Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (978) → 13 сентября – память священномученика Михаила Косухина

13 сентября – память священномученика Михаила Косухина

№33 (978) / 1 сентября ‘18

Церковный календарь

Будущий священномученик родился 7 января 1858 г. в с. Яренском Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника Алексия Косухина. Окончил Московскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В храм с. Дымцево Бежецкого уезда он был назначен в 1907 г. и прослужил здесь до своего ареста.

В 1930-х годах из родных у него остались братья, один из которых жил в Польше, другой священствовал в Тверской области, и дочь-девица, которая и помогала престарелому отцу. До 1929 г. отец Михаил имел хозяйство, состоявшее из лошади, коровы, 3-х десятин земли и 50-ти семей пчел, но в том году все хозяйство и имущество изъяли, дом отобрали, и он с дочерью поселились в церковной сторожке. Самого священника власти тогда не арестовали и не выслали, полагая, что поскольку священнику уже за 70 лет, то он сам вскоре умрет или не в силах будет служить, и тогда храм все равно будет закрыт.

Этого, однако, не случилось – священник служил и служил, а его преклонный возраст и близость смерти придавали ему еще более решимости и дерзновения. И он не упускал ни одной возможности для проповеди. За эту ревность о Боге прихожане любили батюшку и готовы были всегда прийти к нему на помощь. Власти, видя решимость и непреклонность священника, начали его преследовать. Пользуясь тем, что церковная сторожка, где жил отец Михаил, стояла за пределами церковной ограды, районный и областной исполкомы постановили выселить священника, отобрать у храма здание сторожки для размещения в нем ветеринарной лечебницы. Председатель Дымцевского сельсовета стал требовать, чтобы священник ушел из сторожки, приходил к нему с этим требованием неоднократно, но отец Михаил всякий раз отвечал, что ни при каких обстоятельствах не покинет церковного здания.

Тогда в воскресенье 25 марта 1936 г. председатель сельсовета велел выставить рамы в сторожке: так как в это время на улице было еще очень холодно, он надеялся, что священник сам уйдет из дома. Но этого не случилось. В тот же день отец Михаил после воскресного богослужения и проповеди сказал, что поскольку сельсовет вынул у него в доме рамы, то он обращается к прихожанам, чтобы они просили власти вернуть ему рамы, так как на дворе еще холодно.

В храме в это время присутствовало около 150-ти человек, и все они прямо из храма пошли к сельсовету. Председатель, напуганный идущей к сельсовету толпой, запер все двери и спрятался. Люди, найдя двери запертыми, стали ходить вокруг дома, и, зная, что председатель сельсовета находится внутри, кричали ему, чтобы он возвратил оконные рамы, но тот никаких признаков жизни из дома не подавал, и прихожанам пришлось в конце концов разойтись.

Рамы не были возвращены, но отец Михаил не ушел из церковной сторожки. Прихожанам он говорил: «Я из дома никуда не пойду, я стар и ничего не боюсь». Выселить его из церковной сторожки насильно местные власти не посмели, и он с тем же бесстрашием продолжал служить и проповедовать. К Пасхе того же года за исправную службу он был награжден архиереем наперсным крестом.

Только через год, при наступлении повсеместных гонений отец Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Незадолго перед этим священнику исполнилось 79 лет, он тяжело болел и несколько месяцев не вставал с постели, передвигался только с помощью дочери. Приехавшие сотрудники НКВД, подняв за руки и за ноги, забросили его в машину и увезли в тюрьму. Вызванный для медицинского освидетельствования врач поставил диагноз: миокардит и как следствие – отечность ног, полное отсутствие зубов, старческая дряхлость. К физическому труду тюремный врач признал его непригодным.

Начались допросы.
– В марте месяце сего года вы проводили антисоветскую агитацию среди верующих и организовали массовое выступление верующих с требованием к сельсовету возвращения вам дома. Подтверждаете это?
– 25 марта я действительно проповедовал в церкви, а после службы я верующим сказал, что сельсовет у меня вынул рамы из дома, я просил их, чтобы они пошли и попросили сельсовет вернуть мне рамы, так как время было еще холодное. Верующие, которые присутствовали в церкви, а их присутствовало примерно 100–150 человек, все пошли требовать рамы у председателя сельсовета, но рамы сельсовет не вернул.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении о проведении вами контрреволюционной деятельности?
– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

2 августа следствие было закончено, и дело направлили на рассмотрение тройки НКВД, которая 10 августа приговорила священника Михаила Косухина к расстрелу. В результате ли действий следователя Голофаста, который допрашивал о. Михаила, или тяжелых условий содержания в переполненной камере тюрьмы, но у священника оказалось сломанным левое бедро, он не мог ходить и не смог бы добраться до места расстрела. 16 августа по распоряжению администрации тюрьмы отец Михаил был переведен в Бежецкую городскую больницу, где прожил приговоренным к расстрелу 29 дней, и 13 сентября 1937 г. скончался. Святый священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс