Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (979) → Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Старость

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Старость

№34 (979) / 3 сентября ‘18

Архипастырь

– Дорогие друзья, братья и сестры! Сегодня хотелось бы поговорить о возрасте, который мы называем старостью, о людях, которых мы называем пожилыми, бабушками и дедушками. Этот разговор не случаен. Почему? У верующих и неверующих людей совершенно различный взгляд на старость, на этот почтенный возраст – и со стороны пожилых людей, и со стороны их родственников, и в целом всего современного общества.

Всегда, во все времена (наверное, до эпохи Возрождения, которую мы называем еще эпохой начала глобального атеизма), пожилые были самыми почитаемыми людьми. Они всегда были руководителями не только больших семейств, но и компаний, и государств: у них был накоплен огромный жизненный опыт, мудрость, и этот опыт они могли отдавать тем, кем руководили и управляли.

Во все времена пожилой человек – это человек, которому оказывалось огромное почтение. И, конечно, за ними был уход. Сами пожилые люди, со своей стороны, совершенно нормально воспринимали свою старость с ее немощами, болячками, проблемами. С одной стороны, они не были обузой для своих семей, для молодых, детей и внуков, с другой – они, очень правильно понимая свой возраст, готовились к переходу в иную, вечную жизнь. Как раз в этом моменте и заключается отличие тех людей, большинство из которых были верующими, – верующими в вечную жизнь. Во всяком случае, мы сейчас будем говорить о христианском мире в Европе и других странах. И, веря в эту вечную жизнь, они понимали, что заканчивается отрезок времени жизни на земле, но она продолжается в вечности – и к этому нужно готовиться. Конечно, этот период времени у пожилых людей всегда сопрягался с особой молитвой, с возможностью попросить прощения у других, написать завещание (духовное, материальное).

И это целая огромная наука для пожилых и окружающих их людей. Как только пожилому человеку (отцу семейства, дедушке или бабушке) становилось плохо, дети обязательно старались совершить самое главное – пригласить священника, который бы напутствовал, возможно, уходящего в иной мир, который просил прощения у всех, просил прощения у Бога, исповедовался, причащался и порой совершенно безболезненно, без отчаяния и уныния уходил – понимая, что жизнь продолжается в вечности и что больше не будет других смертей. Если он, конечно, заработал Небесное вечное Царство и жизнь с Богом и святыми... И окружающие тоже это понимали, хотя скорбели по-человечески, теряя близкого человека. Однако у них было некое утешение, что Господь со святыми упокоит их дедушку, отца или мать.

Вот этим отношением престарелого человека к своей старости и переходу в иной мир и отношением к нему как к носителю мудрости, огромного опыта (и из-за этого – огромного уважения) и отличалось общество верующих людей. По милости Божией сегодня среди верующих продолжается именно такое отношение к людям пожилого возраста, у которых, как правило, большая семья, – семья верующих, где есть почтение и невероятная любовь к детям, к маленьким, и в то же время почитание старости.

Что же происходит в нашем секулярном (то есть нецерковном, безрелигиозном) обществе начиная (как я уже сказал) примерно с середины XVIII века в Европе (затем уже это все перенеслось и к революции, и после революции в Россию)? Отношение совершенно иное. Я бы сказал: попытка построить вечное Небесное Царство здесь, на земле, и, исходя из этого, продлить себе жизнь, забыть о старости.

Но попытка отойти от Бога и без Бога построить «рай» или «вечную жизнь» на земле совершенно сломала сознание людей. Она сломала отношения между людьми (пожилыми, молодыми и детьми) так, что все совершенно поменялось, – и отношение к семье как к благословению Божию на чадородие, на большое число детей (сколько Бог даст), на труд ради детей (это же, безусловно, огромный труд – в нем, раз Бог так именно благословил, люди видели огромную ценность, и они были правы, ведь в чадородии и воспитании детей и в созидании в целом всего мира как раз и было огромное счастье женщины – в первую очередь как матери, да и мужчины, отца, воспитывавшего своих детей и внуков). И когда все это сломалось, то прекратилось правильное отношение к семье, к детям. Если у тебя нет своих детей, как ты будешь вообще любить детей?

Именно поэтому дети, вырастая и понимая, какое к ним отношение, будучи сами безрелигиозными людьми, не воспитанными в уважении к детям, не уважают и своих престарелых родителей, дедушек и бабушек.

Любой грех влечет за собой еще гораздо большее множество остальных грехов. Скажем, грехопадение Адама – это же была и невероятная гордость: познать добро и зло. Это же было и обвинение Богу: «Ты же дал мне жену, которая меня соблазнила, – жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». А жена: «Ты создал змея, который соблазнил меня, – змей обольстил меня, и я ела». Это и были обман Бога – попытка Его обмануть, и зависть, и многое-многое другое: то же происходит и с любым другим грехом, который влечет за собой еще большее количество грехов. И совершенно неправильная постановка – попытка создать здесь, на земле, «рай», эту жизнь, насколько это возможно во времени, – сломала все остальное. Атеизм, отречение от Бога уничтожили самые обычные человеческие понятия и отношения.

Когда все поменялось, конечно, стало совершенно иным и отношение детей к своим родителям – дети перестали уважать старость, пожилых людей. Пожилые очень часто становятся лишними для детей. И, пожалуй, только в ХХ столетии появились такие учреждения для пожилых, как дома престарелых и что-то подобное. Это ужасно при живых детях – это невероятно, но это факт. Причем, если многие скажут, что в домах престарелых находятся люди только из бедных семей, это далеко не так. В Западной Европе уже очень давно появились такие дома и для богатых. Правда, там богатые люди или престарелые из богатых семей имеют достаточно хорошие условия проживания, но это в любом случае несвобода и, самое главное, отсутствие любви детей, если они помещают родителей в такие дома. Это отсутствие любви между детьми и пожилыми как результат жизни пожилого человека (как бы ни было это жестко сказано), который не хотел иметь детей и который мечтал только о жизни здесь, на земле, отвергая вечную жизнь и в связи с этим теряя множество самого главного и святого.

Это, может быть, тяжелый разговор, непростой разговор, но это факт. Мы знаем сегодня отношение к пожилым людям в нашей стране, знаем, как изгоняются родители из своих домов, квартир, порой ради этой же самой квартиры, а самое главное – когда дети не желают ухаживать за пожилыми людьми и принять для себя такой труд. Конечно, есть такая поговорка, что самое тяжелое – это молиться и дохаживать своих родителей. Это труд непростой: у пожилого человека есть болезни, есть усталость от жизни, какие-то, может быть, особые претензии и многое-многое другое. Но неужто мы не можем потерпеть и ходить за теми, которые родили нас, дали нам эту прекрасную жизнь, которые трудились, чтобы было чем накормить и напоить нас в раннем беззаботном детстве, когда мы не знали, как трудно жить? И потом, надо же понимать, что мы-то тоже будем пожилыми людьми, престарелыми, и мы тоже будем надеяться и ждать, что за нами дети будут ухаживать. Но если мы сами этого не сделали, то и за нами ухода никакого не будет, – и еще неизвестно, что будет происходить в нашей старости с нами.

Ладно, если дом престарелых. А если просто на улицу? Сколько сегодня пожилых людей – бомжей? И, конечно, очень многие – не только из-за пьянства, из-за того, что квартиру пропили, а из-за того, что их выкинули на улицу родные дети. Это конкретный факт, очень печальный, ужасный. Это одна из язв нашего общества, и повторюсь: причина, корень зла – в неверии, в том, что люди здесь хотят жить вечно, а для этого – «если Бога нет, то все позволено» – можно выкинуть родителей на улицу. Корень зла как раз в неверии в вечность, именно ради которой мы и живем в этой жизни. И мы должны делать добрые дела и жить в добром общежитии, любя Бога и любя своих ближних и особенно своих близких.

Заповедь Моисея гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле» – благость твоей жизни и долголетие Господь ставит в зависимость от почитания отца и матери; значит, не будет ни долголетия, ни благости, если не будет почитания.

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс