Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (878) → Соборная площадь Московского Кремля

Соборная площадь Московского Кремля

№29 (878) / 2 августа ‘16

Хранители памяти

«Мы с вами видим ансамбль, который создан был за очень короткий срок во второй половине XV – начале XVI веков. Колокольня изначально была 62 м, ее надстроили во времена Бориса Годунова. К колокольне была пристроена звонница, на ней 21 колокол. Самый большой колокол весит 65 кг. Одноглавая новенькая церковь митрополита. Митрополит здесь жил недалеко. Государь жил во дворце. Из галереи Благовещенского собора заходили во дворец, затем через святые сени можно было посетить Грановитую палату, где важнейшие праздники отмечали. Это тронный зал Ивана III, Иван Грозный здесь праздновал взятие Казани и Астрахани и Петр Первый – победу в Полтавской битве. Королева английская Елизавета посещала Грановитую палату».

Это фрагмент экскурсии, организованной для участников секции «Церковные древности», ежегодно проходящей в рамках Международных Рождественских чтений в музеях Московского Кремля. В этом году заседание секции было посвящено Соборной площади. С пленарным докладом выступил руководитель секции историк Сергей Алексеевич Беляев: «Как известно, Соборная площадь образовалась во второй половине 20-х годов XIV века. Это место было отведено для резиденции князя Ивана Калиты, который основал здесь столицу государства Российского.

В это же время было создано положение о Главе Русской Церкви. Киев был занят татарами, разорен, и митрополит Петр жил наездами в разных местах. И Иван Калита предложил митрополиту и Петру поселиться рядом с ним. И здесь, помимо княжеской резиденции, возникла резиденция Главы Русской Церкви. И тут же митрополит Петр заложил свою церковь – Успенский собор. Успенский собор митрополита Петра стоял на том же месте, где стоит Успенский собор, который мы видим сейчас. Да, здания все другие, но предназначение каждого из зданий все то же. Таким образом была образована та территория, которую мы называем Соборной площадью. Уникальность здесь в чем? В том, что как было в XIV веке, так и сейчас эта площадь, те здания, которые здесь находятся, выполняют те задачи, говоря современным языком, те функции, которые были заложены митрополитом Петром, главным образом, и князем Иваном Калитой. И это место является главным местом государства Российского. Ни в одной стране нет такого. На протяжении более шести веков центр государства находился на том же месте и выполнял те же функции, которые были в него заложены при его создании.

В чем уникальность этого места? В том, что называется оно Соборной площадью. Это словосочетание – выражение народного мироощущения. Здесь, помимо собора, есть и княжеская резиденция, потом царская. Почему было не назвать это место Царской площадью? Нет, народ выбрал – Соборная площадь. Ни в одном государстве мира площадь не носит такого религиозного смысла. Это единственное место во всем христианском мире, где на очень ограниченном пространстве находится и власть господствующая, и высшая церковная власть.

Но не только это. На Соборной площади стоит Успенский собор, где покоятся все русские митрополиты и Московские Патриархи. На Соборной площади, как ее составная часть, выстроен Архангельский собор, где находятся могилы Великих князей и царей русских. И вот все вместе – и цари, и Патриархи, митрополиты и князья составляют неразрывное и неразделенное единство. По милости Божией, может быть, не все знают, за годы советской власти ни одна из могил здесь не была нарушена, ни одна из могил не была осквернена. И мы в этом смысле являемся продолжателями и носителями живого восприятия христианской жизни и ощущения того, что у Господа Свои есть выражения реального воплощения русского православного мироощущения, и ничего подобного больше в мире нет».

Сергей Алексеевич Беляев, председатель секции «Церковные древности», кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН: – Среди тем прошлых конференций была одна, которая имеет, как мне представляется, самое непосредственное отношение к Соборной площади. Речь шла о восстановлении исторической роли Московского Кремля. И это случилось на наших глазах в 90-е годы XX века.

Дело в том, что вся власть была вывезена из Москвы Петром Первым. И высшая государственная власть, и высшая церковная. Причем она была не только переведена в Петербург, но и в Петербурге была разъединена. Император жил в одном месте, Синод в другом, и они действовали сами по себе, то есть было разорвано единство, которое было здесь, в Кремле. Кремль превратился в исторический музей, где какие-то события, вроде коронации, совершались, но не более того.

Возвращение Кремлю его первоначального предназначения, то есть быть сосредоточением государственной и церковной власти на Руси, началось только в XX веке. Начало положила Церковь, когда интронизация на Патриарший престол Святейшего Тихона была совершена в Успенском соборе. Это возвращение и Патриаршества, и возвращение Кремлю значения церковного центра. Святейший Тихон совершил в Кремле три богослужения. Первое было на интронизации, затем на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, и последняя служба была на память митрополита Петра. В марте того же года, как известно, в Кремль переехало большевистское правительство во главе с Лениным. И Ленину показалось, что совмещение в Кремле советской власти и Церкви невозможно, и Церковь была из Кремля изгнана. С тех пор Кремль стал сосредоточием высшей государственной власти, но без Церкви.

Церковь сюда вернулась только в 90-е годы. Первое богослужение закрытого характера очень краткое – это был молебен в Успенском соборе Святейшему Пимену по случаю 400-летия восстановления Патриаршества. Богослужения возобновились в августе 1990 года. Патриаршая резиденция в Кремле появилась в 1995 году, и в то же время Кремль стал средоточием высшей государственной власти. На наших глазах Московскому Кремлю было возвращено его историческое предназначение, заложенное при его основании митрополитом Петром и князем Иваном Калитой.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс