Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1181) → Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий: Центр и Церкви, и прихода – Христос

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий: Центр и Церкви, и прихода – Христос

№44 (1181) / 21 ноября ‘22

Архипастырь

Есть в Церкви книга Типикон, или Устав. По Уставу живут обычно монастыри. А на приходах наблюдается разнообразие (как сказано в Уставе, «аще изволит настоятель»). Как Вы считаете, монашеский Устав применим в мирской жизни или надо руководствоваться другими соображениями?

– Конечно, сам Устав применим, и все наши приходы живут согласно Уставу. Но время и обстоятельства нашей жизни не позволяют в условиях приходской жизни исполнять Типикон. Недавно мне рассказали, что кто-то в свое время пробовал совершить всенощное бдение по полному уставу. Начали где-то в шесть вечера, а закончили в три часа ночи. Если таким образом на приходах будет совершаться служба, мало кто сможет остаться до конца. Но Устав сохраняется, и жизнь жительствует в наших монастырях согласно Типикону. Могу сказать о Каневском мужском монастыре, где я являюсь настоятелем. Да, есть какие-то сокращения, но в целом монастырь живет согласно уставу монастыря, который существует помимо Типикона. А приходской устав – это прежде всего юридический документ, зарегистрированный в министерстве юстиции, он вырабатывается и принимается Архиерейским собором. По нему осуществляется хозяйственная жизнь прихода, различные общественные деяния. В общем, все то, чем должна заниматься христианская община. Но богослужебный устав сокращен. В той форме, в какой он существует сейчас на приходах, он вполне помогает и исполнять положенные богослужения, и приводить людей ко Христу.

Как Вы считаете, что самое главное в жизни прихода?

– В жизни прихода самое главное – единство самой общины, христианский дух. Приход не должен разделять прихожан. Это, можно сказать, большая семья. Как в мирской семье, так и в приходской жизнь так устраивается: есть иерархия, старшие и младшие, есть общие интересы. А эти интересы объединены вокруг одной Богочеловеческой Личности – Христа. Ведь центр и прихода, и Церкви – Христос. Чтобы приблизиться к Нему, стать Его другом, община должна нести этот заповеданный отпечаток, сохраняя единство в союзе мира, сохраняя любовь и являя ее внешнему миру.

Типикон подразумевает ежедневные богослужения и совершение Литургии. Но не все храмы могут себе это позволить, например, если на приходе только один священник. Как Вы считаете, целесообразно ли стремиться к ежедневному богослужению или единство общины возможно и без этого?

– Думаю, сначала нужно сказать о географическом расположении прихода. Есть приходы городские, есть связанные с жизнью кафедральных соборов (где богослужения проходят ежедневно, там и количество клира другое). А есть небольшие сельские храмы. Конечно, и там может быть порыв настоятеля или священника совершать Литургию ежедневно, но это его личное дело. Община не сможет собраться на ежедневную молитву, хотя это идеал. В монастыре все это осуществить проще, особенно там, где многочисленная братия в священном сане и есть кому нести череду. Но приходская жизнь в полной мере не исполняет те заветы, добрые намерения, которые должны быть. Богослужение трудно исполнять ежедневно. Но община может собираться не только для совершения Божественной литургии. Можно читать акафисты без участия священников. Такие примеры есть. Приход – это община, общность людей. Нет священника, но люди сами собираются.

Прекрасно помню, как было у нас в Победе Выборгского района, – не было священника, так люди по своей инициативе собирались в комнатке и читали акафист, пели молебен. Тем самым они сохраняли молитвенный настрой. Все это приемлемо, потому что не сразу появляются настоятель, священник. Часто бывает так, что миряне обращаются к архиерею (и ко мне в частности), просят открыть приход, дать им священника. И на этом все. Начинаешь задавать вопросы, а что будет дальше? Особенно когда видишь, что населенный пункт не имеет перспективы жизни. Люди затрудняются ответить. Даже когда спрашиваешь, будут ли они членами общины, прихожанами. Недавно получил очень странное письмо. Женщина живет в Петербурге, она посетила своего родственника в одном из сел. В этом селе уже нет ни поликлиники, ни школы – умирающее село. Она предложила открыть там приход. Я спросил, будет ли она жить в этом селе? Нет, ведь она живет и работает в Петербурге. Я считаю, это провокационные вещи. Приход предполагает в первую очередь наличие общины, тех, кто будет там трудиться, жить. Если такого богослужения не будет, то и община не сможет укрепиться.

Какова роль Святого Причастия в единстве общины?

– Безусловна. Спаситель оставил нам заповедь о воспоминании Его подвига, Его жизни, смерти, Воскресении. Ясно сказано: кто не будет вкушать Тела и Крови, тот недостоин, а если не будешь достоин Христа, то в отсутствие Евхаристии Христа не будет.

Слова Спасителя «где двое или трое собраны во имя Мое…» понятны. Ясно, что во времена Спасителя понятия прихода не было, как не было его и до 313 года (до Миланского эдикта), да и храмов-то не было, было просто собрание людей. Это собрание заканчивалось общей евхаристической трапезой, где Христос, конечно, появлялся. Даже если Евхаристия совершается два-три раза в неделю, такой приход уже состоялся.

Когда люди причастились Святых Таин, им хочется продолжить общение, свое духовное образование. Как, по Вашему мнению, это лучше организовать на приходе?

– Приход не должен связываться с пониманием храма. Приход – это все то, что образовывается и живет вокруг храма. Литургия – это литургическое общение, а есть внелитургическое общение. Чтобы внелитургическое общение совершалось, нужно в первую очередь помещение, где все это устраивать. Во многих приходах существуют церковные дома, духовные центры. Если их не существует, я всегда обращаю внимание, что их надо строить. Слава Богу, когда место для таких встреч предоставляют светские учебные или общественные заведения. Но все равно лучше иметь свой дом рядом с храмом. Закончилась Литургия, люди пришли в приходской дом, где работают кружки, секции, молодежные движения, детская комната. Все это помогает объединить прихожан, помогает их привести к какому-то служению (социальному или связанному с милосердием). Многие люди так и знакомятся, так и начинают участвовать в социальных программах, даже не понимая слово «социальная», сами стремятся кому-то помочь, кого-то привести в общину. Все это делается там, где есть полноценная приходская жизнь, имеющая не только храм, но и другие помещения, здания, где имеет свое место внебогослужебная жизнь.

А если здания нет, какие формы уместны в стенах храма, а какие неуместны? Например, трапеза, учебный процесс воскресной школы, концерт?

– Проводится и первое, и второе, и третье, но все это уже момент напряжения. Закончилось богослужение, кто-то еще не закончил исповедоваться, кто-то заказывает требы, а уже нужно проводить занятия с детьми, репетиции или концерты. Все это напрягает. Поэтому находят какие-то формы, ищут помещения. Я со своей стороны всегда говорю, что, даже начиная строить храм, нужно параллельно строить церковный дом. Хотя знаю, что это очень сложно, учитывая сегодняшнюю ситуацию, да и любую ситуацию любых времен. Все это требует больших затрат. Когда и храм, и дом строятся одновременно, рождается приходская община, которая начинает активно включаться в дела стройки и самоорганизуется.

Вопрос телезрителя: «Как сохранить молитвенный настрой между службами? Мы отстояли на Литургии, помолились, причастились, а потом возвращаемся в суету. Каждый день на Литургии мы бывать не можем (по заповеди апостола непрестанно молитесь, за все благодарите)»...

– Сохранять это состояние духа, спокойствия непросто, учитывая, что внешний мир, который тебя встречает при выходе из храма в воскресный день, уже облечен стремлением некоторых сил разрушить этот настрой. Святые отцы говорят, что нужно к этому стремиться. Очень хорошо, когда семья собирается сначала в храме, потом дома за обедом, после этого ведут беседы, читают вместе. Это все тоже помогает сохранять настрой. Конечно, предстоящая неделя непростая – это и отношения на работе, и межличностные, и общественные отношения. Ясно, что враг рода человеческого не даст возможности сохранить настрой дольше.

Вы правильно сказали, чтение домашней молитвы (утренней и вечерней), обращение за помощью к Богу помогает. И самое главное, чтобы было желание как можно скорее прийти в следующий раз в храм и обязательно причаститься Святых Христовых Таин. Это нужно зарубить себе на носу: каждое воскресенье быть в храме и по возможности причащаться Святых Христовых Таин. Как жалко видеть, когда люди один раз в год или один раз в жизни переступают порог храма, чтобы исповедоваться и причаститься. Это неправильно. Причащаться и исповедоваться нужно как можно чаще, тогда благодать Божия будет «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая». Она будет восполнять все то, что мы теряем за дни седмицы, когда мы от храма к храму проводим свою жизнь в миру.

Какова роль настоятеля и священника в жизни общины? Насколько близкими должны быть отношения между священником и прихожанами, насколько личная жизнь священника и настоятеля должна быть открытой?

– Чужая душа – потемки… Может быть, это не относится к душе жизни прихода, настоятеля или клирика. Конечно, у священника есть семья. Чаще всего семейные отношения священник проецирует и на жизнь прихода (приход, как я уже говорил, это семья). Понятно, что между священником, настоятелем и его прихожанами складываются добрые отношения. Но все равно пастырь есть пастырь. Он принимает у прихожан Исповедь, он ведет их ко Христу. И прихожане должны понимать, что никакого панибратства быть не должно. Да, есть открытость, любовь, но панибратства не должно быть. Любой пастырь несет образ Божий на себе. Ни в коем случае не должно быть самоограждения или превосходства, мол, я батюшка, а вы все тут… Это уже другая тема – тема гуру, или лжепастырей, которые кроме себя больше никого не видят. Такое почитание порой доводит до безумия и прихожан, и самого пастыря. Нужно всегда сохранять паритетные отношения и всегда быть открытым, добрым, любящим, но и проявлять строгость, потому что иначе нельзя. Как в своей семье: если ты будешь постоянно добрым, а в семье бывают моменты, которые требуют строгости, наказания, поэтому все должно быть применено с разумом. Слава Богу, что добрых примеров множество, а священники являются добрыми пастырями своей паствы.

Жизнь Церкви наполнена праздниками, а праздники сопровождаются застольями. Какова роль застолья в жизни прихода?

– Не нужно представлять, что застолье – это что-то пышное с возлияниями… Мы просто садимся за чайный стол… Это тоже трапеза, только не евхаристического общения, а общения между людьми. Оно важно, и слава Богу, если оно есть. В храме, который изображен на экране в студии (это храм Иоанна Богослова в Кудрово), люди после богослужения (его совершают ежедневно) вместе пьют чай. В этот момент на экране в трапезной идет какой-нибудь фильм или история, посвященная сегодняшнему празднику или памяти святых, или другие злободневные вопросы. Многие вещи решаются именно в таком кругу. В общине бывают люди, имеющие материальные возможности, но они же не стоят в храме с табличками на груди, мол, я такой-то и такой-то, имею такой-то доход… А в общении за такими трапезами любви люди узнают друг друга, понимают, что есть возможность кому-то помочь в материальном плане, кому-то устроиться на работу, – все то, о чем человек порой скорбит и даже не видит выхода из сложившегося положения, поэтому одно другому не мешает.

Вы говорили о благотворителях, о том, что они так или иначе всегда присутствуют в храме. Насколько отчетность храма перед прихожанами должна быть открытой и насколько люди могут высказывать свою инициативу?

– Приход – это не налоговая инспекция. Мы имеем отчет перед государственными службами… А так прихожане сами видят, что меняется в жизни прихода, в храме, читают интернет-страницы, видят, с кем встречаешься, кому помогаешь. Здесь ничего не утаишь. То есть весь отчет виден в реальности. Но за чашкой чая, во внебогослужебное время, можно и рассказать, что сделано за последнее время. Плюс ко всему существуют приходские собрания (раз или два в год), где как раз происходят все отчеты и строятся планы на предстоящее время.

Вопрос о волеизъявлении народа. Нет в храме пеленальных столиков для младенцев. Настоятель, может, думать не думает об этой проблеме, но люди должны иметь возможность свое пожелание выразить? Или это должно быть только на усмотрение настоятеля?

– Конечно, предложения можно вносить. Но порой поступают такие предложения, от которых волосы дыбом встают. И надо понимать, что Церковь – это богочеловеческий организм, и наполнять ее чем-то несоответствующим не стоит. Есть традиционные, устоявшиеся моменты, благодаря которым Церковь и живет. С одной стороны, может, она и консервативный механизм, но сохраняет многие вещи и в культуре, и в архитектуре, и в богослужении.

Хочу задать вопрос о храмах, где есть практика ранней и поздней Литургии. Бывает так, что формируются своего рода две отдельные общины. Одна – только на ранней, другая – только на поздней. Хорошо ли это, уместно ли? Особенно когда у пастырей разная, что ли, стилистика служения. Не разделяет ли это приход?

– То, что существует ранняя и поздняя Литургия, – замечательно. Кто-то любит пораньше встать, пойти на службу, помолиться, чтобы целый день был более-менее свободным. Кто-то любит поспать и прийти в храм на позднюю Литургию. В одном приходе две Литургии, не два прихода, а две Литургии, не должно быть никаких разногласий, что Литургия ранняя, что Литургия поздняя. Для того и существует настоятель, чтобы сглаживать все и давать понять, что Христос один, и если ранняя совершается в таком темпе, в таком стиле, то и поздняя не должна ничем отличаться. Литургия – это Литургия, не должно быть никаких вещей, которые привносятся обстоятельствами жизни.

Владыка, нас опутывают социальные сети, и каждый приход обязательно имеет свою группу «ВКонтакте», другие ресурсы. Очень много времени уходит на то, чтобы это все поддерживать, развивать. Как Вы считаете, насколько это вообще целесообразно, стоит ли священнику, настоятелю тратить на это время?

– Я считаю, что у настоятеля или у священника не так много времени, если только у него нет больше никаких других послушаний или дел. Но такого не бывает, у нас не так много священников, чтобы у каждого было свое направление. Дай, Бог, может быть, придет время, когда будет один отвечать в приходе за информационное пространство, другой за молодежь, третий за социальную работу, но это уже должны быть развитые приходы.

Сегодня во многих местах этим занимаются не священника, а прихожане. Это одна из форм работы с приходом, обязательно в приходе кто-то найдется. На дворе XXI век, все имеют возможность обращаться к своим смартфонам и электронным средствам, есть люди, которые могут вести эти страницы. Но не превращать работу миссионерского свидетельства в социальных сетях в какое-то безумство.

К сожалению, сегодня наш народ не всегда может поставить точку в нужный момент, а доходит уже до какого-то, как я говорил, безумства – начинает какие-то вещи выкладывать, фотографироваться, еще что-то. Нужно всегда находить возможность поставить точку. Лучше всего если бы велась богословская дискуссия или обсуждение, это было бы интереснее, а когда начинают путать и выкладывают свою личную жизнь на приходские страницы, то это становится нелепо. Личная жизнь – это личная жизнь. Я понимаю, что жизнь прихода порой, может быть, не так насыщена добродетельными делами, милосердия. Не каждый же день там оказывают помощь, помогают, ездят в детские дома, но это не нужно заменять своими личностными поездками, фотографиями, я имею в виду священников.

Так что, если есть люди, которые помогают вести приходу эту страницу, то Слава Богу, а если нет, то нужно с аккуратнейшим трепетом подходить к этой тематике. Вспоминая слова, сказанные в Священном Писании: блюдите яко опасно ходите. Еще неизвестно, польза будет от этого или вред, потому что, как говорил один человек: «Палец можно и ножом порезать, если неправильно пользоваться». Дай, Бог, чтобы мы пользовались правильно и чтобы в нужный момент умели поставить точку. Отличать, где нужные вещи, а где и ненужные, и ненужные оставлять при себе.

Спаси, Господи, Владыка. Последнее замечание особенно приятно слышать. Время наше истекает стремительно. Хотелось бы еще миллион вопросов Вам задать. Надеюсь, что через какое-нибудь время мы снова здесь увидимся, но сейчас уже вынуждены прощаться. Может быть, какое-нибудь наставление в связи с тем, что уже и Рождественский пост недалеко, и в этом году, наверное, мы с Вами в студии с телезрителями уже не увидимся.

– Что бы хотел сказать в контексте нашей встречи и разговоре о приходе… Старайтесь быть активными прихожанами своих общин, помогайте священнику трудиться для того, чтобы общины становились крепче, больше, сильнее. Потому что от общины многое зависит, и самое главное, что придет час, когда Господь спросит: «А что ты сделал, пребывая в общении, для всей полноты Церкви Христовой?» Каждый должен стремиться к тому, чтобы община была здоровым и правильно настроенным организмом.

Записали:
Максим Заливакин
и Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Чем сильнее дух, тем больше силы у народа сопротивляться внешним, а иногда и внутренним опасным разрушительным влияниям»

Благодарю Вас, Ваше Преосвященство, за Ваши добрые слова! Сердечно приветствую собратьев-архипастырей, высокопоставленных лиц, которые присутствуют за богослужением, и всех вас, мои дорогие, и поздравляю с этим днем!

 
Беседы с батюшкой

Священник Виктор Ленок: Как сохранять мир в душе?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс