Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №22 (1111) 2021
Мы приступаем к четвертой части разбора основных принципов борьбы со страстью блуда. Если вы только что присоединились к нам, надо обращаться к первым передачам именно этого цикла, а не вообще: смотрите «Огласительные беседы» в обязательном порядке планово, чтобы была система.
Общие принципы – то, что должны знать и применять все, но есть особенности, которые нужно решать индивидуально (например есть общая профилактика болезни, но лечение назначается индивидуально, поскольку мы все разные). Это касается и блудной страсти, ведь темперамент, с которым рождается человек, у каждого свой.
Кого-то эта тема вообще не касается, но это не значит, что у людей нет этой страсти: она проявляется, только более тонко – может быть, не на физиологическом уровне, а на уровне сердечном, в мыслях, поэтому надо следить за собой.
У кого-то она проявляется очень бурно и серьезно, даже нагло. Но не надо думать, что люди со спокойным темпераментом достигли бесстрастия. Нет борьбы и победы – нет результата и награды. А награду заслуживают те, кто падает и встает: они проходят через опыт личной борьбы и много чего начинают понимать в духовной жизни.
Мы уже говорили о причинах: в святоотеческой литературе названы условия, усиливающие блудную страсть. Одно из них – свободное общение с лицами противоположного пола. Возникает вопрос: как тогда нам жить, общаться? Хочется всех предостеречь от крайностей. Одна из них – когда христианин начинает замыкаться в себе, перестает общаться, либо не смотрит на человека в разговоре. Все начинают на него обращать внимание, спрашивать: «Что случилось? Ты обиделся на меня?» А он, оказывается, так борется с проявлением блудной страсти. Но люди ведь не виноваты, что ты борешься, это твои проблемы, поэтому наружу выносить их не надо. Можно не ходить на корпоративы, не участвовать в праздниках, но с людьми общаться надо – мы живем в социуме. Существует общий принцип: с противоположным полом общаться по-деловому. Что значит «по-деловому»? Смотреть на коллегу не как на интересную женщину с соответствующими прелестями, интересным характером и так далее, а как на коллегу. Как мы общаемся с коллегами? Открыто решаем вопросы, не выходим на уровень личного, интимного общения («как поживает твоя кошечка?»), решаем вопросы по делу, как с клиентами: у нас ведь нет задачи блудно понравиться клиенту – его надо обслужить, дать ему услугу, товар, за которым он пришел, и отпустить. Максимально не лезть к нему, чтобы и он не лез к тебе – это формы делового общения: как с сестрой (если только у человека в голове не происходят какие-то беснования).
Как мы общаемся со своей родной тетей? Это тоже женщина, но здесь совсем другой уровень общения. Если так же открыто, без кокетства общаться с лицами противоположного пола в коллективе, в котором Бог поставил тебя работать и зарабатывать себе на жизнь, то проблем будет меньше. Ты не закрыт, как кокосовый орех, а открыт, у вас чистые отношения: без заигрывания, пошлых шуток, без личного общения, тогда с вами работать приятно. Это хороший принцип, его надо применять.
Еще один общий распространенный принцип, он касается женщин (к мужчинам отношения не имеет). Пункт 16 – не жалеть мужиков.
В чем его особенность, при чем здесь блуд? Кажется, что жалость – невинное чувство, на самом деле нет. Я вижу приходящих в Церковь женщин, которые сильно намаялись в супружеской жизни. Начинаешь выяснять, как женщина выходила замуж, каждый раз слышишь одну и ту же историю: женщина пришла, потому что у нее запойно пьет муж.
Проблема понятна. Спрашиваешь, пил ли мужчина, когда был процесс ухаживания? Оказывается, пил. Тогда возникает вопрос: почему? Ты видишь пьющего юношу, пьющего папу. Где была голова в этом процессе? Или это гормоны, бесы, страсти… Голова присутствовала. Ей было его жалко, она посчитала, что их союз, ее симпатия, жалость к нему, любовь (как она на тот момент думала) дадут ему возможность не пить. Приголубили щеночка, он к ножке прижался, с рук ест, и все хорошо. Эта схема не работает: вышла она замуж, щеночек оказался мужчиной, к ногам не идет, с рук не ест, а женщина настроилась доминировать в этой истории – она хочет быть воспитателем: «Я воспитаю тебя – воспитает моя любовь, моя нежность, забота, жалость». Но это все не работает. На самом деле никакой любви по итогу и нет, есть только страдания и мучения.
Поэтому юным дамам, которые находятся в поисках женихов, называю этот принцип – ни в коем случае не жалеть мужиков. Если мужчина вызывает жалость, нечего вообще с ним связываться, потому что есть такие деятели, которые, зная женскую слабость, идут хитрым путем. Чтобы покорить и завоевать женщину, они не альфа-самца из себя строят, а идут через жалость: «Я такой несчастный! Если ты меня не полюбишь, не будешь со мной, не переспишь со мной, я буду страдать». А женщина делает из себя жертву. В итоге попользовались жертвой, ее чувствами – и выкинули на помойку: что называется, «поматросил и бросил».
Поэтому, дорогие сестры, ни в коем случае не жалейте мужчин – они не достойны жалости. Жалеть надо стариков, инвалидов, детей, но ни в коем случае не мужиков. Прошу вас, не повторяйте ошибок многих и многих сестер: так работает блудная страсть – это очень тонкое сладострастие: я жертва или воспитательница, мамочка, которая будет ухаживать за этим несчастным алкоголиком.
«Мама, я полюбила бандита». Ну и что? У тебя такая жизнь и будет. Я знаком с женщинами, которые полюбили бандитов. Что же в итоге? Они все разведены, с детьми, и все несчастны. Поэтому – не жалеть мужиков ни в коем случае: для своей безопасности. Лучше промучиться в одиночестве, чем с пьющим мужем, который регулярно устраивает не пойми что (они еще оказываются и ревнивыми) – это ужас и страдания.
Был вопрос по поводу нежности. Хорошая, добрая сестричка написала: «А как же нежность? Такое хорошее чувство». Женатый мужчина что-то тебе сделал (например, по храму или по работе), и у тебя появилось нежное чувство к нему. Я ей писал в личной переписке (скорее всего, не убедил), но мне хочется ответить сейчас.
У нас с вами гамма чувств – разнообразие очень большое: Господь нас сотворил такими, что мы очень много чего можем чувствовать, испытывать разные эмоции (в животном мире этого нет.) О многих чувствах мы забываем – таких, как честь, достоинство, свобода, право человека.
Куда это все девается? Если человек стал христианином, то он не должен иметь своего человеческого достоинства или христианской чести – мужской или женской? В нас есть много чего: самопожертвование, милосердие, в том числе и нежность. Я ответил, что нежность надо оказывать своим родным. Она говорит, что ее родные – грубые ребята, к ним у нее не рождается нежности.
В эту гамму чувств человеческих взаимоотношений очень легко вкрадывается блуд. Он приходит не сразу («давай пойдем в постель») – он начинается тонко.
Что значит девушке или молодой женщине испытывать нежность к женатому человеку? Женатый – это табу, ходячий мертвец: для тебя эта дорога закрыта. А когда она начинает испытывать нежность, есть ли гарантия, что потом она не покажет свою нежность этому мужчине?
Оказывается, что от жены нежность уже не видит – он ей надоел сто раз: не видит он нежности в глазах жены, а в глазах этой девушки или женщины видит. Мужскому самолюбию приятно: понравился женщине (если она еще юная, то вообще здорово!) – он еще что-то ей приятное сделает, чтобы увидеть в ее глазах нежность. А у нее еще больше нежности: это взаимно. Дальше продолжать? Или нет? Сами понимаете, что ничем добрым это не заканчивается.
Казалось бы, нежность – доброе чувство, эстетическое. Что такое эстетика? Наука о прекрасном. «Прекрасное – это же здорово! Что плохого в прекрасном?» Да ничего плохого в прекрасном нет. Но мы настолько искажены, искажены наши чувства и восприятие, что очень часто мы используем прекрасное для усиления страсти.
Человек слаб, и когда видит красивую женщину, должен себе сказать: «Э, брат, стой!» – и по тормозам. Почему? Эстетическое чувство явно срабатывает на блудной страсти, поэтому надо быть крайне осторожным при разглядывании картин или женщин. Мы не должны себя подпитывать: мы слабые.
Красивая эстетика, красивые чувства, прекрасная нежность, милосердие и так далее – все это работает криво, потому что мы испорчены. Поэтому никакой особой нежности. Благодарность – да.
Что такое благодарность? Тебе что-то сделали, ты сказал: «Благодарю». (Смотрите, какое слово: «благо-дарю» – «я желаю тебе добра, желаю Божия благословения», говорить это не нужно – это подразумевается). Но больше ты ничего не должен. Бывают кавалеры, которые этим манипулируют, да и женщины этим манипулируют (женщины – те еще манипуляторы: они манипулируют чувствами, жены в семьях манипулируют супружескими отношениями и так далее).
Нам, христианам, надо оценить и понять, что этого делать нельзя: нужно простое деловое сухое общение – оно убережет, когда у тебя все живое, когда огонь не погас и его нужно потушить. Лучше пожить в эмоциональной сухости. Придет время, страсти ослабеют, и тогда будешь реагировать по-другому, но сейчас нельзя.
Одна сестричка написала забавные слова – я хочу с вами поделиться (благодарю ее за это). Она написала так: «Я боюсь прийти в Церковь и увидеть там православных автоматов – в смысле, людей, которые автоматически думают, что нужно выполнять заповеди Божии». Ведь если человек идет ко Христу по-настоящему, сердце его должно быть открытым, он не какой-то замкнутый православный робот. А если человек выглядит как православный робот, то здесь нужно понять: может быть, сейчас человек находится в борьбе, или он по жизни сам по себе такой, или жизнь его была такой тяжелой, что ему не до веселья. Надо принимать всех такими, какие они есть, понимая, что на самом деле православных роботов не существует.
Следующий общий принцип, то есть условие, усиливающее блудную страсть, – празднословие. Казалось бы, где слова, а где сфера блудной темы, но страсть многословия связана с умом, сердцем, физиологией, чувствами, поэтому она усиливается празднословием.
Она усиливается тщеславием и многим сном (об этом мы говорили, когда разбирали чревоугодие) – имеется в виду сон, который длится более 7 – 8-ми часов, когда человек любит полежать, понежиться.
Украшение одеждами усиливает блудную страсть: одежда влияет на душу человека. Если христианин или христианка пытаются выглядеть модно, современно, молодежно и так далее (пусть даже не разнузданно), это все равно влияет на душу. Здесь подключается еще и тщеславие, мол, «я не такой, как все прочие», которые оделись на рынке (хотя надел то же самое, просто с лейблом какого-то модного салона, и купил это втридорога в модном – украсил себя). Конечно, это не означает, что нужно взять джутовый мешок, вырезать дырки для головы и для рук и в этом ходить. Надо одеваться спокойно, скромно, строго.
Пресыщение усиливает страсть. Что такое «пресыщение»? Систематическое переедание. Тему борьбы с чревоугодием нужно понимать и осваивать практически. У нас есть конкретные святоотеческие рекомендации, что нужно делать, поэтому снова отсылаю вас к передачам «Борьба с чревоугодием».
Как проявляется празднословие? Празднословие – одно из усиливающих условий. Как слова связаны с блудом? Очень прямо: все наши слова не абстрактны – они передают наши эмоции, наше состояние. Как говорится в Священном Писании, от избытка сердца уста глаголют. Что нас переполняет, то мы и говорим.
Соответственно, слова становятся, грубо говоря, анализом состояния нашей души. Если человек празднословит, во что это выливается? В смех. Форма общения такая, что человек постоянно или всех смешит, или смеется сам, причем часто по поводу блудной темы: двусмысленные шуточки, намеки. Смех относится к пустословию.
И что происходит на практике? Я пришел на работу – в офис например, – а там интересная женщина – коллега, и я начинаю с ней болтать про новости, фильмы, про ее подружек... Это про что вообще речь? Это деловое общение? Нет. Это откровенно блудное общение? И да, и нет. Идет нечто среднее, когда мы с человеком начинаем погружаться в его душу, в его впечатления, настроение, переживания. Получается какое-то родство – на основе пустословия происходит взаимопроникновение наших настроений, душ: не в буквальном смысле слова, а в виде некоего родства на основе совершенно пустых общих тем. Пустословие – начало усиления блудной страсти: с этой женщиной появляется много общего. Мы готовы рассказывать какие-то истории, думаем, что еще рассказать, и получается, что мы пустословим.
Пустословия без многословия не бывает. Это всегда происходит при свободном общении с лицами противоположного пола: смешно, пусто и много.
Когда мы много говорим, то получаем от этого удовольствие: база всего этого – то же сладострастие. Человек получает удовольствие от того, что он пустословит, смеется, ему прикольно, он что-то рассказывает о себе, и ему приятно. Я думаю, что сюда относится и сквернословие: в речи оно звучит часто – к сожалению, оно стало нормой нашего современного общества. Не так давно я был в детской больнице. Забавно: сидят мамочки, папочки, среди них сидят детишки, и они играют и матерятся. Конечно, это не забавно на самом деле. Но никто на это не реагирует, никого это не трогает…
Итак, если мы хотим ослабить блудную страсть, мы беремся за чрево и стараемся следить за тем, что, как и когда мы говорим. Нужно перестать быть клоуном в коллективе, перестать постоянно шутить, прикалываться, пустословить – надо говорить по делу, открыто, с открытым сердцем и, конечно, не употреблять в своей речи скверную лексику. (Продолжение в следующем номере)
Записали:
Людмила Кедысь
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.