Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (917) → Епископ Щигровский и Мантуровский Паисий: Божие присутствие есть в храме Божием и в каждом сердце

Епископ Щигровский и Мантуровский Паисий: Божие присутствие есть в храме Божием и в каждом сердце

№20 (917) / 30 мая ‘17

Архипастырь

Сегодня мы будем отвечать на разные вопросы. Но прежде чем перейдем к ним, давайте вспомним Евангельский эпизод, по которому названа неделя, – Неделя о самарянке. Расскажите, пожалуйста, об этом событии: какие ключевые моменты мы должны почерпнуть из него?

– Этот день Церкви посвящен воспоминаниям события, произошедшего во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Господь встретился с самарянкой, и между ними состоялся замечательный диалог, который несет очень глубокий смысл. Когда Господь пришел в Самарию, Он отдыхал возле колодца. Подошла женщина набрать воды. Спаситель попросил ее дать Ему попить, на что та заметила: «Мы, самаряне и иудеи, не общаемся друг с другом. Как Ты у меня, самарянки, просишь воды попить?». Господь сказал ей: «Если бы ты знала, с Кем беседуешь, то ты бы просила Меня попить воды». Она произнесла: «Неужели Ты больше нашего пророка Иакова, который заповедовал нам пить из этого колодца, поклоняться на этой горе?». На что Спаситель ответил: «Придет время, когда будут поклоняться Богу не в Иерусалиме, не здесь, а духом и истиной».

Эти замечательные пророческие слова сбылись – пришло время: после земной жизни Спасителя были разрушены и храм у самарян, и Иерусалимский храм (в 70 году). Мы знаем, что мы поклоняемся Господу духом и истиной, то есть поклоняемся Ему через общение с Ним в молитве – не в конкретном, определенном месте. Естественно, есть места, которые особо посвящены Богу, – это храмы Божии, так как Господь говорил: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Господь живет здесь, на земле, в двух местах: особое Божие присутствие есть в храме Божием и в каждом сердце человеческом. Поэтому человек может и должен возносить молитвы Господу каждый день, в течение всего дня, через свою душу.

Наверное, ответим и на вопрос, кто такие были самаряне?

– Мы бы сейчас назвали это сектой. Самаряне жили своим уставом, не общались с иудеями. У них были свои законы, они признавали только Пятикнижие Моисея из Ветхого Завета и поклонялись Богу. Они построили на горе Гаризúм (или Гризúм, или Гаризúн) храм, где приносили Ему жертвы. Как я уже сказал, они не общались с иудеями, были обособленной общиной. Но из этого же события, о котором мы сегодня вспоминаем, мы знаем: когда Господь рассказал женщине, что с ней было, сколько у нее было мужей, она увидела в Нем великого Пророка. Она пошла в город, позвала людей. Когда люди подошли, побеседовали со Спасителем, то уверовали в Него как в Мессию. Мы знаем, что эта женщина-самарянка (звали ее Фотиния) вместе с сыном уверовала в Бога и была впоследствии достойной христианкой.

Кроме того, она еще задавала Ему вопрос, кто прав в споре о месте поклонения Богу (мы уже упомянули, что иудеи поклонялись в Иерусалиме, а самаряне вообще отдельный храм построили, который к тому времени, кстати, был разрушен – до встречи Христа с этой женщиной, но все равно там совершались жертвоприношения), – вопрос именно об обрядовости. Многие люди сейчас нас попрекают, что мы внутреннее содержание закрываем внешними молитвами, каждениями, как будто некое обрядоверие у нас присутствует, и мы совершенно не заглядываем внутрь этих обрядов. Тогда зачем вообще ходить? Покадили дымом – вкусно пахнет… Действительно, люди не понимают, зачем это все происходит.

– Это совершенно неправильное мнение. Должна быть золотая середина. Чинопоследования, которые мы совершаем во время служб, установлены святыми отцами. Мы совершаем верх Божественного круга – Божественную литургию, которая идет по чину либо Василия Великого, либо Иоанна Златоустого, либо Преждеосвященная Литургия святителя Григория. Но это не человеческие придумки, это выработанные временем установления – церковные уставы, по которым мы живем. Церковь не может жить без церковного Устава, который есть утверждение: если мы будем жить без Устава, без канонов, то можем впадать в различные ереси. Как раз в первые века христианства (IV, V, вплоть до VIII века, было иконоборчество) Церковь боролась с различными обрядовериями и устанавливала именно истинность веры. Мы верим в единую Соборную Апостольскую Церковь, исповедуем Символ веры, который нам установлен. Это тоже, можно сказать, обрядовость, но это не обряд как таковой.

Самое главное, мы должны понимать, что через каждения, молитвы мы должны входить в единение с Богом. Это самая главная задача каждого христианина – не обращая особого внимания, не рассматривая, какое красивое кадило или облачение, проникать в суть веры. Для него сейчас есть литература, объясняющая, что составляет Божественную литургию. Если человек только приходит к вере, он может стоять с книгой и следить, чтобы изначально понять, что происходит. Например, что обозначает малый вход? Не просто вышли с Евангелием и зашли в алтарь – это выход Спасителя на проповедь. И если человек это понимает, он уже вдумчиво молится, чтобы Господь вышел на проповедь, размышляет: «Что Он мне хочет сказать именно сегодня?». После входа мы сразу читаем апостольские послания и Евангелие – вот, Господь сказал нам в этот день определенные слова; единственное время здесь, на земле, когда Господь к нам обращается и говорит, – это когда мы читаем Священное Писание. Поэтому есть определенный момент богослужения, когда нужно стоять благоговейно, не ходить по храму, не ставить в это время свечей. Это как раз чтение Евангелия либо Евхаристический канон. Опять же – что означает великий вход? Если человек узнал об этом, почитал, посмотрел на службе, он уже знает, для чего существуют эти обряды, и понимает, что через эти таинства, через выстраданное временем церковное установление мы должны больше входить в общение с Богом.

И молиться легче, когда понимаешь, что происходит.
Вопрос от телезрительницы Нины из Челябинска: «Как обращаться к священнику? Обращение «батюшка» для меня – ласковое обращение к любящему отцу, а священники часто слишком строгие, недоступные, к тому же иногда бывают и молоды».

– Можно обращаться и «батюшка». Здесь не нужно как-то определять… Можно, конечно, обратиться так: «иерей Владимир»; или: «иеромонах Василий, разрешите к Вам обратиться». Это не совсем правильно. «Батюшка» – это ласковое обращение людей. Это не значит, что он старый, пожилой человек и что его нужно рассматривать как старца. Любой рукоположенный человек – уже священник. Можно к нему обращаться «батюшка» – так же, как к нам не «епископ», а «Владыка».

И не надо смотреть на лицо человека: если он молодой, это совершенно не значит, что он плохой священник. Если человек идет к любому священнику, невзирая на его возраст, внешний вид, но идет с мыслью «как он мне скажет, так я и поступлю», то Господь вложит даже, может быть, в самые недостойные уста священника то, что тебе нужно по твоей вере. А можно пойти и к заслуженному батюшке, к старцу, но с таким понятием: мол, я еще потом подумаю, как мне поступить, соглашусь или не соглашусь. Тогда ты не получишь особого ответа. Как Господь говорил: по вере вашей будет вам.

Поэтому смущаться молодости совершенно не нужно. Если Господь допустил стать этому человеку священником, значит, он имеет особую благодать, преподаваемую в таинстве рукоположения, для совершения таинств, преподания людям веры. Тем более, сейчас рукополагают закончивших семинарии образованных людей, которые знают какие-то церковные вещи, вполне достаточные, чтобы начать духовную жизнь своего пастырства.

Имеют опыт духовной жизни. Тем более, срок учебы в семинарии для этого достаточный.

– Самое главное, здесь нужно понять, определиться. Мы идем в храм к священнику не как к человеку, а как к пастырю, который особо рукоположен определенным образом, имеет благодать священства, через которую совершаются на нас таинства.

Вопрос: «В чем смысл целования Евангелия и креста после Исповеди, Чаши – после Причастия, креста и руки – в конце Литургии? Для меня целование – очень личное действие».

– Если человек с благоговением относится к тому, к чему прикладывается, то он должен понимать, что, прикладываясь к Евангелию, он прикладывается как бы к руке Спасителя. Когда мы прикладываемся к распятию, мы через этот образ, как мы уже говорили, восходим к Первообразу. В этом заключается смысл прикладывания к святыням, мощам, иконам, Евангелию, распятию.

Когда мы прикладываемся к распятию и руке священника, это не значит, что мы целуем конкретно руку священника. Когда священник благословляет, он складывает руку в определенной последовательности, которая обозначает «ИСХС», то есть Иисус Христос. Прикладываемся мы в этот момент невидимо к руке Спасителя – не конкретно к руке этого батюшки, а через его руку к Спасителю. Если мы это делаем с благоговением, естественно, получаем благодать, такое небольшое освящение.

Очень часто встречающийся вопрос: приняв Святое Причастие, можно ли целовать иконы?

– Дело в том, что у нас есть такое понятие, как запивка: мы принимаем частичку просфоры (или антидор), и запиваем водой, чтобы во рту не остались частички Тела и Крови Христовых. После этого мы вытираем уста, и можно прикладываться к иконам, мощам, ко кресту. Мнение церковное, общее – да, мы прикладываемся к святыне: мы получили в себя святыню, но мы также прикладываемся к святыне и никак не оскверняемся от этого.

Вопрос телезрительницы Елены: «Если человек некрещеный, но очень хочет молиться Господу Богу о здравии родных, просить Его о помощи в делах, Господь слышит эти молитвы? Можно ли ходить в церковь некрещеному человеку?».

– Даже из чинопоследования Божественной литургии мы видим, что до определенного момента молятся все вместе. После чтения Евангелия идет особое поминание – ектения о здравии и упокоении, а после этого возглашается: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Это взято еще из первых веков христианства, когда оглашение, то есть обучение перед принятием Крещения, люди проходили годами. И для этих людей как раз вместе совершали молитвы, поэтому приносить молитвы некрещеному человеку в храме можно.

Поэтому если некрещеный человек зашел помолиться, никакого греха в этом, естественно, нет. Другое дело, что откладывать Крещение, если человек верующий и тянется к Богу, не нужно.

Вопрос: «Как приблизиться к Богу?».

– Замечательно, что задают такие вопросы. Чтобы приблизиться к Богу, нужно сначала уверовать в Него и совершенствоваться в вере. Когда человек принимает Крещение, можно сказать, это семечко, которое Господь бросает в душу человека, как в горшочек земли. Насколько человек поливает это семечко, настолько дерево и вырастает. Что значит «поливать»? Это когда человек старается жить по-христиански, ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается Святых Христовых Таин, дома совершает молитвы, совершает добрые дела, читает духовную литературу, дальше познает, что такое вера, что она дает и что требует.

К этому Господь нас и призывает, говоря: ищите прежде Царствия Небесного, все остальное приложится вам. Что значит искать Царствия Небесного? Я только что объяснил: жить достойной христианской жизнью, молиться, чтобы Господь помог дальше совершенствоваться в вере, и стараться, естественно, не грешить и следить за своей духовной жизнью. И понемногу человек приближается к Богу.

Вопрос от Дмитрия, город Клинцы. Немного его перефразирую, т.к. вопрос длинный. Ситуация такова: он живет на одной жилплощади с матерью и двумя сыновьями. Отец семейства очень переживает, ведь его мама очень религиозна ( «фанатка религии», как он пишет). Она окружила всю семью различной литературой, телепередачами, разговорами и т. п. У них случаются конфликты. Например, они договорились, что в 8 вечера каждый день она будет вставать на молитву, и просит, чтобы ей не мешали. Постепенно эти правила забылись, мама на этой почве недовольна, и весь негатив она выливает на детей (своих внуков) и на сына. В итоге возникло противление Церкви в этой семье из-за матери Дмитрия, как он пишет. Как быть в этой ситуации?

– Это очень актуальная ситуация не только в этой семье. В этой ситуации нужно находить компромисс… Я так понимаю, что они живут вместе с мамой в ее квартире. Есть хорошее выражение: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Мама, естественно, перегибает, когда заставляет всех из-под палки совершать какие-то обряды. Но и ее тоже можно понять – она хочет помолиться в тишине, а возможности нет. Тем более, если они договорились, что в 8 часов они ей дают время в тишине помолиться. Ну, будьте добры, исполняйте ваше общее решение. Другое дело, что и бабушке не нужно показывать свой негатив, раздражение: это показатель, что человек может обряды, как мы говорили в начале о них, соблюдать, а в душе оставаться злобным и раздражительным. Это неправильно.

Обряды как таковые не приближают к Богу. Приближает к Богу очищенное сердце. Но очищать сердце как раз нужно при помощи молитв, постов, хождения в храм… Крайности всегда нехороши. Нельзя говорить, что бабушка не права или они не правы. И они, раз обещали, не правы, не давая ей время на молитву, и бабушка тоже не права, когда в раздражении действует на семью. Если договорились, будьте добры, ведь человеку тоже нужно помолиться, это ее жилплощадь, она здесь живет. Нужно стараться находить компромиссы.

Спасибо. Далее не вопрос, а, скорее, крик души. Анастасия: «Я очень долго хотела родить ребеночка, молилась. В 2013 году на Крещение Господне, купаясь, просила у Господа малыша, и вот оно чудо – в апреле того же года я забеременела. Как же я была рада, благодарила Бога, ставила свечи в церкви за успешные роды. 7-го декабря 2013 года появилась на свет моя маленькая Елизавета. Снова я в церкви с благодарностью. Но, видно, недолго суждено мне было этим чудом наслаждаться. Моего маленького ангела не стало, она утонула в праздник Успения Пресвятой Богородицы, ей было 2 года 8 месяцев. Горько мне, я в отчаянии, молюсь о ней и плачу. Видно, Матушке нашей Богородице нужен был ангел. Как она там? Хотелось бы услышать слова утешения, если это возможно».

– Это, естественно, возможно. В первую очередь буду поминать Елисавету, младенца. Но нужно понимать, что каждый верующий человек должен доверять Богу. Если мы что-то просим, то всегда должны присовокуплять в конце молитвы: «Да будет, Господи, воля не моя, а Твоя». И когда мы принимаем такое благословение Божие, что родилась замечательная дочка, – это радость любой женщине, тем более долго ждавшей появления на свет младенца. Но Промысл Божий о каждом человеке нам не ведом. Господь Сам определяет жизнь каждому человеку. Кто-то в этой жизни проживает всего несколько дней и умирает, кто-то живет 5 лет, а кто-то 100 – сколько здесь проживет человек, определяет только Господь.

Очень сложно с человеческой точки зрения понять логику и Промысл Божий. Здесь нужно просто довериться сердцем и понять. Я так понимаю, девочка была крещеная. Нужно понять, что она попала в рай. Это самое блаженное место, куда мы все стремимся. Каждый из нас в течение всей жизни старается жить так, чтобы угодить Господу, чтобы по милости Своей Господь смилостивился над нами и дал нам возможность жить в раю, в наслаждении с Господом. Младенцы, умирая, попадают прямиком к Богу. Сложно, очень сложно понять Промысл Божий, но самое главное – надо понять, что она не умерла полностью. Да, тело умерло, но душа-то ее жива, она спасена. А вот мы – еще неизвестно, спасемся или нет. Поэтому нужно молиться за нее и молиться, чтобы она за нас там тоже походатайствовала, попросила у Господа, чтобы Господь дал нам утешение на сердце. Это очень сложно – принять смерть детей, но повторюсь: мы должны доверять Промыслу Божию. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Божией Елисаветы! А вам, дорогая моя, самое главное – не отчаиваться, а понимать, что придет время и вы перейдете в вечность и встретитесь с ней. Она жива. Другое дело, что вы не можете с ней пообщаться. Придет время, пообщаетесь, потерпите немного.

Вопрос: «Почему у верующих есть страх перед Богом, если, как христиане утверждают, Бог есть любовь?».

– Во-первых, нужно рассмотреть, что есть страх Божий. Настоящий страх – это любовь. А Бог есть любовь. Если мы стараемся жить по любви, мы не будем бояться Бога: мы будем Его любить, и тогда мы будем стараться очищать свою жизнь, свои страсти, бороться с ними, чтобы более совершенно, лучше угодить и принести Богу достойные плоды любви. Достойные плоды любви – это добродетельная жизнь. Поэтому животный страх – это первый, начальный страх, который может быть у человека, но человек должен расти: не животным страхом обладать, а преуспевать в добродетелях, в любви. Самое главное – Бог есть любовь. Поэтому бояться нужно именно по любви.

Бога не надо бояться животным страхом – надо любить Его всем сердцем, тогда ты будешь бояться обижать Его.

Вопрос: «Христианство – религия, проповедующая рабство, ведь каждый верующий должен считать себя рабом Божиим. А это унизительно для свободного человека. Как может человек XXI века считать себя чьим-то рабом?».

– Этот вопрос тоже можно продолжить из прошлого вопроса о страхе Божием. На самом деле, высший дар, который Господь дает человеку, – дар свободы, свободы выбора. Но за этот выбор мы отвечаем. Мы вольны жить как хотим: можем выбирать, быть с Богом или нет – другой стороны нет. Господь говорит в Священном Писании: есть добро – есть зло, есть свет – есть тьма. Все. Либо, как мы уже говорили в начале передачи: да, да; нет, нет; все остальное от лукавого. Если мы это смешиваем, происходит непонятное.

Но человек вообще не может быть свободным здесь, на земле: он становится либо рабом Божиим, либо рабом греха. Вот выбор. Человек выбирает. Если он живет по своим страстям и похотям, он раб своих привычек. Вот человек курящий – он свободен? Нет, он раб вредной привычки, сигареты. Человек на земле вообще не может быть свободным: свобода – понятие абстрактное. Человек всегда выбирает, что он будет делать и к чему влечется – он может быть рабом греховных привычек, страстей, а может быть рабом Божиим, но совершенно свободным от всего, то есть в нейтральном состоянии, человек не пребывает никогда. Другое дело, что название «раб» не должно смущать. Это не рабы на галерах, которые не имели никаких утешений, привилегий. Мы – рабы Божии: мы сами себя отдали в служение Богу, приняв христианство. Так что это не унизительно, а, наоборот, почетно – быть слугой Божиим, не рабом. Например, святые у нас становились не только рабами и слугами, а друзьями Божиими. Поэтому мы к ним и обращаемся в молитве как к друзьям Божиим. Так что вопрос можно рассмотреть немножко по-другому – не раб, а слуга: кому ты служишь, тому ты и раб.

Время передачи подходит к концу, давайте ее подытожим.

– Дорогие братья и сестры, хотел бы пожелать вам, чтобы вы, в первую очередь, как говорил Господь, искали Царствия Небесного, а все остальное приложится вам. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе, дорогой Владыка! Спасибо Вам, что нашли время побывать сегодня с нами!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс