Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ваше Блаженство, мы с Вами встречаемся в самом центре Беловежской пущи, на польской ее стороне, в городке Беловежа. Совсем недавно Вы посещали с визитом пределы Польской Православной Церкви, побывали и на святой горе Грабарке, здесь, в Беловеже, были в Белостоке, в разных монастырях Польской Православной Церкви. Совсем рядом начинается уже белорусская сторона. Я знаю, что Вы несколько раз посещали и пределы Русской Православной Церкви. Известно, что исток Православия в этой части Польши, в Белоруссии, на Украине и в России один – это днепровская крещальная купель. Заметили ли Вы сходство православных традиций здесь, в Польше, и в России?
– Это действительно мой первый визит в пределы Польской Церкви, и я несколько раз посещал с визитом Русскую Церковь. Я бы сказал, что одна из сходных черт – искренняя преданность Христу и Православной Церкви, которую можно видеть и в России, и в Польше, и в моих родных странах – США и Канаде. Меня всегда впечатляет сходство подлинной веры людей. Есть сходство и в том, с чем сталкиваются православные верующие, – это вызовы секуляризма и различные другие, с которыми сталкивается в целом современный человек во всех странах.
В Польше я был сильно впечатлен полнотой жизни Церкви, особенно в монастыре на святой горе Грабарке, когда увидел множество паломников, особенно молодых людей, отправлявшихся на Грабарку, – это нечто уникальное для Польской Церкви.
Владыка, Ваша паства – православные американцы. Есть ли специфика трудностей, с которыми сталкиваются в повседневной жизни православные христиане именно вашей Церкви?
– Я, как и вы, могу сказать, что, с одной стороны, вызовы, с которыми сталкиваются в православной Америке, идентичны вызовам, с которыми сталкиваются православные верующие во всем мире. Я бы сказал, что в Северной Америке есть и свои особые проблемы, связанные с тем, что это своего рода новый мир – молодой континент, который не имел настоящей христианской традиции, как в Восточной Европе или в странах Средиземноморья. Здесь мы видим исторически укорененные основания для существования изначально православных христианских стран и народов. Вы не найдете этого в Северной Америке, ведь страны на этом материке молодые – это Канада, Соединенные Штаты и даже Мексика. То есть североамериканский мультикультурализм – это проблема для молодых, да и вообще для всех людей, потому что необходимо почувствовать связь с древней традицией.
Можно сказать, что весь мир представлен в Америке: люди со всех уголков земли живут в ней по делам бизнеса, по экономическим, поверхностным причинам. Порой найти Церковь сложно. Я думаю, что в этом и есть вызов, который может стоять перед американцами, – не так просто найти Древнюю Церковь в современной поверхностной культуре Северной Америки. Но за исключением этого, думаю, остальные вызовы похожи на те, что актуальны по всему миру.
Часто говорят, что именно из Америки исходят все проблемы современного мира. Не уверен, что это так, но совершенно точно, что мы в Америке делаем в них большой вклад. Но также я думаю, что для культуры Северной Америки характерна большая доброта, простота и честность – это путь, на котором можно обрести истину исторической, древней Православной веры.
Первые православные просветители Америки, тех племен, что жили и живут на Аляскинском полуострове, например, алеутов, – святой Герман Аляскинский и святитель Иннокентий Иркутский для успешной проповеди Евангелия использовали образы, понятные охотникам, рыболовам, то есть учитывали быт и условия жизни местных племен. Не стоит ли современным православным миссионерам в проповеди молодым людям, выросшим не в лоне христианской, а в лоне секулярной масс-медиа культуры, использовать язык соцсетей, язык интернета?
– Я думаю, что в современном мире перед нами стоят великие вызовы, но, возможно, они не так уж отличаются от тех, что стояли перед святым Германом в XVIII веке. Эти вызовы перекликаются. Например, в интернете изображения часто называют иконками, и, возможно, мы как Церковь могли бы восстановить отношение, пробудить интерес к образáм, иконам. Речь не только об интернете, но, например, и о музыке. Мне особенно интересно, как музыка достигает душ людей и покоряет их. Большая часть нашей молодежной музыки, конечно, не очень высокого качества, но, на мой взгляд, там встречаются и настоящие песни, похожие на псалмы царя Давида, в которых люди раскрывают свое сердце, – боль и страдания, все трудности жизни. Я думаю, что как Церковь мы должны сказать: «Мы здесь, рядом с вашими страданиями, болью и растерянностью, и мы должны помочь вам постепенно принести эту боль Христу, в Церковь». Это тяжелое задание, и у меня нет рецепта, как этого достичь, но, думаю, такие святые, как святой Герман, дают пример того, как взять на себя настоящие эмоции и страдания людей, окружив их любовью и смирением, – именно так мы знакомим их со Христом и Евангелием. Я думаю, что наша задача как Церкви – попытаться сделать это, услышать то, что говорят люди, и ответить нашей древней верой. Она древняя, но она может быть понятной и современным людям.
Владыка, в монашеском постриге Вы носите имя Тихона в честь святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского, первого Патриарха после длительного Синодального периода, Патриарха уже советской России. Но до революции он нес пастырское служение на американской земле. Можно говорить, что в каком-то смысле Вы продолжатель его архипастырского служения. Чем актуальна фигура Святейшего Патриарха Тихона для наших времен и какие черты его характера мы можем взять за образец?
– Святитель Тихон, Патриарх Московский, – очень важный святой для XXI века и современных православных, потому что он жил не так давно и, как показывает его жизнь, был знаком с жизнью здесь, в Литве, Польше, России, и, конечно, в Северной Америке, где он нес миссионерское служение. Думаю, у него была любовь к людям вне зависимости от того, где они жили. Когда он приехал в Северную Америку, то процитировал пророка Осию, сказавшего: «Скажу не Моему народу: „ты Мой народ”». Люди, к которым он приехал в Северную Америку, были для него новым народом, но он окружил их любовью и Христовым смирением. Думаю, он излучал это, где бы он ни был, особенно это было характерно для конца его жизни, когда он столкнулся с трагедией революции и теми тяжелыми трудностями, которые она принесла. Он сохранял Христово смирение и любовь, и это меня очень восхищает в нем.
Нынешним летом Русская Православная Церковь отмечала 100-летие убиения Царственных Страстотерпцев, членов Царской Семьи. Почитают ли Святого Царя Страстотерпца Николая на американской земле?
– Конечно, жизнь Русской Православной Церкви очень связана с жизнью Православной Церкви в Америке. Мы благодарны за многие дары от святого Германа до святителя Тихона, который привез сокровище Русской Православной Церкви – веру – в Северную Америку. В целом, думаю, здесь любят и уважают все связанное с Русской Церковью. Это касается и Царственных Страстотерпцев – их почитают многие в Американской Церкви. Здесь помнят трагедию, которая произошла в годы революции, началась до нее и продолжалась потом еще много лет. Все эти трагедии глубоко повлияли на жизнь Церкви в Северной Америке, поэтому, думаю, люди отождествляют себя с теми страданиями, вне зависимости от того, о ком идет речь: о самих Царственных Страстотерпцах или епископах, священниках, мирянах, тоже пострадавших как мученики в то трудное время.
У нас в Северной Америке немного святых, поэтому для нас большое благословение – молиться перед иконой Царственных Страстотерпцев, как и перед иконами американских святых. Мы смотрим на них как на семью святых, которая благословляет Церковь Северной Америки.
Владыка, мы с Вами встречаемся во время Вашего пребывания в пределах Польской Православной Церкви. Вы много раз служили, побывали в разных местах с Блаженнейшим митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой. Какие моменты проповеди Блаженнейшего Саввы были Вам интересны и созвучны?
– В своей проповеди на святой горе Грабарке Его Блаженство говорил на многие темы. Среди них – сотая годовщина независимости Польши и большие проблемы, которые Польская Церковь переживала в прошедшие 100 лет. Я думаю, то, о чем он говорил нам на Грабарке, – это постоянные вопросы жизни Церкви в современном мире, которая сталкивается с трудностями политической, культурной и социальной ситуации, хотя это по-особому проявлялось в истории Польской Церкви. Он отмечает, что все мы должны прийти к святой горе Фавор – к преображению, вне зависимости от ситуации в нашей жизни. Я думаю, что он связал историю Польской Церкви и народа с нашей нынешней реальностью и подчеркнул важность молодежи, пришедшей в большом количестве на паломничество.
То, что сказал Его Блаженство митрополит Савва, было прожито им самим, он сам жил эти восьмьдесят трудных лет в Церкви. Своим служением, пастырской заботой и любовью он действительно укрепил Польскую Церковь, и это пример всем нам, независимо от того, какова наша личная жизненная ситуация, из какой мы страны, какие у нас реальные трудности. Это реальный пример большого миссионера, пастыря.
Мы уже говорили, что столетие назад Русская Православная Церковь испытывала серьезные потрясения, которые затем продолжались многие десятилетия советской власти. Здесь, в Польше, появилось новое молодое государство, где православные люди тоже жили с определенными трудностями. Сейчас, казалось бы, нет гонений на Православную Церковь; тем не менее, чего, на Ваш взгляд, стоит остерегаться новому поколению православных людей?
– Думаю, всегда важно вот что – в Церкви мы всегда пытаемся найти баланс между Крестом и Воскресением: мы радуемся Воскресению, но и склоняемся перед реальностью Креста. И мы видим, что это отражается в богослужении: когда мы проходим Великий пост, мы переживаем очень сложное время. Однако это также время мирной радости. Потом мы приходим к Пасхе и ощущаем взрыв радости и все равно пытаемся относиться к ней рассудительно. Думаю, это характерно и для всего в нашей церковной жизни: мы все страдаем, когда происходят большие трагедии и когда отдельные люди или группы людей преследуют других. Конечно, это не то, чего нам хотелось бы, но это часть трагедии человеческого существования.
Поэтому, когда для нас наступает время покоя, мы должны радоваться, но радоваться через благодарность Богу за то, что и в печальные, и в радостные времена у нас сохранилось ощущение мира. Я бы сказал, что радоваться – это всегда хорошо, и никогда не бывает слишком рано это делать. А если мы подойдем к этому с рассудительностью наших святых, нашей литургической жизни, то, думаю, мы сохраним себя от будущего соблазна, который возвратит нас в трудные времена.
Конечно, дьявол никогда не сидит без дела, и никогда не знаешь, когда случится трагедия или какая-то проблема. Но как православные христиане мы доверяем Богу, а не князьям и сынам человеческим. Мы пытаемся сохранить именно рассудительную радость, а не ту, что ведет нас к потере бдительности. Я думаю, что радоваться – это хорошо, но нужно знать меру и сохранять способность двигаться вперед.
Ваше Блаженство, большое спасибо за беседу. Мы надеемся, что она будет интересна нашим телезрителям, а также выражаем надежду, что встретимся с Вами еще раз и более обстоятельно побеседуем о жизни православных в Америке.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Ваше Высокопреосвященство, Владыка Исидор, митрополит Краснодарский и Кубанский! Ваше Преосвященство, Владыка Герман, архипастырь Ейской земли! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые высокие представители государственной власти!
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.