Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №05 (950) → Священник Валерий Духанин. Уроки жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)

Священник Валерий Духанин. Уроки жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)

№05 (950) / 1 февраля ‘18

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №4 (949) 2018

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии: – За 20 лет настоятельства святитель Игнатий поднял обитель из руин, там возникли величественные храмы, все было благоустроено. Один из друзей святителя, архимандрит Софония (который впоследствии тоже стал епископом), обратил на это внимание, сказав: «Ты же ведь стремишься к аскетизму, посмотри, какая дорогая обстановка в твоих настоятельских кельях и в твоем кабинете». Тогда святитель Игнатий провел его в самый отдаленный коридор и открыл дверцу в уединенную келью: это была совершенно бедная комнатка с пустыми стенами, на стене была икона, перед которой горела неугасимая лампада, а на полу лежала простая рогожа. Именно в этой бедной келье святитель Игнатий и совершал свое монашеское делание. Там и прошел его подлинный аскетический путь, его монашеское подвижничество. И продолжительные болезни, которым подвергался святитель Игнатий, способствовали частому уединению. Именно во время своих болезней, как об этом писал сам святитель Игнатий, он и посвящал себя непрестанной молитве – они помогли ему стать подвижником Христовым.

Но однажды, как бы за советом, к святителю Игнатию приезжает фрейлина Нелидова. Она совсем недавно оказалась при дворе, и на нее обратил внимание сам император НиколайI. Он стал за ней ухаживать, и эта фрейлина уже приближалась к реальному падению. Она приезжает к святителю Игнатию, спрашивает, как ей быть. Увы, она даже ссылалась на царского духовника, якобы он объяснил эту ситуацию так, что в этом грехе не будет чего-то особо страшного, все мы люди грешные, тем более, тут – сам император, потом покаешься, исповедуешься.

На это святитель Игнатий ей говорит, что чем выше лицо государственной жизни, тем более усугубляется совершенный им грех... Как говорят современники, такая беседа вызвала некоторое неудовольствие со стороны императора, но так или иначе святитель Игнатий смог предотвратить это падение.

Подошло время, и Господь призвал святителя Игнатия к епископскому служению. Когда святителю исполнилось 50 лет, он был избран на кафедру и направлен достаточно далеко на юг, на Кавказ, на кафедру Ставропольскую.

В самом этом епископстве святитель остается строжайшим подвижником. У него не было денег даже на дорогу и он вынужден был искать, кто бы смог оплатить ему проезд на Кавказ, а в Ставрополе, оказалось, что епархия была практически без содержания, и зарплата епископа там была ниже, чем у ректора Ставропольской духовной семинарии. А нужно было еще как-то содержать монашество епархии… Благодаря своим организаторским качествам святитель Игнатий смог и там повысить уровень епархии так, что достаток ее через несколько лет стал выше, чем в других епархиях Русской Православной Церкви. Результат пришел, когда святитель уже покинул епархию и уехал на покой, и он сам плодов своих трудов не вкусил.

В журнале Ставропольской духовной семинарии он оставил следующую запись: «Из духовной школы нужно исключить телесные наказания, такие, как драние за волосы, ударение по голове, не нужно также ставить в угол, и надо исключить розги. И самым главным воспитательным средством является благородство воспитателя». Дальше святитель пишет: «Когда воспитатель пытается сам лично наказывать ученика, в этом случае унижение терпит все человечество: оно терпит унижение как в лице наказуемого ученика, так еще большее – в лице самого воспитателя, который пытается физически наказать учащегося». После этого следуют важные слова, которые следовало бы запомнить всем нам: «Никогда нельзя произносить какого-то решения и тем более пытаться наказывать какого-то в час своего гнева. Час гнева есть час безумия, и любое решение, которое выносится во время твоего гнева, является решением безумным. Подлинное решение должно рождаться из спокойной и мирной души». Поэтому в решении судеб человеческих нужно всячески избегать страсти гнева.

Находясь на Ставропольской кафедре, святитель Игнатий участвовал в обсуждении готовящейся реформы 1861 года, когда крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Этот указ еще только-только готовился, а святитель Игнатий уже написал несколько обращений, в которых говорил, что подлинная свобода подается не путем социально-политических решений, подлинная свобода даруется только Христом, и свобода состоит в освобождении души от рабства греху, стремиться-то надо не к свободе как вседозволенности: подлинная свобода рождается в духовном освобождении от греха.

Не все могли понять святителя, была даже большая полемика. Проведя несколько лет на кафедре, святитель попросился на покой. В 1860 г. он получил долгожданное разрешение и выезжает в Николо-Бабаевский монастырь Ярославской епархии, где наконец-то получил возможность всецело посвятить себя безмолвной жизни. Последние 7 лет святителя прошли в ритме духовной жизни, о котором он мечтал: когда он был свободен от внешних дел, от всех административно-организационных вопросов и основным содержанием его жизни была молитва и написание аскетических трудов.

Святитель Игнатий свою жизнь окончил во время молитвы 30 апреля по юлианскому календарю 1867 г. Келейник застал его с молитвословом, который он читал во время последних минут своей жизни. Таким образом, посвятив себя молитвенному деланию, святитель во время молитвы встретил телесное окончание земного пути и, будучи в молитве, пришел ко Господу Иисусу Христу, к Которому стремился на протяжении всей своей жизни.

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею Крещения Руси, в числе 9-ти подвижников веры был канонизирован и епископ Игнатий (Брянчанинов). В докладе митрополита Ювеналия говорилось, что прежде были исследованы и изучены жития, чудеса, труды, подвиги этих подвижников, и выяснилось, что епископ Игнатий дал нам образцы и примеры глубокого богословствования, молитвенности, всецелой отданности на служение Богу. Он был прославлен за святость жизни, отразившуюся в его творениях, созданных в духе святоотеческого предания. А ведь когда-то старец Исаия говорил святителю: «Не пиши. Не для кого». Слава Богу, святитель Игнатий тому совету не вняли и писал! Писал свои сочинения практически до конца жизни, для пользы душ многих, а значит, для пользы души своей.

С юности полюбив читать святых отцов, он убедился: единственный путь к спасению – это неуклонное следование их наставлениям. Без этого, утверждал святитель, вера во Христа будет мертва, а само христианство останется лишь словом, наименованием, без осуществления его. Сегодня мы точно знаем, что писать святителю Игнатия было для кого – для нас. И ныне его духовное наследие тоже именуется святоотеческим, и им руководствуются те, кто ищут спасения.

Священник Валерий Духанин, рассказывая о жизни святителя Игнатия, уже заметил, что, по многим внешним обстоятельствам, его ожидала светская карьера, но никак не духовное служение. Но Господь призывал Своего избранника, а тот шел на Его зов – вопреки всем обстоятельствам, преодолевая множество препятствий; потому жизнь этого святого иначе как чудом не назовешь.

Священник Валерий Духанин: – Чудо святителя Игнатия заключается в том, что, находясь практически в тех же условиях, что и каждый из нас, святитель смог явить в себе дух святых отцов древнего времени. Когда берешь в руки сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), то поражаешься, насколько глубоко он воспринял предшествующее ему святоотеческое наследие. Даже более того, именно святитель Игнатий дает правильное понимание творений святых отцов – именно у него находится ключик к святоотеческому наследию: святитель Игнатий смог правильно истолковать для нашего времени аскетические принципы, правила духовной жизни, предлагаемые древними святыми отцами.

С годами, постоянно перечитывая творения святителя Игнатия, начинаешь понимать, что он был еще и очень глубоким мыслителем. Святитель писал на разные темы, у него были трактаты богословского, догматического характера. Например, когда Католическая Церковь провозгласила догмат о непорочном зачатии Божией Матери, святитель Игнатий написал «Православное учение о Божией Матери», где изложил православный взгляд на Пресвятую Богородицу и отличие православного взгляда от католического и протестантского.

Святитель Игнатий много писал о Христе, об искупительном подвиге Спасителя; особые его труды посвящены учению о природе духов: – природе ангелов и души человеческой. И все эти сочинения стали учитываться в православном догматическом богословии. Но самое главное заключается в том, что святитель Игнатий наиболее точно передает нам православное аскетическое делание.

Когда читаешь его творения, понимаешь, что это не просто какие-то теоретические рассуждения. Многие авторы писали о духовной жизни, рассуждали, опирались на святых отцов, у многих можно встретить цитаты древних святых отцов. Но творения святителя Игнатия имеют совершенно особый характер, из них чувствуется, что все это он пережил на свое личном опыте. На страницах его сочинений цитаты из древних отцов буквально оживают, и ты чувствуешь, что все написанное святителем Игнатием прошло через его сердце, через его душу, и было исполнено им в его личном духовном опыте – вот почему, собственно, его сочинение и называется «Аскетические опыты». Когда читаешь эти творения, то сам начинаешь меняться: ты чувствуешь духовную силу, которая проходит через строки его сочинений.

Вспоминается, как одна библиотекарь рассказывала про мужчину, который приходил в библиотеку, это был абсолютно мирской человек, и по его лицу было видно, что он выпивает. В библиотеке он постоянно брал детективы, какие-то легковесные романы; приходил каждый месяц. И однажды он вдруг заказал в этой библиотеке новоизданные творения святителя Игнатия. Почему у него пробудился такой интерес, трудно сказать. После этого он целый месяц не появлялся, а когда пришел, библиотекарь увидела, что лицо этого человека уже изменилось. Когда-то это были тусклые глаза, увлеченые чем-то страстным, чем-то мирским, а теперь в его глазах уже горел какой-то духовный огонек и радость надежды: он обрел выход из своих греховных страстей. Он обрел какую-то внутреннюю жизнь. И действительно, познакомившись с сочинениями святителя Игнатия, этот человек сам стал внутренне преображаться: творения святителя Игнатия не могут оставить равнодушными – читая их, ты сам начинаешь меняться, невольно начинаешь включаться в духовный опыт святителя Игнатия.

О чем же он писал? Он писал о самом главном: назначение человека, говорил он, быть храмом Божиим, быть храмом Духа Святого. Именно таким человек и был создан изначально, когда душа первозданного Адама являлась храмом Святого Духа. Именно это есть цель жизни каждого из нас – стать храмом Божиим. Но человек – это душа и тело, и в душе храмом Божиим прежде всего должны стать наши ум и сердце, ведь от нашего ума и сердца зависит весь образ нашей жизни.

От образа мысли зависит и образ деятельности, говорил святитель Игнатий. И это значит, что прежде всего подчиниться Богу должны ум и сердце, и тогда уже естественным образом подчинятся и душа, и тело. Вот почему нам так важна и нужна именно внутренняя молитва, умное делание, молитва Иисусова.

Святитель Игнатий – аскетический автор, учитель и святой отец – говорил, что умное делание должно быть не только у монахов, но у любого христианина, и у мирянина, может быть, прежде всего.

Чем обычно занят наш ум? Если мы посмотрим на себя со стороны, то увидим, что даже когда мы вроде бы ничего не делаем, наш ум постоянно пережевывает какие-то мысли: строит планы, ставит цели, мы вспоминаем что-то, проскакивают какие-то впечатления: мы вспоминаем чью-то несправедливость, обиды, причиненные нам, это вызывает у нас внутреннее раздражение, и получается, что наш ум постоянно занят чем-то мирским, чем-то низменным и греховным. Мы перемалываем внутри себя какую-то бесконечную мысленную пищу, но пищу отравленную: ядовитые мысли и ядовитые чувства.

Чтобы этого не было, нашему уму нужно дать благую деятельность, и ею станет умное делание. Ум должен занять себя молитвой Иисусовой, обращением ко Господу Иисусу Христу с известными нам словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Почему именно молитва Иисусова, говорит святитель Игнатий? Да потому что спасение людей совершено Господом Иисусом Христом. Христос – это Воплотившийся Бог, в Нем Божество едино с человечеством, поэтому когда мы обращаемся ко Христу, то именно в Нем мы сами можем обрести свое личное обожение. И вот святитель Игнатий считал, что имя Иисуса Христа обладает Божественной силой, ведь это имя не просто человека, а Богочеловека – Бога воплотившегося. Святитель считал, что моление именем Иисуса Христа заповедано Самим Спасителем на Тайной Вечере – он вспоминает слова Самого Господа: Все, о чем ни попросите у Отца во имя Мое, Я дам вам. Просите, и дано будет вам.

Из Священного Писания, из Книги Деяний мы знаем, что апостолы совершали многие чудеса именем Иисуса Христа – им они воскрешали мертвых, исцеляли безнадежно больных, изгоняли бесов… Получается, что имя Иисуса Христа животворно – оно животворит, оно совершает удивительные чудеса и моление именем Иисуса Христа приобщает любого христианина к Его Божественной силе.

Святитель Игнатий предлагает нам важные правила совершения молитвы Иисусовой. Прежде всего он говорит, что это моление должно быть абсолютно бескорыстным: когда мы молимся, мы не должны стремиться получить от Бога какие-то сверхъестественные дары и способности. Многие люди, когда начинают духовную жизнь, считают: «Сейчас я как следует помолюсь, попощусь и обрету какую-то особую духовную силу!». Таким образом христианин впадает в прелесть, ведь внутри начинает возрастать свое «я»: христианин начинает измерять путь своей жизни какими-то как бы заработанными делами – «сколько я уже молился, сколько я уже постился» – и внутри себя начинает давать цену самому себе; возрастает свое «я», и он впадает в гордость, а отсюда и прелесть. Поэтому святитель предостерегал: молитва Иисусова дана нам прежде всего чтобы очистить свои души от страстей греховных, чтобы быть вместе со Спасителем. Это делание должно быть абсолютно бескорыстным: во время молитвы мы не должны искать каких-то душевных наслаждений, сердечного комфорта, молитвенной сладости. Самая главная цель молитвы Иисусовой – это наше покаяние.

Мы все изъязвлены грехами, покрыты коростой греховных страстей, но при этом почему-то не замечаем этого. Цель духовной жизни – как раз открыть самих себя: увидеть себя такими, каковы мы на самом деле, чтобы из этого своего подлинного состояния обратиться к Богу. Прежде всего надо увидеть свою греховность, свою собственную грязь, и тогда уже само собой станет понятным, что цель духовной жизни – это очищение нашей души от грязи. Молитва Иисусова и становится покаянным деланием, которое шаг за шагом открывает нам подлинное наше состояние и помогает очистить наш внутренний мир.

Святитель Игнатий многократно предостерегает от стремления играть своими чувствами во время молитвы. Это искушение случается со всеми нами, когда мы приходим в храм и начинаем задумываться: «Какие внутри меня чувства? Что я сейчас испытываю?» Причастился – и думаешь: «Достойно или недостойно я причастился? Наверное, должно быть какое-то особое состояние внутри?». И здесь очень легко подпасть под искушение своих личных чувств, когда мы начнем пережевывать их и играть ими…

Все это нужно выбросить. Святитель Игнатий говорит, что надо сосредоточиться на покаянной молитве и все внимание нужно заключить в слова молитвы: не гулять умом туда и сюда, но весь ум заключить в слова молитвы. Это тяжело – мысль выскакивает, она торопится или к мирским делам, или иногда даже к каким-то богословским предметам, к чему-то духовному, но молитва дана нам не для размышлений, а чтобы мы молились Богу теми словами, которые мы произносим. Вот почему мысль во время молитвы не должна уходить от произносимых слов. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/uroki-pravoslaviya-uroki-zhizni-svt-ignatiya-so-svyasch-valeriem-duhaninym-urok-2-20-iyulya-2017g;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/uroki-pravoslaviya-uroki-zhizni-svt-ignatiya-so-svyasch-valeriem-duhaninym-urok-3-26-iyulya-2017g

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс