Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1088) → Протоиерей Владимир Волгин: Толкование Евангелия святыми отцами

Протоиерей Владимир Волгин: Толкование Евангелия святыми отцами

№47 (1088) / 7 декабря ‘20

Исследуйте писания

Продолжение. Начало в №45 (1086) 2020

Хочу поблагодарить наших уважаемых зрителей за очень хорошие пожелания в адрес нашей передачи: все благодарят – и я благодарю всех, кто нас поддерживает и с кем мы находимся в невидимом постоянном контакте. Отец Владимир, продолжим разговор о Евангелии и о трудных местах, которые мы, может быть, не всегда правильно понимаем.

– Благодарю вас, Любовь Сергеевна: вы представляете такие значимые для православных христиан проекты – мы разбирали Божественную литургию, скоро будем разбирать Священное Писание Нового Завета. Оно написано достаточно сложным языком, там много сокровенных духовных истин, которые плотским умом без толкований святых отцов понять, осознать, осмыслить мы не можем. Иначе будут сплошные фантазии – как у протестантов: они блестяще знают Священное Писание Нового Завета – может быть, гораздо лучше многих священнослужителей (я говорю в первую очередь о себе), наизусть могут цитировать его, но при этом разбирают Евангелие, Священное Писание своим плотским умом, не основываясь на толкованиях святых отцов.

Кто такие святые отцы? Святые отцы – люди, которые были водимы Духом Святым. Апостол Петр говорит (я передам его мысль своими словами), что никто не может проникнуть в Священное Писание, раз оно написано Духом Святым, кроме людей, водимых Духом Святым. Поэтому для нас очень важно не то, как мы понимаем Священное Писание, даже будучи семи пядей во лбу, а как Дух Святой проповедует и изъясняет Священное Писание устами святых отцов.

Я благодарен Богу и вам за участие в этом замечательном, но сложном проекте. Хочу сказать, что я ничего нового от себя своим умом не могу изобрести в плане изъяснения Священного Писания Нового Завета.

Мы, конечно, в первую очередь будем разбирать Евангелие.

Рождество Пресвятой Богородицы тоже касается Евангелия, хотя это событие относится не совсем к Евангелию, а к Священному Преданию, которое Церковь очень бережно сохраняет. В тропаре Рождеству Пресвятой Богородицы есть такие слова: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш» – это начальные слова тропаря; они очень много значат и связаны непосредственно с Евангелием, хотя это Предание – которое сохраняется Церковью наряду со Священным Писанием как Ветхого Завета, так и Нового Завета, и Преданием Церковь очень дорожит.

Пресвятая Богородица, по Преданию Церкви, Родилась от Иоакима и Анны, которые были из рода Аарона и рода царя Давида. Долгое время они были бесплодны, и очень сокрушались об этом: несмотря на свою праведную жизнь, они были в некотором поношении среди соплеменников. Тогда весь мир (и языческий, и иудейский) ожидал пришествия Мессии – иудеи ждали пришествия Христа еще тогда: как и сейчас правоверные иудеи думают, что Христос еще не явился, и ожидают пришествия Машиаха, то есть Мессии – для них Господь Иисус Христос лишь один из величайших пророков, чудотворцев. Эти иудеи неагрессивно настроены ко Христу и христианам. Агрессия – всегда болезнь. Некая часть иудейства духовно болеет. Хотя мы благодарны Богу за то, что Господь Иисус Христос пришел именно к иудеям. Ведь тогда иудейский (еврейский) народ был богоизбранным: именно к ним Господь пришел возвестить дивную Весть, которую ожидал иудейский народ и всегда молился об этом, – Весть, что приблизилось Царствие Божие.

Что значит приблизилось Царствие Божие? До Пришествия Христа, Его распятия, Воскресения и вознесения, врата в Царствие Божие были закрыты – Адам и Ева были изгнаны из Царствия Божия, херувим с огненным мечом был приставлен перед вратами, и никто не мог войти в Царствие Божие.

В те дни Иоанн Креститель начинает проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Потом Господь Иисус Христос продолжает проповедь о покаянии и о том, что приблизилось Царствие Божие и что в конечном итоге скоро будет искуплен первородный грех человеческий и Он Своею Божественной силой и властью откроет врата Царствия Божия для нас.

3 года Господь Иисус Христос проповедовал Евангелие и объяснял, как возможно войти в Царствие Божие и стать не только сонаследником спасения, но и царствовать там вместе с Пресвятой Троицей. Он оставил нам ключ, чтобы мы могли достичь Царствия Божия, воспользовавшись этим ключом – образно говоря, открыть врата в Царствие Божие и стать бессмертными сопричастниками нетления Господа, Его Божественной сущности, Его бессмертия.

Итак, мы знаем из жития Иоакима и Анны, что они долгое время были бездетными. Иоаким в глубоком расстройстве ушел в пустыню, молился там Господу. Повторюсь, ведь тогда весь мир ожидал пришествия некоего царя. Иудеи ожидали Христа, Который должен был изменить этот мир, потому что мир погряз в грехе.

В 63 году до Р.Х. римляне завоевали Иудею (Израиль), и она стала подчиняться господству римлян. Рим овладел многими государствами, расширил свои границы и вмещал в себя разные народы, разные вероисповедания, а тогда были в основном языческие вероисповедания, и они разнились сами по себе: у римлян была одна шкала языческих богов, у греков, которым римляне как бы подражали, – другая (по сущности боги были теми же, но назывались иными именами). В Рим стекались ученые со всех стран мира, философы, богословы. Все так переплелось огромным перечнем языческих богов! Язычники-римляне понимали, что в этом многообразии богов уже непонятно кому молиться, на ком сосредоточиться вниманием души.

Нужно учитывать, что в языческие времена были очень распространены разные грехи (блудные, прелюбодейные, грехи нетрадиционных направлений, вплоть до скотоложства) – апостол Павел об этом говорит в одном из своих посланий (перечисляя в том числе этот грех, который неприятно даже произносить).

У преподобного Серафима Вырицкого есть одно пророчество – надеюсь и верю, что оно исполнится. Ведь сейчас молодые люди погрязли в страстях: чего только они не пробуют – и наркотики, и пьянство, и курение, и много чего еще. Преподобный, говоря о возрождении России, сказал, что молодые люди так утомятся от своих грехопадений!..

Думаю, что каждый православный христианин, стремящийся к праведной жизни, согрешая, чувствует по собственному опыту, как разрушающе грех воздействует на человеческую душу, подтачивая ее фундамент. Иногда я обонянием своим как бы ощущаю некое тление, исходящее от души (не сочтите меня безумным). Я нахожусь в каком-то смысле в привилегированном положении – я отчасти узнал Христа, почувствовал Его, последовал за Ним, а тогда языческий мир не знал Христа, иудейский мир не знал Христа – только ожидал Его…

Итак, Иоаким и Анна. Анна молилась. Иоаким 40 дней провел в пустыне в посте и молитве – и, о чудо, великая радость: Господь дает возможность зачать Пресвятую Богородицу. Иоаким и Анна договорились друг с другом, что, если родится у них дитя, они обязательно посвятят младенца Богу. Пресвятая Богородица Родилась, когда Иоаким и Анна были уже в зрелом возрасте и еще более преуспели в своей праведности, несмотря на отчаяние, уныние и скорбь от поношения от собратьев из-за бездетности.

Почему Израиль так относился к детородству? Все думали, что через семью они будут причастны к Божественным судьбам, которые должны повлиять на ход (в первую очередь духовной) истории человечества.

Произошло чудо – зачатие. Снято поношение с Иоакима и Анны. Пресвятая Богородица Родилась и возвестила радость всей вселенной.

Все это касается Священного Писания Нового Завета, и мы этой темы не можем обойти: можно было бы начать с Евангелия от Матфея, рассказав и об авторе этого замечательного Евангелия, и историю его создания но события Рождества Пресвятой Богородицы, введения Ее во храм предваряют Евангельскую историю, связанную с жизнью и проповедью Господа Иисуса Христа.

Мы знаем, что в трехлетнем возрасте Пресвятую Богородицу, по обещанию, данному Иоакимом и Анной, отвели в храм. До 14-летнего возраста Пресвятая Богородица воспитывалась при храме. Иногда Она входила во Святая святых, где можно было появляться только первосвященнику раз в году – это было место, закрытое для всех взоров, даже для священников. Мы знаем по Преданию, что Она была питаема иногда ангельскими руками. Она была воспитана на основе Священного Писания Ветхого Завета и вышла из храма, этого училища благочестия, дав обет целомудрия, девства – такой обет тогда не был знаком иудейскому народу.

Священники недоумевали, как же быть, но не могли не уважать обета, который был Ею дан. Они постарались каким-то образом поспособствовать, чтобы Пресвятая Богородица продолжала находиться в девстве, и нашли достойного человека, который стал хранителем Ее девства. Это был Иосиф, избранный тоже из родословной Пресвятой Богородицы. Пресвятой Богородице было 14 лет, а Иосифу, по Преданию, было 80 лет. Она была отдана в замужество, хотя не познала мужа, ибо мы знаем, что Пресвятая Богородица осталась Девой после зачатия и Рождества – не от мужа Она родила, а от Духа Святого – дивные слова поем мы Пресвятой Богородице во время всенощного богослужения, во время утрени и во время вечернего и утреннего правила: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

Пресвятая Богородица выходит в мир для Своего дивного, непонятного уму человеческому подвига – стать Матерью Бога всяческих, Бога господствующих, Неба и земли. Невместимый вмещается в ограниченную утробу Пресвятой Богородицы – Богочеловек, Который искупил наш первородный грех человеческий.

Пресвятая Богородица имеет величайшее значение в жизни всего мира, и Она прославляема всем миром. После события Благовещения, когда Архангел Гавриил явился Богородице, Она говорит Елисавете, своей двоюродной сестре: «Отныне ублажат Меня все роды» – и действительно, все роды ублажают Пресвятую Богородицу, и у нас в России множество чудотворных икон Ее. Достаточно вспомнить Владимирскую икону, когда отразили Тамерлана, стоявшего у Москвы: Тамерлан испугался, увидев на небе Жену и воинство ангельское, и отступил от Москвы. Множество чудес связано с иконами Пресвятой Богородицы, я не буду их перечислять – все знают о них.

Покров Пресвятой Богородицы – хотя этот праздник к нам пришел из Византии, в особенности он почитаем в России. Я не сравниваю национальности и людей – все мы сотворены по образу и подобию Божию, но русская душа оказалась более чуткой к восприятию благодати Пресвятой Богородицы, русская душа почувствовала, что находится под Ее Покровом. Мы знаем, что Пресвятая Богородица была явлена во Влахернском храме, когда народ молился. Даже архиереи, священники не увидели Пресвятую Богородицу – только Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний увидели покров Пресвятой Богородицы, распростертый над всем верующим народом.

Год 1917-й – явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная». В России построено уже много храмов, посвященных этому дивному образу, и Пресвятая Богородица сказала, что отныне Сама будет управлять Россией, охранять ее. Чувствуете, какая особенная благодать, какой особенный покров Пресвятой Богородицы над нашей страной и нашим государством? Я глубоко убежден, что и над греками, и над всеми православными странами он тоже есть, но у нас он как бы в особой силе явлен. 14-го октября мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы.

Все, о чем мы говорим, касается Евангельских событий, Евангелия и самой личности Пресвятой Богородицы.

Благовещение Пресвятой Богородицы – великий праздник, когда Она была уведомлена Архангелом Гавриилом, что станет Матерью Всевышнего Бога. До этого Архангел Гавриил возвещает Захарии об Иоанне Предтече, одном из величайших пророков, о котором Господь Иисус Христос сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя – это самый великий пророк.

Мы знаем из Евангельской истории, что Иоанн Креститель не сотворил ни одного чуда, только знаем из Предания о чудесном его возрастании в пустыне, когда Елисавета упокоилась через 40 дней после бегства вместе с Иоанном в пустыню, а Захария был убит между храмом и жертвенником – Господь Иисус Христос говорит: «Вспомнится вся кровь праведных, вплоть до крови Захарии, убитого между храмом и жертвенником». Когда его убили? Когда Ирод Великий, лютейший царь, искал души Богомладенца.

Как мы помним, волхвов вела Вифлеемская звезда к месту, где родился и находился Богомладенец Иисус Христос – это была пещера, куда загоняли скот, где кормили скотину. Тогда не нашлось места для Святого Семейства ни в одной из гостиниц: Вифлеем был переполнен народом, родословной происходящим из города Вифлеема – была объявлена перепись, и каждая иудейская семья должна была направиться в город, откуда происходил их род. Род Пресвятой Богородицы, род Господа Иисуса Христа и род Иосифа имел корни от царя Давида. Обедневший род. Иосиф был всего-навсего плотником из царского рода, занимался древоделанием – это мастерство, по Преданию, он передал своему сыну (не по плоти), Господу Иисусу Христу.

Архангел Гавриил явился Захарии, когда тот молился в храме Господу. Захария, увидев Архангела, устрашился. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. Какая молитва? Об израильском народе, об избавлении Израиля от пленения первородным грехом, о том, чтобы явился наконец Мессия, Спаситель рода человеческого? Не знаю, так ли широко мыслил Захария, но он точно молился об иудейском народе, поэтому Архангел Гавриил сказал: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» – в переводе на русский язык это имя означает: «благодать Божия», ибо только по благодати Божией Елисавета могла зачать сына, и только по благодати Божией Иоанн Предтеча возрастал в пустыне без родителей и питался, как и Пресвятая Богородица, из рук ангелов. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».

Некоторые святые говорят, что Захария не только онемел, но и стал глухим. Из чего мы это видим? В Евангелии от Луки говорится, что, когда Елисавета родила сына, великого пророка, все спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

Архангел Гавриил благовестил Пресвятой Богородице о дивном зачатии. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Тогда Гавриил возгласил Пресвятой Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя». На Пресвятую Богородицу сошел Дух Святой, и Она стала Матерью Господа Иисуса Христа.

Почувствовав, что Она зачала, Богородица бежит к Елисавете, которая была уже на 6-м месяце беременности. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, она сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». И Пресвятая Богородица отвечает: «Отныне ублажат Меня все роды».

Пресвятая Богородица уважаема, любима и прославляема христианами. Она уважаема даже в других религиях, у магометан ублажается Пресвятая Богородица – действительно Ее ублажают все роды.

Произошло чудесное зачатие и не менее чудесное Рождение Богомладенца, оставившее Пресвятую Богородицу девственницей. Поэтому Она зовется Приснодевой, то есть «всегда Дева» – вне зависимости от зачатия, взращивания Младенца внутри утробы Своей и Рождения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вот такие чудесные события происходили перед началом Священной истории Нового Завета, перед Рождением Господа Иисуса Христа. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Tolkovanie-Evangeliya3;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Tolkovanie-Evangeliya4

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс