Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1069) → Протоиерей Андрей Канев: Библия – Книга о том, как Бог сотворил человека и спасает его

Протоиерей Андрей Канев: Библия – Книга о том, как Бог сотворил человека и спасает его

№28 (1069) / 20 июля ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №27 (1068) 2020

Я рад приветствовать вас, братья и сестры, – у нас с вами новая беседа в рамках небольшого цикла «Оглашение». Напомню, что изучать основы веры важно – важно их знать, верить согласно им. Я уже много раз приводил святоотеческие слова, что правильная жизнь христианина зависит от правильной веры – как правильная езда автомобилиста зависит от знания правил дорожного движения.

В предыдущей беседе мы разбирали очень популярные сейчас и встречающиеся в разных формах слова «Бог в сердце – Церковь не нужна, посредники не нужны». Мы выяснили очень важный вопрос: если у человека нет точного понимания, во что и как он верит, его высказывания вообще никак не связаны с религией.

Сегодня у нас новая тема. Мы начнем подходить к вопросам сотворения мира, человека: что с нами, людьми, такое получилось, почему мы оказались в состоянии, в котором находимся сейчас?

Мы читаем православный Символ веры на богослужении или в частной молитве (в традиционных молитвословах Символ веры стоит в утреннем правиле), и там говорится так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Мы задаемся вопросом: а Кто сотворил видимый и невидимый мир?

Это ведь важный вопрос: если мы возьмем любую религию мира, даже примитивную языческую религиозную систему, то увидим, что даже самый неразвитый народ все равно пытается ответить на него (пусть неловко, наивно с нашей точки зрения) с помощью мифов, легенд. Он очень задевал даже первобытного человека, и ему было важно объяснить, откуда появился мир: с помощью мифов человек пытался так или иначе ответить на этот вопрос.

Мы знаем, что Господь Сам открывает завесу тайны через пророка Моисея и говорит, как все происходило. Это можно прочитать в первых главах Библии – я вам даю домашнее задание: открыть и почитать, как Господь сотворил мир. Господь Сам открывает человеку, что Он является Творцом.

В Символе веры мы говорим о видимом и невидимом мире. Что это такое? Видимый мир – все, что мы можем своими глазами увидеть, руками пощупать, каким-то образом изучить: это наш материальный мир. А невидимый мир в нашей вере – ангельский: мы понимаем, что кроме нашего мира, который мы можем пощупать, как-то попробовать, есть еще мир, который мы не можем увидеть глазами и осязать руками, – мир ангельский.

Господь хочет, чтобы было разнообразие живых существ. Кроме животных и людей был создан еще и мир ангелов – служебных духов. Из Библии, творений святых отцов мы знаем, что ангелы – бесплотные разумные духи, их Господь сотворил как Своих слуг, если сказать простыми словами («ангел» это (др.-греч. ἄγγελος) – «вестник, посланец»).

Господь так хочет. Не то что Он нуждается в ангелах – конечно, нет. Мы верим в Бога, Который самодостаточен: если говорить просто, Он ни в ком не нуждается, но Он хочет, чтобы были ангельские силы, у коих есть своя иерархия – архангелы, ангелы, другие ангельские чины (серафимы, херувимы). О них говорится в Библии (может, их еще больше, но нам это не открыто, и значит, не надо знать).

Так вот, ангельский мир, мир бесплотных духов тоже существует. Где? Где-то отдельно, независимо от нас? Действительно, от нас он не зависит: ангельский мир подчиняется Богу, но он существует параллельно нашему миру, насквозь пронизывает наш мир – не где-то там далеко, а именно тут. Мы живем в окружении ангельского мира, не видя его, не ощущая (по своей грубости).

Об ощущениях ангельского мира, о том, как он на нас влияет, мы поговорим позже, когда будем говорить о проявлении страстей. Ангельский мир не одинаков: есть ангелы падшие, а есть светлые – добрые, служащие Богу (почему так получилось, поговорим позже). А сейчас поговорим о том, что Богом сотворено все нами сейчас видимое (разнообразие тварного – сотворенного, материального – мира) и то, чего мы не видим (но верим, что существует, ибо нам так открыто – Господь сотворил невидимый мир: это простая истина, мы ее должны знать).

Бог сотворил все. Бог сотворил нетварный и тварный миры – ангельский и материи (я не буду сейчас полностью это расписывать).

Мы можем сказать, что это несовременно: у нас так развита наука, человек углубился в микромир, изучает молекулы, вирусы, мельчайшие частицы естества (я гуманитарий – в микромир не проникал, но предполагаю, что это есть, доверяю сообщениям ученых, изучающих материю).

Но на самом деле, с научной точки зрения, мы не знаем, как мир появился. Как бы ни развивались наши технологии, как бы высоко ни становился человек в познании мира, это все равно ограниченное познание: наш ум таков, что мы не можем многое познать. И раз у нас такой ум, то и инструменты, которые мы создаем, такие же: они не могут ответить нам на многие важные вопросы.

Так вот, у естественнонаучной точки зрения есть только гипотезы, как мир появился. Допустим, есть теория Большого взрыва: произошел некий взрыв, Вселенная начала увеличиваться – появляются частицы вещества, галактики, планеты, на планетах постепенно зарождается жизнь (на нашей планете). То, что мы сейчас видим, – это следствие Большого взрыва и глобального события.

Но зададимся вопросом: а что взорвалось? Мы понимаем: если что-то в соседнем дворе взорвалось, то не просто так – кто-то что-то не так сделал или еще что-то случилось. Ответ на вопрос «что случилось?», наверное, нам никогда наука не даст – обратно же не отмотаешь. Есть другие теории, гипотезы. Одна из них вообще наивная: инопланетяне прилетели и все сделали.

Есть гипотезы. Можно спорить, копья ломать. Но мне хотелось бы вас сразу настроить, что Библия – это не книга по естественнонаучной истории. Говорить «в Библии так, а на самом деле все не так» – это совсем не про то. Библия – Книга о том, как Бог сотворил человека и спасает его, а не про естественнонаучную историю, развитие динозавров.

Про динозавров не написано в Библии, ибо это неважно для спасения. Библия – не книга по истории человечества, по истории развития животного мира: никто не спорит, что динозавры были, но для нас это вообще неважно; об этом мы договорились.

Мы понимаем, что среди ученых есть верующие люди, христиане. Вера, что Бог сотворил мир, им вовсе не мешает заниматься наукой. Еще раз повторю: нет точного научного ответа, как появился мир, поэтому (если смотреть со стороны) наша вера, что Бог сотворил мир, равнозначна научной теории (для нас она, конечно, главная, а не равнозначная).

Мы верим, что Господь сотворил все. Можно сказать: «А почему сейчас это важно для нас, для меня? Ну, это когда-то было…».

Для нас важно, как мы верим в Господа. Каждая такая простая истина обязательно будет влиять на нашу жизнь, качество нашей веры и, соответственно, на качество нашей жизни.

Возможно, я об этом уже говорил, но напомню. Я продолжаю проводить беседы, заниматься с людьми, хоть сейчас и меньше из-за суеты. Очень интересно, когда общаешься с человеком, который уже давно ходит в храм, и начинаешь обсуждать самые простые вещи, выяснять, какие ходят мифы и легенды.

Однажды я проверял основы веры у одной благочестивой женщины и задал такой простой вопрос: «Где находится Господь?». И она отвечает, что Господь находится «где-то там – на Венере». Я спрашиваю: «А как Господь узнает, что мы делаем?». Ответ: «Ангелы доставляют информацию».

Как здесь верит человек? «Бог где-то там, далеко. Можно жить так, как получится, как попало, а Бог там, отдельно – с Ним можно как-то договориться.»

А если мы понимаем, что Бог сотворил весь этот мир, продолжает его содержать независимо от того, что человек ведет себя отвратительно, то мы верим в Бога, не живущего где-то далеко от нас, а верим в Того, Который нас содержит, дарует нам жизнь. Мы верим в Бога Творца. Это очень важно.

В языческой религии (не очень похожей, но схематической) тоже есть вера, что некий бог-творец создал мир, но он забыл человечество, поэтому появились разные божества: духи ветра, реки, земли – с ними можно договариваться, а тому, самому главному, мощному, сильному – не до нас. И вот приходили христиане и говорили: «Мы в Него верим, мы Его дети». С точки зрения язычника, это было очень дерзко.

Вот мы сейчас спотыкаемся о слова «раб Божий» – некоторые христиане стесняются, говорят, что неудобно, у нас не рабовладельческий строй. Надо в любое понятие глубже входить. Откуда появилось понятие «раб Божий»? Ты не раб какого-то человека, какой-то управленческой системы, сигаретки, желудка, а ты – «раб Божий»: это настолько дерзко!

Когда язычники это слышали и понимали, о чем речь, это звучало для них очень смело. Когда человек говорит, что он не чей-то раб, а раб Божий – это признак внутренней полной свободы, хотя человек мог находиться, например, в рабстве (в древние времена, когда был рабовладельческий строй).

Если мы говорим, что Бог сотворил все, что Он Хозяин этого мира, то мы верим в Хозяина – в Того, Кто все может. Он может все, – значит, так важно в нашей конкретной жизни верить, что если будешь каяться, то будешь прощен… А сколько людей спотыкается о то, что они что-то сотворили (лукавый их обманул), упали и говорят: «Бог меня не простит». Как можно такое говорить?

Он все сотворил, Он Всемогущий Бог. А кто-то говорит: «Мне Он простить не сможет». Значит, человек верит не в нашего Бога Творца, Который Всемогущ и желает принимать кающихся людей.

Вроде бы простая истина: Бог сотворил все. Но если мы искренне осознаем и принимаем эту истину, она очень влияет на нашу жизнь. Почему мы рабы Божии? Потому, что мы принадлежим только Творцу. Это очень дерзко и очень смело.

Другой интересный вопрос: какова причина сотворения мира? Давайте рассмотрим разные варианты, которые встречаются в предположениях людей, зачем Бог сотворил мир.

Первое – это нужда. Мы предполагаем, что Бог сотворил человека по нужде. Вот человек с лопатой: лето, все на даче. Почему? Потому, что мы нуждаемся в огороде, продуктах, нам нужно запасти овощи, сделать заготовки, мы живем в Северном полушарии – без этого не проживем, так устроен мир в нашем регионе: нам нужно этим заниматься – не будешь заниматься, никто тебя кормить не будет.

Правильно ли будет христианину считать, что Бог сотворил мир по нужде – Он нуждается в земле, звездах, планетах, в нас, или нет? Мы скажем, что это неправильно. Наш Бог самодостаточный – Ему не нужны никакие грядки. Это нам нужны деньги, чтобы купить грядки, тяпки, лопаты, дома нужны, чтобы жить в холодную зиму, одеваться нужно, лекарства нужны, люди вокруг, машины, техника и так далее. Почему? Потому, что мы слабые, немощные и ограниченные.

Нам нужна куча вещей самых разных, чтобы выживать: без них мы не сможем. Господь наш не такой – мы на Него совершенно не похожи: мы ограниченные существа, Он неограниченный, Он Всемогущий, самодостаточный, Он ни в чем не нуждается. Вот это истина: Бог ни в чем не нуждается.

Почему это важно? Это тоже влияет на духовную жизнь. Каковы взаимоотношения религиозного человека и Бога? Если я верю, что поставил свечку и мы «типа, договорились» с Богом, то я верю, что Он нуждается в этом. Если я думаю, что вычитал конкретное количество молитв и потом могу спокойно идти, о Боге забыв, опять окажется, что я верю в некоего огородника-грядочника.

Если я читаю молитвенное правило, а что-то мне помешало (поздно встал, будильник не сработал, близкие что-то начинают, начальник рано позвонил) и я не успел вычитать и потом хожу с ощущением, что что-то не сделал и «теперь у меня обязательно что-то плохое случится», то получается, что я верю криво, неправильно: верю, что Бог нуждается в каком-то моем деле и потом даст мне что-то взамен (как земля: ты ее обработал, посадил семечко, полил – морковку получил).

Но это отношение нужды «ты мне – я тебе» в общении с Богом вообще не работает. Еще в Ветхом Завете Господь обличал древних иудеев, которые говорили: «Господи, мы Тебе принесли жертвы, что Тебе еще от нас надо?». Он говорил: «То, что вы мне приносите, – Мое: вы Мне Мое принесли. В чем ваш труд, жертва, духовная жизнь?». Мы должны понимать, что Бог сотворил мир и человечество не по нужде – Он в нас не нуждается.

Мы не можем предположить, что Богу было скучно. У нас не языческая мировоззренческая система, что «жили-были дед да баба, им стало скучно – и они сотворили Снегурочку».

Это совсем не про нашего Бога: наш Бог не такой – Ему не скучно. Если мы предположим, что Богу скучно, мы очень сильно Его унизим, ибо скука сама по себе – состояние греховное. Мы не можем приписать Богу, что якобы Он решил создать человечество и на нас посмотреть от того, что Ему было скучно.

Бывает такое развлечение: в небольшой стеклянной колбе заводится муравейник (можно купить и посмотреть – называется «Муравьиная ферма»), и человек сидит и через стеклянную стеночку наблюдает, как муравьи там бегают, общаются, размножаются, плодятся, выживают. Так вот, Господь не такой, Ему не скучно.

Следующий вариант – случай (это игральные кости): «Мир получился случайно – Бог тут ни при чем, так вышло». Конечно, эта теория совсем не подходящая, вовсе не библейская и к нашей вере никакого отношения не имеет. Господь творит мир обязательно по плану. То, что Он делает, Он обязательно продумывает. Наш Господь – Творец, Он Премудрый Господь: ничего случайного у Него не бывает.

Единственный правильный ответ на этот вопрос: Господь творит все по любви. Какая причина творения? Любовь.

Некоторые наши прихожане, мои знакомые говорят: «Бог нуждался в том, чтобы на кого-то изливать любовь». Тоже неверное выражение. Когда мы говорим «Господь нуждался», мы говорим, что Он ограничен. Но Он не ограничен. Он захотел, чтобы появились разумные существа: невидимые (ангельский мир), видимые (люди), животный мир – чтобы эти живые существа жили в Его любви.

Любовь – одно из качеств Господа. У Него много разных качеств, они все в преизбытке, но это – не нужда: Господь хочет, чтобы были существа, которые обитали бы в Его любви.

Как это важно понимать, если мы переведем сие на практику церковной жизни… То есть на самом деле Богу не нужны мы, наши посты, жертвы, молитвы, храмы, богослужения.

А кому они нужны? Нам. Он нас любит просто так: не за что-то, не потому, что мы приносим Ему плоды, как-то развлекаем (посмотреть на нас: какие развлечения? Это же ужас, как мы живем).

Мы должны понимать, что нужны Богу, ибо мы Его дети, а не грядки, развлечения, пасынки. Он сотворил нас только по любви. Любовь – единственная причина, по которой все есть и все живо.

Подытоживаем: любовь – причина всему. Поэтому и наши отношения с Богом должны строиться соответственно. Этому надо учиться, как надо учиться всему. Но важно понимать, что Бог принимает каждого идущего к Нему.

Спасибо, братья и сестры, за внимание, отзывы, и если у вас есть какие-то вопросы, присылайте: kanev@tv-soyuz .ru . Постараюсь ваши вопросы включать в нашу передачу и дальше – Бог даст, пойдем вместе. Желаю вам Божией помощи! До новых встреч на телеканале «Союз». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс