Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первый вопрос – от телезрительницы из г. Кемерово: «Часто, когда собираюсь на Исповедь и святое Причастие, особенно во время постов, бывает ссора с мужем. Он обижается, и мы можем несколько дней не разговаривать. Считаю, что я всегда виновата, и пытаюсь помириться, но супруг не идет на мировую. Молюсь за нас обоих как умею. Подскажите, как себя правильно вести в данных ситуациях и как их избегать?»
– Есть такое замечательное выражение: решил сделать доброе дело – жди искушений. И когда мы собираемся на Причастие, соединиться с Господом в этом таинстве, то бес может накручивать наших родных и близких и мешать нам достойно подготовиться. Понятно, что мы никогда не будем достойны Причастия, но подготавливаясь постом и молитвой, мы хоть немного очищаем себя. Здесь нужно быть очень внимательным не только во время подготовки к таинству, но и после него – очень часто бывает так: человек причастился и, даже не выходя еще из храма, уже начинает раздражаться, гневаться и, к сожалению, теряет ту благодать, которую получил.
Обижаться на супруга, что у него такие перепады настроения, тоже не нужно: он человек, и каждый, к большому сожалению, не всегда нас понимает, и иногда в чем-то, как нам кажется, мешает. Здесь нужно постараться перед тем как готовиться к Причастию, самого себя настроить, чтобы спокойно помолиться, попоститься и постараться набраться терпения – именно в эти моменты претерпеть какие-то недостатки другого человека, больше их понести. Но если произошла ссора, то это не значит, что нужно отвергать Причастие.
Господь говорит в Священном Писании: «Если ты решил принести дар твой и вспомнил, что брат имеет что-то против тебя, оставь дар, иди примирись с братом – и только после этого принесешь свой дар». И святые отцы трактуют так, что перед Причастием, если человек с кем-то в ссоре, то он должен постараться примириться. Но бывает, как отметила эта женщина, что человек просит у другого прощения, а вторая половина не готова еще смириться, простить. Здесь не нужно возбранять Причастие, нужно чистосердечно попросить прощения у человека, и если уж он не прощает, то это, к сожалению, будет его грех. Но наша задача – постараться примириться и идти спокойно на Причастие. В первую очередь нужно быть внимательными, осторожными, когда готовимся к Причастию.
Но избежать этих ситуаций невозможно.
– Их невозможно избежать. В течение всего дня мы можем несколько раз с кем-то вступать в прения, в перепалки. Всякое бывает в жизни. Другое дело, если мы готовимся причаститься, тогда мы должны внимательнее относиться к себе и набраться больше терпения.
Вы сказали, что, когда начинаешь какое-то доброе дело, появляются препятствия, искушения. Иногда возникают мысли, что при каком-то начинании посланные на пути препятствия как бы говорят, что это дело может быть не угодно Богу. Как понять, это искушения, которые нужно преодолеть, или знаки, которые нужно для себя отметить и понять, что ты, может быть, не туда идешь? Как эти препятствия правильно для себя «прочитать»?
– В первую очередь каждый человек, прежде чем сделать какое-то серьезное дело, должен взять благословение у священника, у своего духовника, посоветоваться с ним, стоит начинать это дело или не стоит. И с благословения, если он его получил, он должен это делать, невзирая на то, что могут быть препятствия. Они есть всегда. Любое дело, какое бы мы ни делали, даже строительство храмов, всегда бывает с различными препятствиями, но мы знаем, что мы делаем это с благословения, ради Бога и не нарушаем никакую заповедь.
Если у человека нет возможности в данную минуту обратиться к духовнику или посоветоваться со священником, а он что-то хочет сделать, в первую очередь он должен задать себе вопрос: «То дело, которое я хочу сделать, не нарушает ли заповеди Божией?» И если это не нарушает никакой заповеди, то человек должен, помолившись, если нет пока возможности взять благословение, начать это делать, – но в ближайшее время, если это все-таки какое-то большое дело, взять благословение (и если мелкое дело, то все равно любое дело мы должны делать с благословения Божиего: на это у нас есть Новый Завет – чудная Книга, которой мы руководствуемся всю жизнь).
Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «У меня вопрос о чтении духовной литературы. Утреннее и вечернее правила, понятно, нужно читать каждый день. Но есть пяточисленные молитвы, творения святителя Димитрия Ростовского, – молитвы к Божией Матери на каждый день седмицы, Богородичное правило, христианские песнопения Приснодеве Марии. И я запуталась, ведь невозможно найти времени, чтобы все это прочитать. Как быть?»
– Как я уже говорил, на все нужно брать благословение. Дело в том, что, когда мы приходим к священнику, к духовнику, который знает нас, наш духовный уровень, он может намного лучше посоветовать, какими молитвами молиться – не просто «читать», как вы говорите: нужно не «читать», а стараться молиться. И, как пишет апостол Павел, хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке – не в больших молитвах и не в многоглаголании суть. Господь обличал людей, которые многоглаголанием занимаются, но при этом душой, сердцем и умом отстоят от молитвы.
У святых отцов есть очень хорошее выражение: лучше пусть будет маленькое правило каждый день, чем большое раз в неделю. Как вы сами замечаете и говорите, вы набрали самовольно множество различных молитв и уже устаете от них – не всегда это получается, вы чувствуете, что это кажется вам уже грехом. Нельзя брать на себя самовольно больше того правила, что положено обычному мирянину. А правило простое: утренние, вечерние молитвы, глава из Евангелия, глава из Апостола. Это самое главное, это минимум, который каждый человек должен читать, а на все остальное – прибавление канонов, акафистов, пяточисленных молитв либо Богородичного правила – нужно брать благословение. Поэтому вам совет: в ближайшее время все-таки поговорить со священником, который вас хорошо знает.
Следующий вопрос: «Нашей маме 90 лет, крещеная, носит крестик, но не молится. По телевизору смотрит только передачи со скандалами и суды. В последнее время произносит негативные пожелания. Что Вы мне посоветуете? Как реагировать, как ее полюбить? Как спасти свою душу? Или мне это во смирение?»
– Как раз очень интересна фраза: «Как мне ее полюбить?» Для любого христианина вопрос о любви к родителям не должен стоять. У нас есть 5-я заповедь, которая гласит: чти отца и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле, если же нет, – смертию да умрешь.
Любовь к родителям – одно из самых лучших проявлений нашей заботы и о своей душе в том числе, ведь Господь сказал: кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть. Поэтому полюбить отца и мать мы должны с детства...
Может быть, мать ворчливая, а верить в сглаз и тому подобное – это уж не совсем правильно; она даже сама говорит, что не хочет им зла, просто жалеет их. На самом деле это проявление материнской любви, то есть она жалеет своих детей, что они с ней намучаются, что она уже старая и приносит им, может быть, какие-то неудобства. Мать как раз проявляет свою любовь, что она не хотела бы этого, – но проявляет такими словами. И говорить, что это какие-то слова, которые могут повлиять на вашу жизнь, не совсем правильно. Человек говорит множество слов, в которых иногда не отдает себе отчет. Жаль, конечно, что она не ходит в храм, не исповедуется, не причащается.
Я бы посоветовал вам набраться терпения, взять себя в руки и понять, что если вы не возлюбите маму, какая бы она ни была, вы будете всю оставшуюся жизнь после ее ухода жалеть. Это понимает каждый человек, потерявший близкого, который даже, может быть, досаждал (мама или папа). После этого люди идут на Исповедь с горькими рыданиями, что не донесли немощь мамы или папы, недодали им любви при жизни. Поэтому давайте любовь сейчас.
А она проявляется в терпении: нужно потерпеть немощи другого человека и с любовью к нему относиться, не обращая внимания на его слова. Тогда вы не совершите множества грехов и ошибок. Если же вы будете искать какое-то себе оправдание, мол, так ведете себя потому, что мать так говорит, – это всего лишь оправдания. Нужно возлюбить отца и мать и донести их немощи, чтобы наши дети донесли наши немощи до конца – все в зеркальном отражении: как вы будете относиться, так и к вам будут относиться. Поэтому потерпите.
Если вы не чувствуете любви к матери, молитесь, чтобы Господь умягчил ваше сердце и дал вам больше любви к маме. Но, в первую очередь, конечно, попросите ее, чтобы она исповедовалась, причастилась. Если она не может выходить в храм, может быть, стоит позвать священника на дом. Позаботьтесь о ее душе, чтобы мама ушла подготовленной, а не только смотрящей телевизор.
Вопрос телезрительницы: «Я со всеми переругалась. Мне нужно научиться смирению… Как сделать первый шаг, чтобы жить в мире со всеми?»
– Это очень и очень серьезный вопрос, ведь мы понимаем: если мы со всеми переругались, значит, в нас нет ни смирения, ни терпения, ни кротости, ни тем более любви. Самое высшее проявление любви к Богу – это любовь к своим ближним. Сегодня мы говорим, что нужно носить немощи других людей. Нужно понять, что сразу приобрести смирение и терпение не получится. Но перед тем как ответить на какой-то вопрос, когда человек вас спрашивает (либо вам надо спросить его о чем-то), – никогда не торопитесь. На секунду задайте себе вопрос: как мне сказать так, чтобы человека не обидеть и в грех не впасть? И вот тогда вы намного меньше согрешите. В душе, может быть, еще будут кипеть бури и страсти, негодование, но вы будете держать их в себе и молиться, чтобы Господь помог приобрести смирение. Мы знаем, что в разговоре, когда человек начинает проявлять агрессию, осуждение, нужно в этот момент не поддаться на это, а постараться более спокойно и смиренно отвечать.
Очень хорошо говорил преподобный Ефрем Сирин – он был образцом покаяния, его молитву мы читаем как образец покаяния Великим постом и делаем поклоны: «Господи, Владыко живота моего...», – он сам описывал свою жизнь и говорил, что был очень гневливым и раздражительным с юности и всю жизнь боролся с этим и победил. Мы знаем конец его жизни – преподобнический. Святые отцы очень хорошо сказали, что когда говоришь, то очень много раскаиваешься, а когда молчал – не каялся ни разу. Удивительная фраза! Нужно больше молчать. Возьмите себе за правило вначале больше молчать, поменьше говорить и задавать себе больше вопросов, чтобы в разговоре не обидеть человека и набраться терпения. А когда внутри будут клокотать страсти, – на это есть Иисусова молитва; молитесь, чтобы Господь помог смириться.
Опять же совет: если у вас нет духовника, то почитайте акафист Божией Матери «Умягчение злых сердец», чтобы Она умягчила ваше, как вы считаете, жестокое сердце, помогла вам набраться кротости и терпения: Она – Образец кротости и терпения, от Нее никто не слышал лишних слов, осуждения – вот вам пример. Возьмите за правило следить за своим языком.
Вопрос телезрительницы из г. Нефтеюганска: «Не могу понять до сих пор: может быть, дело во мне или в священнике, которому я исповедуюсь? На Исповеди у меня душа как бы не облегчается, очень редко бывают моменты, когда летишь после Исповеди на крыльях, так легко и радостно. Но последнее время проблем очень много…».
– На Исповеди, когда человек приходит к священнику как к свидетелю, не всегда бывает какое-то слезное раскаяние. Иногда такое раскаяние, как вы рассказываете, приходит дома, когда человек молится. Это хорошо, замечательно, Господь видит ваше раскаяние. Но факта прощения греха нет до тех пор, пока вы не пройдете таинство Исповеди.
Вы должны понимать и ни в коем случае не осуждать священника, к которому вы ходите: вы идете на Исповедь не к священнику, а к Богу – Господь все видит. И постарайтесь Богу чистосердечно покаяться, не обязательно в рыданиях, не обязательно с поклонами… Вы уже пережили в домашней молитве покаяние, а теперь исповедуйтесь перед священником как свидетелем вашей Исповеди, которому Господь дал власть разрешать или не разрешать грехи. Не обязательно ждать после Исповеди каких-то чувств – не нужно гнаться за чувствами: вы должны чистосердечно, спокойно покаяться Богу, и священник читает разрешительную молитву, а Господь прощает Вам этот грех; ни в коем случае не нужно гнаться за так называемой экзальтацией. А то, что вы каетесь дома, – это замечательно, но по мере возможности ходите в храм на Исповедь.
Следующий вопрос: «Помогите понять суть фразы: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
– Как трактуют святые отцы, нищие духом – это люди смиренные, чувствующие себя нищими, обездоленными в смысле духовных дарований. Смиренный человек всегда наследует Царствие Небесное: Господь говорит, что гордым Он противится, а смиренным дает благодать. Благодать смирения возникает из покаяния, которое мы должны иметь, и смиренный человек никогда не будет кого-то осуждать, никогда не будет завидовать, он будет жить своей жизнью, наблюдая только за собой, исправляя себя и таким образом достигая Царствия Небесного.
Вопрос телезрительницы из г. Ливны: «Я хотела бы задать вопрос о накоплениях. Церковь совсем против них? Ведь иногда бывают такие ситуации в жизни, когда накопления необходимы – например, человек заболел или мечтает совершить паломническую поездку, она же стоит денег».
– Это сребролюбие, когда человек копит деньги только ради того, чтобы накопить. В этом только и проявляется грех. А так человек должен откладывать: у него должны быть средства на непредвиденные случаи. Никакого греха в этом нет. Собирать деньги на паломническую поездку либо на какую-то вещь – здесь тоже нет греха. Другое дело, когда человек просто пристрастен к деньгам и хочет, чтобы их было больше, больше, и собирает деньги просто ради того, чтобы они были, – вот это грех. А копить на что-то и держать деньги, как у нас говорят, «на черный день», на какое-то трудное время вполне можно и нужно. Никакого греха в этом нет.
Вопрос телезрительницы: «Какие акафисты важнее, более почитаемые? Не всегда бывает время прочесть полностью акафист, это занимает более получаса. Можно ли читать частями в течение дня?»
– Повторюсь: брать на себя какой-то молитвенный подвиг, добавлять к обычному правилу, которое состоит из утренних, вечерних молитв, главы из Евангелия и Апостола, акафисты, каноны – все это нужно стараться делать с благословения. Второе. Нет какого-то главного акафиста Божией Матери. Это только у нас в России множество акафистов – например, в Греции нет других акафистов, кроме одного: «Радуйся, Невесто неневестная», это самый главный акафист, который они читают Божией Матери. Божия Мать одна, другое дело, что Она проявила Свою милость к людям через различные чудотворные иконы. И порыв русского человека всегда был как-то особо прославить определенную икону.
Греха нет читать акафист. Даже если у вас не получается читать его полностью, можете читать понемногу. Только надо читать со вниманием – не быстрее пробубнить, прочитать, не нужно себе ставить «галочку», что «вот, прочел – моя душа может быть спокойна». Самое главное – помолиться. Помолитесь, сколько у вас есть возможности: нет возможности прочитать полный акафист – не надо из-за этого отчаиваться. Нет возможности читать акафист каждый день – то же самое.
Но если вы берете благословение у священника читать каждый день определенный акафист, то должны исполнять это благословение. Может быть, стоит подойти к священнику и попросить благословения читать по мере своих сил, иногда молиться акафистным пением. А какая из икон вам ближе, по душе – перед той и молитесь. Но нужно понимать, что Божия Матерь одна, поэтому есть один акафист для всей Православной Церкви – «Радуйся, Невесто неневестная».
Вопрос телезрительницы: «Я хотела задать вопрос по поводу чтения Псалтири. Стараюсь вечером читать по одной кафизме, но, когда читаю не в переводе, не совсем понимаю. Можно ли читать Псалтирь в русском переводе?»
– Как мы уже говорили, акафист, Евангелие или Псалтирь можно читать и на славянском, и на русском. Разница в шрифте небольшая. Самое главное, чтобы вы больше понимали и лучше молились. А на каком языке будете это делать – разницы нет.
Следующий вопрос: «Прочитала, что пожелание удачи – это пожелание беса; нужно желать благополучия и Божией помощи. Насколько это правда?»
– Желать человеку здравия и каких-то добрых благодеяний – никакого греха в этом нет совершенно. Если это пожелание беса, то это должно быть зложелательство – это от бесов, а когда человек желает здравия, семейного благополучия, даже материальных благ, к которым человек благочестиво стремится, – никакого греха в этом нет совершенно. В Церкви принято, когда мы поздравляем человека с днем рождения, с днем тезоименитства, говорить коротко, но емко: желаем здравия и спасения – здравия здесь, на земле, чтобы Господь давал телесное здравие, все остальное приложится (какие бы ни были неприятности, проблемы, все можно пережить, кроме того, когда человек заболевает), и спасения духовного. Если вас что-то смущает, говорите: «Здравия и спасения» – можно так говорить, но пожелать каких-то добрых, хороших дел – почему нет? Пожелать преуспеяния в добродетели, в профессии – никакого греха в этом нет: это не зложелательство, а благопожелание.
Благословите наших телезрителей!
– Дорогие братья и сестры, желаю, чтобы Господь помогал вам духовно возрастать, чтобы Он помогал вам набираться терпения, смирения, кротости. А все это можно сделать только тогда, когда вы будете стараться жить по заповедям Христовым. Помощи вам Божией в вашем доброделании, здравия и спасения. Помогай Господь!
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.