Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №15 (912) 2017
– Мы продолжаем читать «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова) на наших уроках «Школы покаяния». Напомним, в этом фундаментальном творении автор не просто исследовал Священное Писание, богослужебные тексты, жития святых, описания святых отцов по теме, но и впервые собрал весь этот богатейший материал в стройную систему. И нам, конечно, было бы полезно узнать, как создавалось это богословское произведение, которое сам святитель в переписке назвал «особенно замечательным» – в чем же его особенность и замечательность? Кратко ответить на этот вопрос невозможно. Но если внимательно всмотреться в то, как и чем жил святитель, ответ обнаружится обязательно.
Когда Владыка Игнатий ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре, он занялся там написанием новых статей и пересмотром и исправлением своих рукописей, в числе которых было и «Слово о смерти». Над ним святитель трудился долгие годы, чтобы это слово прозвучало точно, пронзительно, глубоко; автор имел самые подходящие условия – для многих они были бы поводом для ропота и уныния, но не для святителя Игнатия: начиная от юности, вся его взрослая жизнь была одной сплошной болезнью, которая то усиливалась, то отступала, но не прекращалась никогда. И именно эта болезнь заставляла его размышлять о близкой кончине, о загробной участи – как собственной, так и других людей. А еще думать, зачем нам дается эта самая жизнь. Ответы на эти вопросы святитель и дал нам в своем особенно замечательном сочинении.
«Слово о смерти» впервые было издано полтора столетия назад, но как были тогда, так находятся и сейчас люди, готовые критиковать это произведение. За что? Например, за учение о мытарствах. В 1863 году, когда «Слово о смерти» впервые увидело свет, священник Павел Матвеевский выступил с его критикой, которая, в частности, распространялась и на учение о расположении злых духов и мытарств. Как позже заметил сам святитель Игнатий, Матвеевский, имея намерение подорвать мнение читающей публики о «Слове», на самом деле послужил к его оглашению и усовершенствованию. Т.е., говоря современным языком, рецензент сделал рекламу этому произведению, и потому в одном из писем святитель напишет: «Рецензия Матвеевского, не имея благого намерения, очень содействовала тому, чтобы на «Слово о смерти» было обращено особое внимание». Что же касается сегодняшних критиков, подвергающих сомнению и «Слово о смерти», и учение о мытарствах, – они встречаются в рядах священнослужителей. Недавно один иеромонах убежденно заявил, что мытарств не существует, что все это выдумки и такого учения в нашей Церкви нет, а своим прихожанам он не советует читать святителя Игнатия – «на таком чтении и повредиться можно». Но согласиться с этими словами и советами трудно, и потому мы не только продолжим читать «Слово о смерти», главу о воздушных мытарствах, но и узнаем, что и почему думает об этом протоиерей Андрей Канев.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы с вами продолжаем наши уроки, изучаем учебник очень важный – «Слово о смерти» святителя Игнатия и, по логичному следованию нашему учебнику, мы подходим к главе, где святитель Игнатий повествует о мытарствах. Что такое мытарства? Я думаю, что многие из нас читали что-то такое. Обсудить еще надо и потому, что наше время – такое либеральное, можно болтать свободно, высказывать свои якобы мысли. Почему «якобы»? Мыследействие – это глубокий процесс, он должен быть основан на каких-то очень глубинных вещах, не просто «понравилось – не понравилось»; как сейчас, бывает, наблюдаю за людьми нашими, церковными, в интернете: как они себя там ведут. И замечаю, что у современных наших людей отсутствует ответственность за то, что ты делаешь, высказываешь или публикуешь на своей страничке в социальных сетях. Когда спрашиваешь: «А почему ты на своей страничке выставил именно этот материал?», отвечают с удивлением: «Как, мне понравилось». Но ты же всем показал – вот, просто пример: мальчишка выставил как свою фотографию, какого-то горящего человека, ему очень вот это понравилось. Но с духовной точки зрения это симптоматично получается. Почему церковный мальчик выставил, как свою фотографию, по сути, беса, горящего в огне (там череп такой, ходячий скелет в огне на фоне темноты)? «Понравилось» – «А ты не подумал, что это такое?» И ему пришлось растолковать, что он сделал, что это за картинка, – тогда он очень испугался и удалил. Но вот первого же не было этого шага – анализа: только «понравилось – не понравилось» – на уровне животного, которое тоже обладает выбором: какой желудь выбирает поросенок – съедобный, гнилой? Он же не ест все подряд.
И вот, к сожалению, когда мы перестаем думать, кто мы, что мы, где мы, на каком месте мы находимся, каково наше состояние, и на всякие мысли, что попадают в голову, ориентируемся на уровне «нравится – не нравится», – в этом случае мы недалеко от поросенка, который желуди разбирает. Понимаете, в чем дело?
«Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды»
(И. Крылов, «Свинья под дубом»).
Так вот, к сожалению, я вижу у некоторых церковных людей, не только у мирян, но и у духовенства при встречах, при общении появляется такой малоуловимый оттенок, современное такое отношение к Преданию Церкви: «нравится – не нравится». «А чем тебе не нравится?» – «А вот не нравится, и все». Ну что ты – поросенок? Копаешься в желудях, в помойках? Ищешь, что тебе там более по вкусу? Приходя в Церковь, мы принимаем ее учение и, изучая Евангелие, мы, по идее, должны думать, как в Евангелии Господь нам заповедует думать, как святые отцы нас учат думать: как подсказывает их опыт, утвержденный многими и многими столетиями. И когда мы, современные люди, приходим и начинаем говорить… Я к чему говорю? Это конкретная история, что я рассказываю, когда не просто священник – иеромонах говорит, что он не советует своим прихожанам читать святителя Игнатия и особенно «Слово о смерти». Почему?
– А «потому что святые тоже были люди, и как люди они просто могли ошибаться». Сразу оговоримся: эта фраза приведена здесь не ради красного словца, и мы с ней категорически не согласны. Но это дословная цитата – такое утверждение доводилось слышать уже не раз и не два и от людей, которые, казалось бы, не только говорить, но и думать подобное не должны. Однако невозможное порой становится возможным, и в итоге мы слышим, что «святые могут ошибаться, а мытарств и вовсе не существует».
Протоиерей Андрей Канев: – Логика этих рассуждений очень понятна, очень современна: «Все могут ошибаться, поэтому я буду думать так, как я думаю». Вот если, опять же, святителя Игнатия вспомнить и его очень глубокое и серьезное произведение – я бы порекомендовал читать нашим зрителям и слушателям «О молитве Иисусовой»: статья святителя Игнатия, которая состоит из трех частей. Вторая часть называется «О прелести». И святитель Игнатий глубоко раскрывает состояние прелести: что такое прелесть? Это самообман – очень большая степень обмана, когда человек сам себя не может адекватно оценить.
И одна из ступеней свойственна абсолютно всем людям (и нам с вами в том числе) – прелесть, которая называется «мнение»; мы же говорим: «Мое мнение такое-то», «По моему мнению, святитель Игнатий не прав». В этом случае мы словами, вербально фиксируем, что мы сами находимся в этом в состоянии обмана.(Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.