Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №02 (947) → Протоиерей Андрей Канев: Наблюдать обстоятельства жизни для пользы духовной

Протоиерей Андрей Канев: Наблюдать обстоятельства жизни для пользы духовной

№02 (947) / 6 января ‘18

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №48 (945) 2017 – №1 (946) 2018

– Вот и подходят к концу уроки, на которых мы читаем «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова). И знакомились с последней главой этого замечательного творения мы накануне памятной и даже юбилейной даты: 150-летия со дня блаженной кончины автора – святитель Игнатий отошел ко Господу 13 мая 1867 г., в 3-ю Неделю по Пасхе, когда Церковь празднует память святых жен мироносиц и тайных учеников Христа – праведных Никодима и Иосифа Аримафейского.

О праведном Никодиме мы знаем, что он был фарисеем, членом синедриона, и однажды пришел к Спасителю ночью, чтобы беседовать с Ним о необходимости рождения свыше. А праведный Иосиф Аримафейский известен тем, что после распятия и смерти Христа упросил Пилата отдать ему тело Господа, которое при участии праведного Никодима и предал погребению во гробе, своем гробе – его праведный Иосиф приготовил для себя, и данный факт говорит нам о том же, о чем пишет святитель Игнатий в «Слове о смерти»: для спасения человеку необходимо иметь память смертную. Иосиф Аримафейский эту память имел, как имели ее те святые подвижники, что ставили гробы в своих кельях, напоминая этим себе, чем завершается человеческая жизнь и что в ней главное. Именно об этом святитель Игнатий так подробно рассказал в «Слове о смерти» и даже предложил нам духовную инструкцию: как необходимо готовиться и к смерти, и к жизни вечной – блаженной и истинной.

И мы будем говорить, как в наши дни ученики Христовы проходили такую подготовку и совершали переход, а точнее, восхождение от земли к Небу… Таких примеров – ярких, убедительных, наглядных и совсем близких к нам по времени – немного. Но от того они так памятны и так пронзительны; они как будто говорят нам: «И сегодня следовать за Христом возможно, и в наше время подвижничество может быть таким же, как и в первые века жизни Церкви». Об одном из таких подвижников мы уже рассказывали, а недавно в издательстве Сретенского монастыря вышла книга А. Рахлиной «В руки Твои, Господи...», в которой подробно говорится о судьбе священника Игоря Розина. Он и батюшкой был совсем недолго, и по возрасту был не стар, но не годами пребывания в Церкви или просто в этом мире Господь отмеряет нам время земной жизни... Отец Игорь был первым настоятелем храма Святого Георгия Победоносца в городе Тырныаузе (на Северном Кавказе), и его жестоко убили прямо в этом храме после воскресной Литургии 13 мая 2001 года – в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова)... Может ли такое совпадение нам о чем-то сказать или натолкнуть на какие-то размышления?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы прочитали в «Слове о смерти» святителя Игнатия, как один из святых рекомендует наблюдать обстоятельства жизни для пользы духовной. Такими обстоятельствами может быть день памяти святого, в который ты родился, в какой день происходят твои жизненно важные события: может быть, в какой-то праздник или день памяти какого-то святого. Очень яркий и необычный пример наших дней – как ушел из жизни наш современник, священник Игорь Розин, который был почитателем святителя Игнатия и в своем недолгом священническом служении изучал его творения. Впервые мы узнали об отце Игоре Розине от нынешнего настоятеля Тырныаузского храма иеромонаха Игоря (Васильева), прежде служившего там алтарником, а затем сменившего батюшку на его посту. Несколько лет назад отец Игорь рассказывал нам на «Уроках Православия», как их батюшка почитал святителя Игнатия – ревнителя аскетической традиции, учителя покаяния и одного из выдающихся духовных руководителей христиан на пути к вечной жизни.

Отец Игорь очень почитал этого святого, любил его, молился ему и на основе его творений писал свои проповеди.

– Сегодня в тырныаузском храме хранится тетрадь с проповедями отца Игоря, в которой можно найти записи, приуроченные к родительской субботе. В заглавии проповеди сделана пометка: «“Слово о смерти”, святитель Игнатий Брянчанинов», а далее идет сам текст проповеди – 6 страниц убористым почерком. Не о том ли это говорит, что тема смерти волновала и самого отца Игоря? Несомненно! В этом убеждаешься, когда видишь, какие именно слова святителя Игнатия он цитирует. Например, такие грозные и отрезвляющие: «Души людей даже покаявшихся, но не успевших принести никаких плодов покаяния нисходят во ад и терпят там наказания за учиненные ими грехи!» Да, эти слова устрашают, но именно они и могут привести грешника в трепет! Особенно когда смерть уже точно не за горами, и даже не за плечами, а смотрит прямо в лицо!

Кому адресовал эту проповедь отец Игорь? Из дня сегодняшнего нетрудно предположить, что слова эти батюшка адресовал в первую очередь себе. Как, впрочем, и все остальные. Например, вот эти записанные в той же тетрадке слова преподобного Макария Оптинского: «Видящий пред собою лежащего своего мертвеца о нем и плачет и не обращает внимания на чужих мертвецов». Все эти записи и воспоминания людей, бывших в то время рядом с отцом Игорем, говорят нам, что батюшка, желал исцеляться сам, прежде чем исцелять других. Прихожане видели это и потому верили своему пастырю, слушались его голоса. А когда он умолк, то уже дела батюшки стали для них и примером, и ориентиром: так безоговорочно убеждает людей пролитая за Христа кровь. И то, что отец Игорь внешне не предпринял ничего, чтобы предотвратить свою смерть, оказалось вовсе не поражением...

Протоиерей Андрей Канев: – Конечно, это не было поражением. Фраза «поражу пастыря, и рассеются овцы» к этой истории неприменима: пастырь-то не поражен – он бывает поражен, когда он грешит. Когда мы грешим, то поражены лукавым. Тогда священник начинает унывать, перестает молиться, служить, проповедовать, учить. Тогда паства рассеивается, ведь пастырь не выполняет своей функции. А когда он не только проповедник, не только молитвенник, но еще и мученик... Пусть физически он убит, но он не убит грехом, допустим, как я, – еще живой, но в духовном состоянии хуже, чем мертвец. А он предстоит пред Богом и молится за свою паству, которая умножается. Наверняка в число ее входят люди, которые читают книгу о батюшке и его подвиге.

Не случайно же про Древнюю Церковь говорится, что кровь ее мучеников становилась семенем веры. Это было не только в первые века гонений, но и в XX веке, когда страдали наши новомученики. Часто мы обманываемся неправильным представлением о времени – дескать, это было давно, «мифы и легенды Древней Греции». А это не мифы и легенды Древней Греции – это жизнь. И, оказывается, такие примеры, очень интересные, яркие, есть и сейчас, когда к нашему современному священнику приходит убийца и говорит: «Я тебя убью через неделю». А он, понимая, что пастырь не должен никуда бежать, остается верен Богу. Мы знаем примеры, когда люди, видя страдания верующих, пастырей и архипастырей, сами укреплялись в вере. Оказывается, это происходит и в наше время. В книге написано: он пообещал Богу, что добровольно никуда из этого прихода не уйдет (например из-за скудости, бедности, трудностей), и этот героизм – простой, хороший христианский героизм, когда человек остается на своем месте, – просто поразителен. Поэтому пастырь не поражен. Пастыря убили, но он не поражен. Поэтому очень показательно, что после его кончины приход окреп.

– Чему научил прихожан подвиг батюшки, они подробно рассказывают на страницах книги с глубоким и пронзительным названием «В руки Твои, Господи...» (вспомним, что эти слова христиане услышали от Самого Спасителя – последние слова, произнесенные Им с Креста: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой!»). А что означают они для нас? Ответ на этот вопрос мы находим в творениях святителя Игнатия, в его «Аскетических опытах», где запечатлена практика христианской жизни. И отец Игорь (об этом вспоминают его духовные чада) ревностно стремился овладеть этой практикой, чтобы спасти и свою душу, и души вверенных ему Богом людей...

И тут уместно будет вспомнить, что еще до священнического служения профессия тогда еще Игоря Розина была связана со спасением людей: он был альпинистом и работал сначала в Эльбрусском спасательном отряде, а затем в противолавинной службе. Этого спасателя жизней человеческих Господь призвал стать спасателем душ для Царства Небесного. И тот откликнулся на призыв: оказался не только званым, каких много, но и в числе немногих избранных. Размышляя, как по-разному люди могут откликаться на призыв Божий, отец Андрей заметил: есть множество профессий, когда человек трудится рядом со смертью, но при этом ничему у нее не учится.

Протоиерей Андрей Канев: – Я видел людей, которые находятся рядом со смертью, но ничему не учатся – это работники бюро ритуальных услуг, где я встречал людей, которые ни Бога не боятся, о смерти не думают, работая в сфере обслуживания смерти. Поэтому все зависит, конечно, от человека, а не от места.

У отца Игоря действительно особый путь: еще до своего призвания и даже до обретения веры и Крещения он был спасателем в горах. Работа альпинистом – это совсем другая жизнь, это постоянный реальный риск, реальный страх и преодоление страха смерти. Чем занимаются спасатели? Спасением живых и эвакуацией погибших в горах. Поэтому встреча со смертью была у него практической. Можно встречать чужую смерть, но она остается чужой: да, прозвенела такая «напоминалка»: смерть есть, но это чужая смерть. А когда у него погиб сын, это наверняка сыграло бóльшую роль, чем смерть чужих людей – тогда он приобрел опыт личной, трагической потери.

– Младший сын – девятилетний Андрей получил страшные ожоги и отошел ко Господу за 8 месяцев до гибели отца. После этой трагедии батюшка очень переменился, он словно получил в этой смерти некий секретный знак от Бога и жил теперь словно уже и не здесь. Впрочем, и прежде в жизни отца Игоря уже случались и страшные, и удивительные, а главное, поворотные события, тоже связанные с младшим сыном. Вот что мы читаем об этом в книге: «Через Андрея действовал Промысл Божий, именно с ним были связаны важные события, приведшие его отца к вере Христовой, а затем – и к священству, и к мученичеству. А вслед за отцом Игорем шла к Богу и укреплялась в вере и вся его паства…»

Читая «Слово о смерти», мы постоянно обращаем внимание, какой может и должна быть подготовка христианина к смерти. Святитель Игнатий обращает наше внимание: Господь через самые разные обстоятельства жизни многократно напоминает нам и о неизбежности ее конца, и о необходимости подготовки к нему. А еще напоминает, что в мире действует непостижимый Промысл Божий. Мы цитировали слова преподобного Антония Великого, которые святитель приводит в главе «Память смертная». Помните? «Рассматривая превратность жизни человеческой и неизвестность ее конца, этим мы устраняемся от греха. Размышляя о неверности наших жизни и естества, мы приходим к познанию, что Божий Промысл управляет нами, и тогда мы перестаем согрешать и увлекаться вещами пустыми и тленными, тогда уже ни на кого не гневаемся, не стремимся к собиранию земных сокровищ, попираем все тленное... Вся любовь к земному, все обманчивые желания побеждаются в нас боязнью суда, страхом смерти и вечных мук, и этим же страхом душа удерживается от падений...»

Такие слова перестают быть теорией и становятся труднейшей, но исцеляющей душу практикой, когда взрослые люди сталкиваются со смертью детей. И скольких родителей отрезвило, пробудило от сна греховного именно такое невыносимо горькое лекарство, как потеря ребенка…

Протоиерей Андрей Канев: – Недавно я был в командировке на Кавказе и побывал в Беслане, в известной школе, где произошла трагедия; примерно в то же время, когда погиб отец Игорь. Соприкосновение с человеческим горем, с детской смертью, по большому счету с бесовской злобою, – все это заставляет задуматься, что мы, люди, вообще делаем, кто мы, зачем все это и как применимо к твоей жизни... Я был там с военными священниками, для нас провели экскурсию, но не как в музее, а нам рассказывал человек, который реально участвовал в этой трагедии и потерял там своих близких. Когда он показывал нам бесланский спортзал, то обратил наше внимание на места, где выгорел пол, в нескольких местах были проплешины: это места, где не было убитых. Нам показали всю школу, место, где погибли наши спецназовцы... Страшнейшее впечатление от такой человеческой злобы и несчастья этих детей. Но зато как потом объединился город...

Человек, проводивший нам экскурсию, непосредственный участник события, тогда был мусульманином, но после трагедии стал христианином, и вся его семья перешла в Православие. Более того, рядом с этой школой уже почти построен храм Бесланских Младенцев. Нас водили в «Город ангелов» – так называется кладбище, где похоронены все погибшие тогда люди. Мы познакомились с мужчиной, который потерял дочь и все 40 дней жил на этом кладбище; сейчас он все бросил и работает сторожем в этом «Городе ангелов». Такая близость этого горя и понимание, как все очень серьезно...

Когда мы зашли в этот храм, кто-то из священников предложил: «Давайте споем “Христос воскресе!”» – только после «Христос воскресе!» отлегло от души, когда видишь одно горе, одну смерть и страдания людей, мучившихся там три дня: как важно помнить не только о смерти, но и о том, что она все-таки побеждена.

И когда мы вспоминаем об отце Игоре, то не должны думать только о страшном попущении Бога, когда пришел человек и убил священника ножом в грудь (не со спины), а тот ничего, будучи физически подготовленным человеком, не сделал, не сбежал, а принял все как из рук Божиих. У нас не должно быть впечатления, что это какой-то хаос зла – для чего-то это нужно. Как пишет преподобный Варсонофий, потом мы поймем, для чего это нужно: «Замечайте события вашей жизни. Во всем есть глубокий смысл. Сейчас они вам непонятны, а впоследствии многое откроется».

Преподобный Силуан Афонский пишет, что дети сразу переходят в рай и являются молитвенниками за нас. И отцу Игорю тоже для чего-то было нужно такое как бы подготовительное средство, как потеря собственного ребенка. Видимо, это была какая-то ступень...

Кавказ – место, где люди живут немного с другими ценностями. Не случайно его часто называли «горячей точкой», жизнь там воспринимается иначе, чем у нас: ты все спланировал, все благополучно – там ты спланировал, но приходят какие-нибудь бандиты, и все становится по-другому.

– Все может измениться в жизни и без вмешательства злодеев. Например, стихия может принести многим людям и смерть, и потери, и горе, причем одновременно... Именно это и пережил город, в котором служил отец Игорь, когда на Тырныауз сошел сель – так называется поток смеси воды и большого количества обломков горных пород… «Сель» – так названа одна из глав книги об отце Игоре. В ней говорится о том, какое несчастье обрушилось на Тырныауз в июле 2000 года, за 9 месяцев до гибели батюшки. Это событие добило город, процветание которого и так закончилось с началом перестройки. Под мощью стихии рушились девятиэтажные дома вместе с людьми, сносились целые улицы. Кроме того, сель перекрыл реку Баксан, и она, словно в библейской катастрофе, потекла вспять – на Тырныауз, и город стал уходить под воду. Тогда погибло множество людей, еще больше пропало без вести, их тела просто не нашли. В те страшные дни на службе в храме было лишь несколько человек, остальные жители города в такой момент к Богу не пришли… Да и после стихии неделями почти никто не приходил в храм, люди смотрели только в землю. Смотрели и не видели, своими ушами слышали и не понимали, не обращались, чтобы прощены были грехи их...

У отца Игоря разрывалось сердце. Кто знает, может быть, эта катастрофа, показавшая всем, как немощен и хрупок человек, как ненадежны дела рук его, также стала для него поворотным событием? Жители стали уезжать из города, за копейки продавая или просто бросая свои квартиры – они спешили прочь от родной земли. Но были и те, кто остался. И вот ради этих бабушек, ради нескольких человек отец Игорь принял решение никогда не покидать этого места. Никогда. Он решил всецело предать себя и свою паству в руки Божии. И намерение свое исполнил.

Протоиерей Андрей Канев: – Это говорит о многом: о его духовных, душевных качествах. Как пример мне вспоминается подвиг Святой Царской Семьи. Как бы ни говорили о Царе – о периоде его правления, его решениях, личности, все-таки конец – делу венец. Когда я говорю с людьми, сомневающимися в святости Царской Семьи, то рассказываю именно о том, как эти люди закончили свою жизнь. Это говорит о многом, о том, что люди подготовились, уже были готовы... Такие примеры очень и очень поучительны. (Окончание в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс