Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1035) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: «Мы – христиане, это наше свидетельство любви к Богу и к святой великомученице Екатерине»

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: «Мы – христиане, это наше свидетельство любви к Богу и к святой великомученице Екатерине»

№42 (1035) / 2 ноября ‘19

Архипастырь

Екатеринбург переживает период, который войдет в историю города, будет оценен нашими потомками и, о чем можно сказать с еще большей уверенностью, будет замечен и отмечен в вечности: вопрос строительства собора вылился в вопрос об отношении к святой Екатерине, к Христу и Его Церкви.

Владыка, если отринуть все, с чем мы столкнулись за 9 лет (и щедро оплаченную и хорошо организованную кампанию «Против храма за фонтан», когда разные люди и организации на самом деле решали какие-то свои личные вопросы за счет шельмования Церкви, и «обнимашки» пруда в 2016 г., когда говорили: «Стройте в любом другом месте, только не на пруду», и противостояние в сквере, который власти и депутаты сначала выделили, утвердили как место для строительства храма, а потом – не все, но некоторые – вели себя как в анекдоте: «Тут выхожу я, весь в белом…»), и сосредоточиться на духовных уроках и сути этих событий, как Вы все это оцениваете?

– Видите ли, вы практически с самого начала сказали об этом. Сегодня для жителей нашего города есть определенный выбор. Мы подверглись пусть малым, слабым, но все-таки гонениям, и для нас важно осознавать в этой жизни свою принадлежность ко Христу. Как ее можно выразить? Ее можно выражать по-разному. Иногда человек просто уходит в себя, молится, как бы сидит в собственной духовной пещере и нигде не появляется, просто ведет свою подлинно христианскую жизнь. А иногда требуется проявить некую общинность и засвидетельствовать веру во Христа конкретными делами.

Знаете, сейчас я буду говорить то, что переживаю сам, и то, что говорят другие мои собратья, с кем мы живем сейчас и кто сопереживает не меньше, чем любой другой православный человек, живущий в нашем городе. Если бы все удалось 9 лет назад, это был бы один из нескольких храмов, которые были восстановлены в городе. Когда начиналась новая волна, мы пытались построить храм. Тогда нам сказали категорически «нет»: власть, и общество были категорически против, чтобы на этом месте был восстановлен собор, тем более что оно сегодня зажато со всех сторон разными зданиями. И реально, если бы этот храм был построен без сноса других зданий, то он бы был достаточно маленьким – гораздо меньшим, чем был в прежнее время, и вряд ли мог бы стать кафедральным храмом и символом нашего города. Но дело даже не в этом. Это было бы некое желание нескольких людей, к которым, естественно, мы бы подключились, сказали бы «да» – и все.

Но сегодня ситуация такова, что каждый должен выразить свое мнение. Мы не говорим о каких-то юридических аспектах этого вопроса и о том, что предшествовало этому. Мы говорим, что сегодня есть возможность каждому верующему православному человеку засвидетельствовать свою веру во Христа и засвидетельствовать, что мы все-таки живем в городе святой Екатерины, что без храма Святой Екатерины – главного храма, с которого начался наш город, мы не мыслим себе будущее время. И эта возможность у нас сегодня есть. Сегодня в стороне вряд ли кто-то останется из тех, кто свидетельствует о себе, что он верующий православный христианин.

Один священник мне как-то сказал: «Мне это напоминает Евангельское слово о призыве апостола Петра: “Любишь ли ты Меня?”. Первый раз спросил, второй раз спросил, третий раз спросил…». Мы в первый раз попытались сделать, второй раз попытались сделать. Сегодня мы должны в очередной раз сказать, что мы – христиане, мы стараемся любить Бога и жить по-христиански. Мы свидетельствуем о своей вере, это наш город, где живут православные люди, и мы имеем на сегодня такое же право, как и все остальные, отстаивать свою точку зрения, и мы хотим ее отстоять: это наше свидетельство любви к Богу и к святой великомученице Екатерине.

Будет воля Божия – будет все сделано. Поскольку не было воли Божией все это время, наверно, нужно было горячее желание всей общины нашего города, чтобы засвидетельствовать, что мы любим святую Екатерину и без этой любви не мыслим себе дальнейшей жизни в этом городе. Так я сегодня размышляю по этому поводу.

И показатель любви – место, которое мы можем выделить: где мы его можем выделить, на окраине или в центре, каких размеров оно будет. Говорят: «Дело не в этом – пусть будет Бог в душе, и вашу святую Екатерину тоже в душе и любите». Что касается любви даже просто к человеку, – она проявляется, и «конфетно-букетный» период, когда люди познакомились и еще только проявляют друг к другу симпатию, тоже очень важен. А тут – более глубокие чувства.

– Нам неоднократно говорили, чтобы мы вообще ушли. Нас же убирают из центра не потому, что там, как они говорят, много храмов. Пожалуйста, зайдите на «Высоцкий» и посмотрите в хорошую погоду на наш город. Где это много храмов видите? Вы увидите несколько куполов. Я сегодня служил в храме Святого Священномученика Петра, Митрополита Крутицкого, – он во много раз меньше этой студии: совершенно маленький храмик. Если это считать за храмы, тогда, конечно, у нас их несколько десятков. А на самом деле мы действительно нуждаемся в нормальном кафедральном храме. И этот собор должен быть построен во имя святой Екатерины.

Да, был у нас в городе период, когда была учреждена епархия и кафедральным был выбран Богоявленский собор, который тоже сейчас разрушен. Но он строился в то время, когда перестраивался Екатерининский храм: когда Екатерининский собор пришел в ветхость, решили построить другой храм, который бы заменил его на некоторое время, а потом бы восстановили и тот, и другой. Поэтому для нас, конечно, образ святой Екатерины сегодня это очень живой и действенный символ нашей веры. Поэтому мы молимся святой великомученице Екатерине, чтобы она откликнулась на нашу любовь, и надеемся, что что-то произойдет.

Владыка, сугубое прошение о ненавидящих и обидящих нас, об искоренении ненависти, умножении любви, о любви к врагам с мая на Литургии произносится, и не только произносится, а действительно в сердцах откликается. Вы можете сказать, что они приняты и сбылись? Вы увидели какой-то отклик на них?

– Мне один человек сказал, что мы читаем молитву за Украину, а там все воюют и воюют. Дело все в том, что мы не знаем, что бы было, если бы мы не молились за Украину.

Мы делаем свое дело. Этот отклик должен быть прежде всего состоянием нашей души. Очень трудно сдерживать эмоции в период большого противостояния, когда обиды, ненависть, возмущение. Я поражаюсь нашим мученикам, которых мы почитаем: у них не было ни обиды, ни ненависти ни на гонителей, ни на кого-то. У них было твердое стояние за веру. Может быть, у них был период какого-то недоумения по поводу происходящего. Это было и у нас в мае, когда мы не понимали, почему идем на все уступки противоборствующему обществу, и в то же время никто не считает нужным сделать нам какую-то уступку.

Мы вообще не хотим, чтобы это было противостоянием. Мы считаем противостояние неестественным, зачастую искусственным, раздутым. И сегодня считаем, что в этой жизни мы должны успокоить и умиротворить собственную душу.

Господь Бог не благоволил исполниться нашему желанию за последнее время. Значит, мы этого недостойны. Это не то что пришли злые люди, которые не дали нам что-то сделать: в это время построилось огромное количество кафедральных и других храмов в разных местах в пределах нашего Отечества, за пределами его, в католических, мусульманских странах строились православные храмы – и ничего. Чем так выделяется наш замечательный город, что здесь нельзя построить храм, который был бы символом города? Вот должен быть этот вопрос прежде всего к нам, как к христианскому обществу. Если мы этого не имеем, значит, в этом есть определенный смысл.

Я вижу, с одной стороны, смысл в том, чтобы мы все объединились в этом горячем желании: чтобы это не было желанием только группы людей, чтобы не было так, что мы создали общину прихода святой Екатерины, которая начала как-то укрепляться, что-то проповедовать о святой Екатерине. Сегодня это желание любого верующего православного христианина нашего города, ибо мы сегодня почувствовали общую ответственность за все происходящее. Это одна сторона дела.

Другая сторона: есть духовный мир и некое духовное состояние человека. Если мы сегодня не имеем этого храма, значит, мы были его недостойны все это время. И мы сегодня молимся, чтобы Господь Бог молитвами и предстательством святой великомученицы Екатерины призрел на наше смирение, на наши молитвы, на наши скорби и дал нам возможность построить храм Святой Екатерины – не нам возможность дал, неправильно говорю, а чтобы Господь построил этот храм руками тех, кто хотел бы это сделать, ведь храмы строит Господь Бог. И если сегодня этого храма нет, значит, нет на то воли Божьей, которая должна была бы нас сегодня объединить в этом деле. На сегодня это есть, и мы сегодня стараемся быть едиными. Мы по-разному смотрим на архитектуру, на место, но мы четко знаем, что храм должен быть в центре города и должен быть посвящен святой великомученице Екатерине, и этот храм будет объединяющим местом для всех нас.

Есть замечательное стихотворение Валентина Гафта:
Спасибо всем,
кто нам мешает,
Кто нам намеренно
вредит,
Кто наши планы
разрушает
И нас обидеть норовит!

Действительно, такое ощущение: если бы это получилось просто на доброй воле меценатов, но без народного участия, может быть, так бы он и не полюбился. А сейчас храма еще нет, а он уже стал людям сердечно дорог… Были ситуации «Мы не против храма, мы за фонтан», «Мы не против храма, мы за пруд», «Мы не против храма, мы за сквер». Мне кажется, сейчас все, кто говорил это искренне, имеют возможность это засвидетельствовать совершенно официально, придя и проголосовав так, как просит Церковь, которая, собственно, там и будет строить и молиться и к которой, дай Бог, эти люди тоже присоединятся.

– Даже сомнения нет, что часть людей, которые в тот или иной период бушевали против храма, потом придут туда крестить своих детей, или венчаться, или венчать своих детей. Пройдет время, и они будут гордиться тем, что у нас есть такой замечательный и красивый храм.

Дело в том, что поводы, которые ищутся, это некое лукавство, оно на самом деле скрывает подлинную суть борьбы с Христом. Это все равно как с Россией сегодня. «Уберите коммунистический режим, и мы будем вам во всем помогать». Убрали коммунистический режим. «Нет, у вас сохраняется авторитарный режим (и то, и другое). Теперь мы не воюем с русским народом, мы воюем с российским правительством». Да что вы говорите? А кто страдает больше – российское правительство или русский народ? Народ, который сегодня испытывает большие затруднения в бытовой, экономической жизни именно потому, что наше общество развивается не так быстро экономически, как это могло бы быть, если б не было внешнего давления.

То же и в отношении Церкви. Какая разница, как будет называться эта борьба? Важно, что мы понимаем: это борьба с Богом, это открытое богоборчество, и в ней мы сегодня можем противостать не силой кулака или других внешних средств, а именно тем, что мы христиане и мы должны объединиться в общем желании построить храм и помолиться: храм строится для молитвы. Он строится не только для красоты и внешнего украшения – он строится, чтобы было место общей молитвы всех наших горожан, которые смогли бы хотя бы несколько раз в году прийти, наполнить этот храм, чтобы засвидетельствовать себя как единую общегородскую христианскую общину.

Надеюсь, что эти испытания нас только укрепят, утвердят в нашем намерении и закалят нашу душу для последующих испытаний, которые, возможно, предстоит испытать каждому христианину в дальнейшем.

Владыка, в этой ситуации тяжело было всем: люди на работе, в трамвае, в магазине встречались с теми, кто лично их как христиан начинал обвинять во всех грехах, в том числе в том, что случилось в сквере. Но я думаю, что больше всего пришлось претерпеть Вам и людям, которые решили на свои средства строить храм Святой Екатерины: их шельмовали так, как врагу не пожелаешь. Пожалуйста, скажите о них, ведь они так по-христиански это перенесли!

– Наиболее горько пришлось именно им, вы очень правильно заметили. Удивительно: есть в городе богатые, состоятельные люди. Но что они сделали для этого города? Можно перечислять пофамильно – и даже если что-то сделали, то на три копейки. Есть люди, которые живут в этом городе – и вкладывают в этот город; мы не говорим сейчас именно о благотворительности как таковой в плане церковного храмостроительства, а об очень многом другом – есть столовая для бедных (свыше 2 000 человек ежедневно питаются), есть различные спортивные и медицинские учреждения, где люди живут, трудятся и занимаются делом только благодаря тому, что есть помощь со стороны. Есть много мероприятий и событий, происходящих в нашем городе, благотворителями и меценатами которых выступают именно эти люди, – и они больше всего от этого терпят.

Поэтому я обращался, чтобы все помолились именно за них, особенно за Игоря Алексеевича, за Андрея Анатольевича: эти люди делают что-то для города не потому, что хотят построить себе золотой памятник, а потому, что понимают, какая ответственность у них есть, если они имеют возможности. И они хотят сделать доброе и полезное на долгие годы, чтобы этим наслаждались и пользовались многие люди, которые живут сейчас и будут жить после. Наша молитва и тогда, и сегодня особенно будет именно о том, чтобы Господь даровал им крепость и мужество все это перенести.

Я думаю, что эти события тоже их закалили и в каком-то смысле сделали их взгляд еще более твердым в намерениях, которые они собрались осуществить. Дай Бог им здоровья и Божией помощи, ведь они наши друзья, они наши братья, и дай Бог помощи их семьям, их детям, которые вместе с ними все это вынесли, тоже пронесли определенный подвиг в этой жизни.

Владыка, проект, который предполагается осуществить, – по улице Горького, 17, в здании бывшего приборостроительного завода, что давно не действует…

– Конечно. Был бы там завод, никаких вопросов по этому месту не было бы. Но любой житель города (кроме заведомо закрывших на это глаза) знает, что там абсолютная разруха, там практически все брошено.

В свое время Андрей Анатольевич Козицын хотел, выкупая эту территорию, сделать там екатеринбургский Эрмитаж – культурный центр. При этом в проекте нового собора все это остается – и русский культурный центр, где можно было бы размещать многие выставки и делать многое другое: будет и храм, и пространство, заполненное многими общеполезными вещами. Сейчас еще идет разработка проекта, поэтому пока говорить об этом преждевременно, но, когда проект будет полностью готов, можно будет показать, что там вообще будет.

Сегодня мы просто говорим о месте: оно важно для нас и тем, что это реально исторический центр нашего города, в 150-ти метрах от места, где раньше стоял храм Святой Екатерины. Если в историческом месте можно было бы восстановить храм только в ужатом виде, то здесь будет восстановленный храм Святой Екатерины, и храмовые помещения будут соприкасаться с другими, которые будут нести общественную, культурную нагрузку. Это место вернется в город.

Сегодня оно закрыто, есть шлагбаум, который не позволяет проехать в связи с тем, что там правительственное здание, административная часть губернаторского центра. С другой стороны тоже все закрыто. Если это место будет перестроено под храм и культурный центр, конечно, все это будет открыто и доступно для всех. Это просто возвращение еще одной очень интересной площадки для города, которая сегодня закрыта – именно в связи с тем, что там разруха и просто невозможно ее использовать. На днях мэр нашего города Александр Геннадьевич Высокинский открыл часть набережной, и мы сразу увидели, что там есть на что посмотреть, там можно погулять…

В этом городе не хотят видеть православный центр. Часть населения уже смирилась с тем, что есть Храм-на-Крови, куда приезжают люди. Кстати, в прошлом году, когда проводился чемпионат мира по футболу (в том числе у нас в городе), к нам приезжало достаточно значительное количество туристов-болельщиков и почти все они посетили Храм-на-Крови… Люди знают Екатеринбург не только потому, что это медная столица, что у нас большая промышленность, что-то еще. Прежде всего знают этот город именно по тому, что здесь было совершено цареубийство.

Одна из наших целей – в том, чтобы храм Святой Екатерины стал неким символом возрождения, восстановления исторической справедливости и возвращения к истокам нашей нации. Город в основном-то начинали строить православные люди. Они построили православный храм Святой Екатерины и утверждали здесь Православную веру. Большую часть из трехсот лет существования Екатеринбург был Екатеринбургом – он не носил имя человека, ставшего символом большого злодейства.

Мы хотим, чтобы это был знак нашего воскресения и покаяния перед предшествующими поколениями за все то, что было сделано, и возвращения к настоящим истокам, что начинается с примирения. Поэтому мы в каждом случае показывали образ примирения. Но сегодня, когда есть вопрос об уничижении Православной Церкви, Православной веры, это уже переходит границы нашего смирения. Здесь мы должны постоять за святую веру – пусть таким образом, но это все равно стояние за святую веру, за наше исповедание, за верность христианскому пути, который мы когда-то в своей жизни избрали.

Записали:
Инна Корепанова
и Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Покров – это символ заступничества Царицы Небесной

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Праздник Покрова, который мы отмечаем так же торжественно, как двунадесятые праздники, является русским праздником. Этот день не празднуется в других Церквах, а если и празднуется, то только в тех, что впитали в себя славянскую литургическую традицию. Почему так? Потому что праздник Покрова – действительно очень русский. Покров – это символ заступничества Царицы Небесной, это символ надежды, которую люди возлагают на Царицу Небесную.

 
Архипастырь

Епископ Каскеленский Геннадий (Казахстан): Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс