижники, и святые, а были и еретики, и нерадивые. Монашество заключается в сосредоточении духовном для того, чтобы подвизаться Богу и духовно совершенствоваться. И через свое духовное совершенство помогать этому миру, людям своей молитвой.
Вы уже начали говорить об исторических институтах монашества. Но современные монастыри находятся в центре больших городов, мегаполисов. Не является ли это изменой идеалам раннего христианства, раннего монашества?
– Монастыри, за небольшим исключением, основывались в непроходимых местах. Та же самая Троице-Сергиева лавра. Преподобный Сергий ушел в дебри. И потом уже собралась братия, а в дальнейшем организовался большой город. Монастыри в большинстве своем были основаны либо на окраине городов, либо в пустых местах. И сейчас монастырей много на периферии, не в городах. Если брать Москву, то сейчас почти все монастыри в центре города. Но когда их основывали, они были на окраине Москвы. И жизнь не была такая суетная, как сейчас, было более спокойное жительство, монахи спокойно подвизались в монастырях. Сейчас монашества много есть в больших городах, но суть от этого не должна меняться. Дело монаха, как мы уже говорили, в первую очередь, молитва и духовное совершенство. И через это ты должен помогать и миру, и другим людям.
Монастыри ограждены стеной. Я 22 года жил в Новоспасском монастыре, и даже стены помогают. Да, вокруг шум слышен, но в стенах обители всегда чувствуется умиротворение, тишина, и ничто не мешает твоему духовному совершенствованию.
Монашество – это призвание или осознанный выбор?
– Бывает по-разному. Например, Василий Великий пишет: по какому бы поводу ты ни пришел в монастырь (по обету ли, по принуждению ли, по собственной воле), не отчаивайся; значит, есть посещение Божие. Люди по-разному приходят в монастырь, но мы знаем, что пути человеческие от Господа, Господь призывает человека в монастырь. Он приходит сначала послушником. Пожив в монастыре, для себя решает, тот ли это путь, который ему нужен, готов ли он к монашеской жизни. Естественно, на него братия во главе с игуменом смотрит: достоин ли этот послушник быть постриженным в монашество, либо он еще, как говорят, сырой, не готов к этому выбору. Все исправляется от Господа. А по каким причинам человек уходит в монастырь – это уже вторично, по разным причинам совершенно.
А кому однозначно нельзя быть монахом?
– Повторю, когда человек приходит в монастырь, он становится послушником, и здесь как раз проявляется промысл Божий о нем. Если пришедший подвержен греховным большим страстям (пьянство, жуткое непослушание), то это не его место. Потому что самое главное в монастыре кроме молитвы – это послушание. Если человек не хочет слушаться Церковного устава, Устава монастыря, не слушает игумена, ссорится с братией, ведет себя недостойно, конечно же, это не его место. А так нет людей, которым возбранен вход в монастырь.
Вопрос от телезрителя: «Когда Христос напутствовал апостолов, сказал: идите и проповедуйте всем народам, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. Но нигде не встречал, чтобы Он сказал: идите и уединяйтесь, закапывайтесь, уходите от мира и монашествуйте. Я не помню, чтобы хотя бы один апостол стал монахом».
– Вы не правы. Например, Иоанн Богослов был в какой-то степени монахом, он никогда не женился. Апостол Филипп никогда не женился и взял на себя обет безбрачия. Апостол Павел говорил, что лучше жениться, чем разжигаться, но лучше быть, как он, то есть неженатым. Некоторые апостолы были женаты, некоторые сохраняли свою чистоту и девство до конца жизни. По поводу призвания в монастырь: когда Господь говорил апостолам, какая ответственность мужа перед женой и жены перед мужем, апостолы сказали: «Господи, так лучше не жениться». На что Господь сказал: «Кто может вместить да вместит» (Мф. 19, 12). Это призыв, если человек может полностью себя посвятить Богу по примеру того же Иоанна Крестителя, который был назореем. Как раз в Ветхом Завете не было принято монашество, но были примеры: пророк Илия всю жизнь был один, то есть можно сказать монахом, Иоанн Предтеча. Прямого призвания о том, чтобы оставить мир и уйти в монастыри, Господь не давал, но Он говорил: кто хочет и может вместить это, пусть вместит. Монашество – это не бегство от мира, это бегство от грехов мира, бегство в духовную пустыню, чтобы наедине с Богом сосредоточенно молиться и посвятить всю свою жизнь Ему. Ничего противоречащего Священному Писанию здесь нет.
Чем занимается современный монах?
– Как все монахи – трудом, постом и молитвой. Но у каждого монаха в монастыре есть свое послушание. Кто-то келарь, который отвечает за трапезную, кто-то пономарь, кто-то чтец, кто-то на клиросе поет, кто-то занимается уборкой, кто-то хозяйственными делами. И весь круг суточный распределен. Утром общая молитва, затем все идут на свои послушания, затем общая трапеза, опять послушания и вечерняя молитва. После вечерней молитвы, вечерней трапезы уже остается личное время, когда ты можешь уединенно в келье почитать духовную литературу, помолиться, сосредоточиться. Все ничем не отличается от тех правил монашеской жизни, которые были и при основании общежительных монастырей.
Бытует мнение, что современное монашество находится в кризисе. Согласны ли Вы с данным утверждением? И если да, то какие нужно предпринять шаги, чтобы преодолеть данный кризис?
– Я бы не согласился с тем, что современное монашество находится в кризисе. Ничто не мешает тому, кто посвящает себя Богу, жить в монастыре точно так же, как жили святые отцы. Другое дело, что, может быть, сейчас все не так явственно и нет таких святых старцев, которые были бы на виду. Но мы с вами знаем примеры отца Иоанна (Крестьянкина), отца Кирилла, отца Наума и других старцев. Они показали, что и в современной жизни, проходя послушание в большом монастыре, можно спасаться и достигать духовного совершенства. Другое дело, что спрашивали еще у преподобного Серафима Саровского: «Батюшка, почему в наше время нет таких постников, чудотворцев, подвижников, какие были в первые века христианства?» На что он хорошо ответил: «Господь есть, был и будет один и тот же, просто нет ревности у людей». И вот кому-то не хватает ревности духовной, чтобы подвизаться более серьезно. Но, еще раз повторюсь, препятствий к монашеской жизни сейчас совершенно нет. Все зависит от человека, от его выбора, как он будет подвизаться.
Вы уже начали говорить про то, что монахи – это ангелы на земле. Почему монахов так называют?
– Они должны стремиться к ангельской жизни, а ангелы живут одним – служением Богу. Они изначально выбрали служить Богу, и это их призвание. И монах, когда приходит в монастырь, должен иметь желание только одно: полностью отдать себя Богу через служение Церкви Христовой и исполнение заповедей. Монах не должен прилепляться к этой жизни, он отказывается от земных благ. Постригаясь, он отрекается от мира и всего, что в мире. Не отрекается от родных, он отрекается от грехов мира, он не должен сосредотачиваться на этом. Он должен видеть всю свою жизнь, всю цель своей жизни в служении только Богу. Подвизаться в первую очередь в молитве и послушании. Так же, как и ангелы, можно уже жить бестелесно на земле, стремиться не к здешним благам. Миряне стремятся к чему? К тому, чтобы и здесь хорошо пожить, и был дом получше, машина получше, какие-то удовольствия. Апостол Павел и говорит, что как раз женатый человек печется больше о жене, то есть о мирских делах. А монах не должен печься о мирских делах. И он несет свое послушание, чтобы не быть тунеядцем.
Владыка, Вы совершаете монашеские постриги?
– Совершаем, конечно. В нашей Железногорской епархии, а также в епархии Щигровской, которой я временно управляю, монастырей нет, но монахи есть. Постригаем мы посвящающих себя Богу при кафедральном соборе. В Щигровской епархии вскоре начнем организовывать женский монастырь. Там уже собралось сестричество.
Что бы Вы посоветовали молодым монахам или монахиням, которые только приняли постриг или собираются его принять?
– В первую очередь я хочу посоветовать им иметь послушание. Если будет послушание игумену, а через игумена и Богу, все у них сложится. Святые отцы пишут, что основная причина падения монаха – вера в себя и по своей гордости впадение в различные прегрешения. У монахов должны быть молитва и послушание, а еще труд, чтобы даром хлеб не есть, и они будут духовно совершенствоваться.
Владыка, на кого из великих отцов Вы равняетесь в своем монашеском делании?
– Еще в самом начале моей монашеской жизни ближе всего по духу и по сердцу мне был преподобный Серафим. Когда меня избрали епископом Щигровским, я увидел в этом особый Промысл Божий, потому что при монашеском постриге меня назвали Паисием в честь Паисия Печерского, память которого празднуется 1 августа, и именно в этот день празднуется обретение мощей преподобного Серафима и Собор Курских святых.
Для меня это было промыслительно, потому что я очень почитаю преподобного Серафима Саровского – кроткого, смиренного, непревозносящегося. Он начал свою монашескую жизнь в монастыре, затем ушел в затвор, но Божия Матерь вывела его из затвора и повелела ему принимать народ.
По Вашему мнению, что должен сделать монах в своей земной жизни, чтобы о нем можно было смело сказать, что он состоялся как подвижник?
– Думаю, самое главное, что он должен сделать, это обрести смирение, чтобы не высокомудрствовать о себе. Если же он будет задавать себе вопрос, что он должен сделать, чтобы оставить свой след на земле, это будет неправильно. Монах должен смиряться. Самое главное качество монаха и самая главная его добродетель – смирение, потому что только смиренный может научиться молиться, и только сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Монах должен четко, сосредоточенно нести свое послушание и стремиться угодить Богу.
Разделяете ли Вы мнение, что монашество выше брака, и если да, то почему?
– Нет, я не разделяю этого мнения, потому что мы знаем много святых, к примеру, Иоанна Кронштадтского, Алексея Мечёва, которые были женатыми священниками, но при этом тоже угодили Богу. И среди монашествующих мы знаем и ересиархов, и неблагочестивых монахов, живших недостойно. Все зависит от человека, от того, какой жизнью он живет.
Понятно, что мирскому человеку трудно сосредоточиться на молитве, когда у него плачут дети, которых нужно утешить, когда ему нужно зарабатывать на хлеб насущный, на крышу над головой. Но с него и спрос будет меньший. Монах же берет на себя особый вид подвига и за него он будет отвечать перед Богом. Я бы не пытался сравнивать монашество и жизнь в браке, что из них выше. Здесь все зависит от человека – и монах может погибнуть, и мирянин может спастись.
Даже в церковной среде есть мнение, что монаху проще спастись, чем мирянину, потому что у того, кто живет в миру, множество дел, в основном суетных, а у монаха главное делание – это молитва и послушание. Согласны ли Вы с этим?
– Нет, не согласен. За свои 30 лет монашества я понял, что жизнь монаха очень сложная. Есть такое известное выражение, что если бы люди знали, какое райское блаженство получат монахи, то все бы захотели стать монахами и ушли в монастырь. Но если бы люди знали, как тяжело быть монахом и жить в монастыре, то ни один на это бы не решился.
У монахов очень много искушений, скорбей, бесовских нападок, и поэтому я не стал бы говорить, что монаху легче спастись. Конечно, миряне больше погрязли в суете, но среди них я знаю много людей, умеющих сочетать и мирскую, и духовную жизнь.
Какие искушения особенно тяжелы для современного монашества и отличаются ли они от искушений, которые были в древности?
– В древности не было столько суеты, столько соблазнов. Не было интернета, телевидения, различных средств массовой информации. Тогда по-христиански жили даже миряне, а монахи уходили подальше от людей, чтобы в уединении молиться Господу.
Сейчас есть множество внешних соблазнов, выдержать их монаху сложно, но возможно. Например, игумен не благословляет держать в келье ноутбук, заходить в интернет, без крайней нужды пользоваться телефоном, и от этого монаху легче подвизаться. Городская суета накладывает на монастыри свой отпечаток, и соблазнов неизмеримо больше. Но если у монаха есть послушание, Господь все управит.
Невозможно себе представить, чтобы в первые века христианства девушки имели непристойный вид, но монахи, выходя за стены монастыря, все же соблазнялись. Выйдя же в город сейчас, особенно летом, вообще невозможно смотреть по сторонам – кругом одни соблазны. Но помощь Божия всегда была, есть и будет с монахом.
Можно научиться ничего не замечать вокруг себя. Когда я был в Новоспасском монастыре в Москве, в метро нельзя было не наткнуться взглядом на какой-нибудь соблазн, и я выработал в себе привычку смотреть поверх голов. Я рассматривал какие-то мраморные узоры, какие-то рисунки, которыми были украшены стены станций метро, чтобы не смотреть на стоящих вокруг меня, и мне это помогало. Так что можно найти способ спасаться от подобных соблазнов, но в наше время, конечно же, соблазнов намного больше, чем было их в первые века христианства.
Вопрос от телезрителя: «Я не женат, и у меня появляются мысли о монашестве. Что бы Вы посоветовали мне предпринять?»
– В каждом конкретном случае нужно рассматривать, насколько человек воцерковлен. Вот у него ничего не получается с женитьбой, и он подумал: «А не пойти ли мне в монастырь?», но так поступать нельзя. Должно сформироваться желание посвятить свою жизнь Богу. Если он регулярно ходит в храм, он должен посоветоваться об этом со своим духовником.
Во время отпуска можно пожить в каком-нибудь монастыре, желательно удаленном от городской суеты, потрудиться, походить с монахами на молитвы, присмотреться, что же такое монашеская жизнь. И если после этого появится желание уйти в монастырь, то с благословения своего духовника можно это сделать и стать послушником. Но то, что человек не может жениться, не повод для ухода в монастырь.
Владыка, дайте наставление нашим телезрителям в их непростой, но удивительной жизни.
– Дорогие братья и сестры! Сегодня я был рад ответить на ваши вопросы, поделиться своим мнением о монашестве. Конечно же, монашество не для всех. Далеко не все готовы отказаться от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Богу. Но, как мы уже говорили, пусть монахов будет меньше, но они будут крепкими, чистыми, сильными молитвенниками.
А вам, дорогие братья и сестры, я желаю, чтобы Господь помог укрепиться в вере, в доверии Богу и все, что встретится в этой жизни, пережить достойно. Помните, что самое главное призвание каждого христианина – это служение Богу, будь то в монашеском чине или в миру, при несении различных болезней и скорбей.
Нам нужно стараться жить по заповедям Божиим, полностью предаваясь воле Божией и говоря: «Слава Богу за все! Слава Богу за скорбь и за радость». И за это доверие Господь будет нас миловать, будет помогать нам и спасать нас. Всем помощи Божией!
Записали:
Наталья Мухлынина
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Мы сегодня собрались все вместе, казалось бы, по случаю личного праздника Патриарха. Но на самом деле всякий раз, когда мы собираемся вместе, у нас есть возможность едиными устами воздохнуть ко Господу, вознести к Нему соборную молитву о самом главном – о том, что потребно сегодня для народа нашего, для Церкви нашей. А нет большей потребности сегодня, чем мир и успокоение междоусобной брани на просторах исторической Руси. И нет ничего более важного, чтобы оградить сегодня Отечество наше Российское от разного рода наветов и стремлений лишить страну нашу самостоятельности, подлинного суверенитета, способности мыслить так, как того желает наш народ, и действовать в соответствии с национальными интересами.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.