Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1096) → Протоиерей Андрей Канев: Чревоугодие. Часть 2. Любая страсть так устроена: если ты начинаешь ей потакать, она тебя побеждает

Протоиерей Андрей Канев: Чревоугодие. Часть 2. Любая страсть так устроена: если ты начинаешь ей потакать, она тебя побеждает

№7 (1096) / 15 февраля ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №6 (1095) 2021

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Я рад приветствовать вас на телеканале «Союз» на беседе «Страсти и борьба с ними». Мы приступили к практике – начинаем ра­збираться, что такое страсти и как они проявляются.

Опыт нашего общения (через ваши отзывы и письма) показывает такой эффект: телезритель раньше не смотрел наши передачи, посмотрел только одну, и у него возникли вопросы, на которые уже даны ответы в предыдущих беседах. Чтобы такого не было, давайте понимать, что у нас циклы передач. Мы провели огласительные беседы и теперь разбираем, что такое страсти вообще. Я кратко напомню, что мы не ставим цель составить абсолютный список грехов: наша задача – знакомство с ними и попытка увидеть, есть ли у нас та или иная страсть, оценить свое духовное состояние.

Наша цель – помочь тем, кому это необходимо, в подготовке к исповеди

Регулярно приходят на Исповедь люди, которые говорят, что уже год не исповедовались и не знают, в чем каяться: хотя грехов у них много, они их не видят.

В наших беседах давайте попробуем разобраться, что такое страсти, как они проявляются и какие общие проявления грехов. Если мы будем о них знать, то увидим, что они у нас есть, и начнем с ними бороться.

Еще раз напомню – я наверно, каждую неделю буду об этом говорить: если после разбора грехов у вас ухудшится настроение, опустятся руки и вы скажете, что вам испортили жизнь, посмотрите цикл огласительных бесед. Он не маленький – там 28 бесед; прослушайте и небольшой цикл бесед «Общие понятия о покаянии», в котором кратенько, в общих чертах, говорится о покаянии и о том, зачем мы этим занимаемся.

В предыдущих беседах мы говорили о смертных грехах чревоугодия. Сегодня поговорим о несмертных грехах этой страсти («несмертные грехи» не значит, что их можно позволять себе делать: неопасных грехов нет, как нет неопасных ядовитых змей – они все опасные, могут укусить и причинить неприятность).

И вот мы продолжаем изучать страсть чревоугодие. Какие бывают грехи?

Чрезмерная забота о теле

Как мне кажется, мы живем в сильно развитую эпоху потребления, в которой пропагандируется культ тела, здоровья, удовольствия, красоты – причем красоты как некого образца. Есть разные типы красоты, и разным мужчинам нравятся разные женщины. А когда СМИ говорят, что ты красивый, когда очень-очень худой или с такими вот параметрами, а все женщины «повернуты» на похудении (хотя им и не надо этим заниматься), на приобретении форм, которые называют стандартом, я называю это «культурный фашизм»: идет отбор – если ты не соответствуешь этому, значит, ты неправильный. Понятно, что все это основано на деньгах, умные ребята всем этим командуют. Женщины, заразившись идеей, что они некрасивые, тратят много денег на хирургические операции по исправлению своих недостатков, которых нет, приобретают дорогостоящие средства для похудения (хотя если ты хочешь привести себя в форму, есть аскетические правила – соблюдай их, и все у тебя будет нормально), покупают средства для ухода за собой…

Когда ко мне приходят современные люди и говорят, что они потратили кучу денег на шоколадные обертывания, на купание в дубовых бочках, омоложение, – это ужасно, на самом деле. Это делается, чтобы достичь образца красоты, который они пропагандируют. И не думает человек, за счет  чего это происходит и какая в этом цель. Такая чрезмерная забота о телесной силе, красоте, как ее понимает современный мир, – это не христианское дело.

Напомню, что заботиться о себе надо: тело – это важная составляющая человеческой природы, тело создал Господь, и о нем нужно заботиться, но не тратить все свои средства, чтобы выглядеть так, как  выглядел 20 лет назад. Наше время отвергает сам процесс старения, красоту старости, понимание, что мы здесь  временные существа.

Заботиться надо, но все должно быть в меру. Чрезмерная забота, когда человек кучу денег тратит, чтобы быть красивым и соответствовать образцам из массовой культуры, является грехом.

Обжорство

Это связано непосредственно с желудком. Когда христианин начинает регулярно объедаться до такой степени, что чувствует тяжесть, одышку, он ни на что не способен: известна фраза «сытое брюхо к молитве глухо». Это большая и серьезная беда, которая приводит к страшным последствиям.

Вчера слушал передачу, в которой врач говорил о 5-ти вещах, приносящих вред здоровью мужчины после 50 лет. Перечислялись: лишний вес, диабет, сердечно-сосудистые проблемы, давление. Это все от обжорства: вся причина в том, что человек начинает чрезмерно употреблять пищу.

Эта тема очень важна: чтобы мы смотрели за собой, не объедались и не превращались в людей, которые принимают пищу ради удовольствия, ради самой пищи, а не чтобы насытиться, получить силы – и идти трудиться, молиться, создавать что-то, приносить пользу другим людям и заниматься духовной жизнью.

Почему человек не может остановиться? Потому, что это приносит ему удовольствие.

Как понять, что ты объелся? Очень просто. Если ты выполз из-за стола и не можешь дышать и работать, – ты объелся.

Несоблюдение постов

Это тоже проявление чревоугодия.

У нас появляется все больше христиан, которые недовольны уставами Церкви. Я понимаю, что это непросто, когда из 365 дней в году около 200 – постные дни. Это кажется не очень веселым. В истории Церкви появился опыт увеличения постов. Но не нам это менять. Надо посмотреть на это как на средство.

Понятно, что ранним христианам посты в таком количестве, как у нас, были не нужны – были гонения и христиане были по качеству другими. А нам, таким нерадивым, надо, видимо, маленько поскорбеть. И то количество постов, которое нам дает церковный Устав,  определяет время постов. Если человек отказывается от поста, этого средства борьбы с чревоугодием, он тем самым приносит себе  вред. Грех в том, что он не вместе с Церковью, и он отказывается от такой важной формы борьбы (о том, что дает пост, мы потом поговорим).

Я забыл сказать, что сначала мы знакомимся со страстью, а в следующей беседе будем говорить, как с этой страстью бороться. Но чтобы вам не было страшно ожидать следующую беседу, я скажу, что Церковь определяет время поста. А как будет поститься человек? Он должен поститься по силам. К примеру, пост здорового, крепкого мужчины и многодетной мамочки должен отличаться, как и пост студента и престарелой бабушки должны отличаться. Дело не в том, какая мера поста взята, а в том, что выдерживается время поста. Любая мера, если она взята по силе, принесет пользу – о том, какую пользу, мы поговорим позже.

Я хотел отметить еще такой момент: объедение и пьянство после Причастия. Я думаю, что это очень тяжкое прегрешение. Обратите на это внимание, дорогие мои. Получается так, что ты соблюдал пост, старался, пыжился, и вот наступили Пасха, Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы, память апостолов Петра и Павла, – и христиане, как бешеные собаки, срываются с цепи...

Это зачем? Для чего ты постился? Чтобы начать пьянствовать? Да ты бесов веселишь этим. Особенно если причастился, и понеслось: праздники, Святки. Да какие Святки, если ты в Святые дни объедался, еле-еле пыхтел и был пьяный?

Если мы пытаемся в себе разобраться, понять, что такое аскетика, то мы, миряне, простые люди, неумехи, живущие во Христе, должны хотя бы понимать, что день Причастия – это святой день, который должен проходить так, как если бы к нам пришел Христос. Он и так к нам приходит в Причастии, – а если бы Он пришел видимым образом? При Христе ты бы начал  шашлыками с коньяком обжираться? Нет, конечно. Наверняка сидел бы у ног Христа и внимал тому, что Господь говорит.

Мы причащаемся не только в великие праздники, но и в обычные дни, воскресные. Почему когда мы принимаем Христа физически в таинстве, мы воспринимаем это как разрешение делать что хочешь? Ведь после Причастия нужно уйти внутрь: ты Христа принял в сердце. А если ты в этот момент  устроил пьянку, обжорство, где в этом случае Христос? Я понимаю, что бывают случаи, когда человеку нужно быть на парадных событиях. Но соблюдай меру, не пей, веди себя прилично и  Христа сохранишь. Для чего мы причащались? Чтобы всем этим выгнать Христа?

Сколько в Евангелии Господь говорит о недостойных рабах, которым доверили хозяйство, как нам доверили душу... Ушел Жених, а они чем начали заниматься? Объедением и пьянством. И мы так же поступаем. Горе нам, если мы так делаем. Поэтому давайте будем крайне внимательными. Это обличение нас. Что получается, если мы после Причастия начинаем много есть и пить, веселиться и непонятно чем заниматься? Христос нам говорит: «Я пришел к тебе, а ты Меня не ждал». Генерал приходит в воинскую часть, а там мусор… Представляете, что будет? Я вот не представляю. Христос приходит в нашу душу, а у нас там чего только нет. Нам кажется, что мы нормально живем, а потом говорим: «Почему у нас жизнь не меняется? Что-то она у нас не улучшается, бороться со страстями не получается». Как же получится?

Нарушение поста

Человек соблюдает пост, но нарушает его. Нарушения поста бывают разные. Например, бывают по необходимости. Я думаю, в таком случае это не становится грехом. Например, к человеку гости приехали –   неверующие, невоцерковленные или неопытные. А может, человек находится на пути к вере, – но это не значит, что раз в пути, то можно во все тяжкие срываться. Это становится грехом, если человек не попадает в состояние нужды, а просто исполняет свою прихоть. Причем нарушение поста – не только когда он ест непостную пищу. Я бы отнес к нарушению духовной основы поста то, что человек, постясь, тратит больше денег, чем в непостное время: покупает себе креветки, морепродукты, какие-то изыски – идея поста нарушена в этом случае (об этом поговорим в другой раз). Если взялся держать пост, дал Богу обещание – неси это честно: если упал, вставай, кайся и иди дальше.

Нарушение режима питания

Я понимаю: то, что я буду сейчас говорить, может быть неприятным, необычным. Все равно я буду говорить то, что считаю важным и нужным.

У христианина должен быть режим питания. Мы с вами не лошади, мы люди – мы устроены не так. Все наши современные беды (ожирение, диабет и сердечно-сосудистые проблемы) связаны с тем, что мы неправильно питаемся. Наше поколение живет в эпоху, когда слишком много пищи – причем пищи некачественной, рафинированной: она отличается от пищи наших предков. Нельзя постоянно есть и есть, ибо любая страсть так устроена: если ты начинаешь ей потакать, она тебя побеждает. Потом ты должен будешь применить огромную силу, чтобы с ней бороться.

Человек не сразу становится обжорой, превращается в Винни-Пуха, который потом из норки вылезти не может. Чтобы этого не было, мы должны применять важное аскетическое правило. Оно простое: режим питания. Как это сделать? Что оно из себя представляет? Если человек взялся за себя и нарушает режим питания, исполняет свои прихоти, это тоже угождение своему чреву. Вы должны понимать, что это грех, что этого хищника вы подкармливаете – потом не надо удивляться, что он голову оторвал.

Позднее принятие пищи

Об этом переговорено очень много. Мы с вами должны понимать, что если человек поужинал в 18.00 и ему захотелось еще поесть в 23.00 – это угождение своему чреву. Мы не говорим о людях, которые ночью на работе, на службе, в наряде, мы не говорим о врачах, пожарных, когда люди работают по суткам и питаются, когда у них это получается. Мы говорим про нас, обычных граждан, которые работают с 9.00 до 18.00 и имеют возможность дома спокойно поужинать.

Мы не созданы Богом, чтобы питаться ночью. Ночью нужно спать. И если человек настолько подвержен страсти чревоугодия, что начинает есть ночью, это серьезный признак, что надо опомниться и начать приводить себя в порядок.

Поздно есть не надо. Если, допустим, вы поздно пришли с работы, ужин должен быть легкий, а не такой, когда вы два обеда употребили.

Еще приведу такое объяснение, чтобы не вызвать праведного гнева у любителей поздно покушать. В чем здесь грех? Питание измеряется в калориях и килокалориях – это энергия, силы, которые мы получаем. Если был основной прием пищи в обед, то когда мы трудимся, мы эти силы вырабатываем – у кого-то умственная работа, у кого-то нервная, физическая, и мы тратим эти силы потом на работу.

А когда ты загрузил себя этими энергиями, которые должны дать силы для работы, а потом с пыхтящим пузом пытаешься уснуть, то организм вынужден это переработать, вместо того чтобы отдохнуть. То, что ты проснешься уставший, больной, с повышенным сахаром – это другая история. Куда денется эта энергия, которую ты получил? Уйдет в другие страсти или в жировые отложения. Поэтому когда мы едим поздно, не надо удивляться, что не можем с блудом и унынием побороться: ты не поборешь эту страсть, ибо ты регулярно ее подпитываешь.

Регулярное потребление пива

Многие наши товарищи-христиане думают, что это безобидно. Им кажется: это же не водка, не вино – слабо-алкогольный напиток. «Выпил, почувствовал себя хорошо, отдохнул…» Но это очень серьезно и не должно превращаться в употребление.

Уже давно есть исследование по этому поводу – посмотрите в интернете, что происходит с мужским организмом, когда человек употребляет много пива… Начинают вырабатываться женские гормоны. Пиво – это хлебный напиток, очень насыщенный по энергии. Когда его принимали в древности, потом шли трудиться. А мы принимаем его и лежим на диване или за компьютером сидим. Куда эти силы деваются? Есть образ пивной фигуры, когда мужчина превращается опять же в Винни-Пуха. Что хорошего в том, что организм начинает по-другому работать? А если у мужчины женских гормонов больше, чем мужских, что это за духовный уровень? Что это за защитник? Командир дивана? Обратите на это внимание. Я считаю, это вообще надо изжить. Зачем эту отраву принимать?

Регулярное употребление алкоголя за ужином

Человек думает, что он устал (он реально устал, может быть), и думает, что надо рюмочку-другую пропустить. Кому-то это сойдет с рук, кому-то нет, но в любом случае от регулярного отравления ничего хорошего не будет – это алкоголь. Если человек ужинает с алкоголем, происходит вот что: алкоголь еще больше разжигает аппетит. Не употребив алкоголь, человек съел бы одну порцию и не объелся. А если употребляешь алкоголь, то сразу ешь больше. Если мы не хотим объедаться, отравляться, хотим быть духовно боеспособными, это надо изжить.

Спасибо, дорогие братья и сестры, за внимание к нашей передаче. Я очень надеюсь, что после наших с вами разговоров о проявлении грехов вы не потеряете желания бороться со страстями.

Давайте настроимся на честный и простой разговор.

Я постараюсь, как я вам и обещал, говорить честно, с примерами и, насколько это возможно, познакомить вас с борьбой со страстями. Она не простая. Но давайте будем понимать, что легкого пути никто не обещал. Наш христианский путь – тернистый, и одно из терний на нашем пути – борьба с чревом, чтобы не желудок командовал умом, а ум командовал желудком. Для этого нужно поработать.

Даст Бог, в следующий раз встретимся и обсудим. Спаси вас Христос, братья и сестры.

Еще раз благодарю наших зрителей, которые пишут письма и отзывы: мне это важно и дорого – даже если мы не сходимся во мнениях, все равно большое спасибо! До новых встреч на телеканале «Союз». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс