Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (891) → Протоиерей Андрей Канев: Человек должен сам думать и решать

Протоиерей Андрей Канев: Человек должен сам думать и решать

№42 (891) / 8 ноября ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №41 (890)

– Изучая «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова), мы не раз обращали внимание, что все сведения о смерти нам открывают Сам Господь в Священном Писании и святые отцы в своих творениях. Именно из этих проверенных источников, сведенных святителем Игнатием в стройное учение, мы узнаем о посмертной участи души и тела, о рае и аде, о разлучении души с телом и смерти грешников и праведников. Знать об этом христианин должен.

Протоиерей Андрей Канев помогает нам правильно понимать это произведение. Поясняя написанное святителем Игнатием, он часто приводит примеры из приходской жизни, чтобы мы могли увидеть, как важна для нас эта тема. Однако реакция зрителей на такие, казалось бы, полезные уроки бывает неожиданной: кто-то впадает в печаль, кто-то в уныние, кто-то начинает горевать, что вовсе не спасется, и отчаивается...

Удивительное дело! Эти люди дословно повторяют слова, сказанные некогда учениками Спасителю. Помните, когда Господь говорил о таинстве Евхаристии, что ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь имеет жизнь вечную, ученики восклицали: «Какие странные слова, кто может это слушать?» Так что подобная реакция на Евангелие, на глаголы жизни вечной не нова. Всегда были, есть и будут люди, которые не хотят слушать истину и спорят с христианским учением о спасении. Отец Андрей замечал, что именно такие люди особо не любят святителя Игнатия и не соглашаются с его словами. Поэтому батюшка начнет с обращения к тем, кто отчаивается, печалится или унывает от «Слова о смерти».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мне кажется, если человек так реагирует на разговоры об основах веры, о смерти и покаянии, то, с духовной точки зрения, это очень опасное его состояние.

Мне хотелось бы предложить таким людям глубже воцерковиться: на мой взгляд, это связано с неправильным пониманием веры. Очень часто человек, уже и в церковной среде пребывающий, и причащающийся, и исповедующийся, и даже пишущий в блогах или в журналах, в реальности – невоцерковленный. Почему так получается? Он пришел в храм, подошел неподготовленным к Крещению – никто его не оглашал, так как в храме никакой огласительной работы не ведется, – а сам он не имеет внутренней системы организации, у него нет духовных наставников, которые могли бы его привести в правильное духовное состояние.

Когда на слова о покаянии или о смерти человек реагирует: «Ой, страшно! Ой, у меня теряется всякая надежда, всякое настроение!» – это не потому, что он слышит что-то неправильное; таково его внутреннее состояние; это реакция духа, который сейчас наполняет его сердце. Когда Господь в Евангелии подходил к бесноватым людям, они (вернее, бесы) начинали Ему кричать: «Отойди от нас! Почему Ты прежде времени мучаешь нас?»

Это как раз реакция действующей страсти печали, основанной на гордости, которая хочет все свои мелкие или крупные страстишки воцерковить. Это очень интересный факт. Приходя в церковь, мы не оставляем наш багаж там, за воротами храма (или, даже лучше, церковного двора), приобретая опыт Церкви, а пытаемся с этим мешком, как верблюд через игольные уши, протиснуться, чтобы своим любовям и привязанностям (я имею в виду страсти) придать какой-то приличный, церковный вид. Отсюда и такая реакция людей, наших дорогих и уважаемых братьев (я говорю сейчас с большим сочувствием): таково их духовное состояние. Это не означает, что надо прекратить все разговоры о покаянии, спасении, загробной участи и аде, – не надо только подстраиваться под болезнь! Болезнь надо лечить.

А мы с вами все-таки должны говорить о том, что есть. Святитель Игнатий писал не о своих каких-то фантазиях: это не ужастики Стивена Кинга; нам просто показана правда, то есть это разговор врача с больным о диагнозе. Врач нам говорит: «Будешь жить так – тебя ждет вот это, будешь лечиться – тебя ждет другое». Все разговоры о смерти и покаянии, о вечной участи (благой или мучительной) – не чтобы нас пугать, а чтобы мы вразумились и пересмотрели свою жизнь, начали изучать веру. Если человеку кажется, что Христос, Господь наш, – это капризный мальчишка с соседнего двора, то, значит, верит он во Христа неправильно. Если мы, увидев свои грехи, впадаем в уныние, мы верим неправильно! Проблема именно в этом.

Если Господь сказал: «Я пришел спасти не праведных, а грешных» и «Блудницы кающиеся и мытари наследуют Царствие Божие», а я, христианин, в XXI веке, узнав о своих грехах, говорю: «Нет-нет, не надо, не говорите, это ужас! Я не хочу этого слышать, я погибну! Я не спасусь!» – значит, я верю неправильно: моя вера во Христа – не евангельская.

А если человек задает вопрос так: «Да, я увидел свои грехи, но как с ними побороться?» – это вопрос больного, который хочет оздоровиться. А мы говорим – «нет, лучше заткнуть рот всем, кто о покаянии говорит, мы не будем ничего слушать, чтобы у нас не портилось настроение на православных балах, дискотеках разных и спектаклях»... Человек должен сам думать и решать, ведь он свободен, его никто не заставляет слушать: не хочешь – не слушай. Но есть люди, которым это надо. Поэтому мы и будем говорить для тех, кому надо.

– Мы говорили (для тех, кому это было надо) о смерти праведников и грешников.

Протоиерей Андрей Канев: – Да, причем не от нашего собственного опыта; мы не смеялись над грешниками и не приравнивали себя к праведникам. Мы же должны с вами правильно понимать: мы изучаем учебник. Мы говорим не о личном опыте каждого из ведущих, но вместе с вами, нашими дорогими зрителями, учимся приобретать правильные понятия. Еще раз напомню: правила духовной жизни – как правила дорожного движения. Если ты их правильно понимаешь, то доедешь до места назначения, если неправильно – неизбежна авария или, что еще хуже, духовная смерть.

– Главу «Смерть праведников и грешников» святитель Игнатий заканчивает словами, что разлучение души с телом – это не смерть, а лишь ее последствие. Сама же смерть гораздо страшнее, поскольку она есть начало и источник всех болезней человека – душевных и телесных. Уже следующий раздел своей статьи святитель посвящает непосредственно смерти душевной и начинает его с пересказа первых глав ветхозаветной Книги Бытие. Он напоминает нам, как Адам и Ева нарушили заповедь Божию, как они, по наущению сатаны, вкусили плодов от древа познания добра и зла и немедленно умерли душою. «Смерть, – пишет святитель, – мгновенно явилась во всех движениях их душ, в ощущениях их тел, а Дух Святой, обитавший в них и сообщавший им бессмертие, тотчас отступил от первых людей». Но некоторых этот момент смущает: как же так – смерти в мире еще не было, Господь ее не создавал, однако в Своей заповеди Он уже говорит о ней, как о явлении существующем. Бог так и говорит Адаму: «В день, в который ты вкусишь от этого древа, смертью умрешь». Как можно грозить тем, чего еще нет? (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс