Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (975) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Благовествуйте Евангелие Христово!

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Благовествуйте Евангелие Христово!

№30 (975) / 7 августа ‘18

Архипастырь

Владыка, сегодня сочетание, которое многих людей пугает: пятница, 13-е. А для нас это праздник – Собор 12-ти апостолов, которые просветили мир светом Христовой веры. Какое разное восприятие: для нас – день наших Небесных заступников, друзей Христовых, а для неверующих это день предвкушения непонятно откуда сваливающихся скорбей – просто весь день можно прожить в страхе и ужасе. И даже этот простой пример дает понять, от чего нас, помимо смерти вечной, спас Господь Иисус Христос: от всяких глупостей, которые бессмысленно отравляют жизнь… В рамках изучения Православия, Владыка, можно спросить: почему же апостолы Петр и Павел названы первоверховными? В благовестии Христовом потрудились все апостолы, все страдали так или иначе, почти все приняли мученическую кончину (за исключением Иоанна Богослова, – но как он страдал на Голгофе у Креста Спасителя, вообще сложно себе представить). Все потрудились, – а почему именно Петр и Павел как бы главные среди апостолов?

– Я так думаю, что первоверховные Петр и Павел имеют для нас очень большое нравственное и духовное значение и нравственное назидание. Эти два апостола – особые. Они и согрешили, и покаялись, и много потрудились, и достигли очень высокого духовного роста. Для нас они являются назидательными: к сожалению, мы тоже очень много согрешаем. Но мы не так каемся, как они, не приносим такие плоды покаяния, которые они принесли, и нам нужно учиться у них этому назиданию, очень важному для нашей духовной жизни.

К сожалению, бывает, что в этой жизни мы подвергаемся многим падениям греховным, и притом очень тяжким (а, может быть, даже большим, чем у этих апостолов). Но, слава Богу, хорошо, что мы приходим на Исповедь, мы каемся – это тоже труд: надо преодолеть свое «я», свою гордыню и сказать перед духовником, перед Богом, что я вот в том-то и том-то согрешил. Господь по Своей милости, когда мы так каемся, прощает, но мы не должны забывать, что есть в Священном Писании и другое слово: «Сотворите же достойные плоды покаяния», – как это говорил Иоанн Креститель тем, кто приходил к нему каяться. И он даже обличал их: «Что вы пришли сюда? Сотворите же достойные плоды покаяния не только в том, что каетесь». Апостолы как раз показали достойные плоды покаяния – они покаялись, Господь их простил.

И мы знаем, что у апостола Петра Господь даже трижды как бы исследовал его покаяние: «Любишь ты ли Меня?». Он говорит: «Да, люблю Тебя». Интересно, что Он говорит такие слова: «Паси агнцы Моя», потом еще дважды говорит: «Паси овцы Моя» – этим самым Господь призывает нас не только каяться: нужно еще и принести плоды покаяния – понести труд во искупление своих грехов. Они понесли этот труд, и, мы знаем из нашего Предания, апостол Петр каждый день, слыша пение петухов, вспоминал свое падение и плакал о своих грехах, и просил у Бога помощи, просил прощения, и когда он это делал, то не впадал в уныние. А у нас с этим беда – если мы вспомним свои грехи, то: «Ой, все, я больше не прощен и больше мне Господь никогда не простит, я погиб». И уныние, отчаяние, и потом человек падает еще в тяжелейшие грехи, которые до этого не совершал. Вот такая наша действительность.

А Петр сознавал свою греховность, и это осознание его двигало делать еще больше добрых дел для искупления своих грехов. Вот это важно. Потом, что очень важно (это уже высота духовной жизни, ее совершенство), когда за свои грехи он хотел пострадать за Христа, он просил даже: «Господи, помоги». И даже есть Предание, что если проходил день без и искушений, без страданий, без унижений и оскорблений, то он говорил: «Господи, почто Ты меня оставил в этот день, почто Ты меня забыл?». То есть посылание искушения есть свидетельство, что Господь видит и любит его, дает возможность искупить свои грехи, и это для него благо, радость.

Когда у нас бывают скорби, мы не радуемся, а скорбим, – а апостолы, когда была скорбь, радовались. Надо научиться у них при скорбях, при болезни, при унижении и оскорблении, при любых трудностях жизни радоваться. Это не просто слово «радоваться» – это же заповедь Божия, и они выполняли эту заповедь. Есть заповедь: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» – значит блаженны те, кого поносят, кого злословят, унижают, оскорбляют. А эти блаженные должны радоваться и еще веселиться, торжествовать. Почему? Они рады, что Господь дает Царство Божие, великую награду на Небе.

К сожалению, у нас ведь вера очень слабенькая, и мы не живем здесь, на земле, ради Царства Небесного – мы не трудимся, чтобы получить Царство Небесное, мы не отдаем себя Царству Небесному. Поэтому мы скорбим, когда нас унижают, оскорбляют, когда у нас бывают какие-то неудачи. А они имели радость, – и это есть назидание, то, к чему надо стремиться, вот идеал нашей христианской жизни. Я думаю, что Церковь и установила пост Петра и Павла, чтобы мы посмотрели на плоды их покаяния, которые они принесли, и на радость, которой они радовались, когда их гнали, унижали, оскорбляли, побивали камнями, и так далее (в апостольском повествовании мы слышим, что делали с апостолами).

Но несмотря на все скорби – их гнали из города, побивали камнями, их считали отребьем, то есть, как мы сейчас говорим, людьми второго сорта, – они на это не смотрели, не боялись, они радовались и дальше трудились, чтобы сеять семена веры Христовой в сердцах людей, к которым были посланы: раз есть такое повеление Божие идти, например, в Иверию (в Грузию), в Британию или в другие страны мира, они там работали самоотверженно, несмотря на то, что их там не любили, не уважали, не принимали, гнали. Как сейчас говорят, с одного места выгоняли, они с другого места опять заходили и опять говорили то же самое. Как написано в Евангелии, что Царство Божие близко к вам, радуйтесь и веселитесь, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, покайтесь и благовествуйте Евангелие Христово, – вот это они и делали.

Скорби и гонения не могли остановить их труды – не было этого, они, наоборот, становились крепче и сильнее, преданнее Богу. Вот такая была проповедь у святых апостолов. И это были и апостолы Петр и Павел, о которых мы говорим, что они показали пример покаяния, и остальные апостолы, память которых мы сегодня празднуем, все 12 апостолов; и 70 апостолов тоже так были ревностны и преданны Богу, что никакие скорби, страдания и мучения не могли остановить их трудов.

Если так посмотреть на жизнь во время, когда они проповедовали, – это почти то же самое, что сейчас: тоже был культ человеческого тела, тоже ходили обнаженными, как сейчас мы видим, полураздетыми. Но что они сделали, апостолы? Они одели их и показали пример, что это стыдно – это неправильно, это некультурно, это неприлично, это бессовестно, поэтому посмотрите, почувствуйте вашу совесть, прислушайтесь к голосу вашей совести, и вы увидите, что это неприлично. А голос совести – голос Божий. И давайте немножко по-другому.

И они потому пошли по этому голосу, что Сам Христос так призывает в Евангелии, в Своем учении, чтобы мы были высокодуховными, нравственными, культурными: культура именно от нравственности, от духовности, от религиозности – чем выше религиозность, тем выше и культура; чем ниже религиозность, чем ниже нравственность от этой религии, тем и культура низменнее, что, к сожалению, мы сегодня видим. Поэтому дай Бог, чтобы мы посмотрели на наших апостолов и не думали, что «вот такие были великие люди, что не сможем мы такого достичь!»: сможем – благодатью Христовой, если будем стараться.

Господь может дать благодать, которую дал святым апостолам. Благодать, которой они владели, осталась до сего дня, она не изменилась, только мы не умеем принимать ее, нет такой ревности, что была у них. Они, благодаря этой ревности и примеру благочестивой жизни, совершили чудо преображения этого мира из языческого, из безнравственного, из бессовестного, бесстыдного в общество нравственное, духовное, культурное, образованное, такое, которое считалось с нравственными ценностями. И они эти ценности пропагандировали везде и всюду. Дай Бог, чтобы наше сообщество пришло в такое осознание, что нужно менять отношение к своей нравственности, духовности и культуре.

Читаешь про апостолов, что они, в большинстве своем, были люди простые, что в благовестии Христовом трудились именно по благодати Божией... Пример апостолов очень утешителен: непрофессионалы сделали великое дело просто потому, что с ними был Бог и Бог так захотел. А очень утешителен этот пример для нас с коллегами потому, что телеканал «Союз», если поду-мать, хоть в незначительной мере, но проповедует Христа всему миру в силу технических наших возможностей (которые, слава Богу, сохраняются) – отчасти несет апостольское служение. Вы стояли у истоков создания телеканала «Союз». Ваши молитвы, Ваши советы, Ваше участие... Как все начиналось 13 с половиной лет назад?

– Действительно, вы правы: мы не профессионалы в телевизионных выступлениях и создании телеканалов. Я помню, когда я говорил с отцом Димитрием, я ему сказал мою идею, и он говорит: «Владыка, это невозможно. Это же столько денег стоит!». А я говорю: «С Божией помощью все возможно, так что давайте так непрофессионально, так просто, без особых наворотов будем делать: поговорим с народом, расскажем о Христе. Ведь апостолы тоже были простые люди, они не по-современному в своем времени говорили, а просто так, что Господь им дал, то и говорили. Так же и мы». Вот мы и начали в простоте, – и при немногочисленности сотрудников телеканала «Союз» мы делали то, что делают в некоторых более профессиональных каналах, где несколько десятков или сотен человек. А мы начали где-то с 10-ти человек, потом 15, потом больше – 30 человек; конечно, все трудились очень много – я знаю, как они трудились. Вы были в начале всего – и с фотоаппаратом бегали, и с камерой, и отец Димитрий сам бегал.

И потом еще надо после этого собрать материал в одно целое, его преподнести нормально. Они сидели ночами, и это все 1–2 человека делали: был энтузиазм, такой духовный подъем, что нужно людям дать что-то такое, очень важное для души. И это делали не за деньги, не за зарплату: у нас зарплата не такая уж большая была – вообще порой никакой, не было у нас средств. Я так и говорил, что у нас епархия – не можем мы пока даже покупать такую нужную камеру последнего выпуска или фотоаппарат. Но по возможности будем делать. И Господь помогал. Вот говорят: «Владыка, надо камеру купить». – «Какую?» – «Вот такую, столько стоит». – «Ну что ж, давайте попробуем». Одну, вторую, потом третью, потом четвертую. Откуда-то все бралось, это удивительно, это чудо Божие.

И слава Богу, что такие были сотрудники, и я очень рад, что сегодня увидел сотрудников, которые с первых шагов нашей деятельности начали свое служение здесь и вот так профессионально (в моем понимании, я же не профессионал), но очень красиво говорили, очень хорошо преподносили все то, что мы делаем, что мы хотим делать, и это очень приятно было – сказать по правде, даже слезы наворачивались, когда видел, как они начинали свое служение: прямо до слез, как они говорили красиво, и сейчас они уже с большим опытом своего служения. Но тогда, когда смотришь, как говорит Полина, еще другие...

Юля Башкирцева...

– Смотришь на них и думаешь: «Как красиво они говорят! Откуда берутся все эти таланты?». Господь им дает, и вот они вещают, говорят, и очень красиво, доступно, и люди очень благодарили и сейчас благодарят, слава Богу. Есть хорошие отзывы от многих людей, которые смотрят канал и благодарят, что через канал они приобрели Христа, веру Христову, ценности христианские, которые когда-то были далеки от них.

Очень приятно слышать такие отзывы – и это отзывы не только из России, но и из других стран мира. И даже я нахожусь в Узбекистане, бываю в Кыргызстане, в Туркменистане, в Таджикистане – люди благодарят всегда, что они смотрят канал, им очень приятно, очень нравится, и очень большую пользу приносит этот канал им, их семьям.

Скажите, пожалуйста, каких святых Вы считаете Небесными покровителями телеканала «Союз»? К кому Вы больше всего обращались, когда все зарождалось и формировалось?

– Я считаю, что чудо появления телеканала «Союз» есть заслуга Святых Царственных Страстотерпцев, – только через них. Мы знаем слово Святейшего Патриарха Алексия II, которое он сказал на освящении Храма-на-Крови (он, к сожалению, тогда не был у нас, был Владыка митрополит Ювеналий, очень почитаемый иерарх нашей Церкви, старейший и очень уважаемый): Патриарх очень доступно сказал – так, что прямо до сих в сердце остаются его слова, – что здесь, на этом месте, где была попытка уничтожения России, отсюда должно быть и возрождение России. И канал «Союз» должен быть средством, которое должно возрождать нравственные и духовные ценности России.

Россия может возрождаться не на основе высоких технологий или экономики – это все, конечно, нужно и важно для нашей жизни, но если бы не было нравственности, духовности – того, что делает телеканал «Союз», – то у нас ничего бы и не было. И очень важно, чтобы одновременно с развитием технологий и экономики и других физических или материальных благ, развивалась у нас и духовность: нравственность, чистота, святость. Конечно, очень важно, чтобы у нас было то, что потеряла Россия. Император Николай II боролся, но, к сожалению, его не слушали и не услышали. А он сказал, что «кругом измена, трусость и обман».

Если мы с вами сможем научить народ, чтобы не обманывали друг друга, не изменяли друг другу, не изменяли своей вере в первую очередь: когда мы делаем тот или иной грех, даже обман, то мы изменяем Христу, мы предаем Христа. Мы знаем, что апостол Петр всю жизнь за эту измену молился и каялся. Нам нужно найти силу в себе жить так, чтобы не обманывать, не лгать, не клеветать, не выражать недовольство, не роптать, не осуждать. Все эти грехи разрушают сердце человека, его душу, разрушают семью, целые государства, империи – можно сказать, Российская империя, дореволюционная Россия была разрушена именно на основе грехов, о которых сказал Император Николай II. И если мы по-настоящему каемся или хотим возродить свое Отечество, нужно эти три позиции, которые он сказал, исправить, – тогда у нас все будет очень хорошо, будет благо, развитие и процветание.

Чтобы говорить о Царственных Страстотерпцах, телеканалу «Союз» не нужен особый повод. Мы с Вами очень много говорим в эфире, когда Вы приезжаете к нам, именно о них… В этом году я как-то для себя осознала: когда Царская Семья была в Тобольске, дети заболели корью (любая мама знает: ужасно, когда дети болеют), и Государыня переносит это безропотно, – для меня это просто свидетельство высочайшей любви ко Христу и доверия Богу. Казалось бы, можно было сказать: «Господи, и так хуже, наверное, некуда. Ну почему Ты нам еще болезни попускаешь?». Об этом мне хотелось Вас спросить. И сама Государыня ведь тоже страдала сердцем, у Государя были заболевания, они страдали и от недостатка здоровья и от духоты – окна нельзя было открыть в «доме особого назначения» (с больным сердцем это очень тяжело, когда просто нельзя проветрить), и от многих других неприятностей, да еще и грубое отношение к ним, ограничения, которые они претерпевали как узники.

– Да, мы удивляемся высоте их нравственности и духовности, религиозности, веры, благочестия и преданности Богу. Действительно, претерпевая все невзгоды, они не роптали и, наоборот, благодарили Бога за все – и это не сиюминутное возрастание в духовности: с самого начала их жизни уже были такие религиозность, духовность и отстраненность от всего мирского, которое удаляло бы их от Бога. Они так полюбили Бога, что жили только ради Него и ради Царства Небесного, и, конечно, для спасения России: они очень любили Россию и хотели ее спасти именно нравственными ценностями. Но, к сожалению, народ и верхушка не пошли за Царем, не стали следовать и подражать Царской Семье – они всегда их укоряли и осмеивали, что надо на бал идти, а они не идут, надо там танцевать, они не танцуют, надо там еще что-то делать, а они не веселятся.

Да, все сплетничают, а они не сплетничают.

– Да, вот так было. Есть такое слово в Священном Писании, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Вот они были гонимы за их благочестие с самого начала (2 Тим. 3, 12) . Я всегда привожу такой пример глубокой веры Императора Николая II, когда он только хотел жениться на Алисе. Она была протестантка, другой веры, притом очень убежденная – она даже имела звание богослова в своей вере, имела – и высокое – богословское образование. И Николай, еще не будучи Императором, смог убедить ее стать православной. Убедил он, во-первых, знанием, а во-вторых (и это самое главное), своим благочестием: если просто говорить и не делать, это не поможет – наоборот, отвратит человека от веры… И когда она увидела, что он делает то, что говорит, и каким должен быть христианин, таким он и является, она поняла, что эта вера очень правильная, это истинная вера.

Несмотря на то, что и отец был против (как всегда это бывает, что дети к родителям относятся с любовью, и слова родительские для них ценны, и это правильно, так и должно быть), но она, будучи уже убежденной своим женихом, смогла сказать «нет» своему отцу в отношении веры. Поступок очень непростой, но она это сделала, ибо была глубоко уверена: то, что она делает, это правильный путь (она не укоряла своего отца, что он в заблуждении, неправильно понимает свою веру, она об этом не говорила; она говорила, что идет по правильному пути и хочет быть такой, как ей подсказывает будущий муж). И она стала православной – причем такой, которой надо подражать многим из нас. Она так полюбила русскую веру, как она говорила, что она была верующей больше, чем остальные верующие русские люди. Вот такая глубокая вера. Она полюбила православную Россию и готова была отдать себя в жертву за эту, теперь уже свою, страну. Это очень показательно. И это все прошло через всю их жизнь, а вот в конце – как раз как бы плоды.

Не каждый мог бы терпеть такие унижения, оскорбления после такой высоты своего положения – это все не так легко. Я делаю такое сравнение: вот сейчас человек на каком-то небольшом посту, – а если его с работы уволят, то как он отреагирует? Он начнет «качать права» – он в суд подаст, пока не добьется, чтобы его восстановили, он не успокоится и будет всегда осуждать, что неправильно его уволили с работы.

А Николай II был лишен царской власти, притом законной, Божественной. И он смог смиренно, терпеливо, кротко переносить все унижения и оскорбления и донести это до конца, до последних минут своей жизни – притом эти минуты были самыми жестокими, кровавыми, мученическими, самыми тяжелыми и страдальческими.

Вот это показатель веры, которую явил всем нам не только он, а вся его семья – они были одно целое. И детям, казалось бы, можно было уехать куда-нибудь, устроить свою жизнь, выйти замуж, жениться, и было бы все нормально – но они этого не сделали: они любили Бога, любили своих родителей и не хотели оставить их в беде. Вот такая была преданность. Вот это единство – это монолит, это твердыня, это преданность. Дай Бог, чтобы мы на основе их примера могли бы тоже приобретать эти ценности и их развивать в нашем обществе.

Владыка, сердечно благодарю Вас, что Вы пришли к нам в студию, нашли на это время (Владыка сегодня ранним утром прилетел в Екатеринбург, утром служил Божественную литургию, а днем у нас на телеканале «Союз» в прямом эфире), – спасибо. Храни Вас Господь!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс