Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (918) → О жизни Александро-Невского прихода села Шурала. 1937 год

О жизни Александро-Невского прихода села Шурала. 1937 год

№21 (918) / 6 июня ‘17

Память

Продолжение. Начало в №№ 19 (916) – 20 (917)

Из заключения по архивно-следственному делу №№ 2271/2264 от 18.09.1954 (цит. по: ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. № 24181 – 1-й т.; всего в 17-ти тт.; т.8. С.192):

«В 1938 году и позже в органы прокуратуры МВД и Президиум Верх. Совета СССР подало заявление 34 человека, осужденных к 10 г.м лишения свободы, в которых арестованные указывали, что они не являлись участниками контрреволюционной повстанческой организации и осуждены необоснованно.

В числе подавших такие заявления 14 человек арестованных, которые на следствиии признали свою причастность к контреволюционной повстанческой организации церковников. В своих заявлениях они указывают, что признательные показания на следствии в 1937 г. дали под вымогательством следствия.

По жалобам арестованных в 1934–1941 гг. в органах УНКВД проводилась проверка, которой также не установлено существование данной контрреволюционной организации».

Другими словами, уже в 1938 году ситуация стала проясняться, но люди продолжали сидеть в лагерях, а об убитых никто и не вспоминал.

Из показаний – бывшего сотрудника Пермского НКВД Аристова (цит. по: ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. № 24181 – 1-й т.; всего в 17-ти тт.; т.8. Л.д. 379 – 381. С.192):

«Я, получив 10 арестованных, возился с ними целые сутки и не мог получить, кроме как нескольких показаний об антисоветской агитации, но, когда я показал эти протоколы Королеву, то он меня выругал, назвал бездельником, не умеющим работать, и прочитал целую лекцию, что кулак, белогвардеец или прочий арестованный, это враг, идеологический враг, а поэтому: что ты с ними разговариваешь! Напиши протокол, что он участник повстанческой организации. Укажи, кем завербован, напиши 2–3 факта диверсионной деятельности и заставь подписать протокол, о встретившихся трудностях можешь получить консультацию у меня или у Овсейчика». (…)

Но существовали и другие «инструменты» для вынуждения дачи ложных показаний.

Из показаний оперуполномоченного УНКВД по Сверд-ловской области Солоновича: «Агентурных или каких-либо других материалов, которые бы подтверждали контрреволюционную деятельность арестованных лиц, в большинстве случаев не было... Основанием для ареста лиц, на которых не имелось компрометирующих материалов, являлось социально чуждое происхождение... Повседневное проведение массовых операций и поступление в тюрьму каждую ночь вновь арестованных не представляло возможности при имеющемся составе следователей развернуть обстоятельное расследование в отношении каждого арестованного... Решающую роль играла камерная обработка...».

Из показаний начальника внутренней тюрьмы УНКВД по Свердловской области Талашманова: «После оформления арестованные разводились по кабинетам следователей, где им предлагалось писать заявления о причастности к контрреволюционной организации. Заявления диктовались самим следователем или руководителем группы... После подписания заявления арестованные направлялись в камеру, а не подписавшие оставались на допросе или же отправлялись в камеру непризнавшихся. Из подписавших заявления, т.е. признавшихся, более активных арестованных создавался «актив», которых сажали в камеру непризнавшихся... После обработки непризнавшиеся снова вызывались на допрос... После подписания их отправляли в камеру. Упорных оставляли в коридоре стоять до утра... С применением этого метода почти все без исключения подписывали протокол» (цит. по: ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. № 24181 – 1-й т.; всего в 17-ти тт.; с.190).

Для террора 1937 г. характерны следующие черты:

– все дела оформлялись как политические;
– оправдательных приговоров не было: или расстрел, или 10 лет ИТЛ;
– особо крупные коллективные дела объединялись в тома;
– фотографии не делались;
– допросы (до 60 страниц!) писали сами следователи, а арестованные только подписывали каждую страницу, поэтому подпись под листами была формальностью;
– существовали клише, т.е. одинаковые протоколы;
– повышенный скоростной режим. Часто в течение одной недели, а иногда в течение одного дня.

Кроме групповых дел следователи фабриковали и одиночные. Так, священник из Кушвы Петр Торопов приговорен к расстрелу за то, что на 2 часа задержал богослужение, и это повлияло на явку граждан на праздничную первомайскую демонстрацию.

Священник села Салка Нижнетагильского района Аким Рысев приговорен к расстрелу за то, что крестил четырех пионеров, которые после этого вышли из пионерского отряда.

Священник села Нижнее Шалинского района Лука Агафонов приговорен к расстрелу за то, что ходатайствовал во ВЦИК, чтобы не закрывали церковь.

Согласно определению 663 от 19 июня 1956 г. военного трибунала Уральского военного округа (с. 276–277 того же дела):

«Ничем не доказано существование самой повстанческой организации церковников на Урале. По делу установлены факты фальсификации материалов дела и нарушения социалистической законности» (цит. по: ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. № 24181 – 1-й т.; всего в 17-ти тт.; с. 195):

Отец Михаил Хлопотов и его приход

Следственные дела членов приходского совета Александро-Невской церкви села Шурала и ряда невьянских священнослужителей объединены в «дело Лобанова» (ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. №. 23356).

Следственное дело архиепископа Макария (Звездова) находится в коллективном деле Смирнова Л.П. на 30 человек (ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. № 14923). Протокол допроса архиепископа Петра (Савельева) тоже имеется в деле Смирнова Л.П. (ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. № 14923).

Следственное дело архиепископа Петра (Савельева) находится в коллективном деле Петра Холмогорцева (ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. № 24181 в 17-ти тт.; ).

«Дело Лобанова» было доставлено из Кировграда в Сверд-ловск с вещественными доказательствами в особом пакете.

Особый пакет содержал: выписку из воззваний митрополита Сергия (Страгородского) контрреволюционного характера, изъятые у арестованного диакона Иванова Николая Ивановича на 9 л. Выписка принадлежала арестованному Владыке Макарию (Звездову); дневниковые записи прот. Леонида Коровина, которые в настоящем деле отсутствуют, и книгу «Церковный совет и государственный разум» – церковно-политическая хрестоматия, сост. В.М. Скворцов, выпуск 1912 г.

В деле Лобанова содержались и допросы арестованных, их анкеты и справки обысков, компромат в виде пары-тройки фактов, хотя бы и вымышленных, но свидетельствующих об антисоветском духе «церковников».

Другими словами, Кировский райотдел УНКВД предоставил весь набор документов, чтобы в свердловской тюрьме №2 следователи особенно не морочили себе голову.

Специалистам райотдела ведь тоже надо было «дать хорошие показатели».

К сожалению, фактов о взаимоотношениях настоятеля шуралинской церкви и священства г. Невьянска не сохранилось в деле. А очные ставки в то время не проводились.

Несомненно, они все были знакомы лично – все-таки одно благочиние, а приходская жизнь небольшого города – почти сельская. Будни сменяют праздники, церковное хозяйство требует попечения, прихожане со своими бедами и бедностью. Почему бедностью?

Да потому что в анкетах всех арестованных шуралинцев в графе «имущественное пололожение» написано «бедняк», «беднячка», «из бедняков». Что с них взять? Зато потом в «расстрельных справках» написано: «Расстрелять с конфискацией имущества».

Ко времени ареста настоятель Александро-Невского храма Шуралы о. Михаил Хлопотов уже не имел дома, а жил в трапезной при церкви. И все равно «расстрелять, и с конфискацией имущества».

Некоторая информация о священнослужителях Невьянского благочиния, проходивших по этому делу свидетельствует, что все они были хорошо образованы, а в глубинке в те времена это еще было редкостью.

Даже следователи Свердловской тюрьмы, допрашивающие их потом, имели «низшее образование», как написано в их анкетах.

Благочинный Невьянского округа о. протоиерей Григорий Иванович Лобанов родился в 1881 году. Окончил учительскую семинарию. Место рождения: Свердловская губ., Кушвинский уезд, п. Серебрянского завода.

В 1909 году руколожен в сан священника и назначен к церкви села Новоалексеевского Екатеринбургского уезда. В 1913 году – священник Вознесенской церкви Полевского завода.

В 1918 году – настоятель православного Николаевского храма в Верх-Нейвинске. С 1922 по 1929 год – настоятель Симеоновской церкви города Екатеринбурга. С 1929 г. – священник Успенского собора Верх-Исетского завода. С 1930 г. – настоятель Вознесенской церкви города Невьянска и благочинный Невьянского округа.

Известно, что отец протоиерея Григория Лобанова имел корову, лошадь и земельный надел, а также красильную мастерскую.

Жена о. Григория была учительницей. У них было три дочери и сын, которые жили в Свердловске. Одна из дочерей тоже учительствовала.

Невьянский приход был достаточно крепким благодаря не только церковным активистам, но и священству. Под руководством о. Григория Лобанова служили о. Леонид Коровин, о. Григорий Пономарев, диакон Николай Иванов.

Невьянские священнослужители сообща заботились о находящемся в ссылке болящем Владыке Макарии (Звездове), собирали ему посылки, деньги и лекарства, о чем доносили в райотдел НКВД неутомимые информаторы, судя по всему, добровольно.

Они все были арестованы 6 августа 1937 г.

Первоначальные допросы снимали сотрудник Кировградского райотдела Сапожников В.М., который отдавал протоколы начальнику Кировградского райотдела УНКВД по Свердловской области Бахареву И.М.

В 1939 году они будут привлечены за фальсификацию дел (в том числе и этого) и дадут показания о деле Лобанова. Бахарев умрет в 1939 году под следствием.

Сапожникова привлекут для дачи показаний снова в 1954 году, и он расскажет, хоть и немного, о начале сфальсифицированного дела. (цит. по: ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. №20939. С. 215–216): «… название организации как фашистской повстанческой является вымыслом, подсказанным мне по указанию начальника РО НКВД Бахарева (Ивана Митрофановича). Фактически же никакими материалами о практической повстанческой деятельности я не располагал».

«За давностью времени личность Кичигина К.П. (прихожанина шуралинской церкви; был расстрелян с остальными) (…) обстоятельства его допроса я не помню, а поэтому не могу сказать, соответствуют ли его показания действительности.

Из перечисленных по показаниям Кичигина лиц я помню Хлопотова, Просвирякова, Кириллова, которые являлись участниками антисоветской группы в селе Шурала Свердл. обл., возглавляемой Хлопотовым. К Хлопотову неоднократно съезжались служители церквей окружающих сел на нелегальные совещания.

Других фактов его антисоветской деятельности не помню».

То есть факта встречи священника с другими священниками было достаточно, чтобы судить об антисоветской деятельности. И не только судить, но и «сшить дело».

Из допроса Сапожникова (цит. по: ГААОСО. Ф.Р-1. Оп. 2. Д. № 20939, с. 215–216):

«Вопрос: Кем был допрошен Хлопотов?

Ответ: На копии выписки действительно стоит моя подпись, но я лично его не допрашивал и не помню, кем он допрашивался.

Вопрос: На основании, каких материалов допрашивался Тамакулов и Мохов (другие арестованные по данному делу)? Вы ставили им вопросы о том, что они являются участниками контреволюционной фашистской повстанческой организации?

Ответ: Как я уже показал, что название этой организации как фашистской повстанческой было вымыслом и подсказывалось мне, а также другим работникам Кировградского РО НКВД по приказанию Бахарева.

Никакими фактическими материалами о повстанческой деятельности мы не располагали».

То есть фактов преступления против советской власти не было. Но уже на с. 217 допроса в декабре 1954 г. Сапожников выдает свою версию «недораскрытия» дела (цит. по: ГААОСО. Ф.Р-1. Оп. 2. Д. №20939. С. 215–216): «Желаю довести до сведения, что в тот период, когда велось следствие по указанной группе лиц, имелась возможность подробно задокументировать имевшие место многочисленные факты антисоветской деятельности Хлопотова и др. лиц из церковного актива, но это не было сделано по вине руководства отдела и УНКВД».

Другими словами, руководство «недоглядело», хотя что-то и было антисоветское, правда, без фактов и документов, а наказать стоило. Сапожников верен своей «вере». Такая упертость в своей непогрешимости характерна для многих сотрудников НКВД, даже тех, которые были уличены в фабрикации и подлоге.

О. Григорий Лобанов отрицал свое участие в контрреволюционной повстанческой деятельности, и только на третий день подписал, по свидетельству следователя. Скорее всего, это был уже готовый протокол, согласно которому он и являлся руководителем организации. Т.е. взял вину на себя. Это все, что он мог сделать в той ситуации.

Чтобы не возникло непонимания о якобы имевшем место самооговоре со стороны священнослужителей и прихожан, будут приведены документы следственного дела, как сочинялись подобные протоколы, а также какими способами выбивались подписи под этими протоколами.

Протокол допроса о. Григория Лобанова – это провокационный и ложный документ.

Тем не менее, мы приводим его часть.

Из допроса Лобанова Григория Ивановича (цит. по: ГААОСО. Ф.Р-1. Оп. 2. Д. № 20939. С.220):

«Вопрос: Какая цель преследовалась Вами при подаче сведений – списка епископу Савельеву Петру на весь духовенствующий и монашествующий состав, как штатный, так и внештатный?

Ответ: Да, такие сведения – списки на духовенство и монашествующий состав, находящийся в районе независимо от их работы и церковной ориентации, я по заданию епископа Савельева Петра действительно предоставлял. Я знал отлично, понимаю и осознаю, что это Савельеву требовалось для изучения им кадров на периферии, на котором бы он и в целом наша контрреволюционная повстанческая церковная организация, я лично ее руководитель, в районе могли опереться в своей деятельности и черпать, пополнять свои контрреволюционные силы для борьбы с Советской властью».

О. Григорий, как человек с учительским образованием и опытный священнослужитель, и в страшном сне бы не выговорил: «…черпать, пополнять свои контрреволюционные силы для борьбы с Советской властью», «изучение кадров на периферии» и пр.

Этим нечеловеческим языком чекистской канцелярии могли изъясняться только ее работники, чтобы сначала изобличить, а потом уничтожить.

О. Григорий был арестован 6 августа 1937 г., осужден 25 сентября 1937 г. и расстрелян 29 сентября 1937 г. в 24 часа.

Одновременно с настоятелем Невьянской церкви был арестован прот. Леонид Коровин.

Здесь нужно отметить, что при обыске у о. Леонида было изъято много книг церковного содержания.

Протоиерей Коровин Леонид Михайлович родился 2 апреля 1889 г. в г. Верхотурье Пермской губернии в семье священника.

После окончания в 1910 г. Пермской духовной семинарии он был направлен в село Балакино Верхотурского уезда, где стал заведующим земским училищем и преподавателем Закона Божия.

В 1911 г. был рукоположен во священника и направлен служить в Верхнюю Туру. Одновременно занял должность законоучителя двухклассного Верхнетуринского училища. С 1912 г. служил в Надеждинском заводе (г. Серов). Последним местом его служения был г. Невьянск, где протоиерей Леонид Коровин поселился после тюменской ссылки. Он жил в своем доме. Женат. Двое детей.

В 1928 году о. Леонид привлекался органами НКВД по ложным доносам, называемым «информсводками». (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс