Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (968) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О почитании святыни

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О почитании святыни

№23 (968) / 19 июня ‘18

Архипастырь

Владыка, давайте сделаем темой нашей сегодняшней программы святыни?

– Да, это интересно.

Вы обещали нам рассказать, какая новая святыня появилась (или скоро появится) в Вашем монастыре.

– Да, это произошло. На Светлой Пасхальной седмице, в среду, мы принесли в монастырь икону Божией Матери, которая имеет интересное название на греческом языке – «Кехаритомени», что в переводе на русский означает «Благодатная». Эта икона известна с XIII века и находилась в одноименном монастыре в Константинополе. После падения Константинополя она чудесным образом была спасена и оказалась на Святой Горе Афон в монастыре Ксенофонт. Я неоднократно посещал Святую Гору и, когда однажды прибыл в монастырь Ксенофонт, имел счастливую возможность приложиться к ней. Она находится в алтаре главного храма (кафоликона).

Я удивился! На этой иконе Матерь Божия изображена особым образом. Она так удивительно нежно, по-матерински обнимает и целует Своего Младенца, что такой жест и такое расположение изображенных на иконе Богородицы и Богомладенца Христа просто не могли не умилить. Я попросил у настоятеля монастыря благословение написать нам копию, и, по традиции иконописцев мастер, который написал эту икону, возложил на себя строгий пост, перед образом был отслужен молебен, освящена вода, далее этой водой были освящены краски. Икона писалась на протяжении достаточно долгого периода, неспешно. Затем она стояла рядом с образом, с которого ее писали, перед ней совершались богослужения, и спустя время после освящения она была принесена в наш возрождающийся Успенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь – теперь это святыня нашей обители и всего нашего благословенного Кавказа.

Она успела побывать в других храмах?

– С этим тоже получилось очень интересно. Специально того не планируя, по просьбе наших благочинных, я дал благословение, чтобы сначала икону принесли в храмы, и так получилось, что прежде чем «прийти» к себе домой, в монастырь, она «познакомилась» с нашей епархией, – побывала в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, во многих других регионах, в городах Кавказских Минеральных Вод. Батюшки рассказывают мне, что перед ней воистину совершались удивительные чудеса! Люди приходили и благодарили за то, что их молитвы были услышаны, и, кланяясь перед этой иконой, говорили: «Воистину Благодатная!». Такое свидетельство дорогого стоит! Теперь святыня утешает и благословляет и насельников нашего монастыря, и паломников.

Владыка, расскажите, пожалуйста, что такое святыня в христианском понимании: я слышала, что даже многие верующие люди не понимают, как можно поклоняться предметам – считают, что в храм нужно идти молиться Богу, и не понимают: зачем им поклоняться мощам святых, почему святых не хоронят по христианскому обычаю? Например, в Ставрополь привозили сорочку Цесаревича Алексия, и многие не понимали, как можно поклоняться сорочке, ведь нужно же Богу молиться. Объясните, пожалуйста.

– История Древней и современной Церкви знает много свидетельств (и они запечатлены в Священном Писании), когда Бог творит Свое дело и являет Свою силу посредством предметов, в том числе через освященную воду, через образы.

К примеру, особенно сегодня уместно вспомнить, как появилась первая икона. Есть такое замечательное Предание, сохранившееся в Церкви. Один из князей заболел тяжелой болезнью (проказой) и узнал, что живет Христос Спаситель, Который проповедует в Палестине, и послал к Нему своего художника, чтобы тот написал образ Христа. Художник ходил долгое время, но никак не мог написать этот образ. Как повествует Предание, однажды Господь взял в руки полотенце, вытер Свое Лицо, и на полотенце отобразился Его Лик, который известен в современной иконописной традиции как «Спас Нерукотворный», когда изображается одно Лицо Господа и Спасителя Христа.

Или, к примеру, известная во всем мире Туринская плащаница, которая тоже, как предмет, стала свидетельством явленной силы Божией. Одним словом, Господь через эти предметы являет Свою силу. Правильно отметили, что мы, совершая поклонение, кланяемся не предметам, но, как говорит догмат об иконопочитании, умом своим восходим к Первообразу: предмет, если так можно сказать, – это всего лишь зримый и ощутимый повод поклониться Богу.

Это можно еще сравнить с тем, что, например, идет многодетная мама, и, конечно, она вызывает чувство радости, и я не знаю этого человека, но в ее образе я поклоняюсь всем матерям. И когда я говорю ей: «Спасибо за то, что вы рожаете и воспитываете деток, живете большой семьей», в том числе я это говорю вообще всем матерям. Вот так и здесь: предметы дают нам силу и повод поклоняться Первообразу – и, конечно же, это поклонение является самым важным.

Владыка, надо разделять понятия «поклонение» и «почитание»?

– Да, вне всякого сомнения! Ни в коем случае нельзя предметы обожествлять до такой степени, чтобы они становились выше образа, которому мы кланяемся. Мы трепетно относимся к святыням, мы храним их, но в отрыве от нашего поклонения Богу они не имеют никакой силы. Сами по себе они не являются источником силы – источником силы является наша вера. Как Христос, когда исцелял людей, говорил человеку: «Вера твоя спасла тебя» – не рубашка, не камушек, не деревянная написанная икона, а именно вера спасает человека – да, посредством прикосновения в том числе и к таким предметам.

Когда неправильно относятся к святыне,– это грех небрежения?

– Да, когда человек намеренно пренебрегает святыней или уж тем более, упаси Бог, ее оскверняет, выражая таким образом свое отношение к Первообразу. Это недопустимо, это опасно для человека, ведь подобного рода поступки всегда будут иметь продолжение: сначала он оскверняет какое-либо место, куда люди приходят помолиться Богу, а затем свою собственную жизнь – скверное отношение к святыням всегда приводит и к скверному отношению к себе самому, к образу, по которому создан человек, и рано или поздно скверна проникает во все пространство жизни человека.

Владыка, бывает так, что в город привозят святыню, человек очень хотел бы попасть к ней, но никак не получается (дела не пускают, обстоятельства). И вот тогда он может услышать: «Да ты что! Да как ты мог! Ну все, теперь дел никаких не будет», и такое ощущение, что произошло что-то плохое… Надо обязательно все отменить и прийти к святыне? А если не получилось?

– А если не получилось, никто не лишает человека возможности помолиться (о чем мы сегодня и говорим). К большому сожалению (это тоже нужно признать), бывают случаи, когда такого рода поклонения носят исключительно магический характер: мол, прикоснусь, и что-то обязательно во мне произойдет. Пока ты не почерпнешь воду из источника, ты не напьешься этой воды – нужно потрудиться. Просто подойдя к колодцу и посмотрев в него, ты не утолишь свою жажду – нужно поработать.

Так и здесь: сама по себе святыня, как я уже сказал, имеет свою силу только когда ты трудишься над своей собственной жизнью, когда ты изменяешь ее. Прикосновение к святыне – это не оправдание твоих поступков, это, наоборот, если так можно сказать, пальпация врача, который, прикасаясь к тебе, говорит: «Болит или не болит?». Вот и ты прикладываешься к святыне и чувствуешь боль в своем сердце, в своей душе. Ты смотришь на икону и вспоминаешь: «Да, а к маме-то я плохо отнесся, наговорил лишнего». Прикасаешься к другой святыне и говоришь: «Да, со своим другом и со своей подругой я поступил неверно. Надо бы извиниться, надо бы восстановить отношения». Вот тогда святыня действительно помогает!

Владыка, мне приходилось слышать, что на многих христиан сейчас выливается очень много информации (ведь тема Православия была закрыта какое-то время, а потом стала доступна) так, что они мечутся и туда, и туда: и это надо почитать, и то взять, и от избытка информации некоторые путают настоящие святыни и псевдосвятыни. У многих верующих, которых можно увидеть и стоящими в церкви, на руке есть красная ниточка из Иерусалима – насколько я знаю, это не православная святыня.

– Да.

Как людям не запутаться, как идти в правильном направлении?

– Спасибо, Юлия, за этот вопрос: вы затронули очень важную тему как раз в контексте нашей сегодняшней беседы. Святыни истинны тогда (это можно говорить с полной уверенностью), когда они имеют общецерковное распространение, имеют историю, которая сохраняется, передается с момента появления этой святыни по сей день. Другое дело, что, к сожалению, есть подложные святыни, которые скорее носят магический характер, о чем сегодня мы тоже пытались поговорить.

Пример, который вы привели, имеет к этому самое прямое отношение – человек считает, что это будет как бы работать за него: он ничего не будет делать, а это будет его каким-то образом от чего-то оберегать. Я помню встречу с одной замечательной девушкой, которая увидела у меня на руке четки и говорит: «А это у вас от чего? От сглаза?». Я говорю: «Да нет, это чтобы время зря не терять, чтоб делом заняться – молитву прочитать». Для нее было таким удивлением, что, оказывается, нужно использовать собственный труд, как мы сегодня говорили (хотя, помню, в советской школе на истории нам рассказывали, что монахи носили четки, чтобы по ним считать мешки спрятанного зерна – да, была и такая версия).

Так что здесь, конечно, нужно быть очень внимательным, в подобного рода случаях всегда было бы правильным советоваться со своим духовником, находить ответ не через поисковую систему, а через прямое общение с человеком, имеющим личный опыт духовной жизни.

Владыка, следующий вопрос, наверное, будет обширный: какие святыни сейчас есть в наших соседних республиках?

– Одна из таких святынь – древнейшие храмы, сохранившие в современной Карачаево-Черкесии, Лик Господа и Спасителя Христа на одном из склонов, к которому теперь можно подняться (сделана лестница). Этот Лик – одно из древнейших изображений Христа в России. Ориентировочно специалисты датируют время написания этого Лика X–XI веками, как и храмы IX–X веков, которые там находятся.

В Спасском кафедральном соборе города Пятигорска находится единственная уцелевшая икона из первого храма, разрушенного в годы советского лихолетья, – этот образ также был написан на Святой Горе Афон и подарен жителям города Пятигорска, о чем сохранилась надпись на обороте иконы.

В Кабардино-Балкарии сохраняется икона Божией Матери, именуемая «Моздокская», – один из самых почитаемых образов на Северном Кавказе. Теперь в епархии сложилась традиция в праздник Моздокской иконы Божией Матери – а это бывает в день Преполовения Пятидесятницы, на 25-й день празднования Пасхи, когда Пасха переходит свой рубикон, – совершать крестный ход по улицам города Прохладного с этой иконой, молиться о мире на нашем благословенном Кавказе.

Давайте перейдем к более земным вопросам: экзамены на носу, выпускники готовятся к ЕГЭ. Кому молятся учащиеся, чтобы хорошо сдать экзамен? И как это правильно делать: просто выпрашивать себе хорошую оценку?

– Вообще, когда мы говорим о предстательстве или помощи святых, прежде всего мы вспоминаем их жизнь: как они жили и как они могли преодолевать испытания. К примеру, преподобный Сергий Радонежский (тогда еще отрок Варфоломей): никак не давалась ему грамота. И вдруг, как мы знаем из его жизнеописания, у него произошла удивительная встреча с одним монахом, который дал ему просфору и сказал какие-то слова назидания в поддержку его желания научиться читать. И будущий Сергий Радонежский начал замечательно читать. Этот эпизод из его жизни, который, с одной стороны, наложился на старания самого отрока Варфоломея и его желание учиться, а с другой стороны – на удивительную встречу с монахом, который поддержал его в этом желании, способствовал созданию образа Сергия Радонежского как покровителя учащихся. Но молиться святому, чтобы он помог что-то скрыть в нашем незнании, или получить во что бы то ни стало, вне зависимости от твоих знаний, хорошую отметку, или чтобы улыбнулась удача, конечно, не стоит. Прежде всего мы молимся ему, чтобы он помог нам оставаться людьми, совладать со своими внутренними переживаниями. Ведь, как мне кажется, самый первый враг на экзаменах – собственные переживания, которые иногда даже захлестывают то, что человек прекрасно знает.

Если ученик сам не молится (или вообще такая ситуация, когда человек не верит) и за него молится кто-то другой, как тогда «работает» такая молитва?

– Молитва всегда приносит пользу. Во всяком случае, она приносит пользу тому, кто молится. Родителям тоже очень хорошо бы сохранять внутреннее самообладание, спокойствие во время экзаменов собственных детей. Я помню историю, когда в коридоре родители так нервничали, что это переживание цепной реакцией передавалось детям, учителям и всем вокруг. И это тоже большое испытание. Конечно же, нужно поддержать такого человека. Сейчас, в эти майские дни, заходишь в храм, видишь молодую девушку или парня у иконы, и понимаешь, что они сосредоточенно просят помощи в предстоящей экзаменационной сессии. Подойдешь к такой девушке, скажешь ей несколько добрых слов, поддержишь ее – и видишь, как в человеке возникает то, что в нем есть: сила веры, сила, которая заставляет человека собраться – не растекаться на «повезет – не повезет», «удача – неудача», «выпадет – не выпадет», а собраться и с этим чувством доставать из своего ума, из своего опыта знания, нужные на экзаменах.

Списывать – грех? Бывают ситуации, что учителя сами заставляют это делать – чтобы улучшить статистику, например.

– Конечно, это нехорошо, надо прямо сказать. В том числе внушать человеку, что он может просто у кого-то забрать его труд, украсть, – это уже ненормально. Другое дело, когда человеку помогают, подсказывают, или, правильнее сказать, – направляют. Тогда это хорошо, полезно, это помогает человеку сосредоточиться. А дать уже готовый ответ именно чтобы создать красивую картинку? Не думаю, что в будущем в жизни это поможет человеку. Однажды может случиться так, что такой помощи ему никто не окажет, и тогда он окажется в очень невыгодном положении.

Закончатся экзамены в школе, но на этом экзаменационная пора не заканчивается – экзамены ждут уже в жизни. И жизнь ставит отметки. Я слышала не один раз, когда люди задавали такой вопрос: «Ну почему нельзя просто жить, просто наслаждаться жизнью? Обязательно надо чему-то учиться, за что-то отвечать, держать эти жизненные экзамены...». Почему так устроена жизнь?

– Сам по себе мир устроен таким образом. Чтобы заинтересовать человека в жизни, Творец оставляет очень многое для него непознанным и вкладывает в нас бесконечное стремление к познанию. Если хотите, это такой замысел о человеке, пружинка, которая всегда взводится Создателем, чтобы побуждать нас к жизни. Человеку все всегда интересно в силу двух обстоятельств. Он – часть сотворенного Богом мира, а коли ты являешься частью, то становишься невольно и участником этого процесса. И, естественно, познание того, что окружает тебя, это ответ на замысел Божий.

Бог не прячется от человека за Своим сложным миром, который Он создал. Наоборот, открывает Себя в этом мире: в глубинах космоса, в глубинах океана, в высоких горах, в прозрачных реках, в замечательных друзьях, которых мы встречаем, в детях, которые у нас рождаются. Бог открывает Себя во всем. И познание Его мира – в том числе, если хотите, тоже есть богослужение, это тоже служение Богу, ибо Он радуется, когда мы познаем то, что Он создал для нас.

Спасибо Вам большое за очень интересную беседу. Мне кажется, Вы вдохновили выпускников. И, думаю, в Вашем заключительном слове напутствие будет не только для них, но и для родителей, которые безумно волнуются перед таким важным моментом.

– Спасибо, Юлия, за беседу, очень важную тему. Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Я хотел бы прежде всего обратиться к нашему молодому поколению. Ребята, не надо бояться, надо просто искренне, со всей сосредоточенностью для себя поставить задачу: показать свою любовь к предмету и к учителю, показать свою благодарность за очень долгий и искренний преподавательский труд – и шагнуть вперед, к экзаменационной парте. Я хочу пожелать родителям молиться о своих детях, поддерживать их добрым словом, добрым напутствием и помнить, что в нашей жизни будет еще очень много экзаменов – и все они будут самые главные. Еще нужно всегда помнить, что любой неудачный экзамен можно пересдать – и у нас для этого есть целая жизнь. Пусть Господь поможет нам преодолевать все наши испытания. Храни и благослови Господь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/o-zemnom-i-o-nebesnom59;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/o-zemnom-i-o-nebesnom65

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Воцерковление спорта – это пастырская задача, и поэтому Церковь призвана к ее несению Самим Христом

Сердечно приветствую всех участников первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. К сожалению, мы не могли провести его ранее по многим причинам, в том числе в связи с размышлениями относительно руководства Комиссии. Но, поскольку все вопросы разрешены и будут представлены на ваше усмотрение, мы и проводим сегодня наше первое заседание.

 
Беседы с батюшкой

Священник Николай Конюхов: Петров пост

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс