Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860)–№18 (867)
Когда-то один старец отговаривал святителя Игнатия (Брянчанинова) (об этом сам он вспоминал в одном из писем) заниматься писательской деятельностью. Старец так и говорил ему: «Не пиши!» И пояснял: «Не для кого!». Он тогда уже видел, что люди в большинстве своем утратили веру и не имеют нужды в духовных наставлениях. А писать для тех, кто занят лишь суетой земной жизни – напрасный труд. Однако свт. Игнатий этому совету не внял и писал свои творения практически до конца жизни. Писал, как сам он об этом говорил, для пользы душ многих, следовательно, и для пользы души своей. И сегодня мы видим, что трудился он не напрасно. Его творения есть кому читать – есть и сегодня люди, которым важно обрести истину!
А когда-то это было необходимо самому свт. Игнатию. В статье «Плач мой» он писал: «Я искал в религии определенности. Безотчетные чувствования религиозные меня не удовлетворяли; я хотел видеть верное, ясное – хотел видеть Истину. Но в это время разнообразные религиозные идеи занимали и волновали северную столицу – они препирались, боролись между собою. Однако ни та, ни другая сторона не нравились моему сердцу; оно не доверяло им, оно страшилось их». А когда определенность была обретена, святитель осознал свою ответственность за этот дар. Он понял – ему есть для кого писать и есть что сказать. Так рождались его творения, и беседу, посвященную «Слову о смерти», мы начнем с пояснения – зачем свт. Игнатий писал именно это произведение.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Святитель Игнатий жил не так давно, около 150 лет назад, это очень небольшое время в смысле развития культуры, языка, и то, как он пишет вполне понятно.
Почему он начал писать? В середине XIX века в России сильно распространились нигилизм, модернистские и протестантские течения, разлагавшие общество. Поэтому святитель Игнатий пишет свои произведения, чтобы восстановить целостность мировоззрения христиан: он видел, как волной надвигается неверие, происходит охлаждение благочестия. Русские люди XIX века нуждались в напоминании правильного учения Церкви о смерти. Ведь это область веры, и очень важно иметь об этом правильное христианское понятие.
Но, к сожалению, не только тогда, но и сейчас эта проблема остается. Люди, которые занимаются просвещением на приходах, очень часто встречаются с этим явлением, распространенным в больших масштабах. Так, легко можно встретить христианина, который верит во Христа, но не верит в вечную жизнь или обладает совершенно нехристианскими представлениями о душе. После оккультной юности у человека могут быть понятия совершенно не христианские. А если человек верит не правильно, то и жизнь его будет неправильной. Ведь святитель Игнатий, как и многие другие святые отцы, утверждает, что правильная христианская жизнь рождается от правильной веры.
- Насколько правильно мы веруем, настолько правильно и живем. Ведь только правильное восприятие веры и христианских догматов научает человека правильной христианской жизни. Той, что приближает его к Богу. А если мы искаженно воспринимаем Бога, если «криво» в него веруем, то и все наши мысли и поступки будут искаженными и далекими от христианства.
Протоиерей Андрей Канев: – Каким будет врач, если он плохо учился? Если он не будет знать, что и где у человека находится, как действуют лекарства, то он будет убийцей, а не врачом. Так и христианин, не имеющий правильных понятий о вере, о жизни, о Боге, будет жить не так, как заповедует Господь. Христианин, не верующий в вечную жизнь, не будет верить и в воздаяние. Что такое воздаяние? Воздаяние – это плата. Если никакого воздаяния за мои грехи нет, то и не нужно следить за собой, думать о грехах, каяться. «Зачем вся эта скукота?, – говорит такой человек. – Одно от этого уныние. Живи, как есть – радуйся». Это вечный лозунг падшего человечества. Но и в церковных проповедях слышно: «Радуйся, радуйся, радуйся». Все мы радуемся и забываем об основах веры.
Очень важно знать и говорить о смерти, о загробной жизни. Святитель Игнатий писал свое произведение, потому что видел, насколько христиане запутались, насколько отрицательно это влияло на их жизнь. Эта проблема остается особенно актуальной в наше время – время развлечений, уныния, «радости», удовольствий, сбитых нравственных ориентиров. Не нужно бояться этой темы: как нас коснулось рождение, так и смерть коснется нас.
– А потому мы продолжим изучать эту тему по творению святителя Игнатия «Слово о смерти». Напомним, мы уже говорили о посмертной участи души и тела, и о том, что смерть есть разлучение души с телом, что она есть казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога, и что она объясняется нам словом Божиим и святыми отцами. Тела большинства людей после смерти продолжают существовать в тлении своем до следующего соединения с душою, и лишь тела избранных угодников Божиих остаются нетленными, будучи проникнуты обильно благодатью Божиею.
Что же касается загробной участи души, то об этом свт. Игнатий пишет следующее: души людей по разлучении их с телами присоединяются (соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам) к ангелам света или к падшим ангелам, поскольку души есть существа по всему подобные ангелам. И будущие жилища душ соответствуют естеству их, т.е. их природе, их состоянию, и это утверждение, убежден о. Андрей, мы обязаны просто принять!
Протоиерей Андрей Канев: – Человек по своей свободе выбирает: любить или ненавидеть Христа. Ненавидеть Его означает ненавидеть Церковь, заповеди, христиан, жить противоположно тому, чему учит Христос. Господь открывает, что значит любить Христа – это не «охи-вздохи». Господь говорит: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои исполнит». Противоположность любви какая? Ненависть. Не исполняешь, значит, ненавидишь Христа. Если всю жизнь ненавидел Бога и умер – куда ты попадаешь?
– Но, пожалуй, слово «ненависть» звучит все же слишком категорично! Оно выражает некий предел человеческих чувств, их крайнюю враждебность к кому-либо или чему-либо. И многие из тех, кто просто равнодушно относится к заповедям Христовым и их исполнению, не согласятся с тем, что они при этом проявляют ненависть. «Ну и что, что не согласятся», – возражает о. Андрей. Независимо от этого результат-то будет вполне определенный, потому что, как говорит Спаситель, «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.