Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1151) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Нет подлинных чудес не от Бога

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Нет подлинных чудес не от Бога

№14 (1151) / 4 апреля ‘22

Первосвятитель

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении расслабленного (Мк. 2, 1–12). Обычно, когда люди размышляют над этим текстом и даже когда священники в этот день проповедуют, акцент делается на расслабленном – на том, чья немощь была практически несовместима с какой-либо жизнедеятельностью, и, конечно, на Господе Иисусе Христе, Который сделал расслабленного здоровым и сильным человеком. Но нередко забывают о других участниках этого события, без которых оно бы не состоялось, – о тех, кто принес расслабленного ко Спасителю. Ведь если бы не было этих добрых людей, если бы они не подняли расслабленного, если бы не принесли его, то не было бы и чуда, о котором повествует Евангелие.

Нужно всегда помнить, что всякое великое дело, всякое чудо совершается силой Божественной благодати. Нет подлинных чудес не от Бога. Но Господь, Сам явившийся в теле человеческом, все делает для рода человеческого как Богочеловек, соединяя Божественное и человеческое, Божественную благодать с человеческой волей, с человеческой энергией. А без участия человека и благодать Божия действовать не может. Вот и в этом случае – не было бы людей, которые принесли несчастного, не было бы и чуда.

А если посмотреть на историю Церкви или, несколько сузив масштаб, на историю нашей Русской Православной Церкви, то сочетание Божественной воли, Божественной силы и воли человека становится совершенно очевидно и ощутимо. Вспомним, например, страшное нашествие монголо-татар. Они покорили пол-Европы, так что Русь оказалась внутри огромной территории, которую ордынский хан считал навеки своей, и не было никого, кто мог бы победить эту военно-политическую силу, контролировавшую необъятные пространства Евразии. Но что же произошло? Преподобный Сергий, смиренный старец, благословляет Дмитрия Донского, мужественного князя и воина, идти и дать бой этой непобедимой татаро-монгольской рати. Наверное, если бы ситуацию оценивал кто-то из современных аналитиков, то он бы сказал так: «Ну что ж, благословил на верную смерть». Потому что никаких шансов на победу не было – настолько могущественной была армия оккупантов; но по молитвам немощного, но святого старца, по молитвам Церкви Дмитрий Донской одерживает победу. И ведь одерживает не чудом, не ангелы с мечами спустились с неба, но одерживает победу благодаря мужеству, силе, смелости своего воинства, за которое молился святой старец Сергий, а вместе с ним – и вся Церковь.

А страшное Смутное время, когда народ впал в беспамятство, когда были потеряны все жизненные ориентиры, так что страна была готова признать любого сильного внешнего правителя, даже оккупанта? Всерьез говорили о том, что надо польского короля привлечь на русский престол, и ведь значительная часть русской аристократии склонялась к такому решению проблемы! Стоят поляки в Москве, захватили столицу – а, может быть, это не так уж плохо? Ведь они западный, просвещенный народ – стоит ли нам сопротивляться? Давайте пригласим Сигизмунда на царство, или его сына Владислава, и будут они править Русью, а мы будем жить в безопасности и мире с Европой!

Может быть, так бы и произошло, но был Патриарх Гермоген, святой человек, который молился, чтобы Господь избавил от иноплеменного гнета Русскую Церковь и русский народ. И молитвой этого человека, приумноженной молитвами многих других людей, Господь не только избавил нашу страну от оккупации, но и предотвратил роковой разворот в истории нашего народа, который, несомненно, привел бы к цивилизационным изменениям, страшным для нашей культуры и нашего самосознания.

Перечень подобных испытаний можно продолжить. Произошло страшное событие на Руси – революция, попытка смести всю духовную жизнь народа. И как новый гимн звучал: все разрушим, а затем… Что затем? Построим новый мир? А на каком фундаменте? Разве можно построить здание без фундамента? Снести легко, а вот построить без фундамента новое здание невозможно. Но ведь взбудоражили лжеучителя народ наш этой идеей до основания все разрушить, а потом построить новый мир, и Бог знает, что бы произошло, ведь в первую очередь удар наносился по Русской Церкви как хранительнице веры и национального самосознания. Именно Церковь – в основе русской культуры, история Церкви – в сердце истории русского народа. И тогда Патриарх Тихон при поддержке духовенства и народа Божиего делает выбор в пользу сохранения Церкви и благочестия. Его заключают в темницу, но он не отступает от своей линии, и, хотя ему приходилось находить слова, которые помешали бы опуститься руке с занесенным над Церковью мечом, эти слова никогда не расходились с его совестью и совестью православного благочестивого народа.

Мы видим, как актуализируется в нашей истории рассказ о парализованном, которого люди принесли к Спасителю. Во всех этих исторических сюжетах, на которых я сегодня остановился, несомненно присутствовала благодать Божия. Но ведь присутствовали и конкретные люди, чьи имена мы вспоминали.

Вот и сегодня, когда Церковь наша переживает тяжелейший период, по крайней мере в Новейшей истории, когда многие силы пытаются разорвать единое тело нашей Церкви, когда тяжко страдают люди на Украинской земле, – мы должны, как преподобный Сергий, как Патриарх Ермоген, как Патриарх Тихон, в первую очередь молиться о духовном единстве наследия святого князя Владимира. О том, чтобы, несмотря на политические границы, которые пролегли на теле исторической Руси, народы, живущие на этой земле, всегда опознавали друг в друге братьев и сестер, чтобы никогда не разрушалась система общих ценностей, чтобы никогда не поднимался меч одного брата против другого.

Сегодняшнее Евангельское чтение о том, как люди принесли расслабленного к ногам Спасителя и Господь его исцелил, – не помогает ли нам понять, что́ есть Церковь Русская? Единая Церковь, вышедшая из Киевской купели Крещения, которая и в России, и в Украине, и в Беларуси и еще во многих странах, – не подобна ли она тем, кто принес расслабленного ко Спасителю? Ведь кто-то должен молиться о едином народе нашем, которого желают сделать расслабленным! Кто-то должен отстаивать Божию правду о том, что мы – действительно один народ, вышедший из Киевской купели Крещения! Знаю, как сейчас закричат там, на Украине, противники этого народа: «Опять Патриарх говорит о том, что мы единый народ». А Патриарх иначе и говорить не может, потому что это есть историческая и Божия правда. И то, что мы сегодня живем в разных странах, не меняет этой исторической правды и изменить не может. Мы знаем, что и другие народы, в том числе в Европе, нередко долгое время жили в разных странах, но никогда не теряли своего общего национального самосознания. А применительно к нашему народу скажу: мы не теряли и единой Православной веры.

И да поможет нам Господь, как расслабленному, обрести силу, и пусть все те, кто уподобляется неизвестным людям, принесшим расслабленного к ногам Спасителя, все те, кто сегодня готов работать для сохранения духовного единства наших народов, для сохранения единства нашей Церкви, не колеблются и не сомневаются в правоте избранного пути, как не колебались те, кто принес расслабленного к ногам Спасителя. Пусть Господь хранит землю Русскую, народы, которые сегодня населяют эту землю, Россию, Украину, Беларусь, потому что всех нас, представителей этих трех народов, связывает также единая славянская культура и практически единая история. Дай нам Бог никогда не забывать о наших общих корнях, дай нам Бог всегда молиться друг за друга. И самая главная молитва должна быть о том, чтобы диавол не попустил того страшного момента, когда брат поднимет руку на брата. А потому мы все должны молиться за мир, за благостояние святых Божиих Церквей, за наш единый народ, который сегодня живет в разных странах, но который вышел из единой Киевской купели Крещения, который соединен общностью веры и общностью исторической судьбы.

Молитвами святых угодников Божиих, начиная с князя Владимира, который стоит в начале всего сонма русских святых, княгини Ольги, благоверных Бориса и Глеба, преподобых Киево-Печерских и всех святых, которые включены в дивную единую традицию Русского Православия, да хранит Господь в духовном единстве народ наш и Церковь нашу, великую хранительницу духовной культуры и веры православной, которая и сформировала единый народ единой Святой Руси.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс