Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1146) → Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Образ мысли святого человека есть образ мысли Бога

Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Образ мысли святого человека есть образ мысли Бога

№9 (1146) / 1 марта ‘22

Архипастырь

Недавно на большие экраны вышел греческий фильм американского режиссера сербского происхождения Елены Попович «Человек Божий», в основе которого житие святителя Нектария Эгинского. Среди многообразия современного кинематографического продукта фильмов, затрагивающих духовные темы, немного, а удачных среди них и того меньше. Кинолента получила высокую оценку зрительской аудитории – причем не только у православной ее части. Сегодня я предлагаю поговорить об этой картине. Владыка, на Ваш взгляд, удалось ли режиссеру в своей работе показать суть христианской жизни и раскрыть образ святителя?

– Мы знаем житие святителя Нектария Эгинского. Оно не слишком объемное и насыщено скорбными моментами. И еще его жизнь продолжается там, на Небе, а здесь продолжаются чудеса от его святых мощей. В этом фильме, на мой взгляд, очень удачно показан образ святого, хотя это нелегко – показать образ святого человека. Удачно показана и обстановка того времени и того места. И показаны не только внешние события, но и внутренние переживания, которые раскрываются через молитву святого, через диалоги и особые сцены (даже молчаливые, но виден настрой человека, видны его страдания). Так что, на мой взгляд, режиссеру удалось раскрыть образ святителя Нектария Эгинского.

Я, как и многие, с большим интересом посмотрела фильм, и он мне очень понравился, хотя я не так хорошо знакома с жизнью святого: картина производит впечатление, и очень трогают глубокие переживания. Человеку доброму, делавшему столько замечательного, светлого для всех вокруг, столько пришлось потерпеть… Предательство, отказ от него духовного наставника – это настолько трагический момент! Очень сложно. Создан образ, по моему мнению, светлый, от которого исходит тепло. Даже через экран чувствуешь, насколько человек был чистым и насколько искренне верил. И вся эта благодать распространяется на окружающих.

Очень интересно приводятся параллели восприятия и жизненного пути человека, святого, чистого, искренне верующего, и, к примеру, его помощника Кости (которого, кстати, сыграл наш российский актер Александр Петров). Человек тоже достаточно хороший и тоже искренне верующий, но у него мирское восприятие жизни, насколько я могу судить. И насколько разными оказываются их взгляды и отношение к различным ситуациям… Трогательная сцена в финале, когда святой находится в больнице и его помощник к нему приходит – и столько в нем до сих пор этой обиды на всех вокруг, на все, что произошло! Почему так произошло, почему такие разные точки зрения?

– Хочется сначала сказать о первой трагедии, чтобы понять, что такое отречение духовного отца от духовного чада. Надо понимать, что до этого происходит сначала отречение самого Нектария от мира, от всего, что связано с миром. Человек от всего отрекся, дал обеты монашеские и прилепился к своему духовному отцу, которому безгранично верит, которого безгранично любит и надеется, что духовный отец доведет его до Царства Небесного. И тут разрывается эта нить: тут трагедия духовная.

Еще хочется отметить (в начале фильма это показано – и по житию мы знаем), что, находясь на кафедре Пентапольской в Египте, будучи митрополитом, святитель Нектарий очень искренне проникался нуждами, судьбами местных жителей – коптов, арабов, которые составляли паству; это не совсем было характерно для архиереев и священников того времени (и сейчас мы видим по африканским событиям, когда многие приходы Африки желают перейти – и многие перешли – под омофор Московского Патриархата: действительно, накопились там проблемы, что иерархия не проникается нуждами материальными, а главным образом – духовными нуждами местного населения, простых христиан, простых прихожан – местных жителей).

И в тот период его деятельности он раскрывался как очень талантливый проповедник, грамотный архиерей-администратор, очень духовный человек – пастырь своих овец. Здесь были задействованы его силы душевные, его интеллект, его душевные хорошие качества, человеческие. Господь помогал ему, но еще не настолько. И вот для святого человека очень важен такой переломный момент, когда он осознает свою полную недостаточность: как говорится, когда человек увидит множество грехов своих, как песок морской, это и есть начало спасения.

Представляете? Человек, уже будучи митрополитом, такой деятельный и любимый своей паствой архиерей, еще только начинает спасаться... Не совсем привычно и это для обычных православных христиан, которые ходят в храм, заказывают молебны святым, просят их о своих нуждах. И когда они знакомятся с житием святого Нектария, пусть даже через этот фильм, наглядно, то не все понимают.

А его духовный сын Кости, который тоже его очень сильно любил, доверял ему, имеет еще мирское мышление – не Евангельское. И мы видим, как две души идут параллельно: события одни и те же случаются с ними, но какая разная реакция! Если святой Нектарий в своей жизни (зачастую она очень трагична, связана с предательством, со злыми кознями людей, причем облеченных саном) принимает все, смотрит на все с точки зрения вечности, с точки зрения спасения, чистоты своей души, то Кости смотрит на это с точки зрения мирской… Мирской верующий человек. И вот он замечание делает: «Владыка, Вы же самый лучший иерарх Патриархата Александрийского! Вы должны достойно занять престол Патриарха Александрийского!» И как он это мотивирует? «Тогда Вы сможете много сделать для Церкви».

Он действительно мог бы поставить нужных архиереев, нужных священников. И процветала бы Александрийская Патриархия. Но тогда Нектарий не стал бы святым – он был бы значимым, очень известным архиереем своей эпохи. А стал святым.

И такое поучение можно вынести из этого фильма: на все события смотреть с точки зрения вечности. Серафим Саровский говорил, что нужно каждый день читать Священное Писание, чтобы ум как бы плавал в Священном Писании. Что значит: как бы плавал? На все смотреть с точки зрения Евангелия (как апостол говорит: в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе).

Смотрим по Евангелию, как ученики заботились о Христе, старались оградить Его от всего. Даже апостол Петр говорит: «Господи, не иди на мучения! Ты ведь сейчас много добра сделаешь: можно многих накормить, многих научить, многих сделать счастливыми людьми. Не иди на Крест». Но Господь восходит на Крест. Так и здесь святой Нектарий, общаясь с Кости, постепенно, постепенно учит его уже Небесному мышлению. Хочет из него сделать Небесного человека.

Кости даже такую страшную вещь сказал: «Признаюсь Вам, что если бы со мной поступили так же, как с Вами, то в Церкви ноги бы моей не было».

Надо признаться, что такие мысли есть у многих наших современников, которых что-то соблазнило в храме единожды, и они говорят: «Вот теперь не буду в храм ходить». И замечательный ответ святителя Нектария, который лежит уже на смертном одре. Он говорит: «Горе мне, если бы моя вера зависела от поступков людей». Это все надо нам для себя уяснить и, конечно, постараться приобрести образ мысли святого человека, который, собственно, есть образ мысли Бога: поэтому таких людей и называем преподобными, святыми.

Сейчас это место паломничества – там мощи святого Нектария. И по всем храмам совершаются молитвы, прикладываются к его мощам или к иконам… Но кто из людей, которые к нему обращаются, желает испить нечто подобное – подражать святому? Очень мало готовых пойти на подобный подвиг. Пусть не в полной мере, но хотя бы в своем коллективе что-то потерпеть, от своих родных, самых близких людей: самую малую часть потерпеть, какое-то высказывание, какое-то замечание даже… Поэтому, молясь таким святым, нужно знать хорошо их житие и просить, чтобы они нам испросили в первую очередь возможность некого подражания их жизни.

Когда читаешь историю жизни святых, невольно анализируешь свою, сравниваешь себя с великими и понимаешь, как много и тяжело нужно пожить, чтобы хотя бы частичку этого приобрести… Жизнь святителя Нектария приходится на конец XIX – начало XX в.: он практически уже наш современник. И в картине мы видим, что у светских людей уже более-менее привычные для нас костюмы – все это было не так давно. Но если сравнивать его как современного святого со святыми, которые были задолго до этого, есть ли разница между ними?

– Преподобный Серафим Саровский говорил, почему раньше было много святых, а сейчас меньше. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же – Он не изменился и Он не дает меньше помощи сейчас по сравнению с тем, что было раньше, в первые века. Но не хватает людям решимости оставить самые грубые свои грехи сначала, потом объявить войну своим страстям, выйти на борьбу с дьяволом за свою бессмертную душу. Мы очень слабы сейчас, современное наше поколение, и решимости недостает. Тем не менее и среди наших современников находятся люди, которые живут свято.

Еще недавно жили такие подвижники, которых, я думаю, в свое время прославят: архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), протоиерей Николай (Гурьянов) – эти известные старцы совсем недавно жили: мы знаем их, мы с ними общались. Действительно, люди достигли высот. Так что сейчас есть такие люди. И вполне можно в настоящее время достигать такой святости.

Конечно, святой Нектарий пример для подражания – в картине очень здорово подмечено, как своим примером он влиял на людей, на судьбы, и очень интересно, какое вызывал он доверие. Есть такая сцена, когда маленькая девочка молится, прося у Бога наказать его обидчика, человека, который, как она считает, несправедливо с ним поступил. И как раз святой ей говорит, что она не должна понимать, почему так: она должна просто верить.

− Возникает вопрос: как же так? Сейчас разум у нас, казалось бы, главный, мы все должны понимать, во всем разобраться, а потом только поступать так или иначе, а здесь он предлагает ей возвыситься над мирской логикой: «Даже если тебе это непонятно, доверяй мне, ведь ты видишь, как я поступаю, как стараюсь исполнять заповеди Божии». И таким образом человек возрастает. Когда у учеников, скажем, в 5-м классе новая тема по математике, они могут сказать учителю: «Мы это не понимаем». – «Доверьтесь, это так. Только в этом случае вам возможно выйти на новый уровень понимания этой науки».

У нас принято считать, что дети – чистые, неиспорченные существа. Девочка действительно очень любила своего наставника и как только увидела, что его обидели, тут же побежала молиться за него и о наказании обидчиков. Но детской чистоты, доброты, любви к наставнику мало для спасения. Почему?

Потому, что Господь показал, как нужно любить врагов: за них нужно молиться, за них нужно выстрадать, чтобы они тоже спаслись. И святой Нектарий поясняет девочке эту Евангельскую заповедь, которая для нее может реализоваться за счет того, что она верит ему, за счет его личного авторитета.

Мне этот момент напомнил множество других событий из Священной истории, когда Господь вразумлял Своих пророков. Пророк Илия видел, что его современники-иудеи отошли от веры отцов, перестали почитать Бога, уклонились в язычество и даже святилища Божии стали превращать в языческие капища. И он хотел защитить Бога, даже пострадать за имя Божие, он не боялся ничего и других наказывал. Он говорит: «Господи, пошли людям бездождие». Три года не было дождя, все страдали от этого. Но его душа еще не была готова к раю, и Господь хотел ее смягчить. Для этого Он послал Илию к одной вдовице: «Посмотри, Илия, ты помолился − и нет дождя. Но страдают не только злые люди, но и эта бедная женщина, и ее маленький ребенок». Так Господь научил его еще и милосердию.

Так и пророк Иона. Ему Господь говорит: «Надо идти в Ниневию и спасти людей проповедью. Обещай им наказание от Меня». Но Иона убежал – некоторые думают, что он убежал от подвига, но в Великом покаянном каноне раскрывается суть поступка Ионы. Он говорит так: «Господи, я им сейчас предскажу кару, но Ты милостив и потом их все равно помилуешь, а я окажусь лжецом». И все же он пошел проповедовать и увидел, что Ниневия была погружена во многие грехи: колдовство, блуд, разврат, убийство. И он проповедовал, и оказалось, что в его проповедь уверовали и простые люди, и вельможи, и царь. Даже скот постился. Иона взошел на гору посмотреть, что будет с городом (а он обещал людям каменный дождь). Припекало солнце, Ионе стало жарко. Тут внезапно выросло растение, накрыло его своей тенью, и ему стало хорошо, он успокоился, – но потом червяк подточил это растение, оно завяло. Иона опять начал переживать, унывать. И Господь святого пророка вразумляет: И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? – «ты поступил правильно – проповедовал. Но Я их хочу помиловать».

Боговоплощение и страдание Господа на Кресте были спасительны не только для людей: Господь через это еще учил ангелов милости. Когда люди отпали от Бога, ангелы негодовали на них: «Как же так? Господь все вам дал, а вы дьяволу подчинились!», но когда они увидели, что Господь страдает за людей, то научились, что Бог не только Всемогущий, Премудрый и Великий, но еще и милостивый, смиренный, кроткий. Жизнь Христа очень много поучительного принесла ангелам, чтобы и они тоже возрастали в любви.

Этот момент в кино с девочкой мне напомнил тех, кто встал на путь святости, но еще не достиг совершенства: они недоумевали о Божиих милостях, и Господь их вразумлял разными событиями, явлениями, поучениями. И все это сейчас мы имеем в Священном Писании и житиях святых – надо только поучаться.

Меня еще удивила в этой картине свойственная этому святому (и всем, пожалуй, святым) доброта к людям. Это видно в каждом моменте фильма: и когда он нищему отдает свою обувь, и когда за работника школы убирает помещение. Он делает грязную работу, но сколько душевности, тепла и искренности во всем этом… Удивительное явление!

− Многие упрекали святого Нектария в том, что он зачастую поступал не по статусу архиерея: «Как ты выглядишь? Тебе надо выглядеть как архиерей, а ты в простом подряснике ходишь». Даже рабочий Василий говорит: «Владыка, ты же архиерей, как ты можешь эту работу делать?»

А святой Нектарий совершенно справедливо считал, что простой честный труд не унижает человека, поэтому и архиерей может им заниматься. Но самое главное, что можно почерпнуть в учении старца Паисия: когда ты что-то делаешь за другого человека (как святой Нектарий мыл полы за Василия), в это время молитва за него самая действенная – ты взял его нагрузку на себя и молишься за него. Поэтому Василий быстро поправился, пришел к святому Нектарию, плакал и говорил, что он спас его семью, ведь иначе Василия бы уволили (ему уже искали замену). Святой же Нектарий молился не только о здравии Василия, но и об укреплении его веры. Согласитесь, что после этого Василий увидел перед собой святого человека, понял, что Бог есть. И, конечно, он повлиял на все свое семейство. Так спасаются целые роды из-за того, что святой Нектарий несколько дней помыл полы… Вот мотив поступков этого святого.(Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Две ценности человеческого бытия: справедливость и любовь

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня воскресенье посвящено воспоминанию о притче (Лк. 15, 11–32), которую поведал Господь. Это рассказ о блудном сыне, о том, как он возвращается к отцу и отец его прощает. И не только прощает, но и награждает, велит заколоть тельца упитанного, а для людей, которые занимались скотоводством, заклание тельца обычно сопровождалось празднованиями.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Максим Плетнев: Современное христианство

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс