Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По приглашению Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II телеканал «Союз» отправился с Его Блаженством в миссионерскую поездку по странам африканского континента. О начале поездки рассказывает Тимофей Обухов. А полный отчет – смотрите на телеканале «Союз» в выпусках «Новостей», проекте «Союз онлайн» и в ближайшее время – отдельным фильмом.
11 мая, в 10 часов утра, миссия Александрийской Православной Церкви во главе с Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II отправилась в путь из Найроби, столицы Кении, по территории Кенийской митрополии. В составе группы также митрополит Кенийский Макарий, экзарх Александрийского патриархата на Кипре протопресвитер Афинодорос, а также клирики Александрийского патриархата.
Всего православная миссия в этот день должна преодолеть порядка 400 километров и посетить три прихода. Сложность заключается в том, что маршрут пролегает не только через основной транспортный путь Кении, по которому транспортируют основную часть транзитных товаров, но и то, что часть пути пролегает по дорогам подверженным сезонным климатическим условиям. С чем, как оказалось, миссии придется столкнуться не раз. Дело в том, что сейчас в Кении время дождей. Овраги и речки сильно изменяют ландшафт, поэтому не раз приходилось участникам миссии останавливаться пред непреодолимыми участками пути, разворачиваться и искать новые, при этом преодолевая серьезные препятствия.
В планах миссии, напомню, было посещение трех православных приходов, которые находятся в труднодоступных и заповедных территориях Кении. Таким образом, световой день, который в Африке заканчивается в 6 часов вечера, был расписан по минутам, и каждая лишняя остановка приводила к серьезному отклонению от графика.
Все храмы находятся в районе, где проживает племя масаи. Здесь, в Африке, до сих пор сохранился тот уклад жизни, который веками существовал на этой территории – одна из главных черт – общинность. Кроме того, масаи – воины.
Все приходы – в честь Иоанна Злотоуста, Ионна Предтечи и Константина и Елены – расположены не на территории городов и поселений, а непосредственно на местах проживания племени – в дикой саванне. Наверное, будет удивительно услышать, но по словам митрополита Макария, история этих приходов внушительная – примерно 45 лет. Почти полвека!
Каждый приход, каждая община индивидуальны и уникальны. Первый храм, в честь Иоанна Златоуста – это здание ангарного типа, построенное из основного строительного материала в этой местности – на нашем языке это «горбыль» – доска (дерево), которое в нашем представлении – материал для заборов. Причина этому одна – ужасная бедность. Даже жилье люди за неимением средств строят из него.
Несмотря на это, приход живет и развивается. Строится новое здание церкви – в буквальном смысле по кирпичику. Потому что до ближайшего населенного пункта, где можно приобрести камень для строительства порядка 30 километров. Когда у общины появляется возможность приобрести материал, они – женщины, дети, мужчины – отправляются пешком на рынок, приобретают там кирпич, и возвращаются обратно пешком. Только представьте себе, как это непросто. Поэтому строительство идет очень и очень медленно.
Цель Православной миссии – не только духовно окормить верующих, поддержать священнослужителей на местах в их непростом служении, но по возможности оказать поддержку и материальную. Выражается она в следующем – одна из наших машин полностью загружена продуктами первой необходимости: зерно, рис, сухое молоко, консервированные томаты, мука, соль. Для детей конфеты – пусть это и не необходимость, но очень приятный подарок. Для людей, которые живут за гранью бедности, – это реальная поддержка.
Встреча Патриарха происходит очень необычно. К примеру, без привычных нашему слуху колокольных звонов. Зато настоящими песнями и танцами племени, которые по обычаю исполняются при встрече большого гостя. Поют все. Забегая вперед скажу, что эти люди поют абсолютно все: начиная от самых маленьких и заканчивая настоящими воинами племени.
Общение Патриарха с паствой происходит тоже необычно. Владыка обращается к пастве на греческом языке. Затем фраза переводится на английский, а уже потом, в зависимости от территории, на разные местные наречия. К примеру, два первых храма – использовался диалект «кисуахили», а в храме Константина и Елены – «кикую».
Второй храм – в честь Иоанна Предтечи – уже каменный. Причина очень простая – в отличие от первого, приход находится на территории небольшого городка Иллясид, где есть рынок, на котором можно приобрести строительный материал. Здесь миссия также выполнила все свои цели. Но кроме того, сама получила от верующих помощь – человеческие потребности в питье и пище. Еда была очень простая: отварной рис, тушеная капуста и бананы. Патриарх Феодор сам накладывает себе этой нехитрой пищи в самую простую посуду и благословляет трапезу. После небольшого отдыха, миссия отправилась дальше. И снова дорога! Про нее можно снимать отдельный фильм: неописуемая красота флоры и фауны, удивительные по своему разнообразию ландшафты и даже отсутствие порой как таковой самой дороги вызывает восторг и умиление. Но главное – это воздух, запахи и ароматы, которые сменяют друг друга, перемешиваются и уносят из головы абсолютно все земные проблемы у человека, приехавшего из большого города, оставляя место только для возвышенного и прекрасного.
Следующий, третий храм, который мы посетили, – в честь Константина и Елены – расположен в предгорьях Килиманджаро. И снова: неподдельная радость верующих которая выражается в их танцах, пении и племенных обычаях. Совместная молитва паствы со своим Патриархом, общение, проповедь, материальная помощь, патриаршее благословение и духовная поддержка всем православным. Вообще так сложилось, что после службы прихожане остаются, никуда не разбегаются, а начинают все вместе петь, танцевать и общаться. Это их культура и их обычай. Такое действо может продолжаться несколько часов.
Стоит заметить, что если города в Кении электрифицированы, то деревни, общины в основной своей массе света не имеют. Не говоря уже о каких-то других благах цивилизации. Даже чистая вода – это великая ценность и люди ее фактически вынуждены каждый день добывать. Здесь нет такого, что можно прийти открыть кран – и все. Даже колодец есть не во всех поселках. Люди вынуждены брать ведра, канистры, бочки и идти за водой к источнику. Гужевой транспорт, велосипеды, пешком, в лучшем случае на мопедах… Люди с емкостями – это обыкновенная картина для Африки. Здесь нет как таковых водоемов: речки, озера появляются только в сезон дождей. Проходит время и все пересыхает. На месте речек – овраги с идеально чистым и ровным дном, озера – пустые чаши песка и глины, а те речки, что не пересыхают превращаются в едва бегущие среди камней ручейки.
Но люди все очень приветливые. Они здороваются, выражают свою благодарность: все жмут руки, кланяются, обнимаются, улыбаются и всячески выражают свое приветствие, кто как может. В одном из храмов старейшина подарил Патриарху «митрополичью панагию» по масайской версии – в знак признания старшинства и уважения Владыки.
Страна контрастов – это слабо сказано. Удивительные богатство природы и полная всеобъемлющая нищета людей, живущих в такой красоте. Уникальная самобытность, которая сохраняется в общинах, полная открытость и доверчивость людей ко всему. Отсутствие каких-либо условий: работы, квартиры, машины, больниц, школ, государственных органов, и кипучая настоящая жизнь – люди живут, создают семьи, рожают и воспитывают детей, радуются и ценят свою жизнь.
И последний штрих: если у нас на дорогах кошки и собаки, то в Кении – обезьяны и мангусты... Продолжение следует
Тимофей Обухов
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.