Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1095) → Протоиерей Андрей Канев: Чревоугодие. Часть 1. Чревоугодие – это врата других страстей в нашу душу

Протоиерей Андрей Канев: Чревоугодие. Часть 1. Чревоугодие – это врата других страстей в нашу душу

№6 (1095) / 8 февраля ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №5 (1094) 2021

Нашей передаче «Страсти и борьба с ними» уже больше года, и вот сегодня мы приступаем к практике и будем разбирать первую страсть – чревоугодие.

Я сделаю краткое введение в наш новый цикл. Первое, что хотелось бы сказать – я попытаюсь объяснять кратко, без подробностей: цель нашего цикла – знакомство. Мы рассмотрим, как проявляются страсти, в том числе чревоугодие, с которого и начнем. С самого начала хочу предупредить, братья и сестры: задача нашего разбора – не испортить вам аппетит и настрой на жизнь. Мы  поговорим не о прекрасном (о ромашках, о райских кущах): наш разговор будет о самой неприятной стороне человеческого бытия – о грехах. Поэтому если у вас есть желание разобраться в этой теме или хотя бы познакомиться с ней, то милости просим на нашу передачу. Если в процессе наших передач возникнет ощущение, что товарищ Канев из телевизора портит вам жизнь и все очень плохо, то нужно обратиться к вопросам оглашения – к циклу, который у нас был перед этими беседами. Если в процессе узнавания о страстях вы увидите эти страсти в себе и у вас опустятся руки, то я прошу посмотреть предыдущие беседы нашего курса под номерами 29, 30, 31: «Покаяние. Общие вопросы». Если хочется разобраться более подробно, я вас прошу обратиться к святоотеческой литературе. Наша задача – это знакомство.

Как будет строиться знакомство с проявлением страстей

Сначала мы будем кратко говорить, что такое страсть. Потом будем проходить смертные прегрешения. Помните, на предыдущих беседах мы говорили, что страсти проявляются неодинаково? Есть грехи самые тяжелые (тяжкие), а есть достаточно легкие проявления страстей. Наш цикл будет строиться в связи с этой святоотеческой идеей: будем идти от смертных грехов к условно простительным. Я жду ваших отзывов, предложений. Сначала будем знакомиться со страстью, а потом учиться, как с ней бороться. Такой принцип.

Что такое чревоугодие?

Это чрезмерное угождение плоти. Понятно, что мы духовно-телесные существа. Тело – важная составляющая человеческого естества. Понятно, что питаться, следить за собой надо, но когда это становится чрезмерным, то становится грехом. В христианстве нет цели уничтожить свое тело, уничтожить себя физически. Идея, что плоть – тюрьма души – не христианская. Тело тоже создано Богом. Мы имеем плоть, ибо Бог так захотел.

Что входит в понятие «чрево»? «Чрево» – по-церковнославянски «желудок». Но это целый комплекс понятий: все, что связано не только с желудком, но и с телом. В чревоугодие входят пища и питие, сон (как одна из форм плотской деятельности), покой. Понятно, что человек может злоупотреблять пищей и питьем. Если у человека вся жизнь – это сплошной сон, то, понятно, что ничего хорошего в этом нет. Если человек не любит трудиться, любит лениться, любит упокоение своей плоти, понежить себя, то это чревоугодие. Злоупотребление удобством – это когда человек стремится, чтобы плоть сидела, лежала, комфортно одевалась.

К понятию «чревоугодие» относится чрезмерная забота о здоровье. Здоровье – это важный фактор. Мы будем говорить, что следует следить за здоровьем. Но когда эта забота чрезмерна, когда плоть на первом месте – это тоже греховный духовный перевертыш. Все это входит в понятие «чревоугодие».

Часто бывает, что человек приходит на Исповедь к священнику и говорит: «У меня грехов нет. Я не воровал, не убивал». Но посмотри на себя внимательно в этом плане.

Есть очень простой тест. И, я прошу, без обид: наша передача не чтобы всех радовать, утешать – мы говорим о бедах.

Как проверить, есть ли у тебя чревоугодие? Надо встать на весы и посмотреть, какой у тебя вес. Чтобы узнать стандартный вес, нужно от своего роста отнять 100. Полученная разность – это примерно тот вес, который у тебя должен быть. Понятно, что бывают разные факторы – мы с вами все разные. Но если у нас вес больше стандартного, то надо задуматься: что-то идет не так. Что нужно делать, мы посмотрим. Некоторые наши зрители пишут: «Постимся, а вес набираем». Ясно, что здесь неправильное отношение к посту, аскетике; надо разбираться.

Есть четкое святоотеческое понимание, что чревоугодие – это врата других страстей в нашу душу. Это означает, что если мы с вами, будучи духовно-телесными существами, не обращаем внимания на борьбу с чревоугодием, если слово «аскетика» у нас вызывает расстройство психики и настроения, значит, мы неправильно ко всему относимся. Мы должны с вами понимать, что это классика, это пройдено сотнями поколений христиан: борьбу с любой страстью надо начинать с борьбы со страстью чревоугодия.

Допустим, я хочу побороть в себе блуд, гнев, тщеславие, гордыню. С чего начинать? Мы не знаем, с чего начинать. Читаем жития, какие святые были смиренные, замечательные, добрые и хорошие. А я не такой. Что делать? Надо обязательно начинать с чревоугодия. Это классика. Если я хочу бороться с гордыней, то я должен начинать с основ: если я неправильно люблю свою плоть (а в чревоугодии проявляется неправильная к ней любовь), то моя гордыня будет только расти. По своему самолюбию я могу неправильно себя любить. Это мы с вами должны запомнить. Это классика, к которой мы будем возвращаться. Это наиважнейший принцип, о котором нужно помнить и с которого надо начинать.

Борьба с чревоугодием должна быть не только в пост

Это надо делать всегда. Мы находимся в области духовной войны с собой, с духами падшими, которые будут соблазнять, устраивать духовные ловушки. Мы должны помнить, что борьба с чревоугодием – это ежедневное занятие. И не только в пост, когда мы отложили в сторону кусок мяса и насыпали себе кучу печенья в тарелку (об этом мы поговорим позже).

Мы говорили, что страсти – это испорченные добродетели. Какая была добродетель, противоположная страсти чревоугодия? Это воздержание. В раю Господь дал Адаму все необходимое (в том числе и для жизни плоти). Бог обо всем позаботился, чтобы Адаму было комфортно. Но все равно дал ему задание о воздержании: со всякого дерева ешь, а с дерева познания добра и зла не вкушай. Здесь уже должен быть у Адама опыт воздержания, и во всем другом тоже была эта добродетель до грехопадения. Но после грехопадения у нас главной стала плоть, а не дух. И мы заботимся о плоти так, как о душе не заботимся.

Давайте разберем смертные грехи страсти чревоугодия

Что такое смертный грех? Это грех, который, если останется без покаяния, исправления, духовного лечения,  обязательно оторвет человека от Бога. И если человек, не дай Бог, в нем погибнет, этот грех утащит его на дно ада: это грех, приводящий к духовной смерти. Я расскажу о проявлениях страсти чревоугодия.

С самого начала давайте договоримся: проявления, которые мы будем фиксировать, это не абсолютный список человеческих грехов. Это основные направления, по которым можно узнать, есть у вас эта страсть или нет. Поэтому давайте будем смотреть.

Первое проявление чревоугодия – это запой

Люди, знакомые с тем, что это такое, прекрасно знают, что это страшная зависимость, когда человек, не зная меры употребления алкоголя, начинает впадать в настоящее беснование, не может остановиться. Это продолжается длительно. Человек сам страдает, а насколько страдают жена, дети, родители, которые его любят… Это неимоверное страдание. Я думаю те, что этого касались, жили или живут с пьющими людьми, прекрасно понимают, насколько это страшно. Не дай Бог, если в таком состоянии человек умрет, – а такое происходит. Мы знаем слова апостола Павла, что пьяницы Царства Божия не наследуют. Поэтому крайне аккуратно нужно с этим жить, если человек знает в себе эти особенности. Мы все разные, и если человек знает, что он склонен к пьянству, запою, то он должен категорически отказаться от алкоголя, пьянства. Он должен устроить им войну. Люди, которые будут предлагать ему выпить, – не друзья, а враги. Он должен от них бежать и менять образ жизни. Это должна быть суровая борьба.

Употребление алкоголя, запой – это состояние смертного греха. В таком состоянии человек не может причащаться. Он должен пройти епитимью, побороться за трезвость и только потом, если он  покажет долговременный опыт воздержания от этой страсти, сможет причаститься. Но он всегда должен помнить, что он такой, что у него есть такая беда.

Почему запой считается чревоугодием?

Потому, что это тоже угождение плоти, хотя и странное. Человек от этого испытывает удовольствие. Многие страсти между собой связаны. Если Бог даст, мы потом нарисуем эту взаимосвязь. Мы увидим, как чревоугодие связано с унынием, с блудом.

Следующее проявление чревоугодия – отравление алкоголем. Это не запой, но тоже ничего хорошего. Человек, приходя на праздник, решает себя утешить, начинает принимать алкоголь и попадает в дикие истории, теряет возможность рассуждать, анализировать, начинает творить какие-то дела. В таком случае сколько других смертных грехов он делает... Если мы посмотрим статистику преступлений, убийств, домашнего насилия, то они сделаны в состоянии, когда человек отравился. Это его не оправдывает – в него же не насильно заливали.

Сколько в таком состоянии происходит бед! Ужасно, братия и сестры. Занимаясь с людьми на приходе, видишь, сколько ошибок было сделано в таком состоянии. И в блуд впадают, хотя в трезвом состоянии этого не сделали бы. Разрушаются семьи, человеческие отношения, здоровье. Когда человек отравился и лежит в своих испражнениях – это недостойное христианина состояние. В этом тоже надо каяться, делать выводы, просить епитимью у священника, пока не докажешь трезвой жизнью, что хочешь с этим бороться.

Следующее проявление смертных грехов связано с особой любовью к здоровью

Мы, конечно, хотим быть здоровыми. Это замечательно, всеми и всячески приветствуется, Церковью в том числе. Будь здоров, следи за собой, но когда это чрезмерно, когда говорят: «Главное – здоровье, а остальное приложится» (будешь пышущий здоровьем красавец с пустой душой), то что в этом хорошего? Должно быть все гармонично. И за здоровьем надо следить, но не так, что душу продал, чтобы здоровье получить.

Случаются разные истории. Это не какая-то киношная история или из художественной литературы. Это реальная практика, когда люди продают свою душу фактически, реально для того, чтобы быть здоровыми. Как это получается? Они обращаются за здоровьем к колдунам, экстрасенсам – это распространенные истории, я как-то рассказывал об этом в прошлых беседах. Я как-то спрашивал у православных (катехизаторы мне помогали), почему они пришли креститься? Так вот, 60% всех опрошенных ответили, что они пришли креститься потому, что обратились за здоровьем к колдунам, а колдуны сказали: «Ты не крещен. Крестись, потом мы с тобой поработаем» – это востребовано в народе. Я часто общаюсь с людьми на приходе, со знакомыми и знаю, что это очень распространено. Когда проблемы с ребеночком – идут заговорить грыжу. Чего только не бывает в наше, казалось бы, рациональное время. Идут, ищут, проводят всякие обряды. Православные христиане идут к оккультистам, колдунам, обращаются к бесовским силам.

Не думайте, что эти «замечательные» товарищи, которые сидят, обложившись крестиками и иконками, служат Христу. Вы должны понимать это. Если бы Христос этого хотел, у нас в Церкви были бы такие целители. Но у нас их в Церкви нет – у нас другой путь.

У нас должно быть понимание, что подлечиваться надо, но полное исцеление зависит от Бога, если Он этого захочет, если нам это полезно. Но ведь мы хотим все и сразу. Если христианин обращается за здоровьем, исцелением к оккультистам, целителям, бабкам и прочим представителям такого сатанинского «цеха», это смертный грех. В Ветхом Завете за это выводили за город и убивали (почему этот грех и называется смертным). Мы так, конечно, не делаем, но человек должен понимать, что он себя духовно убивает: он продает свою душу за возможность физически исцелиться, хотя не исцеляется на самом деле. Это всего лишь игры. Если это подробно разбирать, то там такие спектакли получаются – просто ужасно; но об этом не будем сегодня говорить.

Обращение за здоровьем к заговорам. Тоже, кстати, встречаются у христиан под видом молитв различные заговоры. Надо быть крайне внимательными, если кто-то из вас получит от знакомой тетушки якобы молитву: придите в церковь, проверьте, спросите у священника, что это такое, чтобы не оказалось, что это заговор от какой-то болячки и в нем какие-то непонятные слова про «остров Буян», «уйди болезнь на Якова, с Якова на всякого». Вы должны понимать, что это не обращение ко Христу, это не молитва.

Обращение к заговорам – это проявление язычества, языческих традиций, которые, к сожалению, у нашего народа проскальзывают. Заговор – это не молитва. Если ты обращаешься к заговорам, то, соответственно, обращаешься к бесам – это надо понимать. Я в таком случае привожу пример. Люди говорят, что ничего плохого не произошло. Произошло предательство. Вспомним Великую Отечественную войну. Если человек захотел хлеба и пошел просить его у фашистов, то он предатель. Ты Родину не предавал, но ты ее предал внутренне, предал своих. Так и тут, ты предаешь Христа.

Обращение к природе – это тоже своеобразное язычество, одетое в современные одежки. Человеку говорят: «Подойди к березке, обними ее, скажи: дорогая березка, возьми мои болячки…». Что опять происходит? Понятно, что это проявление языческих культов, обожествление природы. Но для христианина это позор, если мы будем обращаться к колдунам, заговорам и обожествлять природу. Если вы это делали, надо раскаяться на Исповеди и не повторять.

Кодирование, на мой взгляд, тоже относится к смертным грехам. Оно может быть связано с вмешательством в психику человека, с установкой психологических блоков, когда сам человек не борется.

В этом случае я привожу такой пример. Представьте себе горный поток, который льется в ущелье с большой скоростью и истекает из горного озера. Горное озеро – это страсть. Она живет у нас в сердце, требует проявлений. Эти силы страсти заставляют нас что-то делать. Например, пить или объедаться (бывает кодирование от запоя, курения и ожирения). Я думаю, вы все понимаете, что это за беда, когда страсть очень сильная. Она реально похожа на горный поток. И если мы резко поставим плотину в этом ущелье, то что произойдет?  За плотиной вода уйдет. А что будет происходить перед плотиной? Вода накопится и пробьет другое русло – или наберет такую силу, что снесет плотину. Тоже происходит и со страстями: если это не плановая и терпеливая аскетическая борьба, то никакого успеха не будет, сколько бы  ни пыжился.

Это показывает мой опыт общения с людьми, которые кодировались. Может, есть другие примеры, я не отрицаю – я знаю только тех людей, которых мне Бог дал. Интересные происходят вещи. Он перестает пить, но становится злой. Я неоднократно встречал жен и матерей, которые говорили: «Уж лучше бы он пил. Он становится нудный, докапывается до всех, прикапывается к каждой мелочи». И тогда, когда пил, приносил кучу страданий – и сейчас не меньше. Или в блуд его начинает толкать, или в сребролюбие – это как вода находит другое русло. Силы зла куда-то же деваются: перекрыли им путь, а они все равно куда-то идут.

И еще один пример. Вот закодировали человека не пить год, он не пьет. Но как только год заканчивается, он начинает пить в три горла. В этом тоже ничего хорошего нет, вы это понимаете. Поэтому играть с кодированием категорически нельзя. Мы должны это понимать. Если человек надеется на вмешательство с помощью кодирования, то никакой борьбы со страстями не будет.

Спасибо, дорогие братья и сестры, за внимание. Еще раз напомню, что мы с вами подошли к практике – будем разбирать страсти и борьбу с ними на примерах, которые встречаются в практике приходской жизни. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс