Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня программа из вопросов самых разных направлений. Начнем с актуального. Широко обсуждаемая тема – строительство храма в Екатеринбурге, которое вызвало противостояние. Очень интересно узнать Ваше мнение по этому поводу.
– Совсем недавно на эту тему разговаривал с бывшим митрополитом Екатеринбургским, Владыкой Викентием, ныне главой Среднеазиатского митрополичьего округа. Владыка долгое время служил в Екатеринбурге и много рассказывал о предыстории этого строительства. Там действительно проходили серьезные и очень хорошо выстроенные обсуждения. Но, к большому сожалению, происходящее сегодня показало, пожалуй, самое болезненное, о чем стоило бы задуматься, – неготовность людей слушать друг друга.
Конфликт в Екатеринбурге – это конфликт людей, которые перестали слышать друг друга и самих себя. Единственным выходом из любой ситуации должна быть аргументированная, высказанная, обсуждаемая позиция с открытием планов: что и как будет, для чего и для кого это делается. И самое главное – в обсуждении должны принимать участие люди, живущие именно в этом месте, в этом районе. Не те, кто услышал об этом из соседнего города или из соседней страны, а кто там сейчас находится и делает это для своих детей и для себя самих.
В нашей епархии когда-нибудь происходили споры по поводу строительства храма?
– Да. Можно вспомнить Спасский кафедральный собор, который стал (как все об этом свидетельствуют) украшением, душой города, его сердцем. В него приводят гостей, в том числе и тех, которые в свое время выступали категорически против его строительства и использовали все возможные для своего времени средства, чтобы не допустить такого «ужаса» (как некоторые говорили) в центре города, чтобы никаких новостроек там не было. А теперь говорят: «Собор для нас является местом утешения, большой радости и вообще предметом нашей городской солидарности и гордости».
Такие дискуссии иногда происходят. Могу сказать одно: поскольку в эти дискуссии благодаря современным технологиям, коммуникациям связи нередко вмешиваются люди, никакого отношения не имеющие к городу, мы стараемся максимально открыто рассказывать о намерениях и, конечно же, прислушиваемся к мнению жителей.
У нас была такая история. Инициативная группа провела поквартирный опрос с указанием фамилий, места проживания: «Поддерживаете вы строительство храма рядом или не поддерживаете?». Более семидесяти процентов людей дали положительный ответ. После этого другая группа проводила интернет-опрос, который показал глубоко отрицательный результат. Но как можно сопоставить реальное с виртуальным? Конечно, и те, и те имеют право на свою точку зрения, но, наверное, самым важным, как я уже говорил, является умение слушать друг друга. И, если большинство принимает определенного рода решение, полагаю, было бы совершенно справедливо с точки зрения закона и согласия следовать мнению этого большинства.
Еще один вопрос, тоже широко обсуждаемый в сети. Жену южноуральского священника из Магнитогорска «затравили» за участие в конкурсе красоты. На самом деле очень красивая женщина. В связи с этим вопрос: должны ли семьи священников держать дистанцию от светской жизни? Если да, то какую?
– Чтобы ответить на этот вопрос, я вспомню совет одного из своих преподавателей в семинарии. Однажды мы готовились к празднику, и он сказал: «В церкви должно быть все красиво. Нужно это сделать так и так. Пусть это будет не совсем для кого-то удобным, но это красиво». Я тогда не совсем понял этой мотивации. Мне казалось, что все должно иметь больше практическое значение.
Красота в храме тоже часть проповеди, и когда красота остается свободной от какого-либо порока или его намека, то это хорошо. Мне думается, что семья священника всегда является примером. А когда семья священника может, что называется, похвалиться, показать свидетельство своей достойной жизни, воспитания детей, правильного отношения к своим соседям, правильной и настоящей дружбы со своими друзьями, то это может быть только очень хорошим примером.
В этом конкретном случае светскость не означает нерелигиозность. Если человек светский, это не означает, что он должен быть совершенно неверующим или, более того, убежденным атеистом (к чувствам которых мы относимся тоже с уважением). Наоборот, этот человек, руководимый своей внутренней духовной свободой, может демонстрировать и такого рода свободу: выйти в люди, поговорить с людьми, показать себя, если так можно сказать.
Каждый из нас проходит определенное дефиле, когда мы выходим из собственного подъезда и на нас смотрят соседи, или когда заходим в магазин, на соседний рынок. Все равно ты демонстрируешь себя. И когда ты эту демонстрацию делаешь с радостью, делишься своим хорошим, добрым расположением духа, своим вниманием к другим людям (а не своей колкостью или отчужденностью от других людей), показываешь себя человеком свободным, потому что твоя вера сделала тебя свободным, то я не нахожу в этом ничего предосудительного. Но нужно всегда помнить: то, что ты можешь подарить только своей семье, ты должен оставлять для своей семьи. Нельзя все выносить в пространство публичного обсуждения, корень должен оставаться в земле.
Вопрос, который я не одну программу хочу задать, но почему-то на него не хватает времени: стремление обратить другого в свою веру – это добродетель или начало конфликта?
– Это и не добродетель, и не начало конфликта – это вообще бесполезное дело. Потому что, когда человек, общаясь с другим, ставит во главу угла обращение кого-либо в свои собственные убеждения во что бы то ни стало (и обращение делает основой общения), то общение заранее обречено на прекращение, оно никогда не продолжится.
Очень важно в другом человеке уметь увидеть то, что ты хотел бы, чтобы этот человек увидел в тебе. Рассмотри в другом человеке образ и подобие Божие, начни общаться с другим человеком именно как с образом и подобием Божиим. И, Бог даст, пройдет определенное время, этот человек рассмотрит и в тебе этот образ и подобие. Тогда вопрос религиозного выбора будет не вопросом, относящимся к условиям «или – или», а вопросом, относящимся к свободному выбору, выбору любви. Это самое драгоценное, самое дорогое. В том числе и согласие с тем, что тот человек останется при своем убеждении и своих взглядах. Но если в этих взглядах и в этом убеждении есть любовь, он близок к истине.
Записал:
Владислав Рябов
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на нашем очередном заседании и по уже сложившейся традиции хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями. Сегодня мы выслушаем отца Кирилла Сладкова, который руководит молодежным направлением в нашей Церкви, и я хотел бы сказать несколько слов на эту тему.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.