Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №8 (905) 2017
– Сегодня мы продолжим знакомство со «Словом о смерти» – фундаментальным богословским творением святителя Игнатия (Брянчанинова), о котором сам автор сказал следующее: «Здесь дано подробное учение о том, какое значение имеет для нас смерть и как необходимо подготовить себя к вечности». Читая главу «Вечная смерть», мы узнали, что после всеобщего воскресения мертвых грешники подвергнутся второй, уже вечной смерти, и после этого их ждут мучения ада. Причина тому – преступление заповедей Божиих. Ибо смерть в том и состоит, что душа соединившись со грехом, сама отдаляется от Бога и разлучается с Его благодатью. Вечные муки ужасны, однако люди не хотят в это поверить и находят множество оправданий грехов, множество аргументов, доказывающих невозможность вечных страданий. Но Бог есть любовь и не может, а потому и не должен позволить своему творению мучиться вечно. На это святитель Игнатий отвечает словами Священного Писания святых отцов, а в заключение главы он рассуждает, как мудрый врач после приема смертельно больного человека, который не только отрицает свою болезнь, ее последствия, но и не желает устранять ее причину.
Святитель Игнатий говорит: «Многострастное человеческое сердце отвергает все, лишь бы свободнее предаваться разврату». Для своей греховной свободы оно отвергло даже учение о Боге, о его заповедях. Так мудрено ли, что оно отвергло и все ограничения, и все грозные предупреждения, останавливающие грешника на путях его, ад и вечные муки?
Но они существуют. Да, мы предупреждены, как если бы были больны, и врач бы сказал нам о существовании болезни, ее причинах и последствиях, т.е. о том, что происходит с нами на самом деле, независимо от наших желаний или фантазий. Но врач ведь не просто предупреждает больного – он предлагает ему лечиться, однако посягать на свободу человека врач не может: он не скрутит пациента, не прооперирует его насильно, не затолкнет ему в рот таблетку, не проведет принудительное обследование лишь бы больной всенепременно лечился и обязательно выздоровел. Такого не бывает…
Не зря же в народе говорят: «Вольному – воля, спасенному – рай». Каждый человек склонен поступать по своему разумению и желанию, но спасение возможно лишь для того, кто живет не по своей, а по Божией воле: «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19).
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Идут дела нашей веры, т.е. мы в это верим или нет. Если верим, то соответственно мы должны пытаться свою жизнь выстраивать. Если нет, то по крайней мере мы предупреждены…
– О том, что человек вечен (ведь вечность эта может быть как блаженной, так и мучительной), нас предупреждают Сам Господь в Священном Писании и святые, в том числе и святитель Игнатий, когда говорит не только о спасенных, которых ждет рай, но и о том, что нераскаявшихся грешников ждут вечные мучения, которые реально существуют. И вся история человечества показывает нам, как жили люди, которые вняли этим предупреждениям, которые ничего о них не слышали, и которые отвергли их.
Протоиерей Андрей Канев: – Во все времена, и в наше особенно, вот эти слова Господа и слова святителя Игнатия о смерти, о покаянии, о грехе слышат больше всех те, кто себя понял грешником, увидел свою зависимость от греха, видит свою погибель, что он сам ничего сделать не может.
В Евангелии действительно за Господом пошли и блудницы, и мытари, и грешники, так и в наше время. Есть люди, которым это нужно, люди, которые хотят ожить, видя себя убитыми, люди, которые страдают, которые мучают, голодные духовно. Поэтому эти слова святителя Игнатия будут нужны и будут их укреплять.
Особенно слова, что здесь место смерти, мучения, но тут ты получишь вечную жизнь – только меняться надо, идти за Христом, пытаться исполнять заповеди. Евангелие изучать, чтобы их исполнять – с толкованием изучать, с Церковью пытаться вместе это делать, жизнь свою менять. Это целый процесс… И лучше всего этим путем идут люди, увидевшие, что они грешники. А тем, кто не увидели себя грешником, ничего не надо, поэтому слова предупреждения они не услышат – по крайней мере, сейчас. Может быть, когда-то. Господь же всемогущий, Он часто стучится в сердца людей – сегодня не постучался, завтра постучится, и человек это тихое предупреждение услышит.
– Предупреждением, что ад и вечные муки существуют, мы закончили чтение главы «Слова о смерти», которая называлась «Вечная смерть». Заметим, что нередко люди, далекие от Православия, а порой и кто-то из православных, услышав такие темы и прочитав заголовки, возмущаются: «Вы вообще о чем говорите? Все о смерти, да о смерти. Говорить больше не о чем, что ли?». И на эти возмущения отец Андрей вновь и вновь дает обстоятельный и основательный ответ: «Да, мы говорим о смерти и обязаны это делать – это вопрос жизни».
Протоиерей Андрей Канев: – Мы часто упоминаем это слово «смерть» на наших последних уроках, касаемых вот этого учебника «Слова о смерти»: нам святитель Игнатий дает очень четкое понятие, что такое смерть – это разлучение с Богом. Наше человеческое обыденное понятие смерти – это когда что-то закончилось: была жизнь, у человека сердце остановилось, его погребли, и все закончилось. И часто смерть рассматривается в художественной, классической литературе, в художественном творчестве как некое избавление от страданий: вот страдал-страдал человек, и у него все это закончилось – некий такой финал и освобождение.
Христианское понимание смерти такое: ты живешь, ты ходишь на работу, ты водишь автомобиль или ты многодетный отец или многодетная мать, или ты уже бабушка или дедушка, правитель ты, царь или разнорабочий – не важно кем ты являешься в социальном плане. Ты уже мертв, по определению: мы рождаемая уже оторванными от Бога и эту смерть в себе носим.
Между понятиями получается интересная разница: это не освобождение и не свобода от Бога, а это оторванность – ты от Бога оторван, но ты шевелишься еще, а вечная смерть – это еще большая оторванность от Бога, но там происходит процесс, это не освобождение, не окончание мучений, а наоборот, нахождение в таком состоянии, когда признаки жизни есть, но жизнью это не является. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.