Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы уже говорили, что такое умная молитва. Часто приходится слышать, что умная молитва или просто молитва – то же, что и медитация: некое упражнение для ума, которое дает не только душевное, но даже и физическое здоровье. В последнее время многие (включая православных христиан) увлекаются йогой, в которой медитация – обычное дело, и возникает вопрос: молитва и медитация – это одно и то же, есть ли разница между молитвой и медитацией? Можно ли в своей духовной жизни использовать практику медитаций?
– Разница колоссальная. Что такое медитация? Если обратиться к этимологии слова, «медитация» попросту означает «размышление» (кстати, у немецкого философа Эдмунда Гуссерля есть очень хорошая работа «Картезианские размышления», «Размышления о Декарте» – так можно вольно перевести на русский язык; ничего общего с медитациями там нет). А что мы имеем в виду?
На самом деле словом «медитация» обозначается некоторая духовно-религиозная практика, некоторая духовная традиция, весьма специфичная. И можно поставить вопрос: насколько эти практики сочетаются с Православием, с христианством, с молитвой?
Уже имеет смысл говорить, упоминая слово «медитация», не просто о размышлениях, а об особенностях этих духовных практик. Сразу необходимо отметить, что акцент в них делается на сосредоточении внимания как на части наших когнитивных процессов, особенности нашего сознания, – по большому счету, в этих практиках происходит тренировка внимания. А объектом внимания может быть что угодно (любой внешний объект, например точка или цветок, или какое-то внутреннее состояние, например какая-то эмоция), и в зависимости от конкретного объекта внимания медитации разделяются на различные виды, классы, типы. Более того, само внимание может быть объектом внимания. Объектом внимания может быть какое-то слово или фраза, эти слова или фразы именуются мантрами. Видите, какие есть изощренные в интеллектуальном смысле практики.
Мне приходилось читать, что такой фразой может быть даже Иисусова молитва. В некоторых пособиях (подчеркну, в совершенно нехристианских, неправославных) предлагается обращение к Богу сделать медитацией. В чем же здесь тонкая разница – и есть ли она? Есть. В том, что во время медитации мы к предмету нашего внимания относимся просто как к формальному объекту. Кстати, если это попробовать экстраполировать на такое простое явление, как общение, то оно предполагает межличностный контакт – буквально взаимодействие душ, если угодно, личностей. А если во время общения один из собеседников, как бы формально произнося правильные по смыслу слова, на самом деле будет занят совершенно другим (будет просто рассматривать или следить за чем-то другим), то здесь возникает момент подмены, момент манипуляции.
В связи с этим еще раз подчеркнем: медитация принципиально отличается от молитвы тем, что она не есть общение с Богом, даже если объектом внимания во время медитации становятся какие-то молитвенные слова или даже Сам Господь. Это чисто формальное умное делание – при этом ум мой занят исключительно какими-то объектами, пусть даже внутренними. В литературе, которая пытается с духовной точки зрения оценить медитацию, подчеркивается: медитация – это обращение к самому себе, или замыкание на самом себе. Молитва же, напротив, – раскрытие перед Богом или обращение к Богу. Вот, пожалуй, в чем разница медитации и молитвы.
Еще раз подчеркнем: внешне они могут быть очень похожими, особенно если мы упомянем умную молитву, умное делание – здесь тоже есть момент сосредоточения, момент внутреннего напряжения, но цель и смысл этого напряжения и сосредоточения совершенно иные. Медитация, по сути, – это обращение к самому себе, молитва – это обращение к Богу.
Можно ли православному человеку заниматься медитацией? Повлияет ли это на его духовную жизнь?
– С самого начала мы попытались определить разницу между молитвой и медитацией и выяснили, что разница существенная. Молитва – это обращение к Богу, медитация – обращение к себе. По сути, в этих словах уже есть ответ: что делать православному с медитацией. Лучше ее обойти стороной.
Кто-то скажет: «Но как же? Вы же только что сказали, она приносит оздоровительную пользу, нормализует некоторые физиологические показатели – давление, сердцебиение, параметры работы мозга». Да, это действительно так, с одной стороны. А с другой стороны, ведь человек верующий перед собой ставит духовную задачу. Какова его духовная задача? Глобальная наша духовная задача – спасение. Значит, вопрос мы поставим примерно в таком контексте: каким образом медитация может повлиять на дело нашего спасения? Или: какой результат она может иметь в духовном плане?
Так вот, учитывая, что медитация – это сугубое обращение к себе или сосредоточение внимания на самом себе, то, наверно, эта практика, с духовной точки зрения, может взрастить у человека элементарную гордыню. Вот и все. Хотя такое когнитивное упражнение действительно может быть полезным для мозга, с духовной точки зрения оно может нанести колоссальный вред душе человека. Еще раз подчеркнем: медитация может взрастить у человека гордыню.
Мы говорили, что одно из условий молитвы – чувство покаяния, благоговения; это совершенно другой подход, совершенно разные состояния человека молящегося и медитирующего. Поэтому простой ответ следующий: не надо православному христианину заниматься медитацией.
Подчеркнем еще один момент: тем, кто хочет заниматься такими сугубыми когнитивными упражнениями, или попросту умным деланием (чем на самом деле занимались святые отцы, преподобные подвижники), не надо это называть медитацией. Мы говорим не просто о словах или о формальном подходе – мы говорим о глобальных смыслах. Чем занимались святые отцы? Они дали нам такую заповедь: «Внимай себе». Конечно, это относилось к монашествующим, затворникам, но, мне кажется, в какой-то мере это относится и к нам: «Внимай себе». О чем речь? Будь внимателен к состоянию своего внутреннего мира: о чем ты думаешь? чем наполнен твой мир, какими впечатлениями? каковы твои чувства?
И важно не просто сосредотачиваться на этих объектах внутреннего мира, а давать им нравственную оценку. Например, так: «То, о чем я сейчас думаю, – это хорошо или плохо? Это Бога оскорбит? Это как-то меня в глазах Божиих умалит или, наоборот, приблизит к Нему?». Наверное, с этой точки зрения можно подойти к вашему вопросу. И здесь, собственно, ответ: не надо медитировать – надо быть внимательным к своему внутреннему миру. И, подчеркиваю, это не просто пожелание – это буквально задача, которую нам заповедали святые отцы: будь внимателен к себе, познай самого себя, чтобы приблизиться к Богу.
Спасибо за очень полезную для каждого из нас беседу! Главная задача верующего человека – это спасение своей души. Оно невозможно без обращения к Богу, без молитвы: молитвой мы приближаем свою душу ко Христу. Цели и задачи медитации совсем иные, не имеющие ничего общего с обретением Бога и поиском Царства Небесного. Об этом мы должны с вами помнить, принимая решение: медитировать или молиться.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.