Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1129) → Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы

№40 (1129) / 18 октября ‘21

Иконопись

Молясь за весь народ, пребывавший в храме, Она прошествовала уже в алтарь и молилась перед Престолом Божиим. Блаженный Андрей, обращаясь к своему ученику, спросил: «Видишь ли ты, Епифаний, Пресвятую Владычицу и весь этот светлый сонм?» Он сказал: «Вижу, учитель». Вероятно, все произшедшее видели только эти двое.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим, но не двунадесятым, праздникам. Его содержание восходит к житию блаженного Андрея: он и его ученик Епифаний, находясь на молитве в Константинополе в знаменитом Влахернском храме, узрели видение следующего содержания. Во время богослужения во храме явилась Богородица, сопровождаемая сонмом святых, воспевавших гимны, прославлявших Ее. Рядом с Ней были два Иоанна – Иоанн Предтеча и апостол и евангелист Иоанн Богослов. Прошествовав до середины храма, около центрального возвышения, называемого амвоном, то есть еще перед алтарем, Богородица сняла светоносный (как он описывается, – сияющий) плат со Своей головы и вознесла его над всеми молящимися как символ защиты, покровительства. Отсюда и название – Покров. Молясь за весь народ, пребывавший в храме, Она прошествовала уже в алтарь и молилась перед Престолом Божиим. Блаженный Андрей, обращаясь к своему ученику, спросил: «Видишь ли ты, Епифаний, Пресвятую Владычицу и весь этот светлый сонм?» Он сказал: «Вижу, учитель». Вероятно, все произшедшее видели только эти двое.

Что касается самого события, то в исходных версиях этого сюжета нет ни дат, ни чисел, есть только указания на то, что в это время Константинополь находился в трагическом положении, был осажден каким-то неприятелем, и после молитвы Богородицы случилось чудо – неприятель отступил. Со временем появляется несколько версий того, что это был за неприятель и что за исторические события в этом сюжете описываются, и того, когда жил блаженный Андрей. Историки – медиевисты, византинисты – сходятся на версии, что жил он примерно во времена Льва Мудрого (Льва VI). Это конец IX – начало X в., и вполне возможно, что сюжет с покровительством Богородицы относится к 910 г., когда сарацины (то есть арабы – тогда одни из самых грозных противников Византийской империи) осаждали ее столицу. И, как мы знаем, сколько бы арабы ни осаждали, ни разу взять Константинополь им не удалось.

Есть другая версия, более интересная и значимая для русской истории: что осада эта происходила чуть раньше, в 860 г., и осаждавшие были не сарацины, а наши с вами предки – вполне возможно, здесь речь идет о походе русов на Царьград. И, потерпев поражение, вернувшись, потрясенные мощью византийцев и каким-то особым предстательством Божиим, многие русы принимали Крещение – так называемое первое Крещение Руси, или Крещение Фотиево, поскольку в то время патриархом был Фотий, который посылал первых пресвитеров, первых священников на Русь.

Елена Деева, к. филос. н., доцент кафедры церковно-практических дисциплин СамПДС: – Все эти события отражает иконография праздника. На Руси он начинает формироваться и вводиться в календарь с XII в., и уже в XIII в. мы находим первые иконографические образцы, помогающие приоткрыть секреты, которые содержатся в любой иконографической схеме.

Не всегда, рассматривая икону, человек способен сразу считать все смыслы, но сделать это при определенном навыке и тренировке можно. Когда мы рассматриваем любую икону, всегда увидим, что там есть деление на регистры – верх, низ и средний. Всегда есть смысловой центр, который будет и композиционным.

Иконография праздника Покрова доходит до нас в двух основных изводах (изводом называется иконографическая интерпретация).

Первый извод – новгородский. Он достаточно интересен, но для современных людей непривычен: больше вошла в традицию другая иконографическая схема – ростово-суздальская иконография этого праздника. Это случилось по совершенно понятным политическим причинам, ведь именно Ростово-Суздальская земля Руси становятся основой для русской государственности и впоследствии для Московского княжества. Со времен объединения русских земель вокруг Москвы эта традиция становится достоянием всего русского народа, а новгородский извод остается несколько на периферии, хотя по-своему интересен.

В центре изображается Божия Матерь в типе Оранта, где у Нее руки воздеты к небу: это жест усердной молитвы. Над Ее головой мы видим парящих ангелов, держащих в руках красный плат, который прогибается, как радуга. Это и есть тот Покров, что Она распростерла над молящимися во Влахернском храме. Божия Матерь располагается как бы в воздухе, как бы парит над Царскими вратами иконостаса, которые сомкнуты, что может иметь интересное символическое трактование, поскольку мы знаем, что пророк Иезекиль, пророчествовавший очень много о Божией Матери, говоря о Ее приснодевстве говорил о замкнутой двери, в которую пройдет только Господь, – дверь же при этом останется замкнутой. Замкнутые врата нам лишний раз говорят о приснодевстве Божией Матери.

Она покоится на овальном подножии, похожем на облачко красного цвета – такого же, как и плат над Ее головой. Это подножие традиционно для образа Божией Матери Оранта, и оно может символизировать Ее усердную молитву и возвышение Ее над всем земным.

В верхнем регистре мы достаточно часто видим Самого Господа Иисуса Христа, Который двумя руками благословляет весь Божий народ. Для новгородских икон такое изображение Христа традиционно, мы его можем встретить и в других иконографических образцах – в частности, Софии, премудрости Божией, новгородского извода: там Христос изображается таким же образом.

Еще выше фоном мы видим пятиглавый собор. Если говорить об исторической подоплеке, о том, что это новгородский извод, можно сравнивать с Софией новгородской, у которой 5 глав, – но, по большому счету, любое изображение храма в иконе это всегда разговор о горнем Иерусалиме, о Царствии Небесном. Верхний регистр – это всегда то, что относится к Царствию Небесному. В этом регистре как раз Господь, Небесный Иерусалим, ангелы парящие и Божия Матерь в центре.

В среднем регистре на этой иконе располагаются с одной стороны святители, те, кто творит Литургию, и есть иконы, на которых мы прямо узнаем Василия Великого по его острой достаточно длинной бороде и Иоанна Златоуста по его окладистой бороде: даже такие портретные черты можно найти. Когда совершается Литургия, мы понимаем, что Литургию творит не только земная церковь, но и вся Небесная Церковь к этому присоединяется, и поэтому здесь и творцы Литургии, которых уже на момент событий, естественно, нет среди живущих, но они в Небесном сонме… И весь ангельский мир всегда вторит и поддерживает эту Литургию.

В нижнем регистре как раз находятся те люди, которые могли быть в храме в этот момент, но помимо них здесь еще и Иоанн Предтеча (как я уже сказала, он был среди тех, кто пришел с Божией Матерью), и Иоанн Богослов – любимый ученик Христа.

Здесь очень важно отметить, почему выбираются эти персонажи. Иоанн Предтеча, например, последним пророчествовал о Христе, и в деисусном чине в тех композициях, в которых отражается усердная молитва ко Господу, справа и слева от Господа будут Божия Матерь и Иоанн Предтеча. Мы можем вспомнить момент, когда практически последними словами Иисуса на Кресте будет обращение к Иоанну Богослову: «се, Матерь твоя!» И обращение к Матери: «Жено! се, сын Твой».

После этого Иоанн Богослов забирает Божию Матерь к себе в дом и оказывает Ей всяческое сыновное попечение. Поэтому когда Она приходит за этим всенощным бдением в храм Она берет с Собой Иоанна Предтечу и Иоанна Богослова.

Как мы помним, икона всегда отражает исторические реалии – для православной иконы это характерно: символические вещи здесь вторичны, важна именно основа сюжета, которая была в тот или иной момент. Поэтому мы видим этих святых. Кроме этого, мы можем еще увидеть апостолов (может быть 1–2–3, а могут быть все) – мы их узнаем по характерным одеждам раннехристианских времен.

Обязательно на этой иконе будут Андрей, Христа ради юродивый, со своим любимым учеником. Мы тоже их сразу узнаем: Андрей, взявший на себя подвиг юродства, одет в рубище, подпоясан веревкой, как правило, у него голые ноги, голые руки, он полуодет – так очень часто изображают юродивых, – и он правой рукой указывает на видение, обращаясь к Епифанию и задавая ему тот самый вопрос. А Епифаний всегда изображается с книгой в руках: он действительно был тем, кто записывал все свидетельства, связанные с Андреем, Христа ради юродивым. Кроме того, его дальнейшая жизнь тоже была связана со служением и с проповедью. Книга – часто атрибут человека, проповедующего Слово Божие.

Так выглядит эта схема: она лаконична, понятна и соответствует историческому контексту, в котором все эти события происходили.

Существует еще одна схема, как я уже сказала ранее, – ростово-суздальская. Она отличается тем, что мы видим помимо персонажей, о которых я уже сказала, еще одного очень интересного персонажа – его часто выделяют, ставя на первый план. Персонаж у ног Божией Матери со свитком в руках – это Роман Сладкопевец. Мы знаем, что он жил раньше, в VI в., а событие, которое описывает эта иконография, большинство ученых относят к X в.

Здесь может возникнуть вопрос: «Почему Сладкопевец?», но его можно сразу снять, ведь Роман Сладкопевец – святой, который много своих трудов, своего поэтического таланта употребил на прославление Божией Матери. И сам его дар, зафиксированный в его наименовании «Сладкопевец», он тоже получает чудесным образом от Божией Матери. Существуют даже такие иконы, если эта икона Покрова с клеймами, где включается клеймо, где к спящему Роману подходит Божия Матерь и что-то ему вкладывает в рот – так чудесным образом он обретает поэтический дар.

Еще очень любопытно рассматривать ростово-суздальский извод – и надо отметить, что часть персонажей с нимбами и, как правило, многие из них сосредоточены в верхней или средней части, а в нижней части много персонажей без нимбов. Выделяться нимбами будут только Роман Сладкопевец, Епифаний вместе с Андреем. А остальные? Кто эти люди? Это люди, которые были в храме, и певцы хора – тот Божий народ, что усердно молился и заслужил такое счастье прихода Божией Матери к ним в храм за молитвой.

Еще любопытный момент. Когда мы смотрим на фон, может быть, как в новгородском изводе, 5 куполов, а могут быть и другие архитектурные постройки. Очень часто может быть архитектурная постройка типа базилики, что соответствует исторической правде, ведь Влахернский храм – базилика. Могут быть другие постройки – это все тоже свидетельства, что все это происходит одновременно и в Небесном Иерусалиме, и на земле, поскольку для иконы нет четкого деления на временные отрезки и очень многие вещи могут происходить одновременно. И это очень важно.

Самая характерная отличительная черта – Божия Матерь держит в руках Свой Покров Сама. Иногда ангелы над Ней держат Покров – это как бы соединяющаяся с новгородским изводом деталь, но для традиционного первого извода характерно, что Она Сама держит Свой Покров.

Могут присутствовать на иконах ростово-суздальского извода такие персонажи, как царь Давид, которого мы узнаем по характерному венцу на голове. Почему он может быть здесь? Он – один из тех, кто очень много оставил в своих текстах прообразов, свидетельствующих о том, что будет Божия Матерь – будет избранный Сосуд, Который будет наполнен Божеством.

Кроме того, известно, что Господь наш Иисус Христос по земному Своему происхождению – из рода Давидова, то есть по Матери Он как раз царского рода в земном смысле. Так что царь Давид здесь присутствует не случайно.

В XVII–XVIII вв. происходит соединение этих иконографических изводов: XVIII в. вообще много берет каких-то древних сюжетов, которые для Московской или Ростово-Суздальской земли не были характерны, а характерны для новгородских, псковских земель. Их интерпретируют и включают в иконографические схемы, что всегда очень торжественно и нарядно.

Говоря о синодальном периоде, мы можем увидеть, как обращаются к этому образу художники академического направления – в частности, очень интересен образ у Федора Бруни. На рубеже веков интересно работают для Церкви художники В.М. Васнецов и М.В. Нестеров.

Поскольку в Самарской области в основном все храмы синодального периода, то, как правило, мы с вами видим варианты академического письма, либо отсылки к Васнецову и Нестерову. И, что характерно для московской и уже общероссийской традиции, – Божия Матерь будет держать Покров Сама в руках, и он может быть уже не красного, а белого цвета: свободная иконографическая трактовка возникает.

В недавно построенном и расписанном храме святой Софии, премудрости Божией, мы тоже можем увидеть этот замечательный образ ростово-суздальского извода с Романом Сладкопевцем и Божией Матерью, Которая держит в Своих руках Покров Сама.

Сложно найти город, где не было бы храма, посвященного этому празднику. Достаточно взять нашу Самару – Покрову Пресвятой Богородицы посвящен не один храм во всей губернии, их много, но конкретно в Самаре это не просто храм, а Покровский кафедральный собор – главный собор епархии, всей нашей митрополии.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс