Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (917) → Протоиерей Андрей Канев: Свято место пусто не бывает

Протоиерей Андрей Канев: Свято место пусто не бывает

№20 (917) / 30 мая ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №19 (916) 2017

– «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова) – это не печальная книга про то, что «все мы умрем», а замечательное справочное пособие, из которого каждый может черпать великое множество душеполезных и спасительных сведений относительно жизни как земной, так и вечной. Напомним, это произведение представляет собой обширный свод систематизированных выписок из Священного Писания и богослужебных текстов, из житий святых и творений святых отцов. Из всех этих чистейших источников мы можем узнавать, например, какие посмертные испытания ожидают душу человека на пути ее восхождения к Богу и почему порой этот путь бывает для некоторых очень трудным и мучительным.

На прошлом уроке мы приступили к чтению главы «Воздушные мытарства», и остановились на том, что Суд Божий совершается над христианскими душами посредством ангелов – как святых, так и злобных. И протоиерей Андрей Канев пояснял нам, почему Господь поручил такое ответственное дело ангелам, причем не только благим, но и злым, т.е. бесам, – они, как родоначальники всех грехов, могут нести назад душу и препятствовать ее восхождению к Богу. Бесы не просто обличают каждую душу в содеянных грехах, но и обнаруживают присущие именно ей страсти. Как пишет святитель Игнатий, они стараются найти в ней родство с собой – свою греховность, свое падение – и низвести во ад. Почему это происходит? Не потому ли, что при жизни люди не умели или не хотели бороться со своими страстями? Неужели в покаянии не научились исповедовать свои грехи?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы часто рассматриваем (я на практике часто такое встречаю) Исповедь, как очень формальное дело – не все, но новоначальные. Буквально на днях пришел человек, незнакомый мужчина, и говорит: «Я хочу покаяться, но я первый раз». Я говорю: «Хорошо, давайте». Он спрашивает: «Помогите мне, что рассказывать?». Понятно, что это разговор с новоначальным, и совершилась ли Исповедь – это большой вопрос. И я стал его спрашивать: «Что на совести у вас есть?». Первые шаги… Понятно, я ему предложил заниматься, поизучать, но это все в будущем, а пока – первый шаг, как миссионерская (может быть, катехизаторская беседа): «Что вас беспокоит?». Он как-то сформулировал, но конкретно ничего не сказал. Почему? Но он сам не понимал… Если он на этом уровне останется, он должен думать, что он все сделал. А так часты эти заблуждения – даже выражение в народе существует «сдал грехи», но очистился ли ты от них?

И получается, что человек как бы «обнулил» и снова живет как живет – изменений нет. А это – понимание мытарств: не «обнулилось» ничего, если ты снова это делаешь; оно нам говорит: «Есть те, кто контролирует, – не думай, что обнулил». Поэтому нужно человеку помочь поглубже посмотреть на процесс покаяния. Это не одноразовое, формальное «пришел, на общей Исповеди постоял, причастился» – надо работать над собой.

– Святитель Игнатий, сказав, что правосудие Божие совершается посредством святых и злобных ангелов, далее пишет: «Правосудие Божие совершает суд над христианскими душами, исшедшими из тел своих, посредством ангелов, как святых, так и злобных. Первые, в течение земной жизни человека, замечают все его добрые дела, а вторые замечают все его законопреступления. Когда душа христианина начнет восходить к Небу, руководимая святыми ангелами, темные духи обличают ее неизглажденными покаянием грехами ее, как жертвами сатане, как залогами общения и одинаковой вечной участи с ним.

Для истязания душ, проходящих воздушное пространство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в замечательном порядке. По слоям поднебесной, от земли до самого Неба, стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведывает особенным видом греха и истязывает в нем душу, когда душа достигнет этого отделения. Воздушные бесовские стражи и судилища называются в отеческих писаниях, мытарствами, а духи, служащие в них, – мытарями».

Протоиерей Андрей Канев: – Они пытаются в человеке найти родство с собой. Оно в нас и так есть. Человек рождается – он уже под властью лукавого находится: нужны вера, Крещение, жизнь христианина, чтобы освободиться от этого плена. Но родство-то у нас сохраняется, страсти сохраняются. А что такое родство? Те, кто критикуют покаяние, учение о мытарствах, в том числе критикуют и фразу «человек – жилище сатаны». Не святитель Игнатий (он ее употребляет) ее придумал.

Невесело получается. Ты вроде считаешь себя веселым, жизнерадостным мальчиком, а раз – и «жилище сатаны». Как-то невесело получается, грустновато. А если объективно посмотреть – почему нет? Если Духа Святого у нас нет, значит, что там? Свято место пусто не бывает. Как проявляется этот дух сатаны? Нашу жизнь посмотришь и сомневаться не приходится.

– В другом своем творении – «Слове о человеке» – святитель Игнатий пишет: «Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны. Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии ее, при действии ее: без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца».

А в «Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу» святитель Игнатий скажет такие слова, вновь ссылаясь на творения древних отцов: «При Крещении сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из человека; предоставляется произволу крещенного человека или пребывать храмом Божиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова сделаться жилищем сатаны».

Протоиерей Андрей Канев: – Остатки этого жилища, родство с ним бесы пытаются найти: задача лукавого какая? Погубить человека. (Мы опять же с нашим другом иеромонахом в полемике находимся таким образом. Жалко, что мы не можем общаться так лично, но так или иначе – смотрите, что получается). Ищут ведь родство… Если, допустим, мы будем жить и думать, что этого родства нет, то какой, интересно, взгляд у христианина на христианскую жизнь? Нам дан шанс, но мы еще должны соответствовать ему. Господь в Священном Писании дал два образа пути – тернистый и широкий, веселый. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс