Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (938) → Архиепископ Петергофский Амвросий: Законы духовной жизни, как и законы природы, никто не отменял, изменить их просто невозможно

Архиепископ Петергофский Амвросий: Законы духовной жизни, как и законы природы, никто не отменял, изменить их просто невозможно

№41 (938) / 1 ноября ‘17

Архипастырь

Память начала гонений на Церковь, начала подвига новомучеников и исповедников Российских… Можно ли сказать, что сегодня люди (в особенности студенчество, молодое поколение) этот подвиг как-то осмыслили, поняли, или же нам это только предстоит, и мы в начале такого осмысления?

– Мне кажется, если говорить о молодом поколении, то нужно понимать: если это церковные люди, тем более студенты духовной академии, то, безусловно, они соприкасаются не только с этой темой. Они знают о новомучениках. Конечно же, они более погружены в ту ситуацию, столетие которой мы начали вспоминать в этом году.

Я приведу такие факты. Духовная академия в городе на Неве была закрыта среди всех духовных академий тогда еще Российской Православной Церкви самой первой. Но одновременно духовное образование здесь все равно держало натиск гонений до самого последнего момента, когда уже совсем сил не хватало, когда невозможно было его осуществлять. Конечно, многие наши выпускники, преподаватели закончили свою жизнь мученически и исповеднически. Вообще, в соборе выпускников святых духовных академий насчитывается около 50-ти человек. Это достаточно большая цифра, – но дело даже не в ней.

По инициативе наших студентов (как раз речь о молодежи), именно изнутри, что очень важно, был создан академический синодик выпускников святых духовных академий, среди которых подавляющее большинство – новомученики и исповедники ХХ века. После того как был создан этот синодик, мы начали всякий раз, когда совершаем день памяти одного из наших выпускников-новомучеников (в Успенском домовом тогда еще храме ленинградских митрополитов), служить уставные богослужения – либо славословную службу, либо полиелейную, а на следующий день – Божественную литургию. Таким образом, мы регулярно почитаем наших выпускников.

В прошлом учебном году у нас прошел цикл вечеров, посвященных памяти новомучеников Церкви Русской, наших выпускников тоже. Наши студенты готовили эти вечера сами – они изучали жития, искали фотографии, копались в архивах, подготавливали текст, даже готовили видео тех времен, чтобы сопроводить свое выступление видео– и фотопрезентацией. Наши хоры исполняли соответствующие произведения. Преподаватели факультета церковных искусств, программы подготовки дирижеров церковных хоров, регентских отделений готовили свои музыкальные номера – это была либо фортепианная музыка, либо игра на скрипке и других инструментах, либо какие-то очень трогательные сольные музыкальные номера, которые опять-таки с помощью языка музыки помогали человеку переместиться умом и сердцем в то непростое время и хотя бы немножко понять, в какой ситуации находились наши исповедники. Это были действительно очень трогательные вечера, которые оказали огромное влияние на наших студентов, произвели огромное впечатление.

Именно благодаря этим вечерам мы и приняли решение посвятить наш актовый день такому полноценному вечеру как некоему заключительному слову, заключительной мозаике, состоящей из фрагментов предыдущих вечеров, посвященных нашим предшественникам. А среди них есть удивительные имена – это и святитель Тихон, Патриарх Московский, и священномученик Кирилл, митрополит Казанский, Вениамин, митрополит Петроградский, Амвросий, епископ Сарапульский, Виктор, епископ Глазовский, Никодим, епископ Белгородский, многие другие архиереи, которые потом уже, на своих кафедрах, заканчивали свое служение и свидетельствовали о своей вере мученически. Это очень трогательная тема, я могу об этом говорить бесконечно, поскольку несколько лет провел на Лубянке (конечно, не в том смысле, в каком проводили там наши новомученики) – в Сретенском монастыре. Именно с этой памятью связан этот монастырь. Поэтому для меня эта тема очень живая, тонкая. Наверное, благодаря этому – и для наших студентов.

Что касается вообще молодежи, она очень мало знает о новомучениках. В прошлом году мы проводили в Петербурге Рождественские чтения, в которых участвовали учителя школ, директора школ, представители студенческого корпуса нашего города. Это был тоже очень трогательный вечер, посвященный памяти новомучеников и исповедников. Были доклады, очень хорошие видео– и фотопрезентации. Потом люди выходили и говорили, что для них это было открытием, откровением. Наш народ еще очень мало знает о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Эта тема необъятная. Она должна пройти не только через 2017 год, но и через 2018-й, 2020-й, через 30-е годы нашего века – до тех пор, пока все эти годы будут столетием гонений и уничтожения русского народа.

Заканчивается 2017 год. Может быть, каждый из нас, верующих людей, может сделать какой-то главный вывод, вынести что-то из этого урока? Что это может быть, как мы можем для себя ответить на этот вопрос?

– Сейчас многие ищут причины революции 1917 года – историки, политики. Конечно, у каждого будет свой ответ. Но мы – люди церковные, и мы должны именно как церковные люди, с точки зрения осмысления участия Божественного Промысла в нашей жизни и нашего отношения с Богом, оценивать все то, что привело к такой трагедии. Казалось бы, мощное государство, важные цифры многие историки приводят, сетуя, что мы потеряли такую Россию, в которой было то-то, такие-то экономические показатели можно приводить в пример – Россия была впереди планеты всей. И вдруг все рухнуло. Церковь, блистали купола, сколько было храмов, духовенства, действовали духовные академии… Но все это была внешняя оболочка. А внутри все гнило. Вот в чем беда. Внешнее – это одно, но мы должны смотреть на корень, а корень заключается в том, что человек отошел от Бога. Об этом предупреждал святой праведный Иоанн Кронштадтский, предупреждали многие духоносные отцы того времени – в свое время еще святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о состоянии монашества, состоянии Церкви.

Когда мы говорим о причинах, не нужно все красить только в одну краску: одна сторона одной краской, другая – другой. Везде был грех, везде было нарушение Божественного закона. Где бы это ни происходило – у красных, белых, неверующих, в церковной среде… Об этом прекрасно и очень скорбно пишет митрополит Вениамин (Федченков): в каком ужасном состоянии находились накануне революции наши учебные заведения, какие вопросы студенты моей родной Московской духовной академии задавали священномученику, будущему Илариону, архиепископу Верейскому! «Вы нам хорошую лекцию прочитали, а что мы должны сделать для революции?» – о чем думали эти люди, которые, по определению, должны были готовиться к священному служению, становиться такими же пастырями, каким был праведный Иоанн Кронштадтский (с ним очень многие в то время могли общаться, в конце того века)? Что в результате?

А что происходило в нашей духовной академии? Думаю, не случайно мы потеряли и эти здания академии, ведь какое безобразие было и со стороны студентов… Митрополит Вениамин об этом тоже пишет, когда он попал в Петербургскую духовную академию инспектором. Почему мы так долго не могли вернуть ее, почему все так трудно происходит с возвращением, восстановлением? Наверное, еще чаша весов не перевесила в нашу сторону, нам, живущему поколению, нужно еще очень много молиться, очень много работать над своим внутренним миром и каяться в своих грехах. Не за них – за нас самих, чтобы выпросить эту милость Божию, чтобы Господь нам отдал все то, что некогда принадлежало Церкви.

Я очень большой почитатель и активный читатель нашего петербургского писателя Евгения Водолазкина. У него есть замечательное рассуждение на эту тему. Мне очень импонирует то, что, казалось бы, светский человек (но ученик Дмитрия Сергеевича Лихачева – конечно, человек верующий) церковный корень всех бед рассматривает с духовной точки зрения, когда зло в одном человеке резонирует со злом, накопившимся в другом человеке. И входит в резонанс зло, которое вокруг всех людей, накапливается в людях. А когда чаша зла переполняется и просто переливается через край, тогда и начинается революция.

Поэтому мы должны оценивать все с точки зрения нашего внутреннего состояния, того, какова наша духовная жизнь. Если мы будем пытаться обойти эту тему, есть вероятность, что мы вновь наступим на те же грабли. Ведь законы духовной жизни, как и законы природы, никто не отменял, изменить их просто невозможно.

Поступил звонок от телезрителя из Эстонии: в нашем академическом храме есть икона «Знамение» Царскосельская – образ, который мы очень почитаем, и телезритель просил кратко рассказать об этой иконе.

– Да, для нашей духовной академии с 1948 года наступил новый этап, когда в ее стены пришла эта святыня. По преданию, она была передана царю Алексею Михайловичу с благословением Константинопольского патриарха Афанасия. Потом, когда Петр I строил новую столицу, он благоволил перенести эту святыню сюда, на берега Невы. Впоследствии для нее был построен храм в Царском Селе. Мы знаем, что перед этой святыней молились лицеисты, обучающиеся в Царскосельском лицее, в том числе и великий Александр Сергеевич Пушкин. Перед этой иконой молились и представители царского рода – семьи Романовых, особенно ее почитала императрица Елисавета; это было связано с судьбоносными страницами истории нашего Отечества. Но эту святыню постигла та же участь, которая, к сожалению, затронула многие святыни нашего города, Отечества, Церкви. В первой половине ХХ века она была потеряна, а уже после Великой Отечественной войны в немецком обозе в Латвии вместе с другой иконой – Казанским образом, который также присутствует на противоположной стороне нашего храма, – была возвращена в Петербург. По благословению митрополита Григория (Чукова) икона была отдана в возрожденный не так давно, но обезображенный временем, войной и злой человеческой волей храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С тех пор она находится у нас, и мы, конечно, ее очень почитаем, постоянно молимся перед ней. Особенно к ней прибегают наши студенты, преподаватели, многие наши гости приезжают специально, чтобы помолиться перед этой иконой.

Кстати, хотя наш академический храм находится внутри здания духовной академии, он всегда открыт для желающих в нем помолиться. По будням богослужения проходят там в связи с учебным процессом достаточно рано – в 6.30 утра, в 17.30 вечером; по праздникам он более широко распахивает двери для всех желающих помолиться. Но в любое время, когда человек хочет посетить наш храм и помолиться перед этой святыней, мы всегда готовы его принять.

Вопрос от телезрителя: «Вопрос по поводу жизни в академии и по поводу выпускников. Часто можно услышать фразу, когда приходишь в вуз: забудьте все, что вы учили в школе. Приходишь из вуза на работу – говорят: забудьте все, чему учили в вузе. Это, конечно, каламбур, но он очень показательный. В любом учебном заведении создаются некие идеальные условия, и студент находится как бы на острие научной мысли, обращаясь к литературе, монографиям, но, выпускаясь, он попадает в мир практики, который зачастую далеко отстоит от передовой научной мысли. И там, в этом мире практики, за пределами мира идей, все не так радужно, как в теории за партой. Как менее болезненно выходить из мира идей в мир практики? Как это происходило у Вас и как происходит в духовной академии, как правильно на это настроиться?»

– Спасибо за такой интересный вопрос. Ни в коем случае не соглашусь с тем, что, выходя на служение после окончания духовной академии в какую-то епархию, нужно забыть все, чему учили, и погрузиться в новый мир. Безусловно, знаний и опыта, которые наши студенты получают на протяжении обучения, недостаточно, чтобы быть готовым и опытным пастырем: для этого нужны многие годы служения, общения с людьми, нужно знания, которые человек получил на практике, задействовать в творческий процесс: проявить смекалку, почувствовать интуитивно, каким образом это можно сделать, безусловно, пользоваться опытом священнослужителей более старшего поколения.

Когда я оканчивал духовное учебное заведение, страх перед будущим какой-то был. Думаю, этот страх присутствует и у наших студентов: страх перед неизвестностью – совершенно естественное явление, но как раз его не нужно бояться. Нужно просто убедить себя, что он ни в коем случае не должен тебя поработить и сделать своим заложником – и идти туда, куда направляет Христова Церковь через Священноначалие. Думаю, когда Христос посылал апостолов, они не задумывались над тем, чему Он их научил и как они будут проповедовать. Это тоже были две совершенно разные ситуации, две разные реальности: они рядом со Христом, Который учит их, наставляет, предупреждает о чем-то – и потом они идут туда, где на самом деле их и гонят, и ругают, и поносят, и критикуют, и не соглашаются с ними.

Теория и практика, конечно, вещи непохожие, но они взаимно друг друга дополняют: они нужны друг другу, должны друг в друга проникать. Конечно, что-то мы пытаемся сделать в духовной академии… Я прекрасно понимаю, что это в какой-то степени искусственно созданная модель общинной жизни, но это все равно общинная жизнь: ребята вместе молятся, учатся, живут по 3–4–5 человек в комнате, и они создают в своей комнате пусть небольшую, но общину. Если взять вообще духовную академию – этаж или рекреацию, это уже большая община. Опыт общинной жизни очень важен: многие архиереи – и не только архиереи, но и священнослужители – сами говорят, что можно очень быстро определить, учился священник в духовном учебном заведении очно или заочно или не учился вообще.

Я думаю, нет никакой большой трагедии в том, что человек сталкивается со сложностями – они, наоборот, закаляют человека: где трудно, там человек развивается, там, где он встречается с препятствиями, он вынужден работать над собой, вынужден думать, принимать решения, молиться и просить Божией помощи. Это созидает человека как личность, это его обогащает, делает его более сильным, приближает к Богу – в скорбях и сложных ситуациях верующее сердце, безусловно, взывает к Источнику жизни, любви, помощи и самого реального участия в нашей жизни.

Поэтому мы должны идти вперед, навстречу сложностям: не нужно их бояться, ведь с нами Господь. И наши выпускники, которые за последние 2 года направлены в далекие епархии, столкнулись с какими-то своими сложностями, к которым они ни в семье своей, где была замечательная, спокойная, тихая, уютная обстановка, ни в духовной академии не были подготовлены, но все равно прошли через это и стали совершенно другими людьми. Многие из них поняли, почему им говорили что-то, с чем они в духовной академии не соглашались, поняли, что это значило для их будущего. Тогда уже открывался ум для разумения всего, что они теоретически (может быть, опытно это не переживая и не обращая на это должного внимания) слышали и изучали.

Что, по Вашему мнению, самое трудное для студента духовной академии сегодня? Естественно, у нас много лекций, общее житие, про которое Вы говорили, богослужения, на которых мы молимся в академическом храме. С чем сталкивается студент, с какими трудностями? К чему подготовиться молодому человеку, который собирается стать студентом духовной академии?

– Невозможно исчерпывающе ответить на этот вопрос. Но мне кажется, что нынешнему молодому поколению значительно труднее вообще жить в этом мире, чем даже нам когда-то в Советском Союзе.

Сейчас поясню. Кстати, один из героев книги Евгения Водолазкина рассуждает примерно таким образом. Он говорит, что самое страшное – не революции, не голод, не войны. Самое страшное, что произошло, – высвобождение низменных чувств. Это высвобождение низменных чувств произошло не сразу. В период, который мы именуем советским, хотя и существовал железный занавес, но у нас была замкнутая система. Благодаря этой замкнутости, даже тому воспитанию (которое не по Евангелию, а вопреки) осуществлялось (тем не менее, по Евангельским принципам – по принципам заповедей Божиих, в той или иной степени вросших тогда в моральный кодекс правящей партии) высвобождения этих низменных чувств тогда не произошло. А сегодня оно произошло. И сегодня атака всего того, что мешает человеку поднять голову к Небу, сохранить чистоту своего сердца, чистоту помыслов, души и тела, беспрецедентна.

Мне кажется, за всю историю человечества человек не получал таких невидимых, но абсолютно ощутимых по своим последствиям ежедневных, ежеминутных ударов через органы своих чувств, через окна, по которым мир приходит в его внутреннюю жизнь. Именно поэтому сегодня, чтобы стать непорочной жертвой, как писал мне в свое время отец Иоанн (Крестьянкин) и будущим студентам: помни, береги себя, помни, что Богу нужна жертва непорочная. Этой непорочной жертвой сегодня быть очень трудно. Наверное, это самое трудное и самое важное, что сегодня мы должны обязательно видеть и о чем говорить, думать, рассуждать, ради чего бороться с теми стрелами, которые постоянно атакуют человеческое сердце как поле битвы Бога и дьявола. Наверное, это самое трудное для современного молодого человека.

А что нужно делать? Банально скажу – может быть, скучно, но иного ответа просто нет. Читать святых отцов, общаться с людьми, которые имеют во главе святоотеческое наследие, очищать свое сердце, изучать основы духовной жизни, учиться молиться, сосредоточиваться на главном, вообще уметь ежедневно сосредоточиваться на главном. Ежедневно во время вечерней молитвы не просто перечислять свои грехи, а постараться проанализировать весь свой день: «Сколько времени сегодня я потратил напрасно из этих 70 – 80 возможных лет жизни? Сколько часов у меня только сегодня ушло совершенно напрасно, без пользы для меня, для людей, без радости? Сколько я отдал компьютеру, развлечениям, ненужным играм, злословию и так далее?»

Это самое трудное. Современный человек распыляется на все второстепенное и не хочет видеть главного: второстепенное очень блестящее, очень веселое, быстро цепляется. А главное – как раз то, над чем нужно постоянно работать, в чем себя нужно ломать, в чем смиряться. А как говорит Священное Писание, в последние времена люди будут горды, надменны, нелюбовны, непокорны – это искушения, которые проходят через сердце каждого живущего сегодня человека. Наверное, особенно ощутимы эти удары для молодого, живого, еще не закаленного сердца.

Пожалуйста, традиционное пожелание нашим телезрителям.

– Дорогие братья и сестры! Замечательно, что в этот вечер мы имеем возможность общаться таким образом. Хотелось бы пригласить всех вас на богослужения в нашу академию. Пусть милость Божия всегда пребывает с вами, а наши выпускники пусть вас не огорчают, радуют и помогают вам идти правильной евангельской дорогой ко Христу.

Владыка, благодарим Вас, что нашли время прийти к нам на эфир, ответили на вопросы и мы так интересно пообщались.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс