Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Периодически приходится сталкиваться с ситуациями, которые так или иначе связаны с домашними животными. Поэтому, Владыка, если Вы не против, давайте сегодня нашу программу посвятим этой теме.
– С удовольствием.
Один из часто задаваемых вопросов – о том, нужно ли брать благословение у священника, чтобы завести домашнее животное, и можно ли потом за него молиться.
– Что касается благословения, то, пожалуй, этот вопрос относится не только к теме благословения животных, но и к тому, нужно ли человеку вообще брать на что-то благословение. Иногда благословение рассматривается людьми как некая верительная грамота или допуск к тем или иным вещам, потому что им важно, чтобы у них было этому какое-то подтверждение.
У каждого верующего есть духовник, и человек советуется с ним по всем важным вопросам своей жизни. Например, если дело, которое он задумал, сопряжено с определенной ответственностью, с его внутренним духовным состоянием, то он советуется с духовником, насколько это дело полезно с духовной точки зрения. Если же дело касается обычного бытового вопроса, не имеющего никакого отношения к духовной жизни, то, думаю, не будет ничего страшного, если человек благословения брать не будет.
Если у кого-то есть греховное, болезненное пристрастие к тому или иному животному, духовник может это увидеть и не порекомендует заводить животное. Но если человек одинокий, дети его выросли и выпорхнули из родного дома, и он скучает, конечно же, в первую очередь духовник порекомендует этому человеку обратить внимание на молитву, на чтение Священного Писания. И он может посоветовать ему взять себе какое-то животное, скажем, кошку, и дом его сразу станет намного комфортнее.
Другое дело, когда человек желает обзавестись каким-то домашним хозяйством – завести коров, овец. Здесь важно, чтобы его духовная жизнь не была этим разрушена, ведь он полностью изменит свой образ жизни. Вести домашнее хозяйство трудно, ответственно и важно. Почему же в этом случае не взять благословения и не отслужить молебен, призвав Божие благословение на новое дело?
Что же касается молитвы о животных, здесь иногда бывают крайности, когда начинают относиться к своим животным так же, как к людям. Конечно же, ставить знак равенства здесь недопустимо. С другой стороны, мы же возносим свои молитвы не только о животных, но и о каких-то неодушевленных вещах.
В наших богослужебных книгах есть, например, молитвы на благословение нивы, которую человек засеял рожью или пшеницей, с прошением к Богу благословить эту ниву, чтобы она дала хороший урожай. Благословляют также садовые деревья, в праздник Преображения Господня мы благословляем плоды. Есть чинопоследование благословения нового жилища.
И если мы благословляем деревья, наши дома или квартиры, какие-то бытовые вещи, то животные в этом отношении, конечно же, ничем не отличаются. В древних богослужебных книгах есть, например, чинопоследование благословения стада. Этот молебен служился не только тогда, когда человек заводил каких-то животных, но и ежегодно, перед тем как животных выгоняли на пастбища из мест их зимнего пребывания, и животных даже окропляли святой водой. Поэтому, думаю, что не возбраняется уделять духовное внимание и нашим животным, питомцам, но злоупотребления здесь быть не должно.
Владыка, давайте перейдем в практическую плоскость. Я иногда затрудняюсь ответить на вопросы, подобные этому: «Мой кот сильно болеет. Нужно ли за него молиться и как это делать?»
– Есть ветеринарные клиники, там животным оказывают помощь специалисты. И параллельно с этим можно воздохнуть ко Господу: «Господи, пусть будет воля Твоя над моим животным». Животные ведь тоже страдают, когда их постигает болезнь.
В Священном Писании в одной из притч Соломоновых есть интересные слова, касающиеся животных: блажен, иже и скоты милует. Здесь под словом «скоты» понимаются животные вообще. То есть милостивое, сострадательное отношение к животным должно быть свойственно верующему.
Эта милость может проявляться, во-первых, в оказании помощи животному, а во-вторых, в воздыхании ко Господу, чтобы Господь через ветеринарных врачей помог нашему питомцу и облегчил его страдания, чтобы и на нем была воля Божия.
Еще один вопрос, которым часто интересуются люди: «Что происходит с животными после их смерти?»
– На этот вопрос ответ нам Священное Писание не дает. Мы можем знать о том, что происходит в том мире, только из того, что открывает нам Господь. Так вот, относительно животных Писание не говорит ничего конкретного, поэтому существуют разные мнения, будут там животные или нет. И когда после Второго Пришествия Христова будет всеобщее воскресение и мертвые восстанут, будет новый мир, новое небо и новая земля, будут ли в этом мире животные, мы не знаем.
С одной стороны, мы можем сожалеть, что мир поблекнет, если в нем не будет каких-нибудь тигрят и прочих животных. С другой стороны, мы ведь не знаем, каким будет этот мир, когда Бог будет все и во всем, а люди будут пребывать в Божественной благодати. Поэтому, мне кажется, мы не должны задаваться этим вопросом, положившись на Всемудрого и все устрояющего Бога, Который все предусмотрел ко благу мира и человека.
Еще один непростой вопрос. Не секрет, что многим людям, которые живут на селе и ведут натуральное хозяйство, в определенный момент приходится резать тех же поросят. Позволительно ли воцерковленному человеку этим заниматься?
– Священнику делать это непозволительно, потому что священные каноны говорят о том, что тот, кто приносит Бескровную жертву Христову, совершает таинство Евхаристии, не может проливать кровь не только человека, но и животных. Но если это верующий, не имеющий священного сана, то ему это делать вполне позволительно.
В Священном Писании мы читаем, что изначально Господь не предполагал употребление в пищу человеком животных. В Библии есть замечательные слова: когда Бог сотворил Адама и Еву, Он произрастил всякую зелень и всякое дерево плодовитое и, обращаясь к ним, сказал, что все это будет им в пищу. И никакие животные здесь не упоминаются.
Но после Всемирного потопа, когда Ной вышел из ковчега и Господь заново благословил уже новое человечество, которое произойдет от Ноя, среди благословленной Господом пищи перечисляются уже и животные. Таким образом, Священное Писание не возбраняет вкушение людьми мяса.
При монастырях и женских, и мужских, если они не находятся в черте крупных городов, как правило, есть подсобные хозяйства, где разводят различных животных, в том числе и коров. Но коров разводят ради молока, масла, сметаны, которые подаются на монастырские столы. Так, у нас при Могочинском монастыре есть достаточно большое хозяйство, где насельницы занимаются разведением животных. Но вопрос употребления в пищу мяса этих животных, естественно, не стоит. А что касается мирян, им это дозволительно, следовательно, разведение животных для мяса не возбраняется.
Позвольте от себя задать такой вопрос. Мы знаем, что и у патриархов были какие-то домашние животные. А как Вы относитесь к домашним животным и есть ли они у Вас?
– Я не знаю, есть ли у Святейшего Патриарха Кирилла какие-то животные. А что касается Святейшего Патриарха Алексия, есть фотография, на которой он снят рядом с овечками. При резиденции Патриарха в Подмосковье, в Переделкино, где он жил, в хозяйстве были какие-то животные, за которыми ухаживал человек, несший послушание у Святейшего. Из любви к животным Патриарх тоже иногда их посещал.
Существует особый вид терапии, заключающийся в общении с животными. Я знаю, что многих больных детишек специально приводят к животным, и общение, соприкосновение с животными помогает им пройти некую реабилитацию.
Сейчас у меня домашнего животного нет, но долгое время, 16 лет, у меня жила кошка, которую мне когда-то подарили маленьким котеночком, помещавшимся у меня на ладони. Эта кошка выросла на моих глазах. Когда вечером после тяжелого трудового дня я приходил домой и видел, как она радовалась моему приходу, меня это тоже радовало.
Но мне часто приходилось покидать город Томск, ездить в пастырские поездки по Томской области, и иногда, когда я выезжал в другие регионы, эти поездки были многодневными. А за животным требуется постоянный уход, поэтому мне приходилось на время моих отъездов его пристраивать. Поэтому я воздерживаюсь, не завожу животное из практических соображений.
Мне часто приходится слышать возмущение людей, любящих собак: «Почему Православная Церковь не жалует собак? И если собака зашла в храм, то его чуть ли не заново освящают».
– Ну, неадекватных людей, всегда чем-то недовольных, много. Должен сказать, что по отношению к собакам никакого негативного отношения у нас нет, просто у каждого животного должно быть свое место. Собаки, в отличие от тех же кошек, более энергичны, они могут бегать и производить в храме беспорядок. А кошек держали в храмах из практических соображений – чтобы они ловили мышей и крыс. Храм – не то место, где должны находиться какие бы то ни было животные.
Владыка, сегодня у многих на слуху песня про 3 сентября. Но 3 сентября в том числе и церковный праздник. В этот день отмечается память святителя Петра Московского. Мне кажется, этот святитель, если можно так сказать, в какой-то мере недооценен, хоть он внес большой вклад в развитие Русской земли. Согласны ли Вы со мной?
– Святитель Петр Московский имеет большое значение не только для духовной, церковной жизни Русской Православной Церкви, но и для всего нашего государства. Есть такие понятия, как «градообразующие предприятия», «государствообразующие компании», например, часто так называют «Газпром». И есть государствообразующие личности. Если бы не было той или иной личности, развитие государства или народа могло бы пойти по совершенно другому пути.
Кстати говоря, святитель Петр не забыт. Третье сентября – день памяти этого святого, является Днем города Москвы. В 1324 году именно этот святитель пришел из Владимира-на-Клязьме, где в то время находилась кафедра митрополита Московского, к князю Московскому Ивану Калите. Москва в то время была маленьким городом, центром очень небольшого и не очень сильного княжества.
Святитель Петр сказал Ивану Калите: «Если ты построишь в Кремле храм Успения Богородицы и упокоишь меня в этом храме, то благословит Господь твой город. Он станет центром не только возросшего Московского княжества, но и всех земель русских». То есть митрополит Петр предсказал будущую славу страны, которая образуется вокруг Москвы.
Митрополит Петр перенес свою кафедру из Владимира-на-Клязьме в Москву, сделав тем самым Москву центром Русской Православной Церкви. Именно после этого вокруг Москвы начали объединяться, хоть и не так быстро и нелегко, другие княжества в единое мощное государство.
Изначально церковный и политический центр Руси находился в Киеве, но после того как в 1240 году Батый разорил Киев, город несколько столетий не мог оправиться от этого и находился в полуразоренном состоянии. И тогда митрополит Киевский Максим, предшественник митрополита Петра, перенес центр управления Русской Православной Церковью из Киева во Владимир-на-Клязьме, который должен был стать столицей Русского государства.
На титул столичного города претендовала и Тверь, в то время тоже очень сильный центр сильного княжества, но кафедра была перенесена во Владимир-на-Клязьме. Митрополит Петр, будучи человеком духовным и прозорливым, видел будущее за Москвой, и именно туда он перенес свою кафедру, и, продолжая носить титул митрополита Киевского, де-факто пребывал в Москве.
Патриарх Константинопольский вместо упокоившегося и погребенного в Москве святителя Петра поставил митрополита Феогноста, также носившего титул митрополита Киевского, и предписал ему постоянное пребывание в граде Москве. Пройдет еще несколько лет, и в 1326 году Москву официально признает Константинополь духовным центром всей Русской Православной Церкви, всех княжеств, и начнется процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
Вполне вероятно, что мы бы не жили в том государстве, в котором живем сейчас, и не была бы Россия такой, какая она есть, если бы не святитель Петр со своей инициативой, принесшей такие плоды.
У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Обязательно ли заказывать благодарственный молебен, чтобы поблагодарить Бога, или это можно сделать как-то иначе?»
– Если сердце благодарно, оно обязательно найдет должные формы благодарения. Так бывает в отношениях между людьми. Если человек кому-то за что-то благодарен, ему совсем необязательно покупать дорогой подарок и подносить его своему благотворителю. Благодарностью может быть и улыбка, и доброе, от души сказанное слово, и какой-то цветочек – что угодно.
Форма нашего благодарения Богу тоже может быть самой разной, и в первую очередь благодарность должна исходить из сердца человека. Прежде чем он пойдет в храм, чтобы заказать благодарственный молебен как сложившуюся самую торжественную форму выражения благодарности Богу, этому должно предшествовать благодарное чувство в его душе.
Он должен дома возблагодарить Господа: «Господи, благодарю Тебя за бесчисленные дары, за милости, за любовь, которой Ты окружаешь меня и которую на меня изливаешь». И это не должно быть разовым чувством. Благодарность Богу должна сопровождать нас всю жизнь. И чем больше мы благодарим Бога, тем больше Господь нам дает.
«Можно ли перед иконой, например, Николая Чудотворца молиться Спасителю или для этого должна быть именно икона Господа?»
– Иконы – это образы, помогающие сосредоточиться на молитве. К примеру, встанем мы на утреннюю молитву в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, о котором только что говорили, прочитаем молитвы и произнесем тропарь или молитву святителю Петру... Но далеко не у каждого дома есть икона святителя Петра.
И вообще, каждый день празднуется память каких-то святых, икон которых наверняка в наших домах нет, но это не мешает нам произносить молитвы этим святым. Мы должны возносить молитвы вне зависимости от того, какие иконы есть перед нами.
Если задавший вопрос человек сказал, что у него дома есть только икона Николая Чудотворца, то это звучит довольно странно, потому что в любом христианском жилище в первую очередь должны быть иконы Господа нашего, Пречистой Его Матери и уже потом святых – святителя Николая и других наиболее близких святых.
«В сельских школах Томской области не хватает учителей. А хватает ли священников в сельских храмах? И есть ли программа по привлечению батюшек на село?»
– Когда используется слово «программа», меня это всегда напрягает, потому что есть вещи, которые не укладываются в прокрустово ложе каких-то программ, определенных деяний. В Священном Писании сказано: дух дышит, где хочет. Вряд ли у Господа нашего Иисуса Христа была программа по привлечению святых апостолов к апостольскому служению, и вряд ли Он набросал Себе нечто типа: «Пойду пообщаюсь с рыбаками, потом с мытарями, кого-то из них выберу».
Когда Господь видел, что сердце какого-то человека расположено к благовестию Евангелия, Он звал его за Собой. Если люди откликались (а откликались, наверное, не все, кто-то и отказывался), они становились святыми апостолами. Точно так же кадровые вопросы в Церкви не носят какого-то системного характера. Господь полагает на сердце тому или иному человеку посвятить себя служению Богу.
В связи с этим мне вспоминается один интересный случай. На Афоне есть стоящий на скале монастырь Симонопетра. Игуменом этого монастыря был Эмилиан, ставший игуменом при следующих обстоятельствах. До него игуменом был очень престарелый монах. Монастырь постепенно ветшал, монахи были в весьма преклонном возрасте, молодежи в монастыре не было. Все видели, что монастырь, по-видимому, доживает свои последние времена.
И тогда игумен монастыря, не зная, как исправить ситуацию естественными усилиями, стал молиться основателю этого монастыря преподобному Симону: «Преподобный Симон, расположи сердца людей, которые хотели бы и были бы способны здесь подвизаться, к этой обители. Пошли сюда хотя бы пять молодых монахов».
В это же время в Греции был старец, духовный наставник, вокруг которого собралось много молодых монахов, стремящихся подвизаться в каком-нибудь монастыре, желательно на Святой Горе Афон. И вот Господь положил им на сердце: «Пойдите в монастырь Симонопетра и обратитесь к игумену».
И когда игумен монастыря помолился, в монастырь пришел достаточно молодой архимандрит Эмилиан с тридцатью своими учениками. Игумен со слезами на глазах подошел к иконе преподобного Симона и сказал: «Преподобный Симон, как же я тебе благодарен! Я просил у тебя пятерых, а ты прислал тридцать».
И с этого момента монастырь приобрел новое дыхание, новую жизнь. Он расцвел под руководством игумена Эмилиана при поддержке молодых монахов, пришедших вместе с ним. Кстати, один из этих молодых монахов, отец Елисей, стал игуменом монастыря после кончины архимандрита Эмилиана.
Так вот, Господь Сам решает подобные вопросы. И когда у руководителей возникает необходимость заместить какие-то должности (а это касается и врачей, и учителей, которых, к сожалению, не хватает, и прихожан, нуждающихся в пастыре), то, прежде чем писать письма в какие-то высокие инстанции, нужно помолиться Господу. И, может быть, Господь выберет и направит нужного человека.
Записала:
Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братия, сестры, сердечно поздравляю с великим для града Москвы и Церкви нашей праздником. Мы молимся сегодня перед Донской иконой Божией Матери, вспоминая дивные события, которые связаны с молитвой наших благочестивых предков перед этим образом. И особенно памятны два события в истории нашего народа, когда молитва перед Донской иконой спасла нашу страну.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.