Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1123) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Полная преданность Богу – большое благо для человека

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Полная преданность Богу – большое благо для человека

№34 (1123) / 6 сентября ‘21

Архипастырь

Владыка, первый вопрос с нашего канала на YouTube: почему православные называют себя рабами Божиими? Что значит «раб Божий»? Что это за вера такая, что из человека делает раба? Разве человеку хорошо называться рабом? «Вот мой Бог, – пишет человек, – рабом меня не называет».

– Называть себя рабом Божиим и быть им – это большая честь. Хуже быть рабом дьявола. Люди, совершающие те или иные грехи, – рабы греха. А быть рабом греха – это быть рабом дьявола, ведь дьявол заставляет делать те или иные грехи, которые человек даже, может быть, и не хочет, но делает, ибо стал уже рабом. Страсти так сильно в человеке укоренились, что он и не хочет грехи совершать, но уже является их рабом и его воля не в состоянии противиться страстям. В таком случае человек называется рабом дьявола, рабом своих грехов.

Человек должен стараться в своей жизни уйти от рабства греху. Лучше быть рабом Божиим. В каком смысле рабом Божиим? Раб Божий – тот, кто трудится ради Христа, ради Царства Христова, ради вечной жизни, чтобы через труд на этой земле сподобиться вечных блаженных обителей Царства Христова. Такого труженика на ниве Христовой мы называем рабом Божиим. Но это рабство не в том понимании, когда человек угнетается другим и становится презренным, неуважаемым. Раб Божий – уважаемый человек, ибо он служит Христу, служит Богу. И, служа Богу, он становится свободным от греха.

Господь говорит: познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Что есть истина? Христос является Истиной. Когда мы трудимся, работаем ради Христа, Господь освобождает нас от рабства греха и делает нас рабами Божиими. Но мы не униженные, оскорбленные и так далее. Чем ближе ко Христу, тем больше радости, больше свободы, больше Божественной любви, больше полноты Божественных благоволений изливается на человека. Это не тот раб, как мы считаем, который должен терпеть всякие унижения и оскорбления. Хотя ради Христа мы терпим много унижений и оскорблений, но этим мы исполняем волю Божию: мы уподобляемся Христу, Который в свое время тоже терпел и унижения, и оскорбления, и заушения, и оплевания, и даже крестную смерть. Но это все принесло спасение, радость и избавление всему человечеству.

Человек, трудящийся ради Христа, конечно, много терпит в своей жизни, но терпение ради Христа приносит ему очень большую радость, большое утешение, большую благодать Божию. И он впитывает в себя благодать, которая делает его свободным. Даже когда кто-то человека унижает и оскорбляет, он этого не чувствует – наоборот, радуется.

Есть такие слова в Священном Писании: блажен, кто терпит унижения – одна из заповедей блаженств: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. То есть через скорби Господь дает награду – и человек радуется: он знает, что за это получает награду в вечности, а не в жизни временной.

Работа ради Христа – это не рабство социальное, как люди думают. Это радость, утешение, благость, мир, благополучие и вечность блаженная и нескончаемая. Не нужно соблазняться этими словами: раб Божий. С точки зрения церковного человека, большое благо – быть рабом Божиим. Когда мы видим, что человек добрый, добродушный, любвеобильный, кроткий, добродетельный, милосердный, мы говорим: вот настоящий раб Божий. И это не унижение – наоборот, для нас это великий человек, ведь он делает очень много доброго – Господь наделяет человека многими добродетелями за то, что тот служит Богу, поскольку он полюбил Бога, полюбил Христа, полюбил Его страдания. Бывает, Господь дает человеку такие дары, что тот исцеляет больных, совершает чудеса, предсказывает что-то благое либо предотвращает от какого-то зла: Господь дает человеку особые дарования, ибо тот – раб Божий, служит Богу всем своим существом, полностью отдан Богу. Вот такая полная преданность Богу – большое благо для человека.

Еще раз повторю, что хуже быть рабом дьявола, когда ты уже по-настоящему порабощен, становишься невольником и ничего не можешь сделать: что тебе внушает враг, от чего закипает страсть, то и делаешь. Посмотрите на курящего: он не хочет курить, а страсть его заставляет. Пьющий человек не хочет пить, но его все равно к этому тянет. Блуд, наркотики – то же самое. Такой человек – раб греха. Это страшное рабство.

А раб Божий свободен, он радуется и ликует душой уже в этой жизни. Надо правильно понимать, что такое рабство. Это не то рабство, как думают люди, которое было когда-то в истории человечества. Раб Христа – это особый человек.

Подлинный раб Божий – самый свободный человек на свете?

– Да. Самый свободный и самый счастливый человек.

Вопрос из Instagram: «Православные все время что-нибудь празднуют, каждый день – какой-то праздник. Может быть, вместо празднований уже начать работать? Особенно священникам. Отправить их всех в Амурскую область – и пусть Дальний Восток осваивают и развивают».

– В свое время мы как раз Дальний Восток и осваивали...

Надо понимать, что такое празднование. Праздновать в светском понимании – это ничего не делать, пить, гулять, веселиться. А для нас праздник – это труд, когда мы трудимся ради прославления того или иного подвижника, прославляем его труды и подвиги. Мы каждый день празднуем память того или иного святого, читая его житие, удивляемся его жизни на этой земле, как он себя проявлял, как служил Богу, как был предан Богу. И, конечно, мы почитаем этого святого, но это не значит, что мы пьем и гуляем – мы совершаем богослужение в этот день, читаем акафисты.

Праздник – не праздность, а труд. Это такой труд, что не каждый выдержит. Помню, когда был в Троице-Сергиевой лавре помощником ризничего, то в праздник преподобного Сергия Радонежского приезжали тысячи и тысячи мирян, сотни священнослужителей, архиереев, и всех надо было обслужить, всем помочь, подготовить все для литургий, которых проходит 5 или 6. Это труд. После такого праздника...

…спина, наверное, мокрая.

– Надо отходить несколько недель, ведь напрягаешься, полностью отдаешь себя подготовке к празднику. И еще после праздника надо все привести в порядок. Это не праздность, а труд.

Праздновать память какого-то святого – значит войти в труд подвижника, который подвизался когда-то на земле, совершая величайший труд. И мы, почитая его труд, тоже трудимся ради этого труженика на ниве Христовой. Стоять 5 часов на ногах на всенощном бдении и совершать богослужение – тоже непросто. А на следующий день – Литургия, которая длится 3 часа (и даже больше по времени, когда большой праздник).

В обычной жизни, когда праздник, человек не идет на работу, сидит дома, встречается с родными, близкими – это тоже неплохо, нужен же отдых. Но церковные праздники совсем другие в отличие от светских. У нас праздник – особое время, когда мы чтим того или иного святого, то или иное событие из жизни Церкви, жизни Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих – это особое торжество, это ликование души. Почитая тех или иных святых (или событие), мы соприкасаемся с той благодатью Божией, которой они сподобились за большие труды, совершенные на этой земле, входим в этот труд в какой-то степени и получаем особую благодать. Но мы не сидим дома, празднуя этот день: надо идти в церковь помолиться, отстоять на службе несколько часов. И этот труд вознаграждается великой радостью и великой благодатью праздника.

Еще надо понимать, что на земле у нас Церковь земная, она называется воинствующей. А на Небе Господь, все Силы Небесные торжествуют, ликуют и прославляют этого святого за то, что он совершил тот или иной подвиг на земле – и этот подвиг длился всю его жизнь, а не один день: подвижник всю свою жизнь трудился, и за этот труд его прославляют. И в этот церковный праздник мы соединяемся с Небесной Церковью, и ликование, радость и благодать, которые там есть, даются и нам, мы это чувствуем и радуемся. Поэтому мы готовы идти на службу и почтить память того или иного святого, который очень много потрудился.

Вот недавно мы праздновали память великомученика Пантелеимона. Это был совсем молодой человек, он глубоко поверил в Бога. Господь показал через него, что Он есть. Пантелеимон сказал: «Господи, если Ты услышишь меня и исполнишь мою просьбу, то я буду знать, что Ты есть, что мне и всем помогаешь». Когда он воззвал ко Христу, чтобы воскресить умершего отрока, который был укушен змеей, и эта змея разорвалась на куски, а отрок ожил, он понял, что Бог есть, что Господь слышит его, видит его. И, конечно, после этого он служил Богу день и ночь и в те очень тяжелые годы, когда было гонение на христиан, проповедовал Истинного Бога, ведь он почувствовал, что есть Бог. Людям, прославлявшим языческих богов, он говорил, что они заблуждаются, не тем путем пошли. Он говорил это, принимая мучения, страдания, убеждая людей, чтобы они избегали этого заблуждения. Видя его терпение, смирение, кротость, те чудеса, которые совершались во время его мучений, тысячи людей становились христианами. Вот подвиг. Почему же его не прославить?

И тут ведь воспитательный момент. То, что Вы говорили, более понятно людям церковным. Но и для светских людей Церковь проводит в дни памяти тех или иных святых разные внебогослужебные мероприятия: конференции, лекции, беседы, выставки книг, концерты. Допустим, память Александра Невского мы празднуем не только богослужением и молитвой, но и массой мероприятий, которые рассказывают об этом святом...

– Мы это делаем, чтобы знали об этом событии не только верующие, но и все те, кто находится вне Церкви: чтобы они знали, что есть такие славные люди, они жили на нашей Русской земле и освятили ее подвигами. И мы должны знать наших героев: это герои духа – величайшие герои. Мы должны о них говорить, поэтому и проводим конференции, крестные ходы, различные мероприятия.

Если говорить об Александре Невском, то в этом году мы отмечаем 800-летие со дня его рождения, и в каждой епархии Русской Православной Церкви проходят мероприятия, связанные с его деятельностью. В Узбекистане тоже прошли уже некоторые мероприятия. К нам прибыла икона с мощами святого благоверного князя Александра Невского, и мы провели богослужения и мероприятия в Нукусе и Ургенче. Через эти места проходил когда-то путь Александра Невского в Орду, где он решал государственные вопросы о помощи или избавлении от чего-то. В общем, были дипломатические встречи. Поэтому мероприятие было очень интересно для всех, в том числе для тех, кто не слышал об этом святом и впервые узнал, что он был в тех местах и освятил своими стопами землю Узбекистана.

Была встреча с руководством Республики Каракалпакстан, с учащимися, студентами университетов. Это большая работа – не праздность, не безделье: огромная работа проведена, чтобы подготовить праздник и в то же время дать людям интеллектуальную пищу: кто такой Александр Невский, что он сделал и для чего мы его так прославляем. Это великое дело, не почивание на лаврах – это был большой труд: мы же прошли от Нукуса до Ургенча – это около трехсот километров, и туда надо, и сюда надо – везде все нужно организовать.

Огромная просветительская работа.

– Да. Слава Богу, что нам это удалось. И местные власти пошли навстречу, во всем нам помогали, поддерживали. И очень красиво, хорошо все получилось.

Праздники – чтобы акцентировать внимание на том труде, который совершили наши предки, чтобы мы тоже были такими же тружениками на ниве Христовой, в государственной деятельности, на ниве просвещения народа Божия сеяли семена веры и благочестия. Ведь эти святые угодники Божии для нас – пример в духовной жизни, примером нравственности, любви к Родине, к Православной Церкви. Вот что мы пытаемся в ходе праздника того или иного святого показать.

В русской традиции всегда было такое, что в семье каждый день читалось житие святого, память которого совершалась, ведь этот святой может дать нам хорошие уроки не праздности, а труда: как он трудился, молился, совершал подвиг… Это воодушевляет на добрые дела, а не на безделье или пьянство.

Что касается Амурской области: я бы сказал, весь Дальний Восток как раз нашими миссионерами, которых чествуют там каждый день, освоен. Они и научили местных людей трудиться, жить по-христиански. Вот это труд, вот это празднование – вот как мы празднуем. И благодаря этим труженикам, память которых там праздновали, мы приобрели эти земли: не с оружием пошли туда, а с проповедью Евангелия. На многих российских просторах сыграли большую роль наши миссионеры, проповедники, труженики, которых на местах чествуют каждый день и тем воодушевляются на труд и на подвиг.

Вопрос о священстве и богатстве. «Насколько соответствует действительности мнение, что священники очень богатые люди? Можете ли Вы озвучить среднюю зарплату священника?»

– Если говорить по Ташкенту, то миллион по узбекским деньгам – это где-то 100 долларов (или 6 000 рублей у нас, в России).

Семь с половиной.

– Вот в основном зарплата священника. Ну, бывает и побольше чуть-чуть, но есть и меньше. Есть такое, что приходится помогать священнику, когда на средства, которые имеет приход, он не может существовать: ему приходится помогать, и епархия выплачивает какие-то субсидии.

Обычно что мы делаем? Просто назначаем еще одну зарплату, чтобы как-то его поддержать, и он получает ежемесячно зарплату от епархии. Я не знаю, как в других местах. Да и когда я был здесь столько лет, не сказал бы, что очень богатые наши священники. Так, ниже среднего.

Есть и такая особенность, что прихожане, люди верующие, богатые, делятся своим богатством с церковью. Они покупают красивые иконы, украшают купола золотом или покрывают их нитридом титана, под золото. Они делают богатые дары в церковь. Люди смотрят: «Ух ты, какие богатые батюшки здесь! Такие красивые иконы!»

Впечатление такое складывается.

– Да. А так мы просим постоянно то одного, то другого, чтобы кто-то из имеющих большие средства помог украсить церковь, ведь церковь – не мой дом, это дом Божий. И, конечно, Бога надо любить, хотя бы своими средствами, дарами, которые Сам Господь дает, выражать эту любовь. Так что, если мы украшаем церковь, это не значит, что мы очень богатые люди. Это жертвуют наши прихожане.

Бывает, даже люди не совсем церковные и даже не совсем верующие, – но вот приходят: «Я хотел бы помочь. Что вам нужно?» Ему говорят: надо бы это сделать, то сделать. Вот они и делают. Это не значит, что священник или приход имеют точно такие же богатства. Священник старается дом Божий украсить. Это хорошо, но это делается не на средства прихода, ведь на них – только то, что необходимо для жизни, самое малое: оплатить коммунальные услуги, свет, тепло, газ – это тоже очень немалые средства, и тоже иногда даже на это не хватает, приходится просить, чтобы нам помогли. А чтобы строить или ремонтировать, восстанавливать, реставрировать, что-то новое купить – это уже совсем с другой стороны: мы ищем средства, привлекаем людей к этому – кто-то откликается, кто-то нет. Многие откликаются, и слава Богу!

Есть и другая ситуация, когда состоятельные люди что-то получили от Бога через молитву того или иного священника и готовы его одарить чем-то, покупают машину. «Ух ты! У священника недавно была одна машина, а сейчас уже другая!» А ему ее подарили, и неудобно отказаться. И такое бывает. И даже квартиру покупают, дом покупают. И тоже: «Вроде приход небогатый, а у него и дом, и машина есть. Откуда все?» И вот у людей появляется мысль: что-то у священника такое есть – деньги, которые он скрывает, и проявляется это в том, что у него то машина, то дом, то еще какие-то вещи. Вот такая ситуация.

В основном, конечно, наши священнослужители не очень богатые. Почему-то сейчас в священники особо не идут.

Богатство богатством, а в семинарию никто идти не хочет.

– Да. Все идут в бизнес. А в Церковь идут люди, которые жертвуют собой ради Бога, Царства Небесного, вечной жизни, чтобы помочь людям обрести Истину – Христа. Вот почему идут туда, не из-за богатства.

Конечно, сейчас, к сожалению, когда есть пропаганда денег, богатства, люди ведутся на эту пропаганду и не идут служить Церкви, в семинарию, а идут в бизнес или в какие-то другие места, чтобы получить больше денег и жить богато. А у нас совсем по-другому жизнь протекает. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: В надежде на непоколебимую силу благодати, живущей в Церкви

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы, который в народе нередко именуют летней Пасхой. Это не случайно, потому что из всех богородичных праздников Успение имеет совершенно особое значение и очень большой спасительный смысл для каждого из нас. В событии Успения Божия Матерь явила Свою сопричастность двум мирам. С одной стороны, сопричастность миру физическому, ведь Она умерла, это факт, и потому собрались вокруг Ее гроба ученики Спасителя. Но, с другой стороны, когда на третий день ученики пошли в Гефсиманию и открыли гробовую пещеру, в которой лежало тело Девы Марии, они ведь не обрели Ее тело, а это значит, что событие смерти Богоматери было не только физическим, но, как сказали бы, философы, метафизическим. То есть таким, которое не подчиняется законам природы и принадлежит не столько физическому миру, но миру духовному.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Вадим Буренин: Почему мы почитаем Богородицу?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс