Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Коснемся новой транспортной системы Екатеринбурга. Появилась новость, что в 2017 году в нашем городе полностью сменится транспортная система – будет меньше транспорта, но и меньше времени придется тратить на его ожидание. По крайней мере, так обещают организаторы… Мы пока решили посмотреть на реальном примере, как с учетом новой схемы движения транспорта можно будет добраться из отдаленных районов города до центральных храмов. Ну, скажем, во время крестного хода к Царским дням или на праздничные службы, например, на Пасхальную, которая обычно походит в центральных храмах – в Храме-на-Крови и в Свято-Троицком кафедральном соборе. Говорят, что из района УНЦ раз в 5–10 минут и без пересадок до этих храмов будет ходить 22-й троллейбус. Из района «Лечебный» до этих храмов можно будет доехать на 50-м автобусе, который тоже будет ходить каждые 5–7 минут. Ну, и от микрорайона «Синие Камни» доехать до перекрестка ул. Белинского\ ул. Декабристов можно будет на 44 автобусе; интервал движения все тот же. Я это все к чему? Пересадок будет больше, но они будут бесплатными. Выглядит все довольно неплохо, быстро и удобно, но не для каждого человека физически по силам сделать несколько пересадок, особенно для пожилых прихожан.
Владыка, к Вам вопрос: не боитесь ли Вы, что в связи с этим в храмах станет меньше народу (я имею в виду какие-то центральны храмы и важные службы) – введение новой транспортной системы как-то может сказаться на посещении храмов?
– Транспортная система большого города – это очень сложный механизм, он требует очень много финансовых и организационных вложений.
Несколько лет назад власти Москвы взялись за организацию транспортной системы, и много маршрутов там было изменено. Была пересмотрена схема движения по городу, и там уже можно говорить о некотором положительном результате: транспортная сеть стала доступнее, сократились время до конкретных точек, время ожидания и уменьшилось количество людей на вагон метро, электрички или автобус, трамвай. Действительно, была проведена серьезная организационная работа, и она дала свои результаты. Люди отзываются, хотя, конечно, бывают ошибки и просчеты или непривычные какие-то схемы, поэтому у людей возникает дискомфорт. Но проходит незначительное время – месяц-два, сознание перестраивается. Раньше здесь был трамвай, а здесь трамвайный круг, здесь был троллейбус, а сейчас автобус, – все становится привычным, и посещение людьми храма не может быть невозможным.
Другое дело – напомню, что Екатеринбургская епархия в лице митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и мэрия города Екатеринбурга подписали совместный меморандум, соглашение под названием «Двадцать двадцать» – это строение 20 храмов в городе Екатеринбурге к 2020 году. Эти храмы расположены в основном на периферии, в микрорайонах.
Соответственно, если в микрорайонах будут появляться храмы, хорошие пастыри, будут регулярно совершаться службы, то у людей естественным образом появится возможность не так часто выезжать, садиться на автобус, троллейбус, трамвай, чтобы попасть в храм: можно просто пройти через двор, парк и оказаться у себя в приходском храме.
Опять же, по аналогии с Москвой – программы «100 храмов», потом «200 храмов» были запущены – опыт тоже однозначно свидетельствует: люди, которые ранее были прихожанами храмов в центральных районах, где, как известно, много исторических храмовых строений, но очень немного жителей, и когда в микрорайонах эта программа стала реализовываться, люди находили свои храмы – ближайшие или в небольшом отдалении от дома, там формируются крепкие общины и начинают развиваться, жить своей жизнью… У меня близкие друзья-знакомые в микрорайонах говорят, что очень хорошо, слава Богу.
Поэтому я очень надеюсь, что изменение транспортной системы в городе произойдет к лучшему, но не одна только транспортная система у нас должна развиваться, но и церковная жизнь, храмостроение. Очень бы хотелось, чтобы это развивалось гармонично, параллельно, и в таких микрорайонах, как Химмаш, Ботаника, ЖБИ, Вторчермет была возможность посещать храм, не выезжая в какие-то дальние поездки: это неудобно и пожилым, и людям с детьми. Я надеюсь, что все устроится.
У нас для обсуждения еще одна тема. Мы поговорим про еду. В Англии запустили приложение для заказа еды «из мусорных баков»: пользователи могут заказать из ресторанов скоропортящиеся блюда, которые хозяева заведения планируют выкинуть; цена на них в долларах варьируется от 3-х до 5-и. Раз уж мы начали разговор про еду, еще одну новость расскажу: излишками продуктов из олимпийской деревни накормят бедняков. У меня вопрос: кормить людей едой, которая идет на выброс, – это этично? Еще и за деньги.
– Какое громкое название – накормить людей из мусорных баков. Конечно, это неэтичное название, я считаю. Людям, которые придумали этот слоган, надо задать вопрос: чего ради?
Давайте не будем далеко ходить в Англию, в английский ресторан, давайте заглянем в наш обычный магазин, какой-нибудь супермаркет (не буду называть конкретно название, у каждого будут свои ассоциации). В каждом практически магазине сейчас продают салаты, какие-то полуфабрикаты в охлажденном виде лежат, и люди пользуются этим достаточно активно, не готовят дома. Загляните в магазин вечером за полчаса до закрытия – и вы увидите печальную картину. Салат, эту селедку под шубой, эти замечательные биточки с витрины снимают и уносят. Куда? В утилизацию. Вот то, что сегодня ты можешь подойти купить, приготовленное сегодня в течение дня – ты можешь это купить за деньги, отнести домой и покушать… А это собирают и утилизируют, т.е. выбрасывают, чтобы не допустить на следующий день выкладки этих же самых товаров на витрины.
Возникает вопрос: действительно, не правильнее ли раздать эту еду людям малоимущим? Тогда, когда она еще по всем санитарным нормам соответствует, когда она еще сегодняшняя. Да, остался час – два часа до окончания срока хранения. Но, если приложить усилия, можно очень поддержать людей, которые нуждаются в еде...
И я абсолютно ничего не вижу зазорного и унизительного, чтобы все-таки создать при этих магазинах час бесплатной еды и час еды с внушительной скидкой – 70–80%, чтобы люди, заинтересованные купить полуфабрикат, который можно сразу употребить в пищу, приходили и покупали.
Еще в детстве моя мама пережила голодные военные годы – она к каждому кусочку хлеба и сама очень трепетно относится, и нас, детей, приучала относиться столь же трепетно. Когда я вижу, что валяется на земле буханка хлеба, у меня происходит в голове какое-то… несварение: это грех, это нельзя.
Тонны этих замечательных продуктов, которые сегодня были свежеприготовлены и выбрасываются, – я считаю, это недопустимо, у нас достаточно нуждающихся людей, кому можно это передать.
Честь и хвала английским рестораторам или гастрономам, которые отнеслись внимательно, создали приложение и имеют возможность довести до обеденного стола малообеспеченных людей эти продукты! Если бы у нас такого рода проект удалось реализовать, я думаю, это было бы очень и очень хорошо.
Программу «Точка зрения» вы можете слушать на сайте радио «Воскресение».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.