Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (971) → Царская Семья. С любовью и доверием

Царская Семья. С любовью и доверием

№26 (971) / 10 июля ‘18

Царские дни

Продолжение. Начало в №25 (970)

12 личных историй об отношении к Царской Семье и помощи Святых Царственных Страстотерпцев.

Светлана Ладина, редактор прямых эфиров телеканала «Союз»: – Очень много стихов и песен к настоящему времени уже создано о Царственных Страстотерпцах. И пусть меня простят их авторы, я выскажу свое, очень субъективное мнение: для меня лучшим произведением остается песня, услышанная мною, когда они еще не были прославлены и отчасти определившая мое к ним отношение. Это песня Геннадия Пономарева, которую поет Жанна Бичевская. Там очень простой припев: «Николай, Александра, Алексей, Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия». Это такое трепетное к ним обращение, которое отражает их царственную простоту. Когда уже воспримешь их как своих родных святых, тогда они вот это свое качество будут являть тебе везде и всюду: и там, где ты попросишь их о помощи, и там, где не попросишь, тоже – только потом поймешь, кто был рядом, кто тебе помог, кто тебя поддержал.

Вообще, когда создавался телеканал «Союз», и все годы его жизни обращение к Царственным Страстотерпцам нас сопровождает, и сопровождает их помощь. Царская тема – постоянная в нашем эфире. Я просто счастлива, что когда-то состоялась встреча с Анатолием Михайловичем Верховским, очень честным исследователем Царской темы и горячим их почитателем; человеком, который стоял у истоков и Храма-на-Крови на месте Ипатьевского дома, и нахождения места, где были уничтожены останки Царской Семьи и их верных слуг, и определения точного пути, по которому их везли страшной ночью 17 июля из Ипатьевского дома на заброшенный рудник Ганина Яма. И это было счастье, что Анатолий Михайлович согласился сниматься в фильме, даже в целой трилогии, которая рассказывала не о бревнах и кирпичах, из которых с огромной любовью строились и Храм-на-Крови, и монастырь Царственных Страстотерпцев, а о процессе осмысления подвига Государя и его близких и обретения этих людей как своих родных святых.

У многих из нас процесс обретения был непростым. Я тоже решала для себя в свое время, когда строился Храм-на-Крови, когда на Вознесенской горке у поклонного креста молились какие-то непонятные люди – их называли то черносотенцами, то еще как-нибудь... Черносотенец – это было плохо, а еще хуже то, что к этому прилагалось в моем сознании и в сознании очень многих людей: «Как к ним относиться? Как относиться к Царской Семье? Что они носятся с ними?.. А этот Храм-на-Крови – какое помпезное сооружение; и охрана там переговаривается по рациям. Это храм? Там можно молиться?..».

Именно Анатолий Михайлович, когда мы начинали съемки фильма «Храм-на-Крови. История святыни», привел меня к царскому алтарю в Храме-на-Крови и сказал: «Мы начнем с акафиста Государю. Если мы его не призовем на помощь, ничего не получится». Может быть, он меня отчасти испытывал, может быть, он смотрел на реакцию: буду я с ним молиться или скажу: «Да что вы! Давайте уже снимать, время идет!»... И я благодарна ему за эту молитву, потому что с той поры Царственные Страстотерпцы рядом. Это проявляется в каких-то мелочах.

Я сейчас расскажу то, что, в общем-то, не собиралась. Вы скажете: «Да ну, ерунда какая», а для меня – не ерунда. Мы буквально вчера записывали интервью с вдовой Анатолия Михайловича – Светланой Николаевной Верховской. Это верная подруга жизни, единомышленница. Она была сопричастна всем событиям, которые касались и движения за прославление Царственных Страстотерпцев в лике святых, и были сопряжены со многими опасностями, что касается молитв на Царском месте в Екатеринбурге или в заброшенном лесу на Ганиной Яме. Это сейчас там 7 храмов, а тогда... И вот мы пишем интервью, Светлана Николаевна рассказывает, а я понимаю, что оператора я обязана отпустить уже на следующую съемку на Ганиной Яме, – а ехать из центра города. Мало того, съемка с участием архиерея. Что такое опоздать на архиерейскую съемку – это вообще нормально? Конечно, нет. Но, с другой стороны, я понимаю, что сейчас слышу и смогу передать зрителям такие ценные свидетельства, которые не знаю, смогу ли я дальше записать или нет, будет ли у нас другая возможность. И вот, дотянув до последнего, я со вздохом говорю: «Спасибо, Светлана Николаевна. Может быть, мы с Вами еще встретимся...». Она говорит: «Да, Светочка, конечно. Бог даст...». И оператор за 15 минут до начала мероприятия на Ганиной Яме выезжает из центра Екатеринбурга туда снимать. А я отправляюсь на работу, и пока иду, горячо молюсь: «Государь и Государыня, пожалуйста, помогите! Ведь и здесь был разговор о вас, и то место ваше. Вы же можете... Я не знаю, как...».

В глубине души я готова к тому, что, наверное, моя молитва невыполнима. Но когда оператор с водителем возвращаются со съемки на Ганиной Яме, оказывается, что они не только вовремя приехали, но им даже ждать пришлось – гости немножко задержались. Вы скажете: «Ерунда какая!», но для меня не ерунда: они со своей царственной простотой могут помочь даже в такой, казалось бы, для кого-то ерунде.

А еще хочу прочитать свидетельство. Вообще их много, таких свидетельств о помощи Царственных Страстотерпцев, которые мне пришлось слышать уже по работе, как корреспонденту телеканала «Союз». Это свидетельство Ольги Валентиновны Баталовой, моей коллеги, которая много лет была автором, ведущей программ «У книжной полки» и «Уроки Православия». Сейчас она на пенсии, но разрешила мне прочитать такое ее свидетельство. Я осознанно повторяю это слово – не просто рассказ, не просто история.

Ольга Валентиновна в свое время работала и в отделе культуры Екатеринбургской епархии: «Очередной фестиваль „Царские дни”... Передо мной стоит задача привезти со склада книги – подарки для участников фестиваля. А привезти их не на чем. Я сидела за столом, а передо мной была икона Святых Царственных Страстотерпцев. И я сугубо обратилась к Ольге Николаевне. Наверное, потому, что мы носим одно имя, у нас одна Небесная покровительница и, таким образом, наши узы чуть-чуть потеснее с ней, чем со всеми остальными. Я попросила: „Ольга Николаевна, миленькая, помоги! Ты видишь – мне подарки надо привезти, а я не могу...”.

И стала обзванивать всех, кого могла. В том числе позвонила режиссеру Наталье Витальевне Мильченко – в тот год к „Царским дням” она готовила глубокий, пронзительный спектакль о Царственных Страстотерпцах „Чаша скорби. Чаша милости”. Через пять минут Наталья Витальевна мне перезвонила и сказала: „Сейчас к Вам приедет Марина, та, что Ольгу Николаевну играет и привезет книги”. Я зашла в кабинет отца Андрея Канева (в то время руководителя отдела культуры) и сказала: „Сейчас Ольга Николаевна привезет нам книги”. Отец Андрей посмотрел на меня настороженно: не уработалась ли я?.. Когда мы ехали с Мариной в епархию, я, конечно, понимала, что со мной едет актриса Марина Савинова, но дружеская рука Великой Княжны, протянутая в трудную минуту, ощущалась – крепчайшая рука, хоть и девичья»...

А еще достоверно мне известно, как получают люди даже квартиры после обращения к Царю Страстотерпцу, после Царского крестного хода. Пусть служебное жилье, но в ситуации, когда взрослые дети выходят замуж и жить им будет негде... И много-много разных историй могут рассказать те, кто обращается к Царственным Страстотерпцам в простоте, с верой, с любовью и доверием.

Протоиерей Евгений Попиченко, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии: – Однажды случилось так, что сломал ногу. Небольшой несчастный случай, но на 2 месяца оказался на домашнем лечении. Время болезни – всегда продуктивное время пересмотра, переоценки и новых проектов. И вот тогда пришла в голову идея, что в социальном отделе хорошо было бы организовать службу помощи бездомным.

По истечении болезни стал очень активно в эту сторону искать пути решения. Тогда к нам в епархию приехал Илья Кусков из Москвы, в то время руководитель Службы помощи бездомным. Мы с ним поехали по злачным местам, местам скопления нуждающихся, встретились с бездомными, спросили, что им хотелось бы, чем им помочь. И потом в качестве экскурсии, поездки к святыне, направились в монастырь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме.

С одной стороны, была идея, было понимание, как нужно, не хватало одного (средств на содержание проекта сейчас их тоже не хватает для Службы милосердия, но Служба помощи бездомным хорошо себя чувствует, на плаву до сих пор). Стоя у Царского креста, я от всего сердца помолился Царю-мученику, что есть такое намерение, есть в заначке 200 000, оставшиеся от предыдущего благотворительного проекта и есть решимость: «Помоги, Царь Страстотерпец!».

Бывают моменты, когда ты понимаешь, что твоя молитва услышана – внутри было такое извещение, что все будет хорошо, все получится. И вот уже 12 лет, несмотря на трудности, на смену сотрудников, руководителей, Служба помощи бездомным существует и помогает обездоленным людям. Есть твердое ощущение, что молитвы Святого Царя поддерживают людей, к которым он при жизни был внимателен: он заботился о нуждающихся и продолжает о них заботиться до сих пор...

Иногда человек спрашивает: «Вот у меня проблема – какие святые отвечают за то или иное решение вопроса?». Но нельзя человека просто отправить: «Иди, молись святителю Николаю» или: «Молись преподобному Серафиму» – со святым человеку нужно выстроить свой контакт, нужно с ним войти в тесные, личные взаимоотношения.

За многие годы жизни на екатеринбургской земле возникло глубокое понимание, что у нас здесь – великие святые, великие заступники перед Богом, которые имеют много талантов. Есть талант воспитания детей: они воспитали пятерых святых детей – это удивительный педагогический талант, великая педагогика! Есть таланты управления государством, великого военачальника, выстраивания семейных отношений – по многим вопросам можно обращаться к Святым Царственным Страстотерпцам.

В этой связи для своих сотрудников, для своих прихожан, понимая важность наладить личный контакт, мы взяли послушание – не послушание, а честь: раз в месяц мы стараемся максимальным количеством людей собраться на молебен с акафистом в Храме-на-Крови напротив царского алтаря и помолиться. Молиться – то есть войти в близкие отношения, войти в личный контакт только таким образом человек может почувствовать святого. Не просто прочитав о нем, не просто размышляя или бывая в местах, связанных с этим святым, а делая молитвенное усилие. Всякий раз находится, что сказать людям на тему Царской Семьи. Мне кажется, это очень важно – почувствовать святых молитвенным трудом, приблизиться к ним духом. И я стараюсь делиться этим открытием, этим сокровищем со своими сотрудниками и прихожанами.

В традиции нашего прихода появилась такая служба, которая называется ночная Литургия. Вошла она следующим образом. В жизни я стараюсь быть внимательным к людям, которых Господь посылает. Отца Александра Никулина я знал уже много-много лет, но какое-то время назад удалось сблизиться и вместе помолиться в Храме-на-Крови ночью на ночной Литургии. Это немножко другие ощущения, когда в храме собраны на службу только верные, то есть нет людей праздно шатающихся, нет людей, которые пришли послушать пение или посмотреть – не хочется говорить представление – какое-то действие, но в нем не участвовать лично. И совсем другое, когда все, кто в храме, приступают к Чаше и молятся во время ночной службы; когда все шумы стихают, город засыпает, а в храме совершается Литургия. И особенно прекрасно, когда священник умеет молиться.

Прожив совместно с отцом Александром несколько ночных Литургий... А он очень почитает Святых Царственных Страстотерпцев, у него огромный опыт личного общения с ними еще до того момента, как они были прославлены. И эта любовь передается, она ощущается в его словах, в произнесении имен, в обращении к святым. Ведь благодать и духовный опыт передается не столько через просто теоретические знания, а бытийно – через событие: через проживание совместно того или иного духовного момента. Мне кажется, это очень ценно, когда приобретаешь такой опыт.

Анжела Тамбова, руководитель пресс-службы Екатеринбургской епархии: – «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Нам выпало жить в удивительное время открытия той сокровищницы, которая более 70 лет была сокрыта от нас. Этот клад – Царская Семья, их родные, их верные спутники.

Помню, как на рубеже 80– 90-х, когда открылись данные о лагерях и репрессиях, меня, тогда студентку факультета журналистики, буквально пронзила горечь осознания той несправедливости и страданий нашего народа. Поразило тогда это мое юное сердце: да как же можно, да за что же – и зачем?

Ответ на эти вопросы пришел много позже, после прикосновения к теме Святых Царственных Страстотерпцев, взошедших на так называемую «русскую голгофу». Это тоже было пронзительное открытие – осознать размах той катастрофы, зверскую расправу над выдающимся государственным деятелем, над его семьей, уподобиться хоть на десятую часть которой в их чистоте, любви к ближнему своему – дай Бог каждому из нас.

Господь привел меня работать в пресс-службу Екатеринбургской епархии. Мне всегда везло на добрых, удивительных людей в окружении. И везение это многократно усилилось здесь, в церковной ограде. И особо трогают мое сердце истории преображения людей и судеб, прикоснувшихся к Царской Семье.

Осенью 2017 года по благословению главы Екатеринбургской митрополии Владыки Кирилла был открыт портал «Царская-семья.рф». Это источник достоверной информации о каждом члене семьи. Через дневниковые записи, письма, документальные свидетельства они открываются перед нами во всей полноте. Перелистывая страницы этого портала, над которыми мы, конечно же, работали долгие бессонные ночи, поскольку делали его буквально в считанные месяцы, мы открываем для себя сокровища, которые ранее были от нас сокрыты.

Радуясь, что наше духовное богатство нам вернули, видим – как преображаются люди от встречи с этой информацией. Как упорствуют ей, тоже видим – и искренне сочувствуем. Понимаем, что наши дети безусловно, должны вырасти с Царской Семьей, что у нас есть свои, не придуманные, не диснеевские, принцессы. Царская Семья сегодня действительно становится камертоном духовного прозрения человека: остались ли мы в ХХ веке под гнетом мифов советской историографии, или же шоры сняты и мы готовы к встрече с истинной историей (временами действительно неоднозначной, нелицеприятной), но правдивой и тем ярче оттеняющей истинные алмазы, коими являются члены Царской Семьи.

Это действительно камертон духовной жизни: узнать, понять себя, проанализировать свое сердце. Я все еще в доме Ипатьева с теми, кто расстреливал? Или вне дома – с теми, кто безмолвствовал и допустил эту кровавую расправу? Или я – с ними? И тогда можно почувствовать, что они живы. Потому что после Голгофы следует Воскресение.

И дальше с просветленным сердцем строить свою жизнь, менять самого себя, двигаясь к Первообразу, к Тому, по Чьему образу и подобию сотворен каждый человек. В этом, наверное, один из главных уроков прошедшего и пример, который дают нам Святые Царственные Страстотерпцы.

И вот тогда, пожалуй, придет осознание того, что мы потеряли, как жили в неведении подле закрытого, замурованного ларца с сокровищами, открыв который, надеемся, наше общество оздоровится. Но для этого каждый должен пройти этот сокровенный путь открытия для себя Царской Семьи, своих Романовых. (Продолжение в следующем номере)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс