Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (870) → Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Огромное поле для милосердия и добра

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Огромное поле для милосердия и добра

№21 (870) / 7 июня ‘16

Архипастырь

Вопрос телезрительницы Татьяны: «Почему, когда хочешь поделиться душевной радостью с близкими, чувствуешь, что это не получается? Да и радость обязательно теряется. Может быть, лучше ни с кем не делиться сокровенными чувствами? Но как же тогда общаться с близкими людьми? И почему, когда много говоришь, на сердце остается печаль?».

– Об этом много сказано у святых отцов. Они сравнивают привычку много говорить с открытыми дверями и окнами в доме. Если двери и окна открыты, дом выстуживается и в нем становится холодно. Так же происходит и в душе, если она открыта сквознякам. Когда человек много рассказывает о своих переживаниях, пусть даже искренних и глубоких, они девальвируются (и прежде всего, в его собственных глазах) и очень часто бывают неубедительными для окружающих. Поэтому лучше молчать о своих переживаниях, что-то и можно, и нужно сказать, но пытаться перед каждым встречным вывернуть наизнанку душу, вытряхнуть все доброе, что в ней есть, – вредно и не принесет никакой пользы ни тебе, ни тому, перед кем ты это делаешь.

Совершенно правильно говорит Татьяна, что и поделиться не получается, и уходишь опустошенным, как будто ничего доброго с тобой не происходило. Опять в душе пустота, и это очень плохо.

Еще одна Татьяна спрашивает: «Сегодня везде пишут, что православный христианин должен участвовать в делах милосердия. Но я чувствую, что после работы и возвращения с нее в переполненном общественном транспорте у меня нет сил еще куда-то ехать и помогать. В субботу и воскресенье надо быть в храме и успеть сделать домашние дела. Как же тогда спастись, если все силы уходят на работу и больше не остается ни на что?».

– Действительно, это проблема. Если у человека нет возможности всерьез заниматься волонтерством, делами милосердия, у него есть своя собственная семья, а там огромное поле для милосердия и добра. Для такого человека этими делами будет не накричать лишний раз на ребенка или мужа (даже если они этого заслуживают), а просто улыбнуться им. Возможностей оказать помощь другому человеку очень много, ведь и на работе наверняка кто-то нуждается в помощи. Иногда она заключается в том, чтобы просто внимательно выслушать человека, которому нужен собеседник, чье-то внимание, сочувствие.

Надо постараться все, что мы делаем в нашей жизни, делать для Бога. Все – и нашу работу, и даже какие-то домашние дела – для Бога и как бы перед Лицом Бога. Стираю ли я, глажу, копаю огород – я делаю это в присутствии Божием. Делаю это собранно, с внутренним цельным чувством, не мучаю себя и других, не хнычу и не плачу, какая я несчастная и никто меня не жалеет, а, наоборот, делаю это как для Господа. И жизнь человека в таком случае просто преобразится, преобразится и жизнь его семьи! Есть много возможностей исполнить Евангельские заповеди, даже если у человека очень мало свободного времени.

Вопрос телезрительницы Алевтины: «Могут ли грехи быть вызваны физическими болезнями, например, раздражительность и обидчивость, как следствие гормонального дисбаланса? Грех ли они тогда, и нужно ли в них исповедоваться?».

– Дело в том, что и раздражительность, и обидчивость являются грехами. И если человек ходит на Исповедь, он должен в них каяться, должен каяться в том, что не может сдержаться. А наши различные состояния (не только гормональный дисбаланс, а, например, усталость) способствуют проявлению греха. Скажем, человек устал до невозможности, а кто-то начинает ему что-то рассказывать, и вот он обиделся или отмахнулся. Сказать, что «это усталость и я не виноват в том, что накричал на жену или ребенка», будет нечестно.

На то мы и люди, чтобы с юных лет до самой старости учиться держать себя в каких-то рамках, берегах, желательно – гранитных. Все наши эмоции, чувства (в том числе и под воздействием наших болезненных состояний) нужно контролировать или по крайней мере стараться тут же загладить. Скажем, диабетики очень раздражительны, но, если накричал на кого-то, – иди извиняйся. И исповедоваться надо, и бороться с этим обязательно надо.

Вопрос от Сергия: «Скажите, пожалуйста, зачем нужно ходить на кладбище, кроме того, что это дань уважению, уход за могилой? С религиозной точки зрения – зачем? Ведь молиться можно и в церкви, и дома, душа-то у Господа. Что тогда есть на кладбище, кроме бренного гниющего тела? Этот вопрос меня мучает. Я люблю ходить к родственникам на кладбище, разговариваю с ними, делюсь… Но, может, это все неверно? Бывают ли души умерших на кладбище? И еще вопрос: как относиться к кремации? Почему-то сейчас я хочу, чтобы меня лучше кремировали, чем гнить и разлагаться. Кремация – новшество для Православия, или все же оно чуждо нашей религиозной культуре?».

– Да, сразу много вопросов, этой теме можно посвятить целую передачу. Тема, кстати, животрепещущая, интересует многих. Дань уважения и уход за могилой – это уже немало, и это надо делать, поэтому на кладбище можно и нужно ходить. Что касается «бренного гниющего тела»… Церковь исповедует истину о том, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Смертное тело не является чем-то отверженным, презренным. Мы не только лечим его, когда оно болит, но и когда умирает, приносим его в церковь, совершаем над ним надгробное пение, кадим ему, мы окружаем его почетом, любовью, даем ему последнее целование. Хотя это тело, которое через несколько дней будет гнить, а, может быть, уже и начало, тем не менее, мы почитаем его как вместилище души. Мы помним, что в последний день, во всеобщее воскресение человек воскреснет преображенным, но с тем телом, с которым жил на этой земле. Именно поэтому мы и окружаем тело таким уважением и благоговением. Это древнее христианское отношение к умершим. Поэтому мы созидаем кладбище, а не выбрасываем покойников на съедение хищным птицам или в воды Ганга, что характерно для некоторых культур и в наше время.

Есть самые разные способы погребения, в том числе огненное погребение, так называемая кремация, которая совсем не является новостью, – это очень древний способ погребения. Но Церковь принципиально не признает его, так как, по слову Священного Писания, считает: «Земля еси, и в землю отыдеши». Человек взят из земли и в землю должен уйти, это естественное окончание жизни человеческого тела. Поэтому и на кладбище ходить надо, и молиться нужно как в церкви, так и дома. Одно другого не отменяет.

Следующий вопрос от Татьяны Васильевны: «Допустимо ли православному христианину использовать методы саморегуляции и расслабления для улучшения психоэмоционального состояния: прослушивание спокойной музыки для релаксации, методы самовнушения?».

– Уважаемая Татьяна Васильевна, существуют естественные способы привести себя в более или менее спокойное состояние. Скажем, слушание спокойной музыки – в этом нет ничего плохого, это никак напрямую не связано с духовной жизнью, но лишь опосредованно – с душевной. Психосоматические последствия воздействия спокойной музыки, расслабляющей обстановки сами по себе не вредны и ничего плохого в себе не содержат. Другое дело, что методы саморегуляции бывают разными, в том числе и заимствованными из восточных оккультных практик, – вот этого делать не надо, но об этом надо уже говорить подробно.

Вообще, лучше всего для верующего человека научиться молиться Богу – это то, что по-настоящему, не симптоматически, а глубинно исцеляет человеческую душу и приводит ее в правильное состояние. Научиться молитве – это и очень большой труд, и очень большое искусство. Поэтому я советую начать учиться молиться Богу. А все остальное – постольку поскольку, если это не попытка влиять на духовное состояние.

То есть как у пушкинского Пимена: «Смиряй себя молитвой и постом, // И сны твои видений легких будут полны»...

Вопрос телезрительницы Елены, которая пишет о том, что, к сожалению, встречается в нашей жизни очень часто: «В нашей семье ушла из жизни прабабушка. После похорон была поминальная трапеза, после которой у меня появились вопросы и непонимание. В семье все крещеные, но в церковь почти не ходят. Во время поминального обеда на стол поставили стакан воды с хлебом и ложкой, потом сказали, что кружки нужно собрать в отдельный пакет и отнести на кладбище. Я начала говорить, что это к православным христианам никак не относится, но мои родственники стали возражать, и очень грубо. Скажите, как поступать в таких ситуациях? Вступать в спор в день поминовения человека как-то не очень хочется, но и смотреть на происходящее тоже. И, вообще, будет ли считаться грехом, если православный христианин закроет глаза на такие вещи, чтобы не вступать в конфликт с окружающими?».

– К сожалению, то, о чем пишет Елена, встречается очень часто. Никакая сфера человеческой жизни не окружена таким количеством самых беспощадных, самых чудовищных суеверий, как уход человека из жизни, его погребение и поминовение. Что-то сделать с этим можно только в том случае, если мы имеем дело с людьми верующими.

Елена сказала, что в семье все крещеные, но, к сожалению, в нашей действительности факт Крещения почти ничего не говорит о вере человека. Очень часто встречается, что люди крещены, но Крещение в их жизни не проросло, не привело ни к каким плодам, и все, что касается церковной жизни, обычаев и церковных обрядов, воспринимается ими этнографически – если сказать по-научному, просто состоит из одних суеверий.

Если люди верующие, если для них голос Церкви, голос священника авторитетен, то этого удается избежать. Я знаю верующие семьи, которые, провожая в последний путь своих родственников, ничего такого не делают. А вот с людьми, которые крещены формально, во всех опросах отвечают, что они православные, но на самом деле к Православию не имеют почти никакого отношения, кроме этой самоидентификации, с ними гораздо труднее. Я даже не буду обсуждать все те суеверия, которые практикуются такого рода людьми. Они знают, что что-то надо сделать, но при этом смысла церковного чинопоследования не знают и не понимают, зачем это нужно. Если с ним сталкиваются, жалуются, как все долго проходит. А вот такие вещи не требуют от человека больших усилий: подумаешь, закрыл полотенцем зеркало – и позаботился о человеке, проводил его как надо – «все как у людей!» Здесь обычно работает именно такой принцип: чтобы все было, как у людей. И действительно, получается, как у людей.

Что касается христианина, который в этом вынужденно принимает участие… Конечно, отказаться от поминовения и проводов родственников нельзя. Думаю, нужно поступать следующим образом: попытаться объяснить людям смысл происходящего и то, что делать всего этого не нужно. Объяснить корректно, очень вежливо, ни в коем случае не ругаясь, не возмущаясь, не бросаясь в словесные перепалки, не пытаясь, например, вылить эту воду. Ревность у всех людей проявляется по-разному, но нужно просто попытаться объяснить, что этого делать не надо. Если в ответ человек встречается с жесткой реакцией и категорическим нежеланием отступать от этих вещей, то нужно просто смириться, отойти в сторону, очень сдержанно, кратко поприсутствовать и удалиться. Устраивать богословские диспуты не надо, так как это неуместно и аудитория не та, но доступно, понятно, коротко и корректно объяснить – обязательно надо, а дальше оставить уже все на волю Божию.

Следующий вопрос – от Михаила: «Чем различаются дерзость и дерзновение? Эти слова часто можно встретить в святоотеческих книгах. Как их правильно понимать?».

– Дерзость – это некое нахальство, наглость, неумеренная, не вовремя проявленная реакция. Собственно говоря, «дерзость» на славянском языке означает то же самое, что и на современном русском. А вот дерзновение – это несколько иное понятие. Слово «дерзновение», наверное, можно перевести как «отвага», «решимость», то, на что мы дерзаем. То есть мы беремся за что-то заведомо сложное, трудное, но надеемся, что нам удастся это исполнить.

Следующий вопрос – от Татьяны. В одной из наших передач Вы уже отвечали на подобный вопрос, но, видимо, для Татьяны он сейчас очень актуален: «Можно ли христианке выходить замуж за мусульманина и рожать от него детей? Как на детях может отразиться разная вера родителей?».

– Я считаю, что не стоит, но не потому, что мы плохо относимся к мусульманам. Совсем нет! Среди них масса достойных людей.

Дело в том, что вера, если она действительно есть у человека, – это главное в его жизни. Это не просто фундамент, основа или стержень жизни – это то, чем определяются все поступки человека, если он по-настоящему верующий. А семья – это союз двух не просто любящих, но и единодушных, единомыслящих сердец. Если же их различия касаются самого главного в их жизни, то ничего хорошего не получится. Конечно, бывают номинальные мусульмане и христиане. Я вырос в Абхазии, и там тоже были мусульманские районы, где мусульмане-абхазцы от христиан-абхазцев отличались только тем, что у мусульман старики свинину не ели, а у христиан – ели, и в этом была вся разница. Ни те, ни другие не соблюдали никаких обычаев, но разделялись на мусульман и христиан. Если различия находятся на этом уровне, то тут что-нибудь может и получиться, но ведь и среди родственников есть верующие, и сами люди меняются: сегодня человек равнодушен к вопросам веры, а завтра он о них начнет задумываться и придет к вере своих отцов. Это естественный процесс. А как быть дальше? Как жить в таких обстоятельствах? Я считаю, что это очень рискованный шаг.

Что касается детей, то здесь все очень просто: дети будут мусульманами, так как в любой мусульманской семье дети будут воспитываться мусульманами. В этом нужно очень четко отдавать себе отчет и не питать никаких иллюзий. Поэтому, если для Татьяны ее христианство что-нибудь значит, то могу ей сказать, что из этого ничего доброго не получится.

Следующий вопрос – от Елены Степановны и тоже связан с темой материнства: «Дети мои уже взрослые. Они хорошие, добрые, но не ходят в церковь. Сама я причащаюсь и исповедуюсь. Меня смущает, что я не приучила детей к церкви. Иногда очень унываю. Стоит ли искать спасения, если дети не спасутся? Среди всей моей родни я одна верующая, и бывает очень тяжело».

– Елене Степановне нужно просто вспомнить себя, когда она еще не была верующей и не ходила в церковь. Ее близкие находятся сейчас в таком же положении. Но кто знает, что с ними будет через несколько лет? Подавляющее число людей, наполняющих сегодня наши храмы, еще лет 10 тому назад в церковь не ходили, а кто и 5, а кто и 3 года тому назад. Господь стучится в сердце каждого человека, и откроет человек Богу свое сердце или нет, зависит от совокупности очень многих причин.

Я думаю, что Елене Степановне нужно изо всех сил молиться о своих детях. Молитва матери очень много значит, это, наверное, самое главное, что может сделать мать для своих детей. В том числе нужно молиться, чтобы им открылась истина, вера и глубина церковной жизни. Никакого уныния при этом быть не должно. Сомнений в своем собственном спасении тоже быть не должно, это уже лукавые помыслы, от которых надо просто избавляться.

Говорят, материнская молитва со дна моря поднимает.

– Да, есть такая поговорка.

Владыка, необычный вопрос задает Игорь: «Я понимаю пагубность сквернословия, но за всю свою жизнь привык к словам-заменителям, словам-паразитам. Грех ли это?».

– Это признак бескультурья – засорять свою речь словами-паразитами очень плохо, и такому человеку надо постараться избавиться от этого как можно быстрее и навсегда. Что касается греховности или не греховности: это просто плохо. Я бы не стал здесь удлинять своих рассуждений, но пожелаю Игорю от этого избавиться, и чем быстрее, тем лучше.

Пишет девушка с необычным именем Ангелина: «Сегодня хорошим тоном в деловом общении считается делать людям комплименты, как правило, для того, чтобы польстить человеку и с ним было бы легче иметь дело. Если не будешь с этого начинать общения, тебя сочтут невежливым дикарем. Как поступать, если я считаю такие комплименты неискренними, и как самой реагировать на подобные вещи?».

– Ангелина не права в том, что это сегодня считается хорошим тоном. Вообще, во все времена считалось хорошим тоном, встретив человека, сказать ему что-то доброе. Это совершенно нормальное человеческое качество, так принято в человеческом общежитии с доисторических времен. Это правильно, так и должно быть, но, конечно, нужно знать меру.

Не надо льстить, не надо говорить вещей заведомо неправильных, не надо преувеличивать. Надо говорить просто добрые слова. Даже когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, наше общение начинается с пожелания здоровья. Это тоже можно счесть за комплимент, если рассуждать так, как Ангелина. При этом мы говорим «здравствуйте», даже когда встречаем человека заведомо больного. Тоже можно сказать, что это получается неискренне, но мы все равно, встретив его, пожелаем ему здоровья – мы можем понимать, что этот человек не выздоровеет, но, тем не менее, говорим «здравствуйте». Повторюсь: не надо говорить лишнего и заведомой неправды, но начинать общение с добрых слов по отношению друг к другу вполне естественно.

А преподобный Серафим Саровский встречал всех обращением: «Радость моя, Христос Воскресе!».

– Совершенно верно! И это не было преувеличением, потому что он действительно радовался каждому человеку.

Анна пишет: «Я человек верующий, знаю, что зависть – грех. Но иногда, когда я слышу, что кому-то в чем-то повезло, в первые минуты не могу совладать с этим чувством. Откуда берутся эти мысли и что мне делать? Как с ними справиться?».

– У многих людей такое бывает. С этим надо бороться, и бороться нужно всю свою сознательную жизнь. Надо стараться воспитать в себе добрые чувства по отношению к окружающим людям, и одно из самых главных – это способность радоваться чужой радости и скорбеть с другим человеком, когда он скорбит. Очень часто бывает наоборот. Это грех, это проявление немощи человеческой, с которой надо бороться, и молясь, и пытаясь сделать человеку какое-то доброе дело. Есть такой принцип: если появились какие-то недобрые чувства по отношению к какому-то человеку, сделай ему доброе дело.

И дела любви, о которых Вы уже неоднократно говорили, помогут победить такие моменты отчуждения. Благодарю Вас, Владыка, за Ваши ответы! Напоминаю нашим телезрителям, что свои вопросы митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину вы можете присылать на адрес электронной почты: sarmit-tv@yandex.ru или на портал «Православие и современность» www.eparhia-saratov.ru

Записали: Аксиния Шмонденко, Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/intervyu-mitropolita-longina24;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/intervyu-mitropolita-longina-30-04

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс