Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №6 (903)
Батюшка, а зачем мы всем этим занимаемся – гимназии, воскресные школы, утренники, театральные студии, спортивные секции, Закон Божий, литургика, церковнославянский язык, история Русской Церкви? Чего только нет в воскресной школе!
– Уходят почти все, но мы этим должны заниматься, и должны учить, вкладывать, сеять в них семена: когда они будут возвращаться в Церковь, их путь будет гораздо короче, чем у тех, кто не знал Церкви, воскресной школы, Евангелия, Закона Божия.
То есть в этом какая-то тайна жизни: почему мы не удержали, почему они не остались? Есть некоторые секреты такого течения дел в нашей церковной жизни. Кто-то из мудрых людей сказал: «Дети нас почти не слушают, но они на нас смотрят». Поэтому если мы не стали ярким примером, образцом поведения, не смогли в семье своим личным примером показать, что такое красота христианской жизни, то никакие воскресные школы этого не заменят. Никакая воскресная школа и не нужна, когда отец и мать настоящие христиане, субботу и воскресенье проводят дома, с детьми, с молитвой, вместе отдыхают, живут, – идет постепенное научение христианской жизни своим примером.
У меня есть очень близкий человек, она стала врачом, и я спросил однажды: «Слушай, Надежда, а вот как ты к вере пришла? Современная женщина, как все медики, добрая, образованная и прочее». Она говорит: «Так сложились обстоятельства, что я воспитывалась бабушкой. Когда я ложилась спать – она молилась, я просыпалась – она молилась, при этом квартира была убрана, мы обглажены, обстираны, причесаны, накормлены, и обед, и ужин на столе. Но я не видела, когда она спала». И, говорит, она ей мало что объясняла и рассказывала, хотя на большие праздники водила ее в храм причащаться, и та с удовольствием к этому стремилась.
Вот мы сейчас говорим: воскресная школа, Закон Божий, сотни христианских книг о воспитании, околохристианских, полухристианских… Ничего не было, только пример бабушки и ее дом. Храма не было, в субботу вечером и следующим утром собирались на квартире у бабушки ее подруги и чего-то там читали, молились. То есть вот такая общинная жизнь, такое христианство изнутри, когда не столько словами, сколько делами... Из-за того, что наша жизнь, может быть, расходится с нашими словами, вот такой результат, что дети потом уходят. На самом деле, так и происходит. Только должно пройти какое-то время; тот, кто получил это зерно, этот фундамент, конечно, останется с ним на всю жизнь.
Мы многое сказали об утреннем времени, теперь давайте поговорим о дневном времени жизни христианина. Скажем, вопрос о работе: как превратить порой скучную, рутинную работу в радостное служение?
– Да, многие мне говорят: «Батюшка, мне работа не нравится и мало денег платят». Вы знаете, по нашей жизни это было бы чудом, когда нам нравилась бы работа, была в радость и еще приносила достаточное количество денег, которое мы бы хотели! Большей частью мы сейчас трудимся на той работе, на какую устроились и которая стала возможна при нашей всеобщей безработице. К работе надо относиться как к зарабатыванию куска хлеба, понимать, что ты зарабатываешь средства, чтобы помогать своей семье. И необязательно она будет приносить еще какое-то чисто душевное или телесное удовлетворение. Большей частью это пахота – как крестьянин был пахарем, и это было тяжелым трудом, так и сейчас: любая работа, какую ни возьми, большей частью пахота.
Чем же все-таки отличается «пахота» христианина от «пахоты» не христианина?
– Христианин знает, чем это закончится: пенсией и Царствием Небесным. А человек, который только пашет и пашет, вообще не знает, чем все это закончится. Это шутка, но, конечно, в свою работу надо приносить и какое-то творчество, и осмысленность, даже в простую, рутинную работу. Например, я в свое время работал на заводе, где делают циркули. За одну деталь шла одна сотая копейки, и вот надо было одну-две тысячи деталей сделать. Все это были копейки, но я какое-то время работал там. Стоишь на станке, чтобы сверлом просверлить одну дырочку, и так тысячу деталей – какое это может приносить удовольствие? Никакого. Какое это может приносить творчество? Никакого. Как это время использовать? Никак: если ты не будешь это делать машинально, то ничего и не получишь. А это давало какую-то копейку. Но эта копейка потом уже вкладывалась в конкретное дело или в семью. Кстати, на этой работе позволялось работать с 16-ти лет. Например, у человека была задача или цель купить велосипед, и он знает, что заработает 40 рублей на этой нудной работе в течение месяца, но потом его купит. Когда у человека есть цель, даже скучная работа может превратиться в нужную. Просто надо понимать, ради чего ты все это терпишь.
Например, метут улицы, чистят снег. Вот сейчас снежные заносы, чего только нет! Я не думаю, чтобы доставляло удовольствие кидать снег, но человек потом получит деньги, чтобы накормить семью, одеть, отослать еще своим престарелым родителям. Поэтому цель должна придавать работе осмысленность – то, ради чего ты это делаешь. Прежде всего, конечно, ради тех людей, которые нас окружают. А если эта работа связана с людьми, с общением (врач, учитель, экскурсовод, водитель автобуса или трамвая), там уже другое, там есть общение с людьми, уже какое-то творчество, ты можешь передать частичку своего характера, души, знаний, интереса, интеллекта. Врачи жизнь дают, учителя дают жизнь душе – многие специальности творческие, а многие механические. Пекарь делает пирожные или хлеб печет – какое там творчество? Ты даже не можешь на батоне сделать какую-нибудь красивую розеточку, ты их просто штампуешь. Поэтому редко бывает, когда совпадает работа с творческим порывом, с удовольствием, чаще всего это зарабатывание на хлеб. А уже потом надо думать о том времени, которое ты можешь использовать благодаря этой работе для пользы своей души.
Кстати, если нас смотрят дети или бабушки, дедушки, вспомните такое выражение, которое было в наше советское время: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Есть духовное осмысление этой поговорки: «Ученье – свет, а неученье – чуть свет и на работу». И детям своим переведите потом смысл этого выражения, чтобы они поняли ценность хороших оценок.
Как благодарность преображает день человека?
– А дело в том, что благодарность – это как соль, как сахар, из-за которых еда становится вкусной. Если посолить простую еду или подсластить несладкий компот, то они станут вкусными. Благодарность – это соль или сахар в том или ином случае, без благодарности все будет невкусно. И благодарность Богу за то, что имеем, – это рука, протянутая к Богу за новыми благодеяниями. Вообще, человек ценит и становится благодарным только тогда, когда есть с чем сравнить. Вот когда я попал в армию, тогда я понял, что такое дом, забота, домашняя приготовленная еда, что такое забота мамы, бабушки, материнская и родительская любовь, что такое семья. А до армии я все это воспринимал как норму: компот должен стоять в буфете, в холодильнике должно быть первое, второе, третье, я должен быть обстиран, наглажен. А когда оказался в армии, понял, что всего этого может и не быть, на время службы ты этого лишился. Поэтому Бога надо благодарить за то, что имеем, а не жалеть о том, чего нет.
Кстати, многие люди тоже должны знать, что 50 лет – это хороший возраст, но об этом узнаешь только в 60 лет, и 60 лет тоже хороший возраст, но узнаешь об этом только в 70 лет, и 83 года – тоже нормальный возраст, но узнаешь об этом только где-то в 86 лет. Поэтому Бога надо благодарить за то, что мы сейчас имеем в этот конкретный день, и тогда у нас будет хорошее настроение. Когда у человека есть благодарность, он в хорошем настроении. А что дает хорошее настроение? Правильный взгляд на жизнь. «В одно окно смотрели двое, один увидел дождь и грязь, другой – листвы зеленой вязь, цветы и небо голубое. В одно окно смотрели двое…». Один и тот же вид, а взгляд на жизнь разный. И поэтому кто-то из мудрых людей сказал, что то, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим. Если ты смотришь в розовых очках, ты все видишь в розовом цвете. Если смотришь на жизнь в черных очках, то и видишь все в черном цвете. Надо все время следить, через какие очки мы смотрим на жизнь. Благодарность – это розовые очки на носу, никогда их не надо снимать и благодарить буквально за все и людей, и обстоятельства, и, конечно, Господа.
У нас немного осталось времени, давайте поговорим о вечере христианина. Как следует завершать день?
– Конечно, мы завершаем день вечерними молитвами, подведением итога дня. Кстати, многие мне на Исповеди жалуются: не читаем вечерних молитв, некогда, не остается времени. И я тоже им советую конкретный алгоритм, который был у нас в семинарии, в монастыре, и сейчас еще это есть во многих семьях. В семинарии мы читали вечерние молитвы сразу после ужина, и в семье советую так делать. Кстати, ужин должен быть совместный, как бы ни было поздно: жена должна дождаться мужа, дети дождаться отца и мать с работы. Перекусить им можно, но потом все должны быть за столом, это в идеале. И вечерняя молитва должна быть сразу после ужина. Я говорю: «Вы чем занимались во время ужина?». – «Ничем, отдыхали, беседовали». Правильно, вас ужин уже собрал, так что не надо никого из углов вытаскивать: кого-то от телевизора, кого-то от компьютера, кого-то от стиральной машины, кого-то от кухонной печи, вы уже собрались, сразу читайте вечерние молитвы, а потом посуда, стирка, уроки, компьютер, переписка и прочее. Это будет объединять семью.
А какие молитвы должны быть? Они тоже могут быть разные: покороче, подлиннее, полностью, это уже от духовного возраста семьи зависит, но вечерние молитвы должны объединять. Мы дома вечерние молитвы начинаем с чтения одной главы Евангелия. Почему? А это некий настрой, подготовка. Мы сегодня в студию пришли заранее, мы же не прибежали, обсудили какие-то вопросы, подготовились. Так и здесь. Вечерние молитвы являются как бы финалом всего дня, и они должны быть тоже с подготовкой. 5 минут – глава Евангелия, 10 минут – вечерние молитвы, а потом делайте что хотите. Хотя бы так.
А по большому счету, сам отход ко сну должен быть гораздо серьезнее, но, думаю, мы поговорим об этом в следующий раз. Хотелось бы еще донести такую фразу: «Когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем». Начали с Богом, делаем с Богом и заканчиваем с Богом. И дай Бог, чтобы у нас и утро было с Богом, и день с Богом, и заканчивался он с Богом. Потому что достаточно говорить: «Господи, помилуй», «Господи, благослови», «Господи, благодарю». Это уже есть память о Боге, это уже есть почти всегдашнее богослужение: хотя бы эти краткие мысли, что мы все под Богом ходим. И, таким образом, что бы мы ни делали, будет делаться так, как учили Оптинские старцы: «Дело в руках, а молитва в устах». Любой труд с благословения Божия, с кратким памятованием о Боге – это уже, как сказал Варсонофий Великий, не суета, а духовное делание, почти богослужение: ты делаешь свое дело и зарабатываешь на кусок хлеба ради родных и близких. А значит, это исполнение заповеди, а если это исполнение заповеди о любви, значит – богослужение.
Спасибо за беседу, благословите наших телезрителей.
– Бог всем в помощь! И давайте все-таки закончим сегодняшний день хоть кратенькими вечерними молитвами. И к этому привыкайте, чтобы наш день строился, как в храме, – с определенным духовным распорядком, которого надо постоянно придерживаться. И тогда в этом маленьком порядке будет и большой порядок и во внешней жизни, и в душе, и в уме, и в сердце.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.