Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (995) → Протоиерей Андрей Канев: Цели христианской жизни

Протоиерей Андрей Канев: Цели христианской жизни

№2 (995) / 8 января ‘19

Аскетика

Для чего мы пришли в Церковь? Многие неудачи духовной жизни происходят от того, что человек поставил неправильную цель. Да, собственно, в любом деле нашей жизни (на работе, в учебе, лечении, воспитании детей) ставя неправильную цель, мы получаем неправильный результат. Если мы хотим выехать из пункта «А» в пункт «Б», важно понимать, где этот пункт находится, куда мы хотим попасть, чтобы не приехать в пункт «С» и не удивляться, «что ж так получилось-то?»... Если в обыденной жизни это важно, то насколько важно в духовной...

Так вот, мы должны понять, какова цель нашей жизни; в нашей христианской жизни мы должны помнить, что есть главное. Вообще, духовная жизнь – это громадная область, где очень много разных тем, оттенков, и очень много духовных писателей об этом писали. Но в чем суть, цель? Что самое ценное в жизни христианина?

Кто-то говорит «хождение в церковь», кто-то – «посты, молитвы» , кто-то – «служение ближним». Нет, дорогие мои, самое ценное в христианской жизни – это Христос, то есть Бог, а все остальное прилагается к этой самой дорогой цели христианской жизни. Цель христианина – быть со Христом: Он – самое главное сокровище.

И, раскрывая эту тему, мне хочется с вами разобрать статью святителя Игнатия «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» (это «Аскетические опыты», том 1, первая статья – и святитель не случайно ставит именно эту статью самой первой).

Прежде чем мы начнем ее изучать, отвечу на вопрос, с которым сталкиваюсь регулярно: полезно ли читать святителя Игнатия?

Дорогие мои, полезно ли изучать правила дорожного движения водителю? Нет сомнений. Полезно ли врачу изучать человеческое тело, его болезни, действие лекарств? Просто необходимо, правда? Полезно ли экономисту знать законы экономики, математику и ее законы? Я думаю, вряд ли мы будем спорить с такими простыми истинами.

И христианину знать правила духовной жизни жизненно необходимо – и читать святителя Игнатия не просто нужно и можно, а жизненно необходимо. Вот почему я сам лично привязался к святителю Игнатию, к его трудам: он интересен тем, что он, будучи человеком высокообразованным с мирской точки зрения (он знал несколько европейских языков, без словаря переводил с греческого, с латыни, был хорошо начитан и образован), обладал (хотя даже неудобно говорить «обладал», мы можем сказать «обладает», ведь мы слышим его голос в его писаниях) замечательным умом. О духовной жизни, об очень сложных вещах он говорит точно и четко (это показатель большого опыта и большого ума, когда человек может кратко рассказать о важных и сложных вещах); святитель не просто умом это познает – он пропускает то, о чем пишет, через себя, через опыт своей жизни.

Поэтому его писания – это инструкции. Как я говорю своим прихожанам, их надо читать как инструкции (ведь если ты получил какой-то новый аппарат и не прочитал инструкцию, а начинаешь тыкать на кнопки – не удивляйся, что сломаешь его в ближайшее время; хорошо, если не взорвется. И в духовной жизни, если ты не знаешь основных правил, не изучал их, не удивляйся, что у тебя жизнь «не такая»: как бы ты ни прикрывался фиговыми листочками своих рассуждений, дела показывают, что все не так хорошо).

Святитель Игнатий как раз и учит очень точно, очень четко. Записанное в его трудах замечательно усваивается умом. Если человек не понимает (есть люди, которые говорят: «Я не понимаю, читаю, сижу, сижу, буксую-буксую, а ничего не понимаю!») – это признак того, что ум к духовному не настроен, значит, надо настраиваться, не сдаваться: надо трудиться. Поэтому отчасти наша беседа может послужить каким-то зернышком к тому, что у вас появится любовь к чтению святоотеческих писаний.

Если, допустим, мы пытаемся читать и не понимаем – это нехороший признак того, что ум наш не ухватывает, не понимает духовных понятий. В этом есть важная закономерность духовной жизни: человек должен быть настроен на веру, должен ее изучать – и потихонечку ум начинает перестраиваться, ты начинаешь это все усваивать, начинаешь понимать Евангелие, святоотеческие писания. Это сразу не дается – не надо расстраиваться, что у тебя не получилось: можно и труды святителя Игнатия начинать читать с его писем или жизнеописания (безусловно, и с молитвы к нему – и не только к нему, а к любому духовному писателю, святому, – чтобы он, помолившись у Престола Господа, испросил бы нам разума, что очень важно).

Так вот, надо ли это изучать, полезно ли? Да, конечно, полезно. Слышал неоднократно, что про писания святителя Игнатия говорили люди (даже священнослужители), что «он очень унылый». Дорогие мои, это очень плохой признак – не для книг святителя Игнатия, а для нас, воспринимающих: если нам говорят о пути ко спасению и у нас это вызывает уныние, беда не в писании, а в нас.

Надо пересмотреть себя, пересмотреть свой образ жизни, пересмотреть свои приоритеты ценностей. Это плохой признак, это признак того, что ты ушел не туда, что ты в темноте, наощупь идешь куда-то: тебя призывают к свету, а ты говоришь, что свет противный, режет глаза, дайте мне поскорее залезть в мою канализацию, – и тут не солнце виновато, тут виноваты твои глаза, которые привыкли видеть постоянно грязь и темноту и не хотят света. Так вот, условимся, что святителя Игнатия читать можно и нужно. Тот, кто говорит, что это не нужно, заблуждается, и слушать его не надо.

Итак, приступим к нашему занятию «О цели христианской жизни». Допустим, человек поставит своей целью, приходя в церковь, искать радость, и только радость. Но если он увидит, что у него и у ближних есть грехи, увидит грешащего священника, длинные службы, посты, разве это приносит радость? Порадуется он денек-другой или год-другой, а потом в итоге ничего уже не радует; эффект новизны пропал.

Ищет, допустим, человек любви среди близких, среди людей – и не найдет ее: мир устроен иначе – мир во зле лежит, а мы ищем человеческой любви. Не имея правильных понятий, человек ставит не ту цель, сталкивается с тем, что эта цель неосуществима. Соответственно, он теряется, пропадает.

Какова же цель христианина? Христос – вот его цель. Давайте разберем творение святителя Игнатия, которое называется «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Статья не короткая, но очень важная.

Итак, святитель Игнатий пишет: «Кто Мне служит, Мне да последует» (а мы же все говорим: «Конечно, хотим Христу служить!») – с первых строк он цитирует Христа: не какого-то другого человека, доброго и хорошего, не замечательного писателя, а Христа. То есть должно быть последование Христу.

Каждый христианин обетами, произнесенными при святом Крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа; последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин.

Какие глубокие слова! На какую мысль они наталкивают? Я уже говорил, что у нас, к сожалению, нет оглашения в храмах, и человек, принимая Крещение, не понимает, что происходит. У меня был опыт в первый год моего служения – я был в командировке в одном из храмов области, и моя задача была крестить людей, совершать требы; на тот момент (это был 1998 или 1999 год) во время Крещения мы пытались что-то человеку объяснять. И самый ответственный момент в начале Крещения, когда человек дает обеты, о которых пишет святитель Игнатий, всегда становился весьма смешным для человека.

Когда священник говорит: «Сейчас мы будем отрекаться от сатаны», человек за священником повторяет: «Отрекаюсь от сатаны и всех его дел». Священник говорит: «Дунь и плюнь на него», – и тут веселье начинается! Это очень часто происходит, почти в каждой группе (а тогда крестились еще группы). Я за год окрестил около 1 000 человек (которые потом в церковь не пришли, что и дало мне толчок на приходе начать развивать оглашения и следить за этим). А почему смешило? Человек не понимает, что происходит, – он понарошку отрекается от сатаны, играет как бы в присоединение ко Христу.

Давайте разберем, что происходит на Крещении. Перед тем как человек станет христианином, священник просит отречься от сатаны, от служения ему, от его гордыни. Если человек приходит осознанно к Крещению, – как приятно крестить такого человека! Это совершенно другое впечатление, ты чувствуешь себя не «обслуживающим персоналом», а реально пастырем. Ты год с ним провозился, допустим, но доволен (а в Древней Церкви от 3-х до 5-ти лет готовили человека), и он уже тебе родной – ты его хорошо знаешь, вместе с ним изучал его жизнь, помогал ему, как-то его настраивал, и он осознает и понимает, от чего он отрекается: не просто от какого-то абстрактного сатаны, а от конкретного духа, который его мучает и с которым еще нужно будет бороться, а ты служил ему своими грехами, своей гордыней… И когда человек осознанно отрекается, понимая, что он делает, это очень трогательно

И почему смешит эта история людей, не подготовленных ко Крещению? Они не понимают, что происходит. Ими, по сути, сам лукавый смеется над всей этой профанацией. Смотрите, что происходит дальше. Человек сказал словами «отрекаюсь», и говорит это трижды. Очень важен такой повтор трижды: человек осознанно это должен сделать. Не просто ему сказали, как маленьким детям говорят: «Скажи вот это слово», – и он повторяет, а мы все смеемся (он, может быть, как-то неловко повторяет, наивно, делая ошибки). Нет, здесь совсем по-другому – здесь человек проявляет свою свободу трижды. Это значит, ты подтверждаешь каждым повторением, что ты реально хочешь отречься, что ты это хочешь сделать, что ты будешь это делать.

И потом священник задает по-другому поставленный вопрос: отрекся ли ты от сатаны? Не просто «отрекаешься» – это как бы в будущем, а «сейчас ты уже отрекся?» – внутри ты порвал эту связь? И человек говорит: «Отрекаюсь». Тогда священник говорит: «Дунь и плюнь на него». Ведь недостаточно только словами говорить – сколько мы обещаем словами и не делаем? Надо делами подтверждать свою веру, ведь она без дел мертва, правда? И человек совершает такое (на самом-то деле не смешное) действие – и он духа злобы вызывает на войну, по большому счету.

И вот представьте: мы с вами люди гордые, нам плюнь в лицо, что мы будем делать? Подставим ли мы другую щеку? Вряд ли. Начнем доказывать, что нас оскорбили, пойдем в суды или дадим в лицо обидчику. Так вот, гордый падший дух очень оскорблен вот этим самым действием – плюновением и дуновением: этим мы показываем ему презрение.

Дальше человек, поворачиваясь к алтарю, к иконе Христа, отвечает на следующий вопрос священника: «Сочетаваешься ли ты со Христом?» Что значит «сочетаваться»? «Соединяться» – в нашем современном русском языке тоже есть такое слово: когда мы говорим о браке мужчины и женщины, мы говорим «они сочетались в браке», то есть соединились в браке. Человек, желающий добровольно быть со Христом, отвечая на этот вопрос священника и становится со Христом. Потом он крестится, получает прощение грехов, получает дары в таинстве Миропомазания, – но он уже Христов: он уже сделал свой выбор.

И это вовсе не смешно: это похоже на воинскую присягу, когда военнослужащий раз в жизни присягает служить Отечеству, на очень трогательные слова Венчания или бракосочетания, когда юноша и девушка, мужчина или женщина, подготовившись к этому таинству, обещают хранить верность друг другу – это же тоже должно быть один раз и на всю жизнь, навечно. Так же и Крещение: оно одно, оно не повторяется больше. Мы веруем «в единое Крещение во оставление грехов», и это такая же клятва верности Христу. Если мы после этой клятвы живем не так, как заповедует нам Бог, заповедует Церковь, то это страшная беда.

Так вот, святитель Игнатий нам и говорит, что своими обетами, произнесенными при Крещении, мы это уже сделали: мы обещали быть рабами Христу, Его служителями. Мы можем сказать, что «мы в детстве крещены – нас не спрашивали»? Ничего подобного: Церковь крестит детей по вере родителей и восприемников. То есть родители, как могли, дали нам самое ценное – веру. Другой вопрос, что нас, может, не учили этому, не показали пример жизни во Христе, но мы с детства посвящены Христу.

Как мы можем говорить, например, что не хотим быть русскими, хотя у нас папа и мама русские и мы по-русски говорим? Это немного на безу-мие похоже, правда? В нашей жизни данность то, что мы на папу и маму похожи, что мы люди, что мы имеем свою национальность, свою культуру, свою историю. От этого не уйдешь – мы это все наследуем от родителей, от своих предков.

Так же и вера. Если в детстве нас посвятили Христу, то это уже данность, избранность. Не надо говорить, что, мол, меня не спросили. Родители дали нам гораздо больше, чем язык, культуру или даже внешний вид: они нам дали веру, посвятили нас Христу.

Итак, дальше святитель Игнатий пишет: «Назвав Себя пастырем овец, Господь сказал, что «овцы глас этого Пастыря слышат,... и овцы по Нем идут, яко видят глас Его» (Ин. 10, 3–4)».

Тут Христос называет Себя Пастырем, а овцами называет нас. Очень важно понимать, что есть разный способ пастырства: если брать сельское хозяйство, коров пасут иначе, чем овец – когда пасут коров, пастух идет сзади с кнутом, а пастух овец идет впереди. Поэтому когда мы называем себя «овцы стада Христова», надо понимать, что это не просто мультяшные овечки собрались, а нужно идти за Христом – Он впереди идет. Как услышать голос Христов? Где он?

«Глас Христов – учение Его, глас Христов – Евангелие. Шествие вослед Христа по пути земного странствования – деятельность, всецело направленная по заповедям Его», – пишет далее святитель. Звучит красиво, да? Христос говорит нам до сих пор, Его голос можно услышать. Конечно, не физически, а выраженный в словах Священного Писания. У многих ли из нас Евангелие является настольной книгой?

Я пришел к вере в середине 1990-х годов. Тогда Евангелие невозможно было купить – духовная литература не продавалась. Помнится, мне моя мама выписала Евангелие от протестантов, я учился еще в школе (у меня до сих пор оно лежит, но это, естественно, синодальный перевод – они там не добавляли ничего, слава Богу, но не каждый мог заполучить Евангелие). А сейчас, в отличие от наших предков, которые жили 100, 150 лет назад, 200, мы абсолютно грамотны, Евангелие стоит недорого, но у всех ли оно есть? Читаем ли мы его регулярно? Тоже большой вопрос. Изучаем ли его (читать Евангелие без толкования тоже неправильно)? Как мы можем идти за Пастырем, если мы Его голос не слышим – если Евангелие для нас не ценность?

Допустим, молодой человек уехал из дома, и его любимые родители пишут ему письмо – наверное, оно будет очень дорого сердцу этого молодого человека. Или жена написала мужу, который находится далеко, в долгой командировке, – наверняка эти строки (может быть, простые слова) очень много говорят человеку, это святыня, и он хранит их где-то у сердца. А почему слова Бога у нас не святыня? Почему Евангелие у нас может быть запыленным, лежать на какой-нибудь 25-й полке?

Дорогие мои, давайте менять отношение. Это голос Христа: не узнаем его – откуда узнаем заповеди, если мы о них не читаем? В идеале христианин должен очень хорошо знать Евангелие. Говорят, что «протестанты хорошо знают Евангелие, а православные только целуют его» – дорогие мои, почему мы сдали свои позиции? Мы должны знать Евангелие, мы – грешники, немощные, но мы обладатели такого духовного багажа: это наши предки – в виде святых, которые оставили толкования: бери, изучай, не ленись, отбрось смартфон, в котором ковыряешься.

Дальше читаем у святителя: «Назвав Себя пастырем овец, Господь сказал, что овцы глас этого Пастыря слышат, и овцы по Нем идут, яко ведят глас Его. Глас Христов – учение Его; глас Христов – Евангелие; шествие во след Христа по пути земного странствования – деятельность, всецело направленная по заповедям Его. Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие, и возможешь жизнью твоею последовать Христу.

Кто, родившись по плоти, внидет в пакибытие при посредстве святого Крещения, и сохранит состояние, доставляемое Крещением, при посредстве жительства по Евангелию: тот спасется. Он внидет в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, и изыдет из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную пажить обрящет».

Смотрите, нам обещается спасение, – поэтому настраиваясь на духовную жизнь давайте и будем помнить, что спасение – не нечто невозможное. Оказывается, пишет нам святитель Игнатий, посредством Крещения, сохранения правильного духовного состояния, жительства по Евангелию и правильной веры во Христа можно человеку спастись, чего я всем нам желаю. Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс