Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №24 (873)
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) в произведении «Слово о смерти» дал подробное учение о значении для нас смерти и приготовлении себя к вечности. Читая эту статью, не перестаешь удивляться, как все в ней подчинено строгому внутреннему порядку. Мы уже говорили, что, по сути, она представляет собой обширный свод тематических выписок из Священного Писания, богослужебных текстов, житий святых и творений святых отцов: в списке источников – около 300 наименований. И, заметим, вся эта работа делалась святителем без компьютера: он складывал весь этот материал, что называется, вручную. Хотя, зная о базовом его образовании – он окончил Главное инженерное училище и ему прочили блестящую карьеру военного инженера, – понимаешь причину такой стройности, прочности и основательности его духовных произведений: к их созданию он подходил так же, как к строительству технических сооружений, и это лишь укрепляет наше доверие к его словам, которые выверены многократно и с разных сторон.
Когда мы приступаем к главе, в которой описываются райские обители, то отчетливо видим эту основательность. Ни слова святитель не говорит от себя: ни описывая местоположение рая, ни повествуя о его исключительной красоте. Кстати, тема красоты особо выделяется в свидетельствах очевидцев, которые сподобились побывать в райских обителях. Интересно, почему?
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы очень плотские существа, и о рае нам говорить трудно, а о грехах легко. Грех нам понятен: мы живем в этой грязи, в помойке. О помойке легко рассказывать, а о рае рассказывать очень трудно – у нас нет такого жизненного опыта. Но почему говорится о красоте? Потому что даже в помойке мы можем увидеть красивые места природы, пейзажи. Как раз эта красота и становится неким свидетельством, что там-то лучше. Если здесь, в месте страданий, бывает красивая природа, цветы, то что нас ждет там? Я знал одного замечательного митрофорного протоиерея (он уже скончался), который называл цветы предвестниками рая. Мне сначала было непонятно, а потом я понял, что это действительно кусочки нашей природы, которые свидетельствуют, что где-то есть еще более красивые места. Святитель Игнатий об этом и говорит: «Если вы, будучи чувственными, плотскими людьми, видите красоту, то там гораздо лучше». Скажи нам «вечное блаженство» – что это? У нас нет такого опыта. Нам, грубым людям, на нашем грубом языке пытаются с помощью явно ощутимых образов показать, что это такое – рай. Поэтому и говорится о красоте этого места.
– И потому святитель Игнатий несколько раз повторяет, что природа земная служит только слабым образом рая, красоты которого нетленны, несказанно изящны, преисполнены священного мира и благодати. Земля же после согрешения праотцев наших проклята Создателем и непрестанно выражает это проклятие в своих смятениях и в нестроениях.
В другом месте святитель пишет: «Если же земля, проклятая Богом, земля изгнания нашего, страна бедствий, обольщений, злодеяний, смерти, обреченная Богом на сожжение, имеет красоты, нас восхищающие, то каков должен быть рай, уготованный Богом для возлюбленных Его в вечное жилище и наслаждение?»
После этих размышлений оставшуюся часть главы святитель Игнатий целиком посвящает видéнию блаженного Андрея, Христа ради юродивого, который был восхищен не просто в рай, но, подобно апостолу Павлу, до третьего неба. И он не только приводит рассказ блаженного Андрея, но и комментирует его, пишет, что это видение, как и все подобные видения других угодников Божиих, служит доказательством и объяснением того, что ангелы и души имеют свой вид и образ. Завершая эту тему, святитель Игнатий замечает, что плотской, пригвожденный к земле человек, не обновленный и не воспитанный Святым Духом, не способен проникнуть в тайны будущего века. Какой вывод мы можем сделать из этого рассказа о рае?
Протоиерей Андрей Канев: – Мы знаем, что рай есть и просто так в него не попадешь: нужно верить во Христа, быть крещеным в Православной Церкви, жить соответствующе тому, как учит Церковь, и тогда дается шанс туда попасть. Просто так «захотел – попал» не получится.
– Если чтобы попасть в райские обители человеку нужно потрудиться, то для попадания в противоположный мир можно не прилагать никаких усилий. Об этом мире наши современники не прочь пошутить, и одна из таких шуток довольно точно характеризует место, о котором у нас пойдет речь: «Есть только одно место, где тебя всегда ждут и примут таким, какой ты есть. Это дом? Нет – это ад».
Хотя в учении Церкви, об этом говорится, разумеется по-другому. Ад – это посмертное состояние нераскаявшейся человеческой души после частного суда и нераскаявшегося человека и падших духов после грядущего Страшного Суда.
Святитель Игнатий начинает раздел по теме сразу с определения местоположения ада: «Ад помещается во внутренности земли». Бог, произнося определение на Адама при его изгнании из рая, сперва исчислял земные казни для преступника райской заповеди, потом возвещает, что этим казням Адам будет подвергаться, доколе не возвратится в землю, из которой он взят: «Земля еси, и в землю отыдеши».
Протоиерей Андрей Канев: – Если рай еще как-то воспринимается современными людьми, то об аде и слушать не хотят. Более того, у меня был опыт, когда знакомые катехизаторы пригласили в один из храмов готовящихся ко Крещению и поставили вопрос так: «А нужно ли вообще говорить оглашаемым об аде?» И я сначала ответил: «А что такого-то? Мы же говорим о жизни, мы говорим: Адам согрешил. Почему не говорить-то?» – «Потому, что это может оттолкнуть новопришедших христиан».
Получается интересная версия оглашения: когда мы не говорим об аде, тогда и о грехе не надо говорить, и о страданиях, в том числе о страданиях Христовых. Получается лощеное, гламурное христианство. Мы должны человеку говорить правду. Тем более, что оглашаться приходят не младенцы, а взрослые люди с печальным жизненным опытом, которые этот ад, может быть, почувствовали уже. А мы боимся их огорчить. Мы Евангелия стесняемся? Один в нашей братской дискуссии сказал: «Мы веры стесняемся?» Нам не надо стесняться говорить об аде – Церковь не ставит целью грозить всем адом и пугать, но это правда жизни, как если мы встретим человека, который бьет в набат и говорит: «У вас дом уже загорелся, не надо морщить носик и говорить «фу, ты нам не даешь любимую телепередачу досмотреть». Погибнете!» – он кричит, врывается к нам в дом, хватает и пытается выносить, призывать и обращать внимание на беду... Церковь пытается призвать нас к трезвости учением о загробной жизни, аде, потому что это правда жизни.
Ад законно гарантирован всем, если нас не помилует Христос. Это то, что точно будет, и он точно есть. Святитель Игнатий говорит, что ад находится в недрах земли, и это вызывает веселье у либерально настроенной публики, хотя мы в недрах земли не были, и не дай Бог туда попасть. Мы говорим о духовном состоянии, душа туда уходит после смерти. Как рай не видно, так и ад не видно. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.