Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
10 лет назад, тоже на вечерней службе 13 сентября, настоятелем храма протоиереем отцом Александром был совершен чин освещения иконы святых покровителей охотников и рыболовов. Икона была написана с Высочайшего благословения Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на пожертвования охотников и рыболовов с разных регионов России и передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках.
День освящения иконы – 14 сентября, празднуется в храме на вечерней службе 13 сентября и на утренней службе 14 сентября, совпадает с днем памяти прп. Симеона Столпника. В этот день на Руси отмечался русский народный праздник – «Первый праздник псарных охотников». В народе говорили: «На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». В этом году празднование дня освящения иконы явилось основной частью духовных мероприятий фестиваля «Тропой сохранения природы», проводимых МООиР и Русским охотничьим клубом при поддержке Министерства экологии и природопользования Московской области, международной выставки «Охота и рыболовство на Руси», коммерческих и некоммерческих организаций.
Православные охотники и рыболовы с великой радостью посещают храм и молятся пред иконою. Обращаясь к Богу через своих покровителей, охотники и рыболовы просят о прощении прегрешений своих – вольных и невольных, явных и неявных, о смирении и душевном покое в невзгодах, которые не в силах изменить, о ниспослании мужества и мудрости в устранении, преодолимых житейских невзгод, о благополучном возвращении с охоты и рыбалки, о ниспослании удачи в добрых делах и многом другом, где нужна помощь Божия.
Все ли охотники и рыболовы приходят к иконе? Конечно, нет. Некоторые считают, что статьи о православной культуре охоты и рыбалки пишут «попы», которые навязывают им религиозное мировоззрение. Они очень сильно заблуждаются, потому что помошь Господа нужна именно им – в преодолении потребительского отношения к природе, преодолении браконьерских помыслов и деяний, в воспитании этики общения с людьми и природой, в удачном исходе случаев нарушения требований безопасности на охоте и рыбалке и многих других жизненных ситуаций.
Только ли охотники и рыболовы находят поддержку у святых покровителей охотников и рыболовов? Конечно, нет. Святым угодникам Божиим дарована благодать помогать всем обращающимся к ним с молитвенной просьбой, в житейских невзгодах и принимать молитвенные слова благодарности от всех. Прежде всего, к иконе обращаются люди, ведущие деятельность в природопользовании и сохранении природы, активном и экологическом туризме, первопроходцы, специалисты и служащие, действующие в условиях дикой природы, например пограничники и др.
В верхней части соборной иконы располагается ряд чудотворных икон Божией Матери, которые в разное время являлись охотникам и рыболовам и через них становились святым достоянием всех народов. Впервые были явлены охотникам и рыболовам иконы Божией Матери Курско-Коренная «Знамение», «Тихвинская», «Феодоровская». Покровителями охотников и рыболовов, кроме того, считаются иконы Божией Матери «Казанская» и «Озерянская».
Под рядом икон Божией Матери на соборной иконе в молении к Господу Иисусу Христу предстали святые покровители охотников и рыболовов. Протоиерей Евгений Попов в книге «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах» (Пермь, 1879 г.) писал: «Есть святые, которым прибегать в той или другой нужде мы имеем особенные основания. Господь Бог удостоил всех их чести, чтобы быть ходатаями за нас перед Ним во всяких нуждах наших, но, в то же время, он отличил некоторых из них особенной благодатью подавать нам помощь. Здесь достигаются такие премудрые Его цели: чтобы наградить самих святых за тот подвиг, в котором они сами искуплены были, и чтобы тем скорее помогали нам, искушаемым; чтобы чудесной помощью одного из них пользовались многие, нуждающиеся в этой самой помощи; чтобы, имея многие нужды и по душе, и по телу, мы общались бы со многими из них через Единого Бога. Без сомнения, когда мы молимся какому-нибудь святому в своей нужде, то должны возвышать свою мысль к Господу Богу, Подателю всех благ; должны помнить, что молиться о нас будет святой, а благодать последует от Самого Бога».
Кто же они, святые покровители охотников и рыболовов? Ряд учеников Христа были рыболовами: апостолы Андрей Первозванный, Петр, Иаков Зеведеев, Иоан Богослов, Фома. Занимались рыбалкой причисленные к лику святых проповедники и последователи христианской веры: праведный Симеон Верхотурский, преподобный Никодим Кожеезерский, игумен Пафнутий Боровский. Многие святые, которые в миру были воинами, были еще и охотниками, часто рыболовами: Евстафий Плакида, Георгий Победоносец, Александр Невский, равноапостольский Владимир, Димитрий Солунский, Димитрий Донской, Меркурий Смоленский, Император Николай II.
На рыбалке и охоте порой возникают ситуации, которые можно назвать безвыходными, и все же благодаря святым покровителям они разрешаются благоприятным исходом. Среди святых покровителей в ситуациях, связанных природными явлениями, охотники и рыболовы чтят Николая Чудотворца, Прокопия Устюжского и Варлаама Керетского. На Руси охотники чтят память мученика Трифона Апамейского, Никейского, хотя он при жизни не был ни охотником, ни рыболовом. Помогая всем страждущим, святой Трифон требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа, благодатью которого он исцелял их. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном, во время царской охоты, улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу, что тот смог сделать, только обратившись с горячей молитвой к своему Небесному покровителю. Поэтому и в русской иконописной традиции мученик Трифон изображается верхом на белом коне, держащим на руке кречета.
С развитием животноводства охота потеряла свое первостепенное значение в жизнедеятельности людей, но осталось ее нравственно-воспитательное значение и основная роль в формировании приемлемого для человека поведения хищных зверей при необходимости сохранения их численности. В последние десятилетия возникла проблема рациональной стратегии отношения человека к крупным хищникам в условиях восстановления их популяций и возросшей агрессивности зверей к человеку и домашним животным. В этой стратегии охота играет основную регулирующую роль и ее обогащение культурой традиционных охот способствует формированию у широких слоев населения современного экологического мышления.
Охота и рыбалка, как и прежде, ведут людей к любви к природе, а через любовь к природе и к Богу и любви к ближнему. И на этом пути охотникам и рыболовам помогают святые покровители – ходатаи за нас перед Богом в радостях и успехах, трудностях и невзгодах.
Вячеслав Кирьякулов,
Николай Кобозев,
г. Москва
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.