Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №18 (1059) 2020
Сегодня хочу предложить для чтения книгу о молитве – «В чем истинная жизнь» архимандрита Рафаила (Карелина), замечательного современного писателя.
Мы разбираем статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О посте», где содержатся важные слова, что пост без молитвы – не просто бесплодное занятие: он приносит страшный вред душе человека. И потому молитва должна быть для христиан объектом изучения.
Мы часто воспринимаем как молитву то, что человек открыл текст – и, не понимая его, прочитал, закрыл молитвослов и думает, что помолился. А это только начало, молитвенный детсад – если ты всю жизнь, до пенсии будешь жить в детском саду, наверное, это вызовет удивление окружающих: должны быть школа, институт и так далее.
У молитвы тоже есть ступени – и невозможно взойти на них, если не знаешь, что они есть и как это правильно делать. В этой книге есть, например, статьи «Как учиться молитве», «Молитва – живительная сила души». Кто-то скажет: «Опять красивые слова? Я прочитал – у меня никаких ощущений, никакого оживления». Значит, мы делаем что-то не так. Давайте обратимся к специалистам.
Еще есть интересная статья – «Когда трудно молиться». Мы ведь сталкиваемся с тем, что трудно молиться? Вот, пожалуйста, – разбирается проблема. Или, допустим, «Враги молитвы»: тоже очень интересная статья. «Ложная мистика и молитва» – очень важно, чтобы нам при занятиях духовными делами не увлечься ложью. Очень хорошие статьи – всячески рекомендую: «В чем истинная жизнь. Книга о молитве» архимандрита Рафаила (Карелина).
Сейчас продолжим изучение статьи святителя Игнатия – я планировал, что эту статью мы рассмотрим за Великий пост, а он оказался коротким; поэтому постараюсь комментировать кратко, не уходя ни влево, ни вправо – нам нужно эту тему закончить, хотя, конечно, эта тема всегда нужна. Итак, продолжаем.
«Намереваясь посвятить себя на служение Богу, положим в основание подвига нашего пост». Святитель Игнатий говорит, что по-другому невозможно: хочешь Богу служить – пост должен быть обязательно, без него служения быть не может.
«Существенным качеством всякого основания должна быть непоколебимая твердость». Не должно быть размазней, братья и сестры: мы не должны относиться к посту как к тяглу, которого не понимаем, – как лошади пашут и не понимают, что делают. Даже более того, нам твердость предлагается – смотрите, какое замечательное духовное качество должно быть у христиан: «Иначе невозможно устоять на нем зданию, как бы здание само по себе ни было прочно. И мы никак, никогда, ни под каким предлогом, не дозволим себе нарушить поста пресыщением, особенно же упивством» – это тоже очень важно, братья и сестры.
Что такое нарушение поста? Начался пост, ты пришел на работу, там у кого-то день рождения, предложили тортик, тебе неудобно отказаться, – говоришь себе: «Ладно, нарушу ради любви». И мы считаем, что это нарушение. А тут святитель Игнатий нам предлагает глубже посмотреть на пост: если ты объелся, пресытился, то тоже нарушил пост – представляете, как интересно? Обратите на это внимание.
«…особенно же упивством» – здесь под упивством понимается не то, что человек больше водички выпил, а, конечно, употребление алкоголя. Это тоже очень важно.
Сталкиваюсь с фактом, когда человек берет по неопытности церковный Устав, а там написано, что по воскресеньям разрешено употребление вина. Недавно такой человек делился со мной: он решил действовать по Уставу – налил себе вина, захмелел, потом ходил по квартире с мутной головой и мучился от того, что стал пьяным, не желая этого. Так зачем это надо? Какая потребность? Утомились, что ли, от поста? Да мы и не постимся по-настоящему – так, тренируемся. Святитель Игнатий нам говорит, что упивство – не то, чем нужно заниматься в пост, да и вообще всегда.
«Наилучшим постом признают святые отцы употребление пищи однажды в день не досыта. Такой пост не расслабляет тела продолжительным неядением и не отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет его способным к душеспасительной деятельности». Вот, вероятно, крик сейчас пойдет у нас с вами: «Как? Один раз в день, еще и не досыта? Как жить-то теперь?». Это, братья и сестры, специфика нашего времени: мы избалованы количеством, качеством и разнообразием пищи. Вы, пожалуйста, сразу не думайте, что я буду вас заставлять раз в день принимать пищу.
Давайте послушаем, что говорит святитель Игнатий дальше: «Такой пост не представляет никакой яркой особенности…». Нам, наверно, удивительно такое слышать? В XIX веке святитель Игнатий, который был физически весьма больным человеком, пишет, что в таком посте ничего особенного, «и потому постящийся не имеет причины к превозношению, к которому так склонен человек по поводу самой добродетели, особенно когда она резко выставляется». Удивительно, да?
Конечно, сейчас мы должны делать поправку на то, что большинство из нас – физически слабые люди и правило приема пищи раз в день далеко не всем нам подходит. Но интересно посмотреть на этнографическую заметку, что 150 лет назад в этом не было ничего особенного: раз в день поели недосыта – и, бодрые, трудятся.
«Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день, тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста». Смотрите, как удивительно: большая редкость, чтобы христианин взял на себя такой труд – не раскармливать свое чрево, а питаться умеренно, и так – дважды в день. Поэтому святитель Игнатий говорит нам, что не это главное: человек главный, а не пост.
Но как это применить к нам? Наверняка, вы согласитесь, мы сейчас так не можем. Стремиться к этому или нет? Думаю, что стремиться. Но как? Допустим, человек ест в течение дня сколько хочет и когда хочет; это совершенно неправильно – это и будет обычным проявлением чревоугодия. Надо нам завести режим питания.
В отличие от трудов, которые предлагает нам святитель Игнатий, я бы предложил: начинайте с приема пищи трижды в день – завтрак, обед и ужин (причем ужин не поздний – примерно до 8-ми часов постараться успеть), и чтобы перерывы между приемами пищи были около 5-ти часов.
А между приемами пищи мы не должны ничего есть. Можно пить воду, чаи травяные, но не перекусывать – и стараться не переедать. Это интересная практика, давайте к этому сначала придем, а потом будет видно: может, этого и будет достаточно человеку, чтобы держать себя в порядке.
Что святитель Игнатий имеет в виду, когда говорит, что питаться нужно дважды в день? Когда человек не завтракает, у него 2 приема пищи – обед и ужин.
Вообще, нам физиология скажет, что время приема пищи с точки зрения способности эффективного пищеварения – это с 12-ти часов дня до вечера, до 6-ти часов примерно. Это для тех, кто захочет сделать дальнейший шаг. Хотя я не пробовал, поэтому только теоретически рассуждаю; может, даже не стоит об этом… У меня это не от практики идет, поэтому не могу так смело советовать. Итак, предлагаю 3 раза, братья и сестры.
«Но при всяком употреблении пищи, и редком, и частом, строго воспрещается пресыщение». («Часто» у святителя Игнатия – это 2 раза, в нашем случае – 3, и смотрите, сколько раз он говорит: «Не пресыщаться».) «Оно делает человека неспособным к духовным подвигам и отворяет дверь другим плотским страстям».
Святитель Игнатий повторяет святоотеческую истину, что чревоугодие становится дверью других страстей в нашу душу. Как это происходит? Когда человек пресыщается, душа становится неспособной следить за собой – нападают уныние, расслабленность, начинается ожирение, неправильно работает организм, человек становится отравленным, еще больше усиливается уныние, и любая страсть спокойно входит в нас и может нас победить – ведь дверь для нее открыта. Усиливаются плотские страсти, гордыня, тщеславие, уныние – все страсти обязательно будут в душе человека, который регулярно себя балует, питаясь вкусняшками, не следит за собой. Это как дважды два четыре – истина, которая проверена сотнями поколений христиан.
Поэтому, дорогие мои, очень важно не пресыщаться даже постной пищей, следить за ее объемом, ведь можно простой пищей так себя загрузить, что потом будешь вялым, сонным и небоеспособным – и будут проявляться другие страсти. «Как так? Я вроде пощусь – святые отцы обещают, что я буду чист от страстей, а у меня ничего не получается, наоборот, то «блудяка» лезет, то гнев, то гордыня – откуда это все?» – значит, надо обратить внимание на пресыщение, на режим, на то, чтобы простая пища была. И, конечно, время и опыт нужны, чтобы это получилось.
Не огорчайтесь, что у вас с первого раза не получится – нужен опыт, построенный на том, с чего мы начали: на непоколебимой твердости. Должно быть серьезное настроение – не сдаваться.
У поста есть две крайности. Первая – когда мы себя жалеем и так «постимся», что балуем себя вкусным и пресыщением, не следим за собой. Другая крайность – чрезмерность. Чем грозит чрезмерность, когда неопытный христианин взял неподходящую для себя меру поста?
«Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости».
Обратите внимание: все духовные труды таковы – или ты что-то недорабатываешь, и это плохо, или непосильный духовный подвиг тоже приносит плохие плоды.
Давайте разберем: «Продолжительное излишнее воздержание в пище» – тут, конечно, имеется в виду и полное воздержание, когда неподготовленный человек вообще ничего не вкушает, и когда неопытный, как многие из нас, но имеющий заболевания, воздерживается, допустим, от масла.
Часто встречается такое: человек нашел устав поста, а там в некоторые дни не предполагается употребление растительного масла. И он постится без масла – у него присутствует сладкое печенье, но зато нет масла. Потом он говорит: «У меня сил нет». А откуда возьмутся силы? Если ты пока еще немощный человек, то дерзну посоветовать: пост должен быть обязательно с маслом, так как силы должны быть.
Если вы поститесь, а у вас изнеможение и при приеме пищи срываетесь на объедение, значит, пост взят не по силам. Надо смириться с этим и сделать небольшой шажок назад – например, начать употреблять пищу с маслом: это нормально, значит, вы пока не готовы (имеется в виду масло нерафинированное – рафинированное переработано и уже не содержит в себе питательных веществ, которые нужны организму).
Так вот, если человек будет соблюдать умеренность, имея немощи и не имея опыта, добавлять в пищу растительное масло, то у него будут бодрость и силы и на службы ходить, и оказывать внимание ближним, и трудиться, и по дому что-то делать, и читать, и молиться. Такая, значит, ваша мера, с этим надо согласиться, – но все-таки соблюдать режим питания обязательно.
Бывает, человек все-таки упирается: «А я буду!». К чему это приводит? К превозношению и гордыне. Человек видит, что он смог, что у него получается, хотя это сопровождается и гневом на ближних, и обидами, и капризами, и так далее: гордыня существует не сама по себе – это ее симптомы. Надо поститься не так – надо выбрать такую меру, чтобы, как говорит святитель Игнатий, ничем особенным не отличаться. Поэтому, мне кажется, средний вариант – это пост с маслом.
Конечно, я не могу настаивать – у вас свои духовники, свои приходские правила, но поскольку веду эти беседы и читаю святителя Игнатия, так понимаю – и с вами поделился, а вы уж сами выбирайте, дорогие братья и сестры, но ориентируйтесь на то, что если у вас изнеможение, нет желания и сил молиться, следить за собой, готовиться к Исповеди, к Причастию, ходить на службы, если при приеме пищи пресыщение, капризы, обиды, осуждение, то есть гордыня, значит, вы поститесь неправильно.
«Весьма важно качество пищи. Запрещенный райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на душу: сообщал ей познание добра и зла и тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши праотцы», – пишет святитель Игнатий. «Праотцы» – здесь речь об Адаме и Еве, о вкушении ими плода древа познания добра и зла.
Вот у нас, дорогие мои, на полочках красиво лежит разное с сахаром, с пальмовым маслом – вроде ведь постные продукты, но качество важно – это не значит, что должны быть элитные продукты из какого-то супермагазина. Имеется в виду: смотри, что ты в себя кладешь, чем себя питаешь, чем травишь. Будьте крайне внимательны – даже если формально, с точки зрения химии, это постные продукты.
«И ныне пища продолжает сильно действовать на душу» – не только тогда, но и сейчас тоже. Вот с этого святитель Игнатий начал свою статью, обращаясь к нам с вами: «Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Здесь он говорит, что состояние нашей души напрямую зависит от того, что, как и сколько мы едим (надо это просто брать за правило и так жить, братья и сестры), «…что особенно заметно при употреблении вина» – понятно, человек выпил, захмелел и все, за что боролся, тут же потерял.
«Такое действие пищи основано на разнообразном действии ее на плоть и кровь и на том, что пары ее и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум». Мы, современные люди, знаем, что это не в буквальном смысле слова пары, но святитель Игнатий все-таки жил в середине XIX века, когда медицина не была так развита, как сейчас; он показывает свое знание науки того уровня. Газы или пары – какая разница? Действие ведь такое: кровь приносит эти вещества в мозг, и человек начинает хмелеть – поэтому мы не смеемся над газами и парами, а понимаем, что другими словами названы процессы, которые действительно есть.
«По этой причине все охмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани». «Трезвость» и «трезвенность» – похожие слова, но «трезвость» означает неупотребление алкоголя, а «трезвенность» означает духовное бодрствование – и молитву, и покаяние, и наблюдение за собой.
Встречал христиан, которые говорят, что, например, пиво – постный продукт, поэтому можно к нему приложиться. Правда, потом результаты не очень – можно составлять для Исповеди перечень разных грехов, но – вот, «постный продукт».
Святитель Игнатий нам и говорит, что «особливо хлебные». Пиво – хлебный продукт (сейчас наверняка химический, но раньше его делали из хлеба).
И давайте обратим внимание: если написано, что в пост разрешается вино, то это древний устав, написанный для древних людей, для специфических условий: если это греческие монастыри, то там вино не пили так, как пьем мы, а разбавляли водой; понятно, что в русских монастырях употреблялся хлебный квас. Но каковы по здоровью были эти люди и каковы мы сейчас?
Так что я бы предложил с этим не экспериментировать во время поста: и так организм настроился по-другому, а человек его «подбодрил» и отравил. Это очень неправильно. Что получится? Первые потери: человек лишается «трезвости, и тем победы в мысленной брани». Мысленная брань – это борьба с помыслами – мы с вами много раз говорили (и будем говорить), что лукавый начинает бороть человека через ум: он дает помысел, человек начинает думать, прокручивать эту мысль, принимать ее за свою и потом легко попадается, если начинает верить ей. Поэтому если мы не хотим проигрывать в мысленной брани, хотим быть духовно трезвыми, надо отказаться от алкоголя на время поста, но и не во время поста быть крайне внимательными. Если кто-то склонен впадать в запой – вообще с этим надо завязать.
«Побежденный ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати» – вот что начинается. Если человек выпил и захмелел, у него проснется блудная страсть. Страсть проснулась, а сил-то бороться у тебя нет, не можешь отогнать мысли. Начинаешь наслаждаться всем этим – отогнал от себя благодать. Хотим этого или не хотим? Давайте рассуждать сами.
«…приобретенное многими и долговременными трудами теряется в несколько часов, в несколько минут». Представляете? В несколько минут можно потерять все, что ты годами наработал.
И давайте тему с вином закончим – я думаю, что вы всё поняли. «Монах отнюдь не должен употреблять вина», – сказал преподобный Пимен Великий, и этому правилу должен последовать всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие. Можем сказать, что мы уже далеко не такие, нам нечего сохранять? Да как нечего? Если ты не блудишь, духовно встал на ноги – это уже начало целомудрия.
Не думайте, что это касается только людей, которые ни разу не падали в блудной страсти. Ты покаялся, очищаешься, трудишься – значит, это тебя тоже касается.
«Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью». Это святые отцы «с величайшею умеренностью», а мы-то с вами, братья и сестры, немощные, поэтому святитель Игнатий нам с вами советует: если хотим сохранить свою душу, надо быть крайне внимательными – качество пищи и питья имеет огромное влияние на наше духовное состояние.
На этом беседу нашу закончим. Если у вас есть вопросы, замечания, недоумения, я, как всегда, приглашаю написать письмо на электронный адрес kanev@tv-soyuz.ru и желаю вам, чтобы вы, братья и сестры, продолжая путь поста, не сдавались, не унывали, не поддавались печальным мыслям, что все это бесполезно, а трудились, бодрились, опирались на святоотеческое учение и исправляли свою жизнь. Помогай нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.