Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (996) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Священное Писание – настольная Книга христианина, которой он должен руководствоваться в жизни

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Священное Писание – настольная Книга христианина, которой он должен руководствоваться в жизни

№3 (996) / 21 января ‘19

Архипастырь

Владыка, я задам вопрос, который поступил в нашу редакцию ранее. Библия – самая издаваемая Книга всех времен и народов, но интерес к изучению Священного Писания падает. Многие считают, что там уже все изучено и ничего нового оттуда не почерпнуть. Так ли это?

– Это не так. Действительно, Библия – самая Священная Книга, которой мы руководствуемся в нашей жизни: это Книги Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете тоже много интересного: как были сотворены мир и человек, как произошло падение человеческого рода. И можно проследить через пророчества, как Господь готовил человека, человечество к Пришествию в мир Христа Спасителя, чтобы искупить весь род человеческий от греха, проклятия смерти – избавить человека от того, что в грехопадении природа человечества была осквернена, порушена. А восстановить падшую природу можно только благодатью Божией… О Его страдании на Кресте, Его искупительных подвигах мы узнаем из Евангелия, из Священного Писания и, что очень важно для нас, в Священном Писании уже Нового Завета мы можем получить очень хорошие советы, как совершенствоваться и становиться настоящими христианами.

Если кто-то говорит, что уже нечего там читать, это неправда. Читая каждый день Евангелие (хотя бы одну главку, как принято у нас, или две главки из посланий святых апостолов), можно почерпнуть очень глубокие мысли о духовной жизни – как преобразовать свою жизнь, приблизить к Богу, ко Христу, как сделать так, чтобы мы приблизились к Царству Небесному. Царство Божие внутрь вас есть – и вот как раз в Священном Писании написано, как сделать так, чтобы внутрь нас было Царство Небесное. То есть мы можем через чтение Священного Писания узнать многое, чтобы стать настоящими православными христианами (не по букве, не по внешности или по имени только).

Может быть, люди, которые так пишут, так говорят, не применяют эти знания к самим себе, чтобы знания преобразовывали их жизнь. Одно дело, когда мы читаем, чтобы что-то познавать (познавательное чтение), – но чтобы быть такими, как написано в Евангелии, это сложнее, тяжелее. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «это – книга жизни, и надо читать ее жизнью»: не просто чтобы его знать, а чтобы применить в своей жизни. Библия как раз очень нужна, чтобы получить необходимые наставления, как быть последователем Христа: мы же называемся христианами, учениками Христа Спасителя, мы должны учиться у Христа Спасителя, а учиться – только Евангелием: это слово Христа Спасителя, поэтому мы должны его читать очень внимательно.

Хорошие батюшки так духовно наставляют свою паству, своих прихожан (может быть, их не так много, но видно, что у них это получается), чтобы после Божественной литургии в воскресной школе почитать Евангелие и стараться в течение предстоящего дня или предстоящей недели применить это все в жизни – посмотреть на себя, быть внимательным к себе. Господь обязательно пошлет ситуацию, в которой ты должен применить Евангелие к себе: выполнишь или не выполнишь? Если постоянно так себя контро-лировать, то мы увидим, что это интересно даже читать – и очень важно читать, ибо чтение не только чтобы знать, а чтобы выполнять. Тебе дается еще и сила Божественная, чтобы можно было это исполнить.

Евангелие дано нам не чтобы просто знать его и кичиться, что мы очень хорошо его знаем, цитируем наизусть многие места. Самое главное – исполнять. Тогда мы увидим, что Евангелие – очень глубокая, очень важная для нас Книга...

То есть это не история еврейского народа, а настольная Книга христианина?

– Настольная Книга христианина, которой он должен руководствоваться в жизни. Выполнение Евангельского учения приводит нас к тому, к чему и призывает Христос Спаситель, ради чего Он и пришел на землю: чтобы нас, земных, возвести на Небо. Вот эта Книга помогает нам вознестись на Небо – жить на земле жизнью Царствия Божия, чтобы получить награду на Небе через исполнение заповедей Божиих.

Вопрос телезрительницы: «Грешно ли не иметь чувство сострадания ко Христу в том, что Он был прикован ко Кресту, а чувствовать только благодарность и радость, что есть такая святыня, несущая спасение? Спасибо».

– Мы сочувствуем страданиям Христа Спасителя, и, конечно, мы должны быть благодарны Ему за подвиг, который Он понес ради нас и нашего спасения. Вот недавно был праздник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Из повествования об этой иконе мы знаем: когда грешный человек молился, чтобы Божия Мать ему помогла идти на его грешные дела, он увидел, что из ран ног и рук Богомладенца Христа истекает кровь. И он с чувством сострадания говорит: «Господи, кто это мог сделать?». А Она говорит: «Ты и подобные тебе грешники вновь и вновь распинают Господа нашего Иисуса Христа»...

Одно дело, когда мы сострадаем Христу Спасителю за Его страдания, которые Он перенес за нас, наши грехи. А другое – постараться не совершить грехи и злодеяния, которые бы вновь распинали Христа. Мы должны понимать, что наши грехи вновь и вновь могут причинить страдание Христу Спасителю. Нужно иметь в виду, что самое большое сострадание и самая большая благодарность Богу за его благодеяния – это не сказать словами: «Слава Тебе, Господи, за милость Твою, труд и подвиг!». Благодарностью Богу, думаю, будет то, когда мы будем благодарить Бога, что Он дает нам Своим страданием силу не грешить, а сделать как можно больше доброго для себя и ближнего, для своего возрастания в Боге, искоренения своих духовных страстей, очищения своей души. Как раз благодать Христова имеет силу очистить нашу душу от греховного падения: «Христос рождается, чтобы прежде падший восставить образ». Этот образ восстанавливается нашими трудами, пониманием и верой в то, что страдания Христа Спасителя дают нам Искупление наших грехов через наше покаяние...

Вопрос: «При чтении утреннего и вечернего правила мыслями нахожусь везде, только не в словах молитвы. Как исправить ситуацию?».

– Довольно сложно, но необходимо утренние, вечерние и все молитвы читать внимательно. Для этого на молитву нужно настроиться – как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), нужно поставить себя перед Богом и верить, что Бог рядом и слышит твои слова. Всякие события и переживания надо оставить и полностью отдать эти 10–15 минут только молитве к Богу. Чтобы молитвами Господь мог нам помочь, дал силы пройти предстоящий день в мире, в исполнении воли Божией, в делании добродетелей, о которых мы читаем в Евангелии. Когда именно это мы хотим получить от Бога, то будем стараться молиться внимательно, чтобы получить силу, мудрость и помощь, которые необходимы – мы же без Бога не можем делать ничего, так говорит нам евангелист. Мы, как ветви на лозе, должны постоянно питаться соком Божественной милости и премудрости Божией, которые дают нам возможность исполнять волю Божию. И, осознавая это, мы утренними молитвами просим у Бога, чтобы Он в течение дня помогал нам это совершить.

При вечернем правиле есть свои проблемы – мысли, что уже устал, сон одолевает, надо быстрее ложиться спать, уже невозможно читать. Но, опять-таки, надо подумать, что Господь дал нам прожить день и во всем помогал, чувствовался перст Божий – почему бы Его за это не отблагодарить и почитать вечерние молитвы… Когда так настраиваешься – и усталость уходит, и сон как будто исчезает. И мы молимся, чтобы Господь дал нам крепкий, здоровый сон, который мог бы восстановить наши душевные и телесные силы. Это тоже очень важно, чтобы организм отдохнул и человек получил новые силы дальше трудиться.

Настраивая себя так, мы можем найти в себе силы всегда, когда становимся на утреннюю или вечернюю молитву, и тогда Господь нам поможет. И еще есть такое предложение или совет: если почувствовал, что одну молитву пропустил за разными мыслями и не молился, то возвращайся назад – раз, второй; тогда увидишь, что теряешь много времени – лучше один раз сконцентрироваться, прочитать все внимательно и заниматься своими делами.

Владыка, святые отцы рекомендуют прочитывать хотя бы по главе Священного Писания в день. Как Вы считаете, возможно ли заменить утреннее или вечернее правило чтением Священного Писания?

– У нас есть такое минимальное молитвенное правило православного христианина: утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия и две – из апостольских повествований. Если мы оставим только Евангелие, это будет сокращение.

Если бы нужно было читать 2 акафиста, 3 кафизмы и еще Евангелие, утренние и вечерние молитвы – а тут же минимум, это считанные минуты отдать – для Бога, для себя, для своего возрастания в Боге. Думаю, не следует нам так расслабляться, надо читать утренние и вечерние молитвы и Евангелие по одной главке – это недолго.

Вопрос: «Прочитал у святителя Игнатия (Брянчанинова), что не нужно вдаваться в тонкое разбирательство помыслов. Как это правильно понять? И как исповедоваться, если грехи в большинстве своем соделываются помышлениями?».

– Мы действительно должны смотреть за своими мыслями. Большинство из них бывают греховными и могут нас увести в разные заблуждения. Греховные мысли – осуждающие, самолюбивые, горделивые, и так далее. Из-за них мы можем подозревать человека, обвинить его в чем-то: думаем, что он что-то совершил или хочет нас чем-то обидеть, чем-то досадить, – и начинается обида в душе. Человек не знает, в чем суть, но обиженный.

Эти мысли – вредители наши, с ними нужно бороться и отвергать их от себя. Если они нас одолевают, их надо открывать духовнику. Мы открываем свои помыслы и тем самым боремся против них. Это работа над собой, внимание к себе, к своим мыслям. И если чувствуем, как плохие мысли к нам приближаются, сразу отвергаем их молитвой Иисусовой или воспоминанием о Боге – богомыслием. Так что такая духовная борьба должна быть.

Конечно, нужно посоветоваться в частной беседе с духовником (ведь у каждого все бывает по-разному), и духовник уже даст персональный совет, как бороться с мыслями. Нужно и каяться в них, и исповедоваться в них, и открывать их духовнику, чтобы получить от Бога силы, крепость и не впасть в тяжкие грехи. Есть градация, ступени, по которым помыслы ведут нас к совершению того или иного греха. Нужно вовремя остановиться и оценить помыслы: от Бога они или не от Бога, благие или греховные, хорошие или нет? Надо их оценивать и вовремя отвергать. Это целая борьба, которую нужно вести в своей душе.

Вопрос: «Для разбойника, покаявшегося перед смертью, Христос уготовал место в раю. А в чем же тогда суть праведной жизни, если нужно всего-навсего перед смертью покаяться?».

– Мы не знаем, когда Господь нас к Себе призовет. Недаром Господь говорит: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». А «бодрствовать» – значит жить благочестиво, богоугодно. Не у каждого бывает прямо перед смертью возможность покаяться. Да, есть такое малое количество людей, которые грешат всю жизнь, а в конце, когда слышат голос Божий, осознают свою греховность и каются, а Господь по Своему милосердию их прощает. Но это же не все… Мы должны понимать, что в любое время Господь нас может призвать. А мы ждем, когда перед смертью будем каяться. В Евангелии написано, что у богатого человека был большой урожай. Вроде, ешь, пей, веселись – у тебя много богатств и много времени! Но Господь сказал: «…безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Мы можем говорить: «Я покаюсь перед смертью». А мы знаем, как это будет? Не знаем.

В 30 лет или когда на пенсию выйдешь...

– Мы постоянно должны быть готовы. Поэтому и призывает Господь нас, чтобы мы были бодры, внимательны к себе, жили благочестиво, богоугодной жизнью. Это и есть залог, что, когда Господь призовет, есть возможность получить от Него милость и большую награду… А когда Господь призовет для получения наград, мы не знаем; поэтому должны накапливать все больше и больше добрых дел, чтобы за это Господь нас помиловал и наградил вечными благами.

Вопрос телезрительницы: «Что такое смиренномудрие?».

– Это очень хорошая, великая добродетель, когда мы смиренно мыслим, смиренно чувствуем, смиренно поступаем и даем смиренную оценку всем нашим действиям.

Например, человек нам сделал что-то неприятное, а мы его оправдываем – говорим, что он так поступил потому, что чего-то не знает, не понимает, обстоятельства так сложились. Мы смиренно думаем об этом, вспоминаем святых отцов в это время. И вспоминаем Христа Спасителя: через смирение Господь нас спас – Он пришел на землю и показал пример смирения, терпения. Это и есть наша мудрость: при всех, даже и тяжелых, обстоятельствах жизни мы никого не осуждаем, не ропщем, а принимаем все смиренно.

Наши новомученики и исповедники Христовы, когда их приводили к следователю и спрашивали, против советской власти они или нет, они говорили: «Мы не против советской власти – она нам как наказание за наши грехи». Человек думает смиренно и не осуждает. Настоящие смиренномудрые – наши новомученики: смотришь на их подвиги, труды, которые несли они в своей жизни, – страдания были жесточайшие, но они не озлобились: не выражали недовольства, не роптали и не думали, как отомстить или сделать какое-то зло. Нет, они смиренно, терпеливо переносили все унижения, оскорбления и надеялись на милосердие Божие – смотрели на Христа, как Он проявлял смирение пред воинами, которые Его били, заушали, оплевали и распяли. Новомученики смиренно думали, что страдания, которые понес Христос Спаситель, несравнимы со страданиями, которые сейчас приходится переносить им. Это их укрепляло, воодушевляло, и они радовались и за все благодарили Бога. Это и есть смиренномудрие. Оно очень обширное, можно привести много примеров.

Вопрос: «Есть ли какой-то способ определить, действительно я верующий человек или же лицемер?».

– Надо проверять себя по заповедям Божиим. Посмотреть, например, на первую заповедь блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Нищета духовная – это когда человек осознает, что он грешный, слаб и немощен и своими силами ничего не может сделать, чтобы исправить свою жизнь. И он просит Бога, чтобы Господь вошел в его немощь – как написано в Евангелии: сила Божия в немощи совершается.

А лицемерие… Человек может сказать, что он грешный и недостойный, но стоит ему сказать какое-нибудь укоризненное слово, и мы сразу поймем, нищий он духом или нет. Если он по-настоящему верующий и осознает в себе греховность, он скажет: «Да, простите, я грешен». А кто лицемерит, – начнет роптать, гневаться, раздражаться: «Да что ты! Как мог ты так сказать? Как мог даже подумать?». Мы же гневаемся даже посмотрев на мимику человека – нам кажется, что он что-то имеет против нас, уже обижаемся, начинаем думать: «Что такое? Почему? Вроде бы делаю ему добро, окружаю его любовью, а он меня так…». И столько мыслей греховных! Какое тут смирение?

Или взять кротость… По заповедям блаженств – взять и проверить себя: как мы верим, как на что-то реагируем… Тогда увидим себя очень хорошо.

Вопрос: «В праздник Рождества Христова, Пасхи на центральных каналах транслируется праздничное богослужение. Обязательно ли идти в храм, либо можно посмотреть службу по телевизору?».

– Ходить в храм обязательно (я уже неоднократно отвечал на этот вопрос). Люди говорят: «Вот есть “Союз”, прекрасное торжественное богослужение можно и дома смотреть, никуда не ходить» – нет, не для здоровых и сильных людей дана такая возможность: эта трансляция дается для немощных, которые действительно прикованы к постели и не могут прийти в церковь, для болящих, находящихся в больнице, и так далее. Есть люди, которые меня лично благодарят: «Как хорошо! Я ходить не могу, еле по комнате двигаюсь. А включу телеканал „Союз” и смотрю всенощное бдение, архиерей служит, Патриарх служит – какая красота, я смотрю и молюсь и, таким образом, не лишаюсь Божественной службы».

Но человек здоровый может прийти – это ведь и есть наша жертва, наша преданность Богу. Как мы можем сказать, что любим Бога, когда ленимся прийти в церковь Божию на встречу с Богом, на встречу со Христом и участвовать в богослужении, которое совершается в храме Божием? Тем более, что есть заповедь Божия – шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: отдать себя Богу, показать свою любовь к Нему. Это и есть наша любовь, наша жертвенность: мы оставляем все житейские попечения и идем в церковь поблагодарить Бога, что Он дает нам жизнь, блага, возможность трудиться, заработать средства, чтобы кормить себя и свою семью. Пожертвовать Богу в знак благодарности из своих средств (в храмах есть ящики для пожертвований) – тоже долг христианина. Вот что нужно сделать обязательно – и получить очищение души от грехов в таинстве Покаяния и благословение на дальнейшие труды.

Это все человек получает в церкви, и очень важно прийти в храм в воскресные и праздничные дни. Еще раз скажу, что прямая трансляция Божественной службы – не для здоровых людей, а для немощных: для них это как раз самое лучшее отдохновение и радость, так они не лишаются возможности тоже участвовать в богослужении.

Записали: Елена Чурина и Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Самым главным делом нашей жизни должно быть стремление к Богу

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Леонида (Солдатова) во епископа Алапаевского и Ирбитского (Екатеринбургская митрополия). Его Святейшеству сослужили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепископ Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий, глава Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Воскресенский Дионисий; епископ Каменский и Камышловский Мефодий; епископ Домодедовский Иоанн, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений; епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь Епархиального управления Екатеринбургской епархии, настоятель храма Вознесения Господня г. Екатеринбурга; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; иеромонах Иоасаф (Петровых), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; протоиерей Николай Решетников и протоиерей Николай Трушников, клирики Екатеринбургской митрополии; духовенство г. Москвы.

 
Архипастырь

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Как мы испытываем голод или холод, так же испытываем жажду чуда

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс