Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Диакон Михаил Кудрявцев: Будем терпеливы

Диакон Михаил Кудрявцев: Будем терпеливы

№39 (888) / 18 октября ‘16

Церковный календарь

Священномученик Иоанн Заседателев родился в 1867 г. в Саратовской губернии в крестьянской старообрядческой семье. Женился в 16 лет. В 1885 г. его отец и сам Иван присоединились к Православной Церкви. Иван не просто отошел от старообрядчества, а посвятил свою дальнейшую жизнь миссионерской деятельности среди старообрядцев. Он сблизился со священниками-миссионерами, разъезжал с ними по деревням и участвовал в беседах со старообрядческим населением. В 1896 г. был рукоположен во иерея и назначен служить в единоверческой церкви села Корнеевки в Самарской губернии. В 1920 г. перешел в единоверческую церковь города Николаевска (потом город стал называться Пугачев).

В 1932 г. отец Иоанн был вынужден перейти служить в село Сулак, где смог прослужить только три месяца. В 1934 г. священник был арестован Пугачевским районным отделом НКВД в селе Корнеевке, где он прослужил 24 года. Его обвинили в «составлении и распространении рукописей антисоветского содержания с целью восстановить отсталые массы против Советской власти». На допросе отец Иоанн сказал:

– Основной целью жизни считаю борьбу с атеизмом, занимаюсь сочинением богословских трактатов. Написал трактаты: «Генеалогия человека», «Всемирный потоп», «Мозг, душа и дух», «О душе» и другие.

Священника приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан, из которой он вернулся только в 1939 г. Поселился в Пугачеве, но служить там было негде. Один человек принял отца Иоанна у себя в доме, и многие люди стали обращаться к священнику с просьбами крестить младенцев и отпевать покойников.

Отец Иоанн обратился в Пугачевский горсовет за разрешением открыть молитвенный дом, но получил отказ. В сентябре 1941 г. на квартиру, где жил священник, пришли с обыском. Нашли 24 церковных предмета, в том числе антиминс, копие, священное облачение. Выездная сессия Саратовского облсуда в Пугачеве приговорила отца Иоанна к расстрелу, который заменили на 10 лет лагерей.

25 октября 1942 года отец Иоанн Заседателев прибыл в Карлаг НКВД в Карагандинской области, а 29 октября скончался в лагере от правосторонней пневмонии и истощения.

Братья и сестры, несмотря на трагический характер жития, так радостно читать слова допроса: «Основной целью жизни считаю борьбу с атеизмом, занимаюсь сочинением богословских трактатов». Конечно, отцу Иоанну почти с самой юности пришлось привыкнуть к борьбе с предрассудками и заблуждениями. Нам легко читать, что он с отцом присоединился к Православной Церкви, но нужно понимать, что старообрядцы вели очень тесный общинный образ жизни. Часто очень многие деловые и личные связи были коренным образом обусловлены принадлежностью к той или иной старообрядческой ветке. Переход в единоверие влек за собой отторжение от прежнего круга общения, перемену привычного образа взаимодействия с людьми. Отец Иоанн однажды пережил это, и с приходом советской власти ему было легче принять очередную волну отчуждения.

Как смело и достойно заявляет он о своем призвании бороться с атеизмом! Что же это такое – борьба с атеизмом? В первую очередь, это борьба с представлением, что наука и религия находятся в одной плоскости, так сказать, «одного поля ягоды». С появлением научного подхода достаточно долго религиозные мыслители и деятели не могли смириться с тем, что «книга природы» не нуждается в подпитке из Книг Священного Писания. Постоянно говорилось: у нас ведь в Библии написано… Но проходило время, научные взгляды менялись, и в нас летели камни: вот, мол, она, эта ваша непреходящая истина. Но сейчас мы уже успокоились: Библия говорит о спасении людей, а не является документацией по устройству планеты Земля.

Другое больше беспокоит в наши дни. Теперь естественная наука пытается проторить дорожку в область религии. Так, например, атеистический писатель Александр Розов в своей книге «Зоофизика религий» пишет: «Ниже будет показано, как на самом деле произошли монотеистические культы личностных богов. Мы увидим, что все они являются атавизмами, связанными с социальной зоопсихологией приматов, и чем больше человек им следует, тем ниже опускается к уровню своих предков – обычных неразумных животных». То есть если раньше атеизм боролся с религией, теперь он включает ее в устаревшие психические функции, унаследованные от обезьян. Логика проста: не хотите быть похожими на обезьян – не верьте.

Братья и сестры, будем терпеливы. Все придет в норму и каждый займет свое место. Мы, верующие, много веков старались неправомерно влиять на науку, надо теперь и нам потерпеть нелепые попытки научного сообщества вместить религиозные чувства и представления в рамки психофизиологии.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс