Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1068) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Об ангелах

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Об ангелах

№27 (1068) / 13 июля ‘20

Православный взгляд

Владыка, многие нас спрашивают: существуют ли ангелы на самом деле? Можно ли каким-то образом убедиться, что они действительно есть?

– Вопрос и в другом: зачем людям убеждаться, что ангелы есть? Мир духовный существует точно так же, как существует мир материальный. Для людей, живущих духовной жизнью, мир ангелов, духовный мир – такая же реальность, как окружающая нас материальная действительность. Весь опыт их жизни говорит, что ангелы – их верные и всегдашние спутники. Если человек желает убедиться, например, в существовании каких-то экзотических животных (например жирафов), он должен поехать в Африку или посетить зоопарк, где имеются эти животные. А если такой возможности у кого-то нет или кто-то не желает себя утруждать и куда-то ехать, чтобы получить личный опыт, он должен поверить тем, кто свидетельствует, что таковые животные действительно существуют.

То же и в духовной жизни: если человек желает приобщиться к духовному опыту, для этого необходимо этот опыт приобрести – человек должен встать на путь духовной жизни. К одному древнему христианскому мыслителю пришли люди и стали спрашивать: «Что нам делать, чтобы познать Бога? Нужно ли нам читать какие-то определенные книги, изучать определенные трактаты?». Он им сказал: «Нет, живите так – только жизнью можно познать жизнь духовную», в том числе, убедиться в существовании ангелов и ощутить присутствие мира духовного в нашей жизни. Если человек живет так, что его жизнь никоим образом не пересекается с жизнью духовной, как он тогда убедится в существовании ангелов? А если человек пребывает в молитве, старается соблюдать заповеди Божии, живет так, как заповедал Господь, жизнь его приходит в такое устроение, что сердце его становится инструментом, реагирующим на существование духовного мира.

В этом мире нас окружает много того, чего мы не видим, не ощущаем нашими чувствами – например, электромагнитные волны, радиоволны: какой-то прибор способен обнаруживать присутствие волн в окружающем нас мире. То же самое мир духовный: если мы хотим, чтобы духовный мир присутствовал в нашей жизни, то должны жить духовно – это верный и несомненный путь.

Причем нужно быть очень внимательным, ведь существует наряду с подлинной духовной жизнью, которая приводит человека к познанию Бога и духовного мира, иллюзия познания такового: есть человек на уровне своих душевных переживаний, чувств и эмоций, и есть более глубокое познание духовного мира на уровне духовном. Душевное и духовное – не одно и то же.

Очень часто человек свои собственные чувства, эмоции, впечатления принимает за веяния иного порядка, мира духовного. На самом деле это не так. Святые отцы называли такое состояние, когда человек чисто психологические какие-то свои состояния принимает за духовные, – духовной прелестью. Причем «прелесть» от слова «прельщать», когда человек обманывает сам себя. Тот же, кто ведет подлинную духовную жизнь, способен отличать психологические состояния от действительно глубоких духовных переживаний, которые открываются человеку, когда он действительно ведет жизнь духовную.

Думаю, нашим зрителям будет очень интересно: прямо здесь и сейчас, в нашей студии, есть ангелы?

– Ангелы есть везде – мир духовный параллелен нашему миру, поэтому ангелы есть везде. И помимо того, что существует огромный мир бесчисленного количества разных ангелов (архангелы, ангелы, херувимы, серафимы), есть у каждого человека и духовное существо, которого Господь дал ему при Крещении, так что, как минимум, два ангела-хранителя присутствуют в этой студии – Ваш и мой.

Есть народное поверье, что у человека на одном плече сидит добрый ангел, на другом – злой. Как к этому относиться?

– Это примитивное, лубочное представление – для крестьян, которые не особенно сильны были в богословии, пытались красочными народными картинками донести идею о пребывании с нами ангелов. На самом деле все намного сложнее.

Действительно, каждому человеку, как я говорил, Господь вручает ангела-хранителя, он присутствует в нашей жизни, становится верным спутником и всегда старается побуждать нас к добрым делам, хранить от неблаговидных и злых поступков, всегда возносит свою молитву к Богу о человеке, который вручен был его попечению Самим Богом. Но когда человек живет во грехах, ведет порочную жизнь, удаляется от Бога, то удаляется от него и ангел-хранитель: он сам, пребывающий в чистоте, не может приблизиться к скверне, духовной нечистоте, и удаляется от человека согрешающего и издали, как некоторые говорят, наблюдает за ним и проливает о нем горькие слезы – не просто слезы скорби или сокрушения, а слезы молитвы, вознося молитвы к Богу, чтобы этот человек оставил порочную жизнь и вернулся к жизни благочестивой.

Ангелы несут за нас ответственность или мы сами виновники всех своих бед?

– Каждый человек наделен от Бога свободной волей. Несут ли за нас ответственность наши друзья? Ведь ангелы-хранители – это наши духовные, Небесные друзья. Когда мы попадаем в беду, друзья, конечно, стараются нам помочь, но за нас решить все наши проблемы, влезть в наше сознание, душу и сердце, прожить за нас нашу жизнь друзья не могут. Так и ангелы-хранители: они делают все, чтобы помочь нам в нашей духовной жизни, но они не сами духовную жизнь проживают за нас. Так что ответственность лежит не на ангелах, а на нас.

Есть такая легенда. Один ангел находится в состоянии покоя и отдохновения, а другой непрестанно от земли восходит к Небесам, потом от Бога снова нисходит на землю. И тот ангел, что пребывает в покое, говорит ангелу, который несет такие труды: «Почему ты так много трудишься?». – «Я ангел, которому поручено от Бога принимать прошения от людей и возносить их к Престолу Божию, а затем возвращаюсь к людям, чтобы нести им Божие благословение. А почему пребываешь в покое ты?». – «А мне поручено возносить от людей благодарение к Престолу Божию, а затем возвращать благословение этим людям».

Люди очень часто обращаются к Богу и к ангелам, когда им плохо и что-то от Бога нужно, но очень редко вспоминают о Боге, духовной жизни, когда нужно Его поблагодарить. Мы должны не только обращаться к ангелам-хранителям нашим с молитвой, когда нам плохо, когда нуждаемся в защите, но и не забывать благодарить наших добрых друзей, идущих всегда с нами по жизни.

Каждому из нас при Крещении дается ангел-хранитель, есть много праведников, святых, но мы, читая жития святых, видим, что многие из них попадали в бедственное положение. Почему? Ведь у человека есть ангел-хранитель?..

– Здесь вопрос: что такое бедственное положение?

Допустим, Серафима Саровского избили разбойники.

– Может, с нашей точки зрения, это бедственное положение, а с точки зрения Божественного Промысла это, может быть, и сделало преподобного Серафима тем преподобным, которого мы все знаем: иногда и беды, и скорби, постигающие человека (и праведника в том числе), не всегда идут во вред – на самом деле часто это происходит по Промыслу Божию.

Человек, проживший иногда очень долгую жизнь, может судить, что те скорби и печали, которые с ним случились когда-то, много десятилетий назад, не прошли даром, а пошли на пользу. В перспективе вечности, Божественного Промысла, иногда мы не способны оценить таких действий Промысла.

Ангелы-хранители ограждают нас от того, что может принести нам смерть вечную. В Библии Бог предупреждает созданного Им человека, что тот не должен вкушать плодов от запретного дерева: «В тот день, в который вкусишь от него, смертью умрешь». С точки зрения русского языка, не совсем понятное выражение: почему смертью умрешь?

На самом деле те, кто знает древнееврейский язык, понимают, о чем идет речь: это не просто умереть, перестать дышать – это некая метафизическая, духовная смерть, окончательная, бесповоротная.

Конечно же, в перспективах вечной жизни скорби и печали, от которых якобы ангел-хранитель нас не уберег, нам посланы как раз для нашей пользы и для нашего спасения как спасительная операция. Но ангелы-хранители оберегали и оберегают нас от духовных падений, от которых не может быть исцеления человеку и которые не сулят ему ничего, кроме вечной погибели, вечной муки в жизни будущего века, – вот в этом отношении ангелы-хранители всегда на страже.

Но это не значит, что ангелы, заботясь только о нашей духовной жизни, духовном преуспеянии, не заботятся о чисто земных нуждах человека. Если какие-то опасности не станут для человека спасительной, горькой пилюлей от грехов, то ангелы-хранители всегда приходят на помощь такому человеку.

Несколько лет назад в СМИ очень широко обсуждалось, как один человек, заблудившийся в горах, оказался в снежном плену, начинал уже замерзать, помолился ангелу-хранителю и вдруг увидел рядом с собой молодого человека, юношу; тот подошел к нему, взял за руку, вывел на тропу. В конце концов заблудившийся вышел к своей группе, которая искала его. Кто был этот человек? Конечно же, он не назвал себя: «Я ангел-хранитель». Но для всякого духовно опытного человека ясно, что это был ангел, которому молился этот оказавшийся в несчастье человек. Таких случаев, свидетельств огромное количество.

Ангелы могут являться в человеческом обличье?

– Они сами бесплотные духи, у них нет тел, но иногда, чтобы мы смогли их воспринять, они принимают антропоморфное обличье. Такое бывает.

А неодушевленные предметы могут иметь ангела-хранителя? Например, дом после освящения? Сейчас принято и автомобили освящать.

– Да, есть такой труд древнего богослова и отца Церкви Дионисия Ареопагита, называется «Небесная иерархия», где он описывает подробно, на основе Священного Писания и святоотеческого учения, духовный мир ангелов. Мы знаем, согласно учению Церкви, что Господь дает ангелов не только людям: есть ангелы у определенных водоемов, у целых городов, народов, населенных пунктов, отдельных сооружений – прежде всего храмов Божиих.

Каждый раз, когда воздвигается храм Божий, Господь дает этому храму Своего ангела-хранителя, и тот вместе с людьми, посещающими храм, всегда незримо, вместе со священником совершает служение Богу на этом месте. Бывает так, что по определенным земным причинам храм перестает существовать (либо в результате стихийных бедствий, наводнений, землетрясений, либо после нашествия врагов, либо сами люди, утратив веру, забрасывают храм Божий) и превращается в руины. Человек оставляет храм Божий, когда физически этот храм перестает существовать, а таких храмов в нашей стране множество (это наследие тоталитарного советского режима, когда многие храмы просто взрывались).

У нас в Томске на Новособорной площади был величественный Троицкий собор – он был духовным и архитектурным украшением нашего города. У этого храма тоже был и остается ангел-хранитель. В настоящее время, хотя на Новособорной площади ничего не осталось от храма, кроме остатков фундамента, ангел-хранитель у этого храма есть, и на том месте продолжает незримо совершаться служение Богу: если оставили это служение люди, то ангелы не оставили служение в том храме.

То же – и жилище человека, особенно если дом (или квартира) освящен и призвано Божие благословение на это жилище. Когда священник совершает чин освящения человеческого жилища, он просит, чтобы Господь приставил к этому дому ангела-хранителя. Тогда и в жилище пребывает ангел-хранитель, оберегающий его от различных бедствий. Но, как мы уже говорили, если человек живет в грехе, ангел-хранитель отступает от него – так и дом (или квартира): если мы его освятили, но живем нечестиво, если в этом доме вместо молитвы звучит нецензурная брань, если вместо текстов Священного Писания читаются тексты развратного или нечистого содержания, то, конечно же, ангел-хранитель покидает такой дом. Вместе с ангелом покидает его и Божие благословение, поэтому внешнее, формальное освящение такого жилища становится бесполезным.

Поэтому каждый верующий человек должен озаботиться, чтобы жилище его было освящено, во-первых, а во-вторых, нужно, как в лампадке поддерживаем мы огонек, поддерживать должную атмосферу в доме, – нашей ежедневной домашней молитвой, ежедневным чтением Священного Писания. Тогда Божие благословение в этом доме будет пребывать и ангелы всегда будут с нами.

Некоторые несчастные родители, чьи дети ушли в раннем возрасте в мир иной, уверены, что их дети стали ангелами. С точки зрения духовной такое возможно?

– С точки зрения духовной, каждый, кто на земле проживет свою жизнь так, как заповедал Господь, становится подобен ангелам, когда оказывается в ином мире – как мы говорим, в раю, или в Царстве Небесном. Об этом нам свидетельствует Сам Господь в Евангелии: саддукеи вопрошали Его о загробной жизни, сомневаясь в ее существовании, приводили пример, как у одной женщины умирали мужья поочередно и ее брали другие братья. Саддукеи спрашивали: «Чьей женой она будет в жизни будущего века?». На что Господь ответил: «Вы не знаете ни Писания, ни силы Божией, потому что в загробном мире не женятся и не выходят замуж, но все будут как ангелы Божии на небесах». Так что это касается не только невинных детей.

Про детей так принято говорить потому, что предполагается, что ребенок в жизни еще не успел нагрешить, и априори он идет в Царство Божие. А у людей взрослых, у кого жизнь сложнее, спасение, как говорили святые отцы, где-то посредине между отчаянием и надеждой: мы надеемся на милость Божию, каемся в наших грехах, если согрешили, стараемся жить по заповедям Божиим и надеемся, что душа наша не только в этой жизни, но и в жизни будущего века будет с Богом, а значит, будет подобна другим небожителям, то есть ангелам Божиим.

Почему в наше время ангелы стали реже являться людям?

– Я бы так не сказал: ангелы точно так же присутствуют в нашей жизни, как присутствовали тысячу, и две тысячи, и три тысячи лет назад. Другое дело, насколько мы способны их воспринимать. Люди, живущие духовной жизнью, это ощущают реально, и ангелы являют свое присутствие среди верных, но если мы сами бежим от духовной жизни, если сердце наше грубеет, становится бесчувственным к миру духовному, то причина здесь не в ангелах, а в нашей чрезмерной плотяности – привязанности к земле.

Спасибо большое, Владыка, за интересные ответы и познавательную беседу.

– Вам спасибо. Желаю милости Божией и Божия благословения всем телезрителям.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс