Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1005) → Протоиерей Андрей Канев: Евангелие – это светильник на всю жизнь для каждого человека

Протоиерей Андрей Канев: Евангелие – это светильник на всю жизнь для каждого человека

№12 (1005) / 25 марта ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №11 (1004) 2019

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем наши беседы в передаче «Страсти и борьба с ними». Мы изучаем статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Кратко напомню, зачем. Прежде чем говорить о страстях (даже о начальной практике борьбы с ними), о том, как их понимать, как каяться в них и тем более как с ними бороться, мы должны знать цель христианской жизни. Изучая статью святителя Игнатия, мы видим, как много разных сторон, оттенков в этой цели.

Мне бы хотелось, чтобы наш разговор был неспешным, вдумчивым. Надеюсь, когда выйдут все передачи, каждый из вас непременно найдет в них что-то для себя полезное. А может быть, мы захотим подольше пообщаться и попробовать не просто узнать название болезней (как в медицинском справочнике), а понять, из-за чего эти болезни бывают, как они в нас проявляются и как с ними бороться, как от них лечиться.

Для христианина очень важно иметь правильный жизненный настрой, как относиться к своим близким, к происходящему в мире (новостям, каким-то происшествиям или нашей обыденной жизни). Статья святителя Игнатия как раз и позволяет нам правильно «настроиться». Мы уже говорили, как святитель советовал относиться к земле: под «землей» здесь имеется в виду не только и не столько какой-то земельный участок – это духовное понятие, здесь имеется в виду вся наша земная жизнь со всеми ее обстоятельствами, деталями, со всем, что нас окружает. Давайте продолжим читать и переводить святоотеческое творение на более доступный, современный язык.

«Усвоимся Богу в течение земной жизни» – очень правильное выражение, означающее «сделаемся своими». Когда человек становится для кого-то своим? Например, два незнакомых человека живут на одной лестничной площадке, их квартиры разделяет лишь стена, но эти люди не близки, они всего лишь соседи. Сосед тебе – чужой человек; ты можешь даже не знать, как его зовут (что часто и бывает). А когда незнакомец становится тебе близок? Когда ты его узнаешь, когда понимаешь не только что его зовут Иван Иванович, но и что Иван Иванович имеет общие с тобой интересы, у тебя с ним общее понимание жизни... Такой человек действительно становится другом и близким. Этот процесс знакомства, завязывания дружбы (когда люди даже сродняются душой друг с другом) как раз и называется «усвоиться» – как происходит с пищей: иногда, бывает, ты отравился, а бывает, она усвоилась (когда она полезная) – и ты преумножил свои силы, чтобы трудиться дальше. Этот термин очень подходит к духовной жизни. Когда мы пытаемся быть настоящими христианами (надеюсь, и в нашей повседневной жизни, а не только в храме, где так положительно себя ведем...), мы должны стараться быть похожими на Бога. А как мы можем быть на Него похожими? Опять же приходим к тому, о чем говорили в прошлых передачах: мы сможем «усвоиться» Богу тогда, когда пытаемся жить так, как Он заповедал. Таким образом, мы опять возвращаемся к задаче изучения заповедей и жизни по ним.

Как еще мы можем усвоиться? Например, можно усвоиться Христу, исполняя Его заповедь: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Если человек правильно определяет для себя цель жизни – быть родным Христу (родным по поведению, по душевному и духовному настроению), то он пытается бороться со страстями, не только уберечься от зла, но и сотворить благо, как говорит Священное Писание, то есть упражняется в добродетелях, понимая, что это такое. Этот правильный духовный настрой как раз и говорит, что человек усваивается Богу, он становится хотя бы немного похож на Него по душевным качествам.

Казалось бы, что нового сказано святителем Игнатием в этой простой фразе? На самом деле это очень глубокая фраза, которая говорит о том, что мы должны делать здесь, на земле. Есть мечтатели, которые полагают, что можно жить как попало, веселиться, радоваться, ни Христа, ни покаяния, никакой борьбы с грехами не нужно. Как в одном известном советском фильме: «шел, упал, очнулся, гипс»; а тут очнулся – и вот ты в Царствии Божием, а Бог говорит: «Иди сюда, ты можешь тут измениться». Нет, дорогие мои. Это ложная идея, что там (за гробом, за смертью) возможно какое-то принципиальное изменение человека. На самом деле все не так. Этот отрезок земной жизни, который у нас есть, дается нам для изменения. Мы должны здесь усвоиться Христу, стать родными Богу по вере, по попыткам жить, как Он заповедует. Не надо думать, что «потом, на пенсии», исправишься – этим надо заниматься сейчас, когда ты почувствовал в себе веру.

Я просил вас (и, конечно, буду еще напоминать об этом), чтобы вы присылали вопросы, если вам интересна тема, которую мы здесь обсуждаем: может быть, что-то непонятно, что-то нужно уточнить. Спасибо тем, кто откликается, – для меня это действительно важно, чтобы знать, как построить программу в дальнейшем. Одна сестра написала: «Я верую, интересуюсь, читаю, но на Исповеди ни разу не была», – и спрашивает, можно ли приехать ко мне на Исповедь. Что сказать? С этим не надо затягивать. Если почувствовал, что вера уже есть, если ты крещеный человек, ходишь в храм, не надо откладывать покаяние, искать священника.

Вы меня знаете, только глядя на меня в телевизоре, но вы же не знаете, как я веду себя в жизни. Может, посмóтрите и скажете: «Зря приехала». Мне кажется, не надо ходить к каким-то знаменитым людям (себя я, конечно же, не причисляю к таковым, просто вы сейчас увидели меня по телевизору и можете подумать: «Вот нашелся новый исповедник»). Надо ходить в те храмы, которые рядом с вами: для того приходские храмы и существуют, чтобы мы не ездили, не искали счастья где-то далеко. Надо стать прихожанином храма, который рядом с тобой.

Бывают случаи, когда человек не нашел общего языка со священником. Тогда, может быть, надо искать другого. А если все в порядке, если священник трудится, старается вас привечать, нормально служит, то что мешает подготовиться к Исповеди? Чтобы нам покаяться, не всегда нужен именно такой свидетель, какого мы хотим. В первую очередь нам Бог нужен, само таинство нужно. Конечно, если есть какие-то вопросы, если интересно, я могу пригласить вас на наши приходские просветительские курсы (если вы живете в Екатеринбурге) – приезжайте (если у вас есть духовник, нужно спросить благословения, чтобы не получилось так, что вы оставите вашего духовника; это будет неприятно, все-таки духовные отношения надо сохранять. Но если есть желание, приезжайте, конечно).

Возвращаемся к тому, что каяться нужно в течение земной жизни. За гробом никаких принципиальных изменений уже не будет; с каким богатством, опытом, с какими «сокровищами» (образно говоря) ты пришел к моменту своей кончины, с тем и останешься. Если умираешь ненавистником Христа, то там ты уже не будешь Его любить. Более того, состояние ухудшится – скажем так, усилятся те навыки, которые человек приобрел. Если он в течение жизни научился слушаться Христа, желал с Ним быть, учился этому, пытался так жить, то после смерти это все только усилится. А если человек ненавидел Христа, то после смерти он будет еще сильнее Его ненавидеть. Поэтому давайте не будем обманываться. Усваиваться Богу нужно в земной жизни: здесь, сейчас, сегодня – не откладывая на завтра, до понедельника, до пенсии или до каких-то других времен: никто не гарантирует, что мы до них доживем.

Более того, в одной из статей святителя Игнатия говорится, что Бог наказывает людей, откладывающих покаяние, безумием. Может случиться даже так, что человек откладывал свой приход в Церковь, приход к покаянию до старости, а в старости просто не смог этого сделать, потому что его посетило безумие. И, к сожалению, в практике приходского священника очень часто так бывает: приглашают домой причастить, пособоровать больного, но, к сожалению, не тогда, когда тот еще в силах, а когда он уже и говорить не может. А человек никогда в жизни не исповедовался, Церкви не знает, не каялся, не причащался и молиться-то не умеет... А мы хотим сделать ему что-то доброе, когда он даже не может выразить свое желание. Тогда уже поздно. Все надо делать своевременно.

Обратимся дальше к творению святителя Игнатия. Он пишет: «Он предоставил нам теснейшее соединение с Собою, и дал на совершение этого величайшего дела срок – земную жизнь». Почему «теснейшее соединение с Собою»? Христианство учит, что Бог необычайно близок к человеку... Вот мы говорим: «Своя рубашка ближе к телу». Но Бог-то нам даже ближе, чем рубашка: Он по Своим Божественным свойствам проникает во всех нас, Он по Своей любви дал нам таинство святого Причастия, и если мы готовимся к нему правильно, то, принимая Его Тело и Кровь, становимся действительно единокровными Богу. Представляете, какая дерзость: мы, грешники, можем стать родственниками Богу, ибо Его Кровь становится частью нашей крови, начинает ходить по нашим жилам, сердце наше очищается. Куда уж теснее? Для того и дана нам земная жизнь, чтобы мы это сделали.

Святитель Игнатий пишет именно об этом (о теснейшем соединении человека и Бога), чтобы мы правильно это понимали. Очень часто, беседуя с людьми, можно встретить, как человек по внушению лукавого говорит: «Это мне невозможно: кто я такой? Я – скромный маленький человечек, а там – великий Бог! Что я для Него? Земляной червяк!». Нет, дорогие мои. То, что мы земляные червяки по грехам – это понятно. Но именно для нас Бог приходит на землю, именно нам Он дает возможность не остаться земляными червяками, а стать людьми и более того – Его детьми. Поэтому Он снисходит к нам, чтобы вывести нас из этого греховного состояния. Надо понимать, что такое подлинное смирение и чем оно отличается от гордыни. Это вовсе не смирение, когда человек говорит: «Кто я такой? Богу не до меня...». Это вовсе не смирение и не самоукорение – это, наоборот, обиженная гордынька, когда человек, с одной стороны, себя таким реально считает, но, с другой стороны, попробуй его тронь – у него такое самолюбие тут же возникнет! Давайте не будем ложно смиренничать, а лучше постараемся стяжать настоящее христианское чувство подлинного смирения: поймем наконец, что именно для нас, таких, какие мы есть, – падших несчастных страдальцев, и пришел Христос.

«Нет другого времени, – пишет святитель Игнатий, – кроме времени, определяемого земною жизнию, в которое могло бы состояться чудное усвоение (присоединение к Богу, приход к вере, исправление жизни): если оно не совершится в это время, то не совершится никогда. Святой человек подтверждает те слова, которые мы уже сказали: что только здесь мы можем измениться, исправиться. Приобретем дружбу небожителей, святых ангелов и почивших святых человеков, чтоб они приняли нас в вечные кровы». Очень высоко сказано. Кто мы – и кто святые, ангелы? Но почему так говорится? Это не просто духовная поэзия, хотя это очень поэтично и очень красиво.

Стоит начать разбирать эту фразу более практически, задавшись вопросом: что значит «приобрести дружбу с небожителями»? Как можно приобрести эту дружбу? Я говорил, как мы можем стать близкими друг другу: когда мы знакомимся, когда узнаем жизнь, душевное состояние друг друга, то становимся родными; так же мы можем стать и друзьями святым.

Можно подумать, что это какое-то довольно грубое выражение: «Вы можете стать другом преподобному Серафиму или святителю Николаю Чудотворцу». Оказывается, можем. Как? Мы можем изучить их жития, можем им молиться... Но самое главное: они-то достигли этого усвоения Христу, поэтому если ты будешь стараться усваиваться Христу (стать Ему родным), то будешь родным и ангелам, и святым. Если Бог нас помилует после нашей кончины (не за какие-то наши дела, а за нашу веру и по Своему милосердию), то они примут нас в вечные кровы. Такая надежда у нас должна быть, но, конечно же, надо потрудиться.

«Стяжем познание духов падших, этих лютых и коварных врагов рода человеческого, чтобы избежать козней их и сожительства с ними в пламени адском. После смерти нет разнообразия, нет перерождения, нет возвращения сюда, на землю, нет каких-то других состояний, кроме двух: либо ты находишься со Христом, с ангелами, со святыми в блаженном состоянии, либо в противоположном состоянии – в аду». Святитель Игнатий пишет, что если подготовка к вечности идет здесь, то и к аду человек, к сожалению, готовится тоже здесь: если христианин заранее учится общаться со святыми, то к аду он тоже готовится здесь через общение с бесами. Это происходит очень просто: если человек поддается искушениям, не кается в страстях – собственно, он и служит бесам, уже здесь общается с ними. Поэтому святитель Игнатий говорит: «Стяжем познание духов падших». Кстати, это очень интересная тема. Порой бывают христиане, которые не верят в существование бесов.

Да, мы, безусловно, верим во Христа. Но если ты не веришь в бесов, то тогда не веришь Евангелию и вообще всему христианскому учению. Как можно, читая Евангелие и встречая сюжет об исцелении Господом бесноватого, говорить: «А я в это не верю»? Тогда непонятно, как ты веришь во что-то другое. И главное: как же ты веруешь во Христа? Понятно, что вера в существование бесов – это не центр нашей христианской веры, мы говорим, безусловно, не только об этом. Мы должны прежде всего учиться верить во Христа. Но должно быть и понимание того, что злые силы существуют, что они действуют; более того, очень нагло действуют в жизни каждого из нас. Если внимательно посмотреть на себя (что мы думаем, чувствуем и делаем), то становится понятно, откуда это берется; об этом мы поговорим чуть позже, когда начнем изучать основы веры.

Получается, дорогие мои, что познание этих духов тоже нужно: как они действуют, как влияют, как соблазняют человека. Это же не просто какой-то хаос, нет, – они действуют по плану: уже очень понятно и известно, как они действуют. Церковь сохраняет это Предание и знает его через творения святых отцов, опытно познавших, что такое борьба с падшими духами, и написавших, как они действуют на нас. Бог даст, будем и это изучать, как призывает нас святитель Игнатий. Он говорит: «Стяжите познание этих лютых и коварных врагов рода человеческого, чтобы не стать сожителями с ними в пламени адском. Светильником на жизненном пути нашем да будет слово Божие (Пс. 118, 105)».

Вот уже несколько раз за время чтения этой статьи мы возвращаемся к одной и той же очень важной теме – изучению слова Божия. Слово Божие – это, конечно, Евангелие, творения святых апостолов, Священное Писание Ветхого Завета (в третью очередь). Евангелие действительно для нас светильник, это очень красивый и правильный образ; ведь часто мы путаемся, не знаем, что делать, как поступить в той или иной ситуации, человека мучает выбор – он не знает, как распорядиться своей свободой. Мы часто бываем похожи на слепых котят, которые не знают, куда идти, тыкаются в разные углы и очень часто ошибаются, а Евангелие как путеводная звезда освещает наш путь: если ты будешь изучать Евангелие, будешь понимать, чего, каких поступков хочет от нас Бог, и если будешь так поступать, то не ошибешься. Евангелие – это светильник на всю жизнь для каждого человека, и неважно, в какое время он живет, потому что Евангелие не устаревает никогда.

«Прославим и возблагодарим Бога за обильные блага, которыми преисполнен, в удовлетворение потребностей наших, временный приют наш – земля»: смотрите, какие интересные слова святителя Игнатия! Ведь мы часто ропщем, все нам плохо: холодно – плохо, жарко – плохо, есть работа – плохо, что мало платят, надо много работать; нет работы – плохо, что нет... У каждого человека целая гора всякого ропота, а если по-христиански отнестись, то посмотрите, сколько всего нам Бог дал – Он же к нам несправедлив: если бы Он был справедлив, то воздал бы нам по делам нашим ( грешишь – так и получи хорошенько), но Он оставляет нам время для покаяния, создает условия для жизни и дает все, что нам нужно. Если человек будет жить честно, трудиться, то все, что нужно для нормальной, спокойной жизни, Бог ему даст (я не говорю про какой-нибудь образец, взятый из рекламы, когда человек сорит деньгами, ездит на дорогущей машине, плавает на каких-то там яхтах, летает на самолетах – зачем нам это? Это с собой в будущую жизнь заберешь? Все это пустые мечтания).

Святитель говорит нам о благодарности, чтобы мы немножко огляделись, посмотрели вокруг: на самом деле все не так плохо.

Надо учиться благодарить Бога за все: и за скорби, и за радости, за все, что у тебя есть. Например, есть замечательная христианская традиция благодарить Бога за трапезу, молиться после еды. Казалось бы, что такого: просто поел и побежал – нам некогда об этом думать. Но это неправильно. Даже простая пища есть у нас потому, что Бог так захотел: это Его дары, воплощенные в пищу. Если мы научимся благодарить Бога за все (за пищу, за прожитый день, за помощь в каких-то делах), это будет очень правильно. Это будет совсем другой взгляд, чем смотреть на всех косо, исподлобья, только злиться и роптать (что очень не похоже на христианство). Мы должны быть благодарны Богу за все – Им дано все, чтобы нам здесь прожить, чтобы прийти к Нему.

«Чистотою ума проникнем в значение этих благ: они – слабые образы благ вечных. Смотрите, какая интересная мысль: если говорится, что Бог, как Источник всякого блага, дает нам все, что нужно, то это намек на то, что там, в Царствии Божием, будет благ гораздо больше, там нам будет несоизмеримо лучше. Вечные блага изображаются ими так слабо и недостаточно, как изображаются тенью предметы, от которых она падает. Даруя нам земные блага, Бог таинственно вещает: «Человеки! Временный приют ваш снабжен разнообразными, бесчисленными благами, пленяющими, восхищающими и взор и сердце, удовлетворяющими до преизбытка потребностям вашим: заключайте из этого о благах, которыми снабжено ваше вечное жилище. Поймите бесконечную, непостижимую благость Божию к вам, и, почтив земные блага благочестивым разумением и созерцанием их, не поступите безрассудно: не поработите себя им, не погубите себя ими. Пользуясь ими сколько нужно и должно, всеми силами устремитесь к приобретению благ небесных».

Если говорить кратко: все тебе здесь дано, используй это на благо, на пользу, но не увлекайся земными благами, а используй то, что Бог тебе дает (время, средства, возможности), для приобретения благ вечных. Замечательные слова, братья и сестры. Действительно, если мы посмотрим вокруг и будем учиться быть довольными всем, что у нас есть, – то это и будет правильный духовный настрой.

В заключение я снова напоминаю, что жду ваших откликов, вопросов – не похвал или чего-то в этом роде; я прошу вас высказываться, нужна ли такая тема в принципе, что еще хотелось бы вам услышать: может быть, что-то непонятно, что-то нужно дополнительно пояснить, какое-то недоумение у кого-то есть. Вот об этом я и жду ваших суждений.

Помогай нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс