Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1102) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Пост – это не время эмоций, это время делания

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Пост – это не время эмоций, это время делания

№13 (1102) / 1 апреля ‘21

Архипастырь

Владыка, идет Великий пост. Мы говорим об этом практически в каждой нашей программе и поэтому сегодня не будем вновь и вновь повторять, что можно кушать, а что нельзя.

Хотелось бы спросить об эмоциональном настрое Великого поста. У Пушкина есть строчки про «дни печальные Великого поста» – и Церковь говорит, что это время покаяния, время плача. Но в то же время мы читаем: «Не будьте унылы, как лицемеры», и говорим, что пост – это весна души, время духовной радости. Что же такое пост эмоционально – время радости или печали?

– Пост – время делания, это не время эмоций: мы замираем в каком-то состоянии и 40 дней стараемся в нем пребывать. Это время нашей жизни, а жизнь очень интересна и многообразна. Что же касается некоего образа, который можно было бы соотнести со временем поста… Мы живем в домах, квартирах, и, наверное, регулярно совершаем уборку. Если, приходя домой, мы видим, что все разбросано, беспорядок, грязь, немытые окна, не политые цветы, – это вызывает печаль о состоянии жилища. Дальше прикладываются определенные труды, результатом которых становятся чистота, восстановленный порядок, свет – жизнь, неизбежно приносящая радость.

Если мы говорим о собственной душе, мы должны увидеть то безусловно печальное состояние человека, который умирает, погряз в своих грехах, как мытарь, бьет себя в грудь и просит, чтобы Бог был милостив грешному, старается увидеть свои грехи. И, конечно, радость, что Господь тоже это видит не как судья, желающий растоптать, а как милостивый, добрый Отец, радующийся каждому нашему движению, каждой подвижке, каждому шажку, который мы совершаем, чтобы навести порядок в своей душе, в отношениях с нашим Отцом и с людьми, что рядом. Если это происходит, то радости нашей не будет конца.

Я именно так воспринимаю время Великого поста, включая 1-ю седмицу, Крестопоклонную и Страстную. Другого быть не может.

Если мы в чем-то одном будем пребывать, будем видеть свои грехи и не иметь надежды от них избавиться, то впадем в величайшее уныние. Если мы не будем замечать грехов, будет только радование, будем иметь надетую на себя, как на манекен, улыбку, – это будет пусто, совершенно безосновательно, бесплодно, без фундамента. В сочетании делания – наша печаль о состоянии и радость о надежде, что Господь нам дарует. Это не красивые слова, а то, чем стараюсь делиться сам лично в отношении себя и духовных чад, с которыми поддерживаю отношения.

Совсем недавно Екатеринбургская епархия отметила свое 136-летие. На что бы Вы хотели обратить внимание уральцев в эти дни и что пожелать?

– 136 лет – это не такой большой срок: у нас есть епархии, которым тысяча, 500, 300 лет. 136 лет – совсем немного в масштабе истории, а в масштабе коротенькой человеческой жизни это очень и очень продолжительный срок. Конечно, Екатеринбург – особое место: Урал – особая земля, ее история по-своему трагична, она много чему была свидетелем. Но годы летят – перелистываются, как страницы книги.

А Церковь живет, несмотря на то, какие силы были брошены здесь, на Урале, на то, чтобы имени Бога вообще не упоминалось.

Сколько слез было пролито, сколько потов сошло по сохранению и возрождению духовной жизни... Сегодня мы с Вами, два священника, сидим здесь – об этом 50 лет назад даже помыслить было нельзя. Сегодня мы имеем возможность общаться с людьми, совершать службу в храме, вместе с людьми совершать крестные шествия, строить храмы и обсуждать то, что мы обсуждаем. Это чудо. И в эти 136 лет, что бы не происходило в нашей жизни – либо какие-то взлеты, либо падения, – мы должны понимать, что Господь на всем этом пути заботится о Своей Церкви: Он Свою Церковь создал, Он ее и искупил, и наполнил Своей Кровью, благодатью. Мы должны понимать, что мы в этой среде пребываем.

Много лет или мало, но эти 136 лет прошли в атмосфере Божественной заботы о нас. И цифра 136 (безотносительно к ее значимости математической или историческим срокам) дает четкую надежду. Как сказал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было».

Все, что мы видим, что бы ни происходило, и эти 136 лет – тоже дар Божий. Хотелось бы стать свидетелем и 137 лет, и 159-летия, и далее, сколько нам Бог даст жизни. Но все это – под покровом Божественной силы и Божией милости.

Еще один вопрос о жизни Екатеринбургской епархии, имеющий значение практически для всей России: о Царских днях. Людмила из Саратовской области и Марина из Свердловской области спрашивают: как в этом году планируется проводить Царские дни, будет ли крестный ход?

– Бог знает, как будут проходить Царские дни. Мы знаем, что сей день у нас есть: мы имеем возможность общаться, что-то планировать, а что произойдет через месяц-два, через год, – это в руках Божиих.

Но планами, конечно, нельзя не поделиться. Оглядываясь на события июля минувшего 2020 года, особо отмеченного поветрием, болезнью, которая посетила в том числе и нашу землю, мы немало удивлялись, что хотя все закрыто, блокировано, ничего нельзя, а служба в день убиения Царской Семьи совершается, люди Божии съезжаются со всех уголков нашей страны.

И крестный ход – это река людей, соединенных одной ценностью, одним вектором: любви, почитания Царской Семьи, благодарности им за то, что они совершили, она здесь, она жива. И те предпосылки, которые сегодня есть, – ослабление режима, уменьшение количества больных, темпов распространения – дают надежду, что и это препятствие, преодоленное в 2020 году, будет, без сомнений, преодолено и в 2021 году, и мы вместе соберемся, почтим Святую Царскую Семью.

Поэтому уже сейчас, в марте, я приглашаю всех помолиться, чтобы люди не болели, не страдали и не умирали так, как это происходит сегодня. И, конечно, помолиться, чтобы все наши совершенно замечательные традиции были сохранены.

Вообще, удивительно, что на пике инфекции и народу было не намного меньше, чем все годы, и не было никаких вспышек заболевания.

Многие спрашивают, как сейчас молиться за отца Сергия (Романова)? Он отлучен от Церкви – как молиться за таких людей? Или нельзя молиться?

– Напомню, что раб Божий Николай Васильевич Романов принял монашество с именем Сергий, стал священником, игуменом, схиигуменом. Ввиду того состояния, в которое он вошел, чему свидетелями в 2020 году стали тысячи людей, он был приглашен на церковный суд. Кто-то воспринимает суд как судилище, что здесь осудят. А вообще-то, суд… Как в Священном Писании Господь Бог пророкам говорит? «Приидите – и рассудим. Скажите вашу правду, соотнесем ее с правдой Божией, и мы определим ваши человеческие мнения: соответствуют ли они Божией правде или не соответствуют?» – собственно говоря, об этом речь идет на суде, особенно на церковном. Заранее говорить, что это какой-то синедрион, что это будет беззаконное судилище, нельзя. Приидите – и рассудим.

К сожалению, схиигумен Сергий не счел возможным, не нашел в себе сил, дерзновения принять участие в этом суде, чтобы сказать, о чем он думает, на чем основаны его высказывания в адрес священноначалия, Святейшего Патриарха, на чем основаны его суждения в адрес его Правящего архиерея по поводу каких-то решений, принятых в Церкви, и церковных установлений.

Есть решения Вселенских Соборов, которые говорят, как поступать в тех или иных условиях, если клирик был запрещен своим архиереем. У тогдашнего схиигумена Сергия был один архиерей, принявший решение о запрещении. И очень четко прописано в канонах, что если даже священник несправедливо, по ошибке, по клевете был запрещен, то для этого есть суд, где разбираются все обстоятельства и принимается судебное решение, прав человек или не прав, ошибался либо был злонамерен.

Но если человек не приходит на суд, если в состоянии запрета продолжает священнодействовать, то вне зависимости от того, был он прав или не прав, каноны очень четко говорят: «Да извержен будет из сана».

Собственно, это и произошло сначала здесь, в Екатеринбурге: суд Екатеринбургской епархии принял такое решение. Оно было подтверждено Высшим церковным судом. В нем тоже можно было принять участие, никто не препятствовал. И то печальное состояние, что человек был извержен из сана, то есть стал монахом Сергием, – это факт.

И последовавшее его состояние озлобленности, нераскаянности привело к тому, что решением суда он был отлучен от Церкви. Есть два мнения, как сегодня его называть: Николаем Васильевичем Романовым или монахом Сергием, – можно об этом рассуждать, но факт, что он находится вне границ Церкви.

Как молиться? Молиться о вразумлении, о том, чтобы благодать Божия коснулась, и человек вернулся в лоно Церкви. Это для него абсолютно возможно: человек может стать вновь членом Церкви после принесения покаяния.

Священником же этот человек уже быть не сможет. Не существует таких возможностей. Но ведь в Царство Небесное входят разные люди (и мужчины, и женщины, и священники, и архиереи, и миряне) кающиеся: об этом говорит Канон святого преподобного Андрея Критского. Поэтому молиться о вразумлении можно.

Можно ли молиться за Литургией? На Литургии поминают членов Церкви: тех, кто находится в лоне Церкви, кто себя соотносят с Церковью, и она покрывает их своим покровом. Сейчас он находится не только в заключении, но и вне лона Церкви, поэтому за Литургией поминать не стоит, но молиться о нем безусловно нужно.

И лично я, питая искреннюю надежду и упование, очень хотел бы быть свидетелем того, чтобы те, кому схиигумен Сергий сделал очень много добра, кто сегодня искренне переживает за своего родного отца, чтобы эти люди вместе с нами стали свидетелями его возвращения в Церковь и, возможно, чтобы его многочисленные таланты и дальше употреблялись в том формате (монаха, мирянина), в котором человек будет находиться.

Нина из Свердловской области спрашивает: «О каком воссоединении Церквей мы молимся на богослужениях и не экуменизм ли это?».

– Да, за каждой службой такое прошение произносится. Мы же понимаем, что Церковь одна – единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Только что мы упоминали человека, бывшего членом Церкви, активным мирянином, священником, монахом, а теперь он находится вне рамок, и мы молимся, чтобы он воссоединился с Церковью, вернулся в ее лоно.

Как отдельные люди, так и целые сообщества тоже отпадают: примеров в истории множество, и с течением времени эти формации уходят дальше и дальше.

На пороге великого раскола – отпадения западной части Церкви от вселенского Православия – было очень много общего и в традициях, и в совершении богослужений, и в богословии, и в догматике. Чем дальше текла река времени, тем дальше уходили эти сообщества от апостольского, святоотеческого учения.

Но движение ведь возможно не только в сторону удаления, но и в сторону возвращения, поэтому мы молимся, чтобы люди не механически соединились (нельзя соединять съедобное и несъедобное), а о том, чтобы они пришли к познанию истины, чтобы яд, который проник, был изнесен, смыт, и через покаяние люди вернулись в лоно Православной Церкви.

Что происходит сейчас в лоне семей Православных Церквей? С Константинопольской Церковью пока что догматических отступлений не произошло, но канонические нарушения уклада церковной жизни, вторжение Константинопольской Церкви и ее патриарха в жизнь Церкви, к которой он территориально не имеет никакого отношения, – это нарушения, они в канонах очень четко прописаны: «Да не будет общения с таковыми». К сожалению, разделение произошло, и мы молимся, чтобы восстановилось общение с Греческой Церковью и с теми, кто последовал за наставлениями Константинопольского епископа. Об этом мы молимся и знаем, как Господь удивительным образом все устраивает.

Когда-то очень многие люди на территории Украины (я тому свидетель) в 1990-е годы молились о воссоединении Крыма и России. Сейчас очередная годовщина этих событий. Это казалось невозможным, но сегодня мы свидетели того, как невозможное стало возможным. Это результат молитв, результат действия Божией милости.

Я очень надеюсь, что единая Святая Соборная Апостольская Церковь вместит в себя все многообразие, но не через компромиссы и уступки, а через приведение людей к познанию истины, к принятию ими апостольского святоотеческого учения и через чины, существующие при принятии в Православие.

То есть под словом «воссоединение» нужно понимать не механическое объединение, а возвращение?

– Именно так.

Вопрос телезрительницы: «Говорят, один в поле не воин. Но мне, наоборот, кажется, что и один в поле воин. Таким воином, например, был протоиерей Димитрий Смирнов». Как Вы думаете, один в поле – воин или не воин?

– Но ведь любое воинство собирается из отдельных людей. Церковь собирается из отдельных личностей, и, получается, собираются двое, трое и вот эти огромные воинства, как ратников, так и духовных воинов. Если собирается много трусливых малодушных людей – это не воинство. Если же один, 2, 3 человека, знающие, чего они хотят добиться, за что они готовы умереть, – это реальная сила. Любое воинство состоит из отдельных бойцов.

Если говорить действительно о воинствах, мы же только что встречали 75-летие победы в Великой Отечественной войне, и мы понимаем, что победа, одержанная 75 лет назад, стала результатом подвигов отдельных воинов, которые бросались грудью на амбразуру, шли в лобовую атаку на самолетах, томились в застенках и не предавали своих товарищей. Это отдельно взятые воины в поле, но, если они собираются вместе, то получается армия.

Отец Димитрий Смирнов – безусловно, яркий пример такого воина. На моих глазах таким примерам нет числа: можно проехать по селам любой епархии (но сейчас будем говорить о нашей, Екатеринбургской) и встретить совершенно потрясающих, удивительных людей. Вот он вроде бы один в своем селе, в своей деревне, где живет 200 человек, в своем храме, в котором, казалось бы, ничего не должно быть – выбиты окна, нет отопления, нет ничего, но этот воин собирает вокруг себя войско. Смотришь, проходит год-два – и тепло, и светло, и полный храм людей, ибо это воин. Иначе не бывает.

Так что, конечно, отец Димитрий – пример. Сколько храмов он восстановил, сколько общин собрал, сколько людей по сей день считают себя его духовными чадами: я бы не назвал их духовными сиротами – хотя он умер, они продолжают оставаться его духовными чадами, слушая выступления отца Димитрия на канале «Союз», пересматривая эти бесценные записи, читая его сохранившиеся проповеди.

Это воин. Я думаю, что он еще многих вдохновит на духовную брань. (Окончание в следующем номере)

Записали:
Елена Кузоро
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс