Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Прежде всего мы хотели бы Вас поздравить с высокой государственной наградой – совсем недавно ее вручил Вам наш Президент. От нашего телеканала и от телезрителей передаем Вам огромные поздравления.
– Спасибо большое. По-человечески приятно, но я совершенно четко понимаю, что это награда не только мне как личности, но это и уважение к нашей Церкви, к нашей митрополии. Конечно, благодарен Президенту и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Вчера было 100-летие избрания Патриарха Московского Тихона, святителя, завтра день рождения нынешнего Патриарха Кирилла. В первую очередь, наверное, нужно отметить события 100-летней давности – возобновление Патриаршества. Чем это было для нашей страны, какую пользу принесло это решение?
– Восстановление Патриаршества на Руси… 200 с лишним лет Русская Православная Церковь без главы, без Святейшего Патриарха. Формально главой Церкви считался император, а с церковной стороны – Священный Синод. Но ведь и Священный Синод не был свободен: без обер-прокурора не могли решаться никакие вопросы. С другой стороны, самое важное – кадровая политика. Только с одобрения императора по представлению обер-прокурора Священного Синода избирался и утверждался епископат, происходили назначения на более важные церковные должности – это настоятели, наместники монастырей и другие лица из духовенства, которые входили в систему управления Церковью.
И вот восстановление Патриаршества, и самое главное – в какой период? Предсоборные дискуссии шли не один год. Выработка документов по решению насущных вопросов Церкви – их огромное количество. Ну и, конечно, кульминация – восстановление Патриаршества. Церковь обрела главу, Церковь стала полноправным организмом, ибо что такое быть без главы, без Патриарха? Это нечто близкое к западной системе, и даже не к католической, а протестантской – некая коллегия, которая зависела от государственной машины. И вот избрание Патриарха в столь сложный исторический период для нашего Отечества и Церкви – это особый Промысл Божий.
И мы затем увидим, как мужественно, жертвенно новоизбранный Патриарх Тихон защищал Церковь. Он смело говорил в глаза новой власти, что не должно поступать так безбожно: не должны власти ругаться над святынями, не должно быть в России того, что начало происходить, – гонения на Церковь и практически физическое уничтожение духовенства. Если представить, что это был бы опять коллективный орган, даже Священный Синод, думаю, не удалось бы сделать то, что сделал Святейший Патриарх Тихон.
К сегодняшнему дню глава Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вот удивительно: Господь избирает на Патриарший престол Своим особым видением и Промыслом. Тоже непростой период в жизни нашего народа, в жизни государства – мы видим, что происходит в целом вокруг России, как все направлено на то, чтобы ослабить влияние России не только вовне, но и внутри, ослабить все институты. Святейший Патриарх Кирилл сегодня, я бы сказал, имеет не только особую харизму, но и силу воли и смелость вести корабль церковный по этому действительно волнующемуся морю страстей мира, где основной бунтовщик как был, так и есть кто? Дьявол, сатана. Конечно же, через людей.
Мы сегодня встречаемся накануне дня рождения Патриарха Кирилла. Обычно говорят: надо поздравить. Я шел к вам и думал: а что можно сказать Святейшему Патриарху? Говорят очень много добрых слов, ему шлют телеграммы, поздравляют люди различных рангов начиная с Президента, главы государств, патриархи, представители Церквей. А что мы можем сказать Патриарху? Я хотел бы только одно сказать: Ваше Святейшество, самое главное в день сегодняшний, чтобы мы – архипастыри, пастыри и народ Божий – были вместе с Вами. Потому что очень важно, чтобы Вы чувствовали поддержку, чтобы чувствовали, что огромный церковный корабль России доверен именно Вам, но и мы, каждый на своем месте, действительно все делаем, чтобы быть Вашими не только помощниками, но и соработниками. Конечно, мы же говорим: дай Бог Вам и крепости физических сил, и помощи Божией, и духовной крепости, дай Бог, чтобы под Вашим руководством Русская Православная Церковь шла через волнующееся море страстей к тихому пристанищу, ко Христу. С днем рождения Вас, Ваше Святейшество!
У нас звонок: «Разрешите мне пожелать, чтобы наши средства массовой информации не только по телеканалу „Союз”, но и по другим каналам рассказывали о большом подвиге наших Святейших Патриархов – Алексия I, Сергия (Страгородского), Пимена, конечно, Алексия II, потому что много еще людей в России не знают об их большом подвиге».
– Анатолий Николаевич, я хочу сказать, что это наша с вами общая задача: как мы будем активно говорить о роли, месте, значении наших первосвятителей. И от нас тоже зависит, как мы будем влиять на средства массовой информации. Я думаю, мы вместе должны этот облик формировать. Спасибо вам большое за доброе пожелание, обязательно Святейшему завтра передам ваше поздравление!
Разговор мы начали о Патриаршестве. Когда был избран Святейший Патриарх Тихон, мы уже отметили, у власти были откровенные безбожники; Вы уже упоминали о физическом истреблении священства, духовенства и даже простых мирян. Следующие Патриархи – Святейшие Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II. Патриаршество в советское время – каким оно было, какова была роль Патриархов в этот тяжелый период?
– Это было крестоношение. Оно было не только в советское время, но на протяжении всей истории. И в советское, и в постсоветское время деятельность, жизнь и труды Патриархов – это особый подвиг. Каждый из них имел свою историческую миссию. Часто Патриарха Сергия обвиняют в некоем соглашательстве, предательстве. Но Бог его уже будет судить, а не мы с вами. Мы можем сказать только: во многом благодаря его мудрости и стойкости Господь сохранил Церковь. Господь сохранил преемственность епископата, а через епископат и всего духовенства. Судить легче, а если представить тот период, наверное, мы не знаем, кто и как бы поступил. Ведь он что делал? Он жертвовал собой. Вы думаете, Патриарх Сергий не понимал, что к нему будет много претензий и во времена его бытия, а тем более после смерти? Все понимал. Но у него была одна задача – сохранить церковный корабль Русской Православной Церкви. Может быть, кто-то скажет: надо было довериться только Богу. Но ведь Господь же послал и Патриархов, и епископат, и духовенство, и весь народ Божий, значит, мы должны что-то делать.
Далее – Патриарх Алексий I. Его жизнь тоже была непростая: это и начало становления Церкви после безбожного разгула, когда многие епископы, духовенство были физически уничтожены, десятки, сотни тысяч благочестивых мирян погибли за веру. Надо было выстраивать церковную жизнь. Это выпало на долю Патриарха Алексия I. Посмотрите, надо было восстанавливать и епархии, а значит, где-то брать епископат. И он смело обращался к Сталину, правительству, чтобы освободили из тюрем епископов. Надо было находить достойных кандидатов в епископы, возрождать духовные школы, академии, семинарии, выстраивать систему приходской жизни – и все это было при нем. Это было мудро.
Я еще застал его, когда учился в семинарии, – никогда не забуду: этот умудренный старец никогда не пропускал возможности общения с нами, совсем юными семинаристами. И как бы уже было время вместо хрущевской оттепели для политиканов, для Церкви – вновь лютые морозы гонения, в более изощренной форме. И вот Святейший Патриарх приезжал к нам и действительно, как отец, беседовал с нами, с юнцами, поддерживая нас – это давало силы и вдохновение. А затем период хрущевских гонений. Еще тяжелей было. Ведь, с одной стороны, был какой-то период, когда после встречи со Сталиным начали открывать храмы, появилась некая свобода, уважение. И вновь… Что значит «закручивание гаек»? Храмы рушатся, клевета на духовенство. Я сам еще застал время, когда комсомольцы с дружинниками стояли, не пуская нас в храмы – и не только на Пасху или Рождество, но и в другие значимые праздники. Все это надо было вынести, все это ложилось, в первую очередь, на плечи, на сердце, на душу Предстоятеля Церкви.
Потом – Святейший Патриарх Пимен. Тоже непростой период. С одной стороны, постепенная как бы свобода церковной жизни: не обижают, но и не дают развиваться. И в этот период тоже надо было, мудро защищая Церковь, все-таки вести ее. Вспомните 1988 год, тысячелетие Православия: еще Советский Союз крепок, хотя уже где-то шатается… Не хочу лишнего говорить, но сегодняшний Патриарх Кирилл, тогда юный еще епископ, многое сделал, чтобы убедить и власти отпраздновать 1000-летие Крещения Руси как церковно-государственный праздник. Это было – я не хочу даже употреблять слово «победа», нет, – все-таки достойное место роли Церкви в жизни и истории нашего великого Отечества.
Ну, а затем 1991 год. Мы не будем говорить, что было, все знаем – то, что называется сейчас «постсоветский период». И в этот период вступает Святейший Патриарх Алексий II. С одной стороны, идет активный подъем церковной жизни, развитие, открываются монастыри, храмы, появляется масса совершенно нового духовенства, новая система образования, такие первые ласточки, как Свято-Тихоновский православный университет (сначала институт). Все это было при нем. И тоже не так все просто было.
И существует поныне.
– Существует и поныне. А вспомните 1991 год – путч, службы в Кремле. Я помню этот период. Как надо было мудро поступить, когда, говорят, власть переменилась. За кого молиться и как молиться? Но Патриарх Алексий, посоветовавшись с членами Синода, принимал мудрое решение. А 1993 год?
Мирил же в 1993 году Святейший...
– Да, страна стояла на грани гражданской войны… Пусть никто никогда не говорит: «Зачем Церковь вмешалась!» – я могу совершенно четко сказать: настанет время некоторые факты привести, я был тогда прямым участником этих событий. Если бы не Церковь, то неизвестно, сколько крови пролилось бы в России.
Здесь мы подходим к фигуре Святейшего Патриарха Кирилла. Не потому, что он сегодня Патриарх и надо говорить только хорошее, возвышать, возвеличивать. Но это же факт, что в эти сложные времена (не отнимаем значения Патриарха АлексияII) все же главным идеологом, мотором и двигателем был Святейший Патриарх Кирилл. Я никогда не забуду: мы были вместе, когда на мост вывели танки, и Святейший (а его все останавливают) смело поехал именно к танкам, чтобы остановить кровопролитие. Период Патриарха Кирилла вообще у нас в России постсоветский и сегодня непростой. Непростая обстановка вокруг России, политическая ситуация, желание дестабилизировать жизнь внутри страны некими силами, для которых Россия – не Родина, а «эта страна». Здесь мудрость Патриарха Кирилла и как Патриарха, и как общественного деятеля, и как человека, имеющего огромный опыт в деле общественного согласия, имеет свой неоценимый вклад. Я мог бы говорить о многих аспектах – о том, что сегодня епископат у нас уже в два с лишним раза увеличен, чем это было раньше, сегодня у нас духовных учреждений десятки насчитывается.
У нас появился телеканал «Спас», сегодня так свободно мы говорим на вашем замечательном телеканале «Союз». Церковь вышла из замкнутого пространства на общественное поле. И это очень важно, что Церковь не ограничивается сегодня только церковной оградой. Это и социальное служение, работа с военнослужащими, и тюрьмы, и многое другое. То есть Церковь живет полнокровной жизнью, а значит, есть люди, которые в лице патриархов, как мы говорили выше, как мудрые кормчие, как хорошие капитаны, ведут церковный корабль. И у нас опять только одно пожелание – крепости и сил, чтобы мы это волнующееся море спокойно прошли.
Есть вопрос от телезрителя: «Можно ли сохранить Россию без Бога? Возможно ли это?»
– Этот ответ уже дан. Весь ХХ век идеологически, на государственном уровне строили – под именем Советский Союз – Россию без Бога. Результат какой? Мы потеряли довольно много, то, что было приобретено предшествующими поколениями с Богом. А без Бога не удается сохранить Россию. И не удастся. Мы поем в храме: «Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение!» Ну а здесь, несмотря на то что мы на православном телеканале, хочу сказать: нельзя без Бога и без согласия. У нас многонациональная, многоконфессиональная страна – мир и согласие наших народов это одно из важных, необходимых условий не только для сохранения, но и для величия России.
Святитель Тихон во время событий начала 20-х годов ХХ века провозгласил, наверное, парадоксальную христианскую позицию. Во время братоубийственной бойни он говорил, что следует соблюсти одну заповедь – возлюбить врага своего. Мы говорим о любви к ближнему, а как возлюбить врага, человека, который тебе вредит или даже желает тебе смерти?
– Это уже наиболее высокая степень духовного состояния – любовь к врагам. Но опять, надо как возлюбить? В первую очередь – не осуждать, не предпринимать действий, которые могли бы нанести вред. А эти действия различные. Что хотите можно оклеветать, в суд подать, можно подраться. Остановиться от грубых проявлений ненависти, которые выражаются в реальных делах, – это первое.
Второе – когда приходит плохая мысль, все бурлит у тебя в сердце: мол, давай я ему… Здесь-то становись и начинай молиться. Как молиться? Если не можешь, несовершенен еще своими молитвами, возьми Псалтирь и почитай кафизму.
Надо сделать и другое. У тебя бурлит все в сердце, в уме – тогда десяток поклонов, прямо за него: «Господи, не знаю, что мне делать, спаси и помоги моему брату (сестре), пошли в мое сердце тишину!» И другое: если твой враг, как ты говоришь, попал в какую-то трудную ситуацию, – напрямую или опосредованно, чтобы его гордыню не разжигать, сделай ему доброе дело. И так постепенно научишься любить врага своего. А образец самый высший – это Христос. Его распинают, Он тяжко страдает, но обращается к Богу Отцу: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».
Спасибо, очень познавательно и жизненно. Думаю, мы не можем обойти одно событие в вашей епархии – строительство Казанского собора. Это выдающееся событие, стройка епархии и всего Татарстана. Расскажите, пожалуйста, о ходе строительства.
– У меня вчера была программа на «Спасе», встреча с неверующим человеком. Он задавал вопрос, есть ли чудеса. Я ему говорю: есть. Он просит: а конкретно? Я говорю: воссоздание собора в честь Казанской Божией Матери на месте ее явления, который был разрушен, поруган. Шли годы, и никто не надеялся, что когда-то собор будет восстановлен. Два года назад, в День народного единства, президент Татарстана издает указ о воссоздании собора (правда, там параллельно и строительство Болгарской исламской академии). Практически за год собор подводится под купола. Это величественный собор.
Я бы сказал, это дело не только Казани и Татарстана, – с Казанской иконой Божией Матери связана судьба России, ведь в те далекие смутные времена ополченцы шли с иконой Казанской Богоматери, ведь призвал к народному ополчению не кто иной как Святейший Патриарх Ермоген из подземелья, бывший митрополит Казанский, бывший священник, который взял на свои руки икону Казанской Божией Матери. А затем все эти века Казанская икона Богоматери оберегала Россию. Думаю, это наша общая задача.
Я часто обращаюсь: «Друзья, торопитесь что-то вложить в строительство Казанского собора на месте явления иконы. Уж очень быстро все у нас идет. Захочется потом – не успеете!» Сейчас, слава Богу, и руководство республики, и Шаймиев, который возглавляет фонд возрождения, первый президент Татарстана, и наша митрополия очень активно занимаются воссозданием собора.
Хочу сказать, самое главное – что собор именно воссоздается, он строится точно на том же фундаменте, хотя был сильно разрушен; но сохранилось место явления Богоматери в старом соборе, несмотря на то, что собор был весь разрушен и взорван. Там будет, как и прежде. Елисаветой Феодоровной был оборудован особый пещерный храм внизу. Это, пожалуй, будет единственный на месте явления Казанской иконы Божией Матери. Надеемся, что к следующему году мы увидим собор во многом внутренне благоукрашенным… Наверное, наши зрители знают, что закладку собора совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Посещайте место явления Казанской иконы Богоматери.
Время Вам обратиться к нашим телезрителям, подытожить наш вечер.
– Мы начали говорить о Патриархах, опять возвращаемся к столетию. Мы должны свято чтить память святых Патриархов наших, в первую очередь, Патриарха Тихона, не забывать и тех, кто был после него: Сергия, Алексия I, Пимена, Алексия II.
Конечно, вновь и вновь скажем Святейшему Патриарху Кириллу: Ваше Святейшество, с днем рождения! Дай Бог Вам крепости духовных и физических сил. Чтобы и мы, архипастыри, и пастыри, и паства, радовали Вас одним – своим единством и соработничеством во благо спасения душ, во благо величия России и Русской Православной Церкви.
Спасибо Вам, что нашли время прийти к нам, за прекрасную беседу и за теплые слова.
– Благодарю. Дай Бог телеканалу «Союз» благословенных успехов. Несите свою миссию в деле просвещения народа Божиего.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы! Братья и сестры!Я хотел бы сердечно всех вас поблагодарить за то, что вы в этот будний день собрались в таком множестве, чтобы вместе со мной помолиться. Я не праздную сегодня никакой круглой даты – просто очередная веха жизни. Но если она сопровождается общецерковной молитвой, то становится очень важным духовным моментом лично для меня. Я сознаю, что мои немощные силы укрепляются молитвой многих архипастырей, пастырей, народа Божиего.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.