Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №35 (1124) 2021 г.
Что касается воскресных школ, они действуют уже около 30 лет, с момента возрождения Церкви, набивая синяки и шишки, методом проб и ошибок. Тем не менее движение идет, и по нашей митрополии это совершенно четко видно. У нас работают люди, живущие этим делом все 30 лет и заражающие других своим энтузиазмом, своей любовью к делу. За это время, мне кажется, испарились ожидания, что уж эти-то детки из Церкви в переходном возрасте не уйдут. Мы знаем, что бывает всякое: есть замечательные примеры, а есть совсем даже грустные, печальные. Другое дело, что дети могут уйти, а потом вернуться.
Как бы Вы сформулировали задачи воскресной школы? Дать детям сумму знаний о событиях Ветхого и Нового Заветов? Создать церковную общность в приходе, где ребенок-христианин чувствует себя своим? Привить Евангельское мышление и христианский образ действий, помочь стать своим Богу? Что мы можем ожидать от воскресной школы, а что – все-таки завышенная планка?
– Воскресная школа несет в себе колоссальный потенциал воздействия на ребенка, на семью. У меня была возможность познакомиться с работой достаточно большого числа действующих воскресных школ. С одной стороны, мы видим многообразие форм работы воскресной школы с детьми. С другой стороны, некоторые формы вызывают вопросы и недоумение. Не очень удивляет тот факт, о котором вы сказали: ребенка привели в семилетнем возрасте в такую школу, он по послушанию ходит, посещает ее, но очень быстро происходит охлаждение, отторжение.
Когда то, что должно стать твоей любовью, становится твоей повинностью...
– Есть самородки, таланты, которые могут субботу и воскресенье в воскресной школе сделать такими, что дети будут ждать следующих выходных дней. А есть некий формализм, повторение, копирование обычной школы. Ребенок 5 или 6 дней отходил в обычную школу, сидел за партой, слушал уроки, в воскресенье приходит в воскресную школу, и ему педагог точно так же занудно начинает рассказывать какие-то вещи, спрашивать, раздражаться. И ребенок теряет мотивацию, думает: почему я должен еще один день переживать такой стресс?
В Синодальном отделе образования и катехизации проанализировали эту ситуацию, и по поручению Священного Синода, Высшего Церковного Совета обобщили и положительный, и отрицательный опыт работы воскресных школ. Разработана «Концепция приходского просвещения», где показаны правильные образцы, как надо, и отдельно сказано, как не надо организовывать жизнь воскресной школы на приходе: чтобы ребенок не просто набирал сумму знаний, навыков и умений, а органично формировался как христианин (но не с усеченным мировоззрением: это не делай, туда не ходи) и в свете принципов Божественного бытия, открываемых Церковью, на примерах жизни и опыта людей прихода ребенок копировал лучшие образцы и формировался как личность.
Этот документ говорит, что не надо отрывать детей от взрослых, жизнь богослужебную – от занятий в воскресной школе: это должно органично соединяться. Если за партой ребенку говорят, что надо быть хорошим, вести себя так-то и так-то, а он выходит во двор храма и видит, что это не так и что люди, которые пришли в храм, не являются подтверждением того, о чем говорилось на уроке, то, конечно, возникает конфликт.
Речь идет о том, что приходская семья (дети, священник, взрослые) должна сосуществовать на всех этапах жизни прихода вместе. Если совершается праздник (Пасха, Рождество, Благовещение) и есть какие-то приходские традиции, нужно вместе это реализовывать. Не так, что дети показывают взрослым спектакль, а взрослые пассивно сидят, нет, – нужно вместе готовиться и вместе реализовывать праздник. Если осуществляются какие-то социальные проекты (а их очень много на приходах: посещение больных, раздача вещей, попечение о детях с ограниченными возможностями), то во все эти приходские проекты должны (в соответствии с возрастом) вовлекаться дети.
Органичное соединение того, о чем читается в Евангелии, о чем священник говорит на проповеди, с тем объемом информации, который рассказывается на занятии, возможность практически прикоснуться к тому, о чем только что говорилось (исполнение заповедей всем вместе, взрослым и детям), позволяют ребенку не потеряться, а увидеть, что все это неразрывно. Что слово, которое говорят, и дело, которое делается с родителями, друзьями, – это одно целое, цельная жизнь. И тогда формируется целостная личность – у нее нет двойных стандартов.
«Концепция приходского просвещения» с сентября в ряде регионов будет опробована. В ряде епархий обратились к Правящим архиереям с просьбой, предложением в нескольких воскресных школах эти методики попытаться реализовать и дать оценку, насколько это работает. И появится возможность сравнить, какие результаты будут в течение года в воскресной школе, работающей по новому образовательному, воспитательному стандарту, с тем, как это осуществляется в традиционной воскресной школе. Понимая, как формировалась «Концепция приходского просвещения», я убежден, что результаты будут положительными и понравятся родителям, детям и, конечно, пастырям на этих приходах.
Владыка, тут такой клин. С одной стороны, когда идет живая жизнь, как ее фиксировать, как отчитываться? Какие критерии? С другой стороны, когда все начинается по плану и по критериям, то эта живость как раз может потеряться. Нужна золотая середина. Видимо, это сейчас и происходит.
Вы сказали о параметрах, поддающихся учету, исследованию, фиксации. А то, что в каком-то сердечке екнуло, глаза загорелись, душа отогрелась? На бумаге, посылаемой в Отдел религиозного образования и катехизации, как это отразишь?
– На бумаге точно не отразишь – это можно только увидеть, почувствовать. Поэтому мы выезжаем в епархии, в воскресные школы, чтобы увидеть, как осуществляется жизнь.
Не нужно быть большим специалистом, чтобы, войдя на территорию прихода, увидеть и понять, есть здесь жизнь воскресной школы, жизнь прихода или ее нет: все достаточно просто. Нужно пройти по помещениям, где находятся дети. В одно пространство заходишь, там тебе и рисунки (причем такие, что сердце радуется, и видно, что их переизбыток, а повесили только то, что смогли уместить), и всякое рукоделие. Сидят взрослые с ребятишками и о чем-то неформально разговаривают. Явно, что это не урок, а нежелание расставаться, то есть произошла спайка.
А есть воскресные школы, где стоят новые парты, ни пылинки, но и жизни не наблюдается. Как будто спрятаны хоть какие-то признаки того, что здесь есть жизнь: ни рисунка, ни игрушки, ни ребенка. Такие воскресные школы, к сожалению, доводилось наблюдать. Но, честно говоря, живых – больше. Кто серьезно занимается вопросами организации воскресной школы на приходе, понимает, сколько вопросов и проблем возникает. И эти люди реально нуждаются в совете.
«Концепция приходского просвещения» – это опыт успешных, сильных, живых воскресных школ, воплощенный, обобщенный, систематизированный на бумаге. И вот этим опытом можно поделиться. Кто-то, читая, скажет, что это скучно, неинтересно, непонятно. А кто-то начнет исполнять – и получится очень даже красиво. В этом и задача апробации этой «Концепции» в воскресных школах – чтобы понять, работает она или нет.
Не сомневаюсь, что содержательная обратная связь будет получена, и по этой обратной связи мы внесем коррективы в эту методику.
Сейчас же мы во многом уходим от бумаг. Мы говорим, что цифровизация – это плохо, online – это плохо, но, знаете, в этом очень много и полезного. Передавать опыт одной воскресной школы другой воскресной школе посредством бумаг сложно, а если мы с каналом «Союз» или другим каналом сняли хороший материал и показали, как это реализуется, как люди работают, взаимодействуют с детьми, какие есть формы, – это живой опыт, привезли один коллектив в гости к другому – обеспечили живое соприкосновение: как свечи загораются от тех, которые были зажжены ранее.
Я настроен именно на такую форму работы и очень благодарен тем архипастырям, которые живо откликнулись на наше обращение и уже готовят свои воскресные школы к открытию по новым стандартам.
Владыка, в заключение – о Екатеринбургской митрополии. Здесь система религиозного образования – от воскресных школ для детей и взрослых до вузовской подготовки: православные детские сады, гимназия, Миссионерский институт, кафедра теологии в Уральском государственном горном университете, духовная семинария. Наверняка уже есть взаимообмен: выпускники детских садов становятся учащимися гимназий, дальше 3 вуза готовы их принять, если, конечно, они решили служить Церкви. Это можно назвать, с одной стороны, добрым примером. С другой стороны, наверняка и здесь множество задач приходится решать...
– Вы так красиво сейчас все описали, что я слушаю и думаю: «Какое счастье! Неужели у нас все это есть?..».
Да, есть такие примеры, и они просто зажигают и вдохновляют. Единственное, соотношение числа храмов, приходов епархии и число православных детских садов, православных школ, институтов очень разнится. Понятно, что не может быть количество высших учебных заведений равным количеству приходов. Хотя особенность Екатеринбургской митрополии – в том, что 30 лет действует эта система: епархиальные отделы религиозного образования, сектор церковноприходских школ создают систему взаимодействия, мероприятий, обучения и всего прочего, что обращено к воскресным школам.
Смотришь: проходит детская богословская конференция – воспитанники практически всех воскресных школ съезжаются, чтобы в ней поучаствовать со своими докладами, выступлениями. Есть фестиваль хоров, посвященный святой великомученице Екатерине, – торжество, в котором участвуют тысячи детей и прославляют Бога: «Пойте Богу нашему, пойте». Конкурсы, викторины… То, что формируется в недрах епархии, и то, к чему призывает воскресная школа, – это взаимодействие очень интересное. Хотелось бы, конечно, по возможности этим опытом поделиться с другими епархиями.
Конечно, не все идеально, есть белые пятна на карте наших благочиний, когда несколько приходов – и ни одной воскресной школы. Есть воскресные школы, про которые я упомянул: чистенькие, новенькие парты, а детишек нет. Не все идеально, но мы работаем, понимаем эти проблемы и не пытаемся идеализировать ситуацию.
Система «от детского сада до вуза» должна быть стройной, гармоничной, чтобы из детского сада была возможность пойти в православную школу, чтобы из нее дети с удовольствием шли не только в светские вузы осваивать науки и специальности, но и на теологические специальности (в зависимости от призвания): сегодня растет запрос на специалистов, владеющих богословским понятийным аппаратом, ориентирующихся в религиозной сфере. Запросы на них появляются в администрациях городов и регионов, и в армии нужны помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, и в школе. Нельзя не сказать, что сегодня в школе появляется новая единица – заместитель директора по воспитательной работе: они же не просто так появились...
Они были раньше, в советское время.
– Были. Но в советское время не были столь яркими те проблемы, что сегодня есть в школе в детской среде. Они выражаются в детских суицидах. Или когда ребенок свою боль изливает таким образом, что убивает окружающих сверстников и учителей. При внимательном рассмотрении можно понять, что эти проявления – искажения именно в духовной сфере. Как правило, это результат неправильной религиозности.
«Если Бога нет, то все позволено».
– Эти люди заявляют: «Я бог», – как это заявлял казанский молодой человек. Как с этим бороться, как этому противостоять, если заместитель директора по воспитательной работе не владеет элементарными познаниями в религиозной сфере? Если он не может отличить секту, суррогат от традиционной формы религиозности? Если на вопрос ребенка о смысле жизни, смысле бытия педагог не может ответить с точки зрения именно религиозных смыслов?
Я очень надеюсь, что система подготовки теологов, сформированная в Екатеринбургской митрополии и по стране, будет все больше востребована. Есть замечательная ассоциация НОТА (Научно-образовательная теологическая ассоциация), действующая под водительством митрополита Волоколамского Илариона, которая реализует преподавание теологии. Наде-юсь, все это будет все больше и больше востребовано со стороны общества.
Иногда бывает печальная картина, когда выпускники теологических кафедр приходят устраиваться на работу, а их диплом открывают, смотрят большими глазами и спрашивают: «Кто Вы? Теолог? А что это такое? Это, наверное, опечатка. Наверное, геолог?» Вот такие вопросы слышат наши специалисты. Сегодня такое недоумение все реже и реже. Сейчас звучит запрос на специалистов этой сферы.
Я очень надеюсь, что от детского сада до вуза мы будем получать людей психически здоровых, не покалеченных неправильным к себе отношением, людей, у которых сформировано мировоззрение, рассчитанное на жизнь, на созидание себя самих и мира вокруг себя.
Спасибо, Владыка!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 18, 23–35) заставляет нас о многом подумать, в том числе в связи с днем, который мы сегодня отмечаем как День защиты природы, а потому молимся в храмах Божиих о сохранении творения, о сохранении Богом зданного мира. Ну, а Евангельская притча – о человеческой жадности, о том, как некто задолжал господину своему десять тысяч талантов. Для того чтобы понять, что это за сумма, можно сказать следующее: один талант – примерно 24 килограмма серебра, то есть десять тысяч талантов – это огромное количество большегрузных грузовиков. И вот задолжал этот человек господину такое огромное количество серебра и не смог его отдать. А по законам того времени, если долг не отдается, то забирается все имение, забираются в рабство и жены, и дети, и все родственники, а человека бросают в долговую тюрьму, пока он не отдаст весь долг. Но поскольку долг, о котором говорится в сегодняшнем чтении, был так велик, то это означало для должника пожизненное заключение. Он терял все – жену, детей и свою собственную жизнь, а потому взмолился пред господином, и тот простил его. Но когда должник вышел на улицу, он встретился с кем-то, кто задолжал ему ничтожную сумму, и стал требовать, чтобы долг был возвращен, принуждая того силой и угрожая потерей имущества и семьи. И некто, увидев эту страшную сцену, пошел к господину, которому жадный человек задолжал десять тысяч талантов, и рассказал ему обо всем, и жестоко наказал скверного раба тот богатый господин.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.