Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (945) → Протоиерей Андрей Канев: Церковь нам говорит, что у человеческой жизни должен быть смысл

Протоиерей Андрей Канев: Церковь нам говорит, что у человеческой жизни должен быть смысл

№48 (945) / 12 декабря ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №47 (944) 2017

– «Слово о смерти» – это творение святителя Игнатия (Брянчанинова) мы читаем на «Уроках Православия» под руководством протоиерея Андрея Канева – неспешно, внимательно, вдумчиво, чтобы усвоить все, написанное когда-то святителем, и его слова не остались для нас отвлеченными размышлениями, а сделались бы руководством к внутренней духовной жизни, а затем стали и нашим личным опытом.

Все, что было записано этим учителем покаяния на бумаге, прежде проверялось им на собственном духовном опыте или после подтверждалось. Последним самым ярким и убедительным подтверждением стала кончина святителя Игнатия (не зря же говорят: «Конец – делу венец». И этот венец, мирный, непостыдный, показал всем – современникам и потомкам, что ни одно из сказанных святителем слов не было праздным. Все они послужили ему оправданием на Суде Божием).

Так уж случилось, что чтение «Слова о смерти» мы завершаем в год 150-летия кончины преосвященного Игнатия (Брянчанинова), отошедшего ко Господу 13 мая (по новому стилю) 1867 года. Незадолго до этого святитель написал письмо-завещание своему младшему брату Петру Александровичу, в котором оставил некоторое распоряжение, поскольку уже чувствовал «приближение общего всем человекам переселения из гостиницы земли в вечность». Зачитаем это завещание.

«Ваше Превосходительство, любезнейший братец Петр Александрович! Видя себя пришедшим в крайнее изнеможение и болезненность, знаменующие приближение общего всем человекам переселения из гостиницы земли в вечность, покорнейше прошу Вас принять на себя, в случае моей кончины, распоряжение всем моим, впрочем, весьма небольшим, имуществом».

И далее святитель в нескольких строках поясняет, кому и что из вещей можно было бы раздать. То-то и то-то могут взять себе брат и его сын, другие вещи можно отдать настоятелю и раздать братии. Здесь святитель Игнатий пишет, что все его имущество состоит из:
1) библиотеки;
2) одежды и облачений;
3) экипажей, карет и зимнего возка.

«А все мои сочинения, – продолжает святитель Игнатий, – остающиеся в рукописях, передаю сполна в Ваши собственность и распоряжение. Вам известен мой образ мыслей и то желание мое, чтобы оставшееся после меня имущество послужило в пользу Церкви, ее служителей и нищей братии».

Когда Преосвященный почил, в день его погребения была отслужена соборная Божественная литургия с панихидой. При погребении присутствовало до 5 000 человек, и капитала после усопшего осталось 7 копеек и 70 рублей долгу. С того дня минуло 150 лет, и сегодня уже очевидно, что все мы без труда можем стать наследниками святителя Игнатия, ибо после его совсем недолгой по нынешним меркам жизни остался огромный духовный капитал, огромное состояние – такое, что воспользоваться им может каждый желающий – желающий спасения. Как его обрести? Например, читать «Слово о смерти». Мы приступаем к изучению последних глав этой книги.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Святитель Игнатий очень много писал, что такое кончина человека, что такое смерть, откуда она появилась, какие могут быть варианты загробной жизни человека. И святитель останавливается на очень важной теме: память о смерти. Мы уже говорили, что наш современный мир, современная культура не собирается умирать. Мы все, как говорят некоторые чиновники, воспитываем образованных потребителей, и такому человеку не до смерти: он должен потреблять, должен есть, пить, веселиться.

А Церковь нам говорит, что у человеческой жизни должен быть смысл. И смысл этот не в том, чтобы достичь сытости или каких-то состояний успеха, славы и т.д., а в том, что человек должен подготовиться к смерти. Он должен подготовиться к переходу, потому что смерть, собственно, является переходом, а за смертью – вечность. Вот к вечности и нужно подготовиться. «Употребим земную жизнь нашу, этот великий дар, соответственно назначению, указанному ей Богом, на познание Бога, на познание самих себя, на устроение своей вечной участи. Не будем терять времени, воспользуемся им правильно: в другой раз оно не дается; потеря его невознаградима. Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай» (святитель Игнатий).

– «Великое дело – помнить смерть и понимать ее значение, – писал в одном из писем святитель Игнатий. – От таких памятования и понимания жизнь человека может совершенно измениться и стать богоугодной». По сути, здесь кратко сказано то, о чем в «Слове о смерти» говорится подробно. Там святитель проделывает огромный исследовательский труд, в котором открывает нам, что есть смерть в духовном понимании. При этом святитель постоянно обращает наше внимание, что все эти слова сказаны не им, но он нашел их в Священном Писании, богослужебных текстах, житиях святых, творениях отцов.

Увы, многие христиане проходят свой земной путь, так и не прикоснувшись к этой духовной сокровищнице. Жаль!

Ведь когда завершается время жизни, люди покидают этот мир неготовыми к жизни вечной, будто они никогда и не знали, что переход произойдет – будто лишь врачи, спасатели да священники знают, что смерть в мире существует и рано или поздно она придет к каждому (хотя именно у священников есть возможность видеть, как важна для каждого человека подготовка к такому переходу).

Протоиерей Андрей Канев: – У духовенства, конечно, есть такой опыт встречи со смертью. Это происходит, как правило, в двух случаях. Первый – когда призывают священника к умирающему, и ты смотришь на человека и пытаешься с ним общаться, призвать к покаянию. Или, наоборот, слушаешь его Исповедь и понимаешь, что человек уже вот-вот перейдет границу жизни и смерти, которая уже видна.

Знаете, какой еще интересный опыт бывает у духовенства? Когда тебя зовут к больному человеку, который очень долго и сильно мучается… В Требнике есть чин, канон («Канон молебный при разлучении души от тела») – не какой-то секретный, но необычный тем, что священник за этого человека умоляет Бога: «Господи, вот он мучается, возьми его, пожалуйста, и прости ему грехи». Мой знакомый священник рассказывал, что дважды или трижды у него бывало так, что он читал этот чин о страждущем, уходил, доезжал до храма, и ему звонили сказать, что этот человек уже умер. Представляете? По большому счету, ты просишь человеку смерти. Вот такое очень глубокое, необычное переживание.

И второй случай – это, конечно, отпевание, порой у нас бывает несколько отпеваний в день – в храмах при больницах их бывает даже очень много. И священник волей-неволей сталкивается со смертью. Причем видишь разных людей: и пожилых, и молодых, как их провожают родственники и как они относятся к этому процессу. Недавно я общался с семьей, которая потеряла сына 20-ти с небольшим лет, успешного, молодого, подающего большие надежды. Раз – и человек умер в один момент! И конечно, поскольку он молодой, на похороны пришло много знакомых. Как правило, так и бывает: чем человек старше, тем у него меньше провожающих, чем он моложе – тем больше (кроме младенцев, конечно). Проводы человека в вечность, с церковной точки зрения, – событие рядовое. А для ровесников умершего, которым тоже от 20 до 30 лет, это оказались вообще первые похороны. И потом родители этих молодых людей (которые, по большому счету, уже взрослые люди) делились тем, в каком шоке находились их дети, впервые столкнувшись со смертью.

Как мы уже говорили, в традиционной культуре смерть воспринималась как часть жизни, а у нас, получается, из-за того, что срок жизни стал долгим, мы стараемся изолировать детей от этой темы. У нас 20-летние люди впервые сталкиваются с проблемой, что смерть, оказывается, существует. Хотя они смотрят боевики, в которых тысячами косят врагов, или какие-нибудь ужастики, где вживую едят людей, смотрят видео, где люди чуть ли не онлайн кончают жизнь самоубийством, – все это воспринимается как некое виртуальное пространство, которое тебя не коснется. А оно коснется! Но человек, получается, не думает об этом… А христианину надо думать: воспоминание о смерти, об этом переходе и об ответственности за свою жизнь имеет очень большое практическое значение. «Когда человек часто будет размышлять, что все земное временно и непременно кончится смертию, и что смерть сия придет неизвестно когда – чрез многие ли годы, или завтра, или чрез неделю, – тогда родится в нем забота о приуготовлении себя к вечности» (святитель Игнатий).

Если говорить о творениях святителя Игнатия, то все они не теоретические, а практические. Тем более «Слово о смерти» как одно из последних его произведений. По большому счету, святитель писал его, предощущая свою кончину; наверняка Господь уже открыл ему, что она будет скоро. Приготовление к своей кончине, конечно, было у него всю жизнь, но особенно тогда, когда этот переход был уже близок. Причем мы знаем, что кончина у него была такая, о которой мы молимся на Литургии, на вечернем и утреннем богослужениях: «Господи, кончину непостыдну и мирну подаждь нам». В свидетельстве келейника мы читаем, что, когда он зашел в келью святителя Игнатия, тот уже преставился, умер. Но как умер? С молитвенником в руках, то есть во время молитвы.

– Вот как говорится об уходе святителя в некрологе газеты «Московские ведомости»: «В самый день его кончины, утром в 7 часов он выкушал чашку чаю; но когда, спустя не больше часу, вошли к нему в комнату, то нашли его уже бездыханным: он лежал на постели с открытым молитвенником в руках… Итак, ангел смерти явился к нему в то время, когда он не имел уже сил встать на молитву, но хотел и возлежа на одре не разлучаться с той, многим незнакомой, книгой, которая для верующих и благочестивых людей есть неисчерпаемый источник духовного утешения… Блаженная кончина!»

А вот что говорится и о предшествующих событиях в замечательной книге «Златокрылый феникс»: «В день Светлого Христова Воскресения 16 апреля 1867 года свт. Игнатий совершил Литургию, но так утомился, что келейники с трудом довели его до келии. И тогда он объявил, что для него настала необходимость готовиться к смерти – к переходу в вечность. От Пасхи до кончины у него случилось несколько небольших ударов, но он до конца оставался на ногах. А когда утром 30 апреля, в неделю святых жен-мироносиц, келейник вошел в комнату Владыки, то обнаружил его уже отошедшим в вечность. Смерть, придя к святителю Христову, нашла ум его занятым молитвословием. Лицо почившего епископа сияло радостью светлою, неземною». Так, уча других, он сумел сам сделать то самое важное, что и должен сделать человек в своей земной жизни, – приготовиться к жизни вечной в Царствии Небесном. И даже был об этом переходе извещен заранее.

Протоиерей Андрей Канев: – Есть примеры (у того же святителя Игнатия), что нераскаянных грешников Бог забирает неожиданно, а когда человек готовится и проходит путь подготовки, то кончина его может быть «непостыдной и мирной», как у преподобного Серафима, который умер во время молитвы, и как у святителя Игнатия. Конечно, обстоятельства кончины человека могут быть разными и тут нельзя судить только по ним. Бывает, что и в наше время человек может умереть за веру от рук каких-то злодеев, что и происходит. Бывает, человек мирно уходит из жизни, а бывают внешние трагические обстоятельства. Но важно, как человек внутренне подготовился к этому переходу. Святитель являет нам замечательный пример, опять же не теоретический, а практический. В главе «Память о смерти» он как раз и раскрывает очень глубокий внутренний процесс подготовки.

– В «Слове о смерти» святитель обращает внимание и на те опасности, которые поджидают христианина на этом пути. Он пишет, что нам, немощным и страстным, необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти, усваивать сердцу навык размышления о ней, но такое размышление бывает крайне противно сердцу грехолюбивому и миролюбивому (в данном контексте слово «миролюбивое» означает сердце, любящее мир греховный и привязанное к нему). Но предупреждает, что некоторым христианам, в силу их духовных немощей, подобное аскетическое делание бывает поначалу противопоказано.

Протоиерей Андрей Канев: – В прошлой нашей передаче я говорил, и еще раз повторюсь, что эти уроки – для тех христиан, которые уже поборолись с печалью. Тому, кто находится в печали (как страсти), все разговоры о смерти, о подготовке к ней будут, наверное, пока еще преждевременны. Но христиане, уже поборовшиеся с этой страстью, просто должны об этом помнить.

– Как все мы должны помнить, в чем проявляется и чем побеждается эта самая страсть печали...

Протоиерей Андрей Канев: – Страсть печали, по большому счету, проявляется в том, что это страсть богоборческая (если совсем обострить для понимания). Почему богоборческая? Господь о нас все промышляет – если перевести это на доступный для понимания язык, Он, как Любящий Отец, заботится о каждой секунде нашей жизни и, соответственно, дает нам все, необходимое для спасения: обстоятельства жизни, состояние здоровья, обстоятельства в обществе, взаимоотношения с близкими, удачные или неудачные, – все это попускается по воле Божией. Это может быть прямая воля Божия, когда Господь захотел, чтобы так было, и попустил для какой-то нашей пользы. А когда человек, сталкиваясь с этими обстоятельствами, начинает роптать, внутренне не принимать их, то у него по гордости рождается страсть печали как противление, несогласие с тем, что Бог ему дает.

В духовном плане это часто проявляется в том, что человек внутренне не хочет принимать себя грешником. Теоретически он это знает, прочитал, а до сердца, до его глубины не дошло – до практики не дошло. И когда человек слышит о покаянии, будучи в состоянии печали, по сути богоборчестве (ведь покаяние – это заповедь Господня, заповедь Евангелия, пропитанного покаянным духом), он начинает впадать в самоедство – по примеру Иуды, который увидел себя согрешившим, но не пошел, как апостол Петр, каяться: пасть в ноги Христу и умолять о прощении, а пошел и повесился, покончил с собой – у него наступило отчаяние: он не верит в Бога милующего!

Я вел переписку с одной женщиной, которая говорит: «В Бога верю, но в то, что Он милосерден, не верю. Я обречена на смерть, я погибну» – и так далее. Наверное, у человека уже психиатрические проблемы, но, так или иначе, они имеют духовную базу – глубокую страсть печали. К сожалению, такому человеку обличение его грехов идет пока не в пользу, а в его привычную страсть – отчаяние и печаль.

«Печаль – это огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него» (святитель Игнатий).

Поэтому любое напоминание такому человеку о смерти пока может послужить причиной для впадения в печаль. Ему надо идти к священнику, духовнику или найти его. И такого человека надо поднимать еще очень долго: он будет расстраиваться по всякой мелочи, а священник должен его ставить на ноги; он снова будет расстраиваться – снова ставить на ноги. И со временем человек окрепнет.

– А наши уроки пусть пока не смотрит?

Протоиерей Андрей Канев: – Как хочет, тут мы ему запретить не можем. Но такая беда есть: человек верит в Бога, но не верит в Бога Милующего. Понятно, почему: так надо врагу, чтобы погубить человека. Хотя все Евангелие говорит, для чего пришел Христос Господь – спасти погибшего. Все непросто, и у человека бывают и такие искушения… Тем не менее давайте все-таки поговорим о нашем учебнике, попробуем понять, что святитель Игнатий опытно передал нам для нашей пользы.

– «Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти, – пишет святитель, – служит воспоминание и размышление о смерти. Оно заповедано нам Господом, и Священное Писание Ветхого Завета говорит об этом так: во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). Святые иноки с особенной тщательностью возделывали эту часть умственного подвига».

Протоиерей Андрей Канев: – Святитель Игнатий пишет о памяти смерти как об упражнении. И действительно, это упражнение. Христианская жизнь, как бы ни хотелось нам весело и счастливо пожить на земле, является трудом. Христианская жизнь – это крестоношение. Господь в Евангелии говорит: возьмите крест свой и следуйте за Мной – кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу ради Евангелия, спасет ее. Это Евангельский призыв, что христианская жизнь должна быть трудом. И один из таких трудов, очень поначалу тягостных, неприятных, – это, конечно, духовное упражнение памяти о смерти; не когда просто «нахлынуло» по причине каких-то обстоятельств, а именно упражнение.

Святитель Игнатий пишет, что Священное Писание заповедует: помни кончину свою и вовек не согрешишь. Ведь это же заповедь, и, если ее разобрать, то, во-первых, это повеление Бога помнить об этом переходе, а во-вторых, нам раскрывается духовный смысл того, что это еще и средств борьбы с грехами. Мы часто думаем, как бороться, как разобраться со своими грехами, что надо делать, как их очистить и не впасть в новые прегрешения, а в Священном Писании нам, оказывается, все открыто – не случайно оно называется Книгой жизни. И этот опыт использовали как те иноки, о которых пишет святитель Игнатий, так и он сам. Если перенести это на физкультуру, спортивные занятия, то мы знаем, что спортсмен должен упражняться: в день столько-то пробежать, поднять определенный вес, сделать ряд упражнений. И делать это нужно регулярно, иначе успехов он не достигнет. И духовные труды – не какой-то разовый момент, но, раз это упражнение, они должны иметь некую регулярность и требуют усилия воли для выполнения. Святитель Игнатий говорит, что это «превосходнейшее упражнение» для подготовки.

– Аскетизм – это подвижничество, постоянное совершение подвигов при помощи благодати Божьей ради пребывания в общении с Богом в этой жизни и в будущей.

Протоиерей Андрей Канев: – Подвиг – это не какая-то слава, награды, но когда человек себя заставляет что-то делать: «подвигнул» – «заставил двигаться». Поэтому подвижниками, по большому счету, должны являться все христиане. Мы обычно воспринимаем подвижника как уже находящегося в лучах Божией славы, когда это прозорливец, великий постник. Но даже самый простой человек, обычный грешник, как все мы, если он начнет потихоньку трудиться, уже подвижник. К чему я это говорю? Чтобы мы не думали, что это не про нас, а про великих и опытных. Великие и опытные все уже прошли, а написано это как раз для нас, неопытных и невеликих. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс