Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Митрополит Минский и Заславский Павел: Укрепляться в терпении, опытности и надежде

Митрополит Минский и Заславский Павел: Укрепляться в терпении, опытности и надежде

№12 (861) / 22 марта ‘16

Архипастырь

Не так давно российский парламент принял в первом чтении закон, запрещающий признавать тексты, цитаты и содержание Библии, Корана и некоторых других священных писаний экстремистскими. Как Вы думаете, откуда вообще возникла инициатива принять такой закон, и что нам ждать от этого?

– Я воспринял это решение с каким-то смешанным чувством. Обратите внимание, ведь на протяжении стольких столетий ни у кого даже не возникало вопроса о текстах Священного Писания и Корана. Просто диву даешься! Думаю, что это признак деградации духовно-нравственного состояния нашего общества. Конечно, мы хорошо помним совсем недавнее наше прошлое – советский период времени, когда спекуляция текстами Священного Писания была общепринята в атеистическом мире.

Я вспоминаю даже некоторые агитационные высказывания пропагандистов атеистического направления, которые, общаясь с верующими людьми, говорили: «Зачем вы верите в Бога? Вы вспомните слова псалмопевца Давида! В своем псалме он говорил: «Бога нет», и когда говорил? Несколько тысяч лет тому назад! А вы верите!». Действительно, есть такие слова у псалмопевца Давида, но в данном случае они вырваны из контекста и употреблены совершенно неподобающим образом. Если прочитать эти слова в контексте, они звучат так: «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Безумец сказал! Понимаете, тексты Священного Писания не могут быть вырваны из контекста.

То есть всевозможные проблемы, наверное, и возникают из-за того, что какие-то цитаты вырываются из контекста и используются по своему усмотрению?

– Конечно! В этом-то вся трагедия современного общества! Конечно, с одной стороны, может быть, и неплохо, что Государственная Дума принимает закон, запрещающий использовать тексты Священного Писания в неподобающем виде, но еще раз хочу сказать, что, на мой взгляд, это свидетельствует о деградации духовно-нравственного состояния нашего общества.

На протяжении многих и многих столетий Священное Писание призывало людей к добру и миру, к Богу и святости, а тут вдруг нечистоплотные люди начали употреблять эти тексты в своих корыстных и, может быть, даже каких-то политических, интриганских целях. Печально все это! Но будем надеяться, что со временем все это как-то перемелется и встанет на свои места.

Вопрос телезрительницы из Астрахани: «Как относиться к обиде?».

– Думаю, не только к обиде, а и к любым неприятностям, встречающимся на нашем жизненном пути, надо относиться так, как учит православная аскетика. Сам Христос Спаситель, наставляя Своих учеников и последователей, призывал всех молиться даже за врагов: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас». Удивительное явление! Человек меня обидел, а я буду так на это реагировать? Ветхий Завет предлагал даже «око за око, зуб за зуб»: как тебя ударили, так и ты должен ударить; как тебе сказали, так и ты должен ответить. Но с Пришествием на землю Христа Спасителя людям была дана заповедь о любви к Богу и ближним. Христос открыл нам Своего Отца Небесного, Который, по слову Иоанна Богослова, есть Всесовершеннейшая Любовь: Бог есть любовь! Поэтому только с помощью таких средств и методов надо общаться с окружающими нас людьми, даже и с обидевшим нас человеком.

Мы ведь часто обращаемся к Богу с молитвой и просим: «Господи, дай мне смирение, терпение, кротость, воздержание». Но иногда даже не осознаем, о чем просим! Что значит «Господи, дай мне смирение»? Как оно должно проявиться в нашей жизни? На самом деле, оказывается, мы сами просим у Бога дать нам такой объект, через который мы могли бы проявить наше смирение, терпение и кротость. А когда Господь посылает нам такого человека, вместо смирения и терпения мы пытаемся ему отомстить. И какой тогда смысл в нашей молитве?

Мы с обидой воспринимаем сказанное людьми в наш адрес (иногда не совсем подобающее, но чаще всего по существу); мы обижаемся, потому что страстная человеческая душа всегда хочет теплого отношения к себе, часто незаслуженного. Надо помнить слова апостола Павла, сказанные им хотя и о скорбях, но их вполне можно отнести и к обидам, ведь обиженный человек находится в состоянии некоей скорби: «Скорбям надлежит быть в нашей жизни, но не избегайте их. Скорби рождают терпение, а терпение – опытность, от опытности приходит надежда, а надежда на Бога никогда не посрамит, потому что в этом случае будет проявляться Божественная любовь к человеку».

То есть все, что с нами происходит, можно, конечно, воспринимать как случайность и недоразумение, но православная аскетика призывает нас извлекать из каждого случая хорошее, доброе настроение своей души и укрепляться в терпении, опытности и надежде.

Телезрительница из Санкт-Петербурга спрашивает: «Как понять утверждение, что Иисус Христос Своей крестной жертвой избавил мир от смерти, но люди все равно продолжают умирать?».

– Действительно, Христос Спаситель совершил величайшее домостроительство человеческого рода, но часто мы не можем во всей полноте осознать, что же именно Он совершил. Иногда, общаясь с молодежью, хорошо знакомой с компьютерами, я пробую объяснить это на таком примере. Бывает, приходишь в банк или в какое-то социальное учреждение, говоришь, что нужна такая-то справка, а там отвечают: «Мы не можем выдать справку: у нас компьютер «завис», какой-то вирус попал в программу, ждем мастера, сейчас придет и все сделает». И молодежь понимает, о чем идет речь. Мастер приходит, пробует починить и, если не удается, компьютер отправляется на фабрику или завод-изготовитель, и там уже те, кто знают эту программу, устраняют вирус, восстанавливают программу, и компьютер снова начинает работать.

Так вот, Христос Спаситель, Сын Божий, пришел на землю, потому что Он и есть Тот Величайший Мастер, Автор «программы», которая называется «жизнь человека». Вирус, который внес в нашу природу Адам, созданный изначально бессмертным, повлек за собой болезни, скорби, страдания и даже смерть. Целью пришествия в мир Христа Спасителя было искоренение этого вируса из человеческой природы. Сын Божий принял человеческую природу и на Кресте довел ее уже до совершенства, искоренив вирус, внесенный Адамом в природу человека, и проложив тем самым путь для каждого из нас в жизнь вечную. Это была главная задача Христа Спасителя.

Если человек хочет иметь жизнь вечную, он должен искоренить этот вирус теперь уже в своем организме, в своей природе. Каждый, кто поверит во Христа как Сына Божия, как Бога, может идти по жизни, совершенствуя свою человеческую природу, возводя ее до высот духовного совершенства. Сегодня мы уже не говорим о смерти человеческой, потому что теперь это уже не смерть. В Ветхом Завете, до смерти и Воскресения Христа Спасителя, это действительно была смерть. Люди умирали и уходили в шеол (преисподнюю), навсегда утрачивая ту возможность общения с Богом, которая была у Адама. Но после смерти и Воскресения Христа перед каждым человеком, верующим в Спасителя, после определенного момента жизни, называемого смертью, момента перехода в другой, загробный мир, открывается перспектива уже вечной жизни в Царствии Божием.

Телезритель из Полоцка задает вопрос: «Почему если Бог один, Он такой многоликий?».

– Отвечая на подобные вопросы, я обычно прошу представить следующее. Друзья мои, вот мы сейчас находимся в Минске, но знаем, что есть такой город Полоцк, в который можно попасть быстро, сев в автомобиль и поехав по прямой, а можно поехать в объезд, через Витебск, Москву или даже Владивосток. Правда, путь тогда будет очень долгим, кто-то, может быть, и вообще не доберется до города Полоцка.

Так и в этом вопросе. Появились разные мнения. Почему они возникли? Ведь было время, когда человек общался с Богом напрямую. Сегодня мы даже не можем в полноте представить себе, что происходило в раю, когда там жил Адам. В Книге Бытие мы читаем очень интересный диалог, когда Господь зовет согрешившего Адама и спрашивает: «Адам, где ты?». Представляете, какое было общение! Адам отвечает: «Я испугался Тебя, Господи!». – «Почему ты испугался?». – «Потому что я наг». Обратите внимание, Священное Писание говорит нам только о небольшом разговоре Адама с Богом, но мы можем предположить, что в раю было постоянное общение Бога с человеком. Что же происходит дальше? Адам прячется, убегает от Бога, то есть теперь Бога и человека стал разделять грех. И чем дальше люди уходили от Бога, тем больше совершали грехов и преступлений.

До сегодняшнего дня грех разделяет нас с Богом, и поэтому действительно Бог Один, а религий много. Это признак того, что мы очень далеко ушли от Бога. Возникает все больше разномыслий, разногласий, разных восприятий пути к Богу, из-за чего появляются все новые и новые богословские течения в религиях, новые и новые взгляды на пути, которым нужно идти человечеству. Так что, на мой взгляд, именно грех создал множество религий. Христос Спаситель, Сын Божий, придя на землю, дал человечеству Евангелие и указал наиболее благоприятный путь, которым человек может идти в Царство Небесное и православное вероучение как раз и является самым прямым путем человека к Богу.

Телезрительница из Подмосковья, женщина уже преклонного возраста (ей 84 года), говорит, что она одинока и в случае смерти боится, что будет некому ухаживать за ее могилой. Она спрашивает, можно ли ее кремировать, не греховное ли это желание?

– И в России, и в Беларуси, и, надо сказать, во многих других странах, существует хорошая традиция, основанная на Священном Писании и Священном Предании: из земли сотворил Господь Бог человека, в землю и подобает уйти нашему бренному телу, «земля еси, и в землю отыдеши». А как это будет, где это будет… Думаю, усопшему человеку совершенно безразлично. Самое главное – это наша жизнь и то, что мы успеем в этой земной жизни сделать хорошего, – так называемый, духовный багаж, вот что самое главное. О нем нужно заботиться, а не о том, в какой могиле буду лежать или в каком гробу. Это совершенно неважно! Главное то, с чем я уйду в загробный мир. Поэтому хотел бы вам посоветовать, пока еще не поздно, проводить свою жизнь так, чтобы не проходило ни одного дня без совершения доброго дела, и не думать, «как меня похоронят и где». Хотя по-человечески, конечно, и об этом неплохо поразмышлять.

Если вы действительно задумались об этом, или пригласите к себе священника, или сами сходите в храм и подойдите к священнику. У нас есть такая добрая практика: человек обращается к священнику и говорит, что не имеет никаких родственников и хотел бы, чтобы его похоронили по-христиански. Согласно этой практике, человек может завещать свою квартиру или домик, который у него есть, храму или монастырю, а священник или игумен монастыря возьмут заботу об этом человеке на себя. Мы практиковали такое в Рязани, практикуется это и здесь, в Беларуси. Священник назначает тогда людей, которые будут заботиться об этом человеке: принесут и поесть, и попить, купят что-то в магазине. А потом позаботятся, чтобы проводить человека в последний путь по-христиански. Кто-то может и за могилкой присмотреть. Человек будет знать, что его имущество будет потом передано монастырю и игумен или настоятель употребят его по своему усмотрению во славу Божию. Так что подойдите к священнику, расскажите о ваших мыслях. Но имейте в виду, сегодня очень много всяких проходимцев, которые переписывают квартиры на себя, а потом просто-напросто выгоняют престарелых людей на улицу. Чтобы этого не произошло, вам надо идти в храм или монастырь, где о вас всячески позаботятся.

Человек, конечно, хочет в жизни чего-то радостного. Кстати, Церковь обвиняют, что она часто говорит о смерти, о чем-то мрачном, жестоком. «Страх Божий», «раб Божий» – такие понятия навевают на человека некий ужас. Но ведь в каждом акафисте мы слышим слово радости. Что это за радость, к которой призывает Церковь?

– В Православной Церкви происходит удивительное! Для людей, далеких от Церкви, или которые впервые пришли в наши православные храмы, бывает очень много непонятного. Самое яркое, наверное, о чем нужно сейчас сказать, – это Страстная седмица накануне праздника Светлого Христова Воскресения. Христа Спасителя предают страшной смерти, Его осуждают на самую позорную смерть – распятие (этой смерти предавали самых опасных преступников), и Он на Кресте молится за Своих распинателей.

В дни Страстной седмицы в проповедях мы очень часто говорим о Божественной любви – о любви Иисуса Христа к человеку, о любви Бога Отца, Который так возлюбил человека и мир, что не пожалел Сына Своего возлюбленного и отдал на такую страшную, позорную смерть, чтобы все человечество и каждого человека привести к Себе. В Страстную седмицу мы говорим только о любви.

А когда наступает самый торжественный праздник Светлого Христова Воскресения, мы всю седмицу почему-то говорим о смерти. «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» – мы воспеваем этот тропарь «Христос воскресе из мертвых» многократно каждый день – и всю эту неделю, как никогда, говорим о смерти.

Причем радостно восклицаем...

– Да, потому что, если мы внимательно все это взвесим, то поймем, что смерть – самое страшное явление в жизни вообще всего человечества и каждого человека в частности. Смерть останавливает все и прекращает всякий смысл жизни человека на земле. И, конечно, смерть всегда волновала всех жителей земли. Люди стремились сделать все возможное, чтобы избежать смерти. Но смерть все равно продолжает свое действие на земле.

А вот Пришествие в мир Сына Божия, Его Воплощение в человеческое естество, Его страдания и смерть на Кресте уничтожили смерть как таковую. Со смертью Христа Спасителя для каждого, кто поверит в Него, кто будет жить в соответствии с духом Евангелия, смерти как таковой уже не существует. «Я есмь жизнь, истина и путь, и всякий, кто будет веровать в Меня, не умрет. Но если и умрет однажды, – говорит Христос Спаситель, – то перейдет от жизни временной в жизнь вечную, от смерти – к жизни». Что может быть еще более возвышенного? Мы с вами не умрем.

Я очень часто вспоминаю своего друга, сокурсника (мы с ним вместе учились в семинарии, академии). Он был священником, болел страшным заболеванием – диабетом и уже готовился к переходу в загробный мир. Я тогда нес послушание в Будапеште, и однажды в конце сентября, после праздника Рождества Пресвятой Богородицы он мне позвонил и сказал: «Владыка, я себя так плохо чувствую, я скоро умру. Меня однажды уже вернули к жизни. Я так хотел бы, чтобы ты приехал, меня отпел и похоронил». Я ему отвечаю: «Отец Михаил, какие проблемы! Я приеду 8 октября, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, готовься, я тебя и отпою, и похороним». Пауза в трубке. Он говорит: «Владыка, рановато еще будет». Я говорю: «Тогда, как хочешь! Потом я уеду в командировку, меня не будет». Когда я приехал, он был еще живой. Потом опять уехал в командировку, и 21 или 22 октября он умер. Я не присутствовал, был в командировке. Спустя какое-то время он мне приснился (снам я стараюсь не верить, они мне как-то и не снятся): я увидел его веселым, он с распростертыми руками и со словами «О, Владыка!» шел ко мне обниматься. А я вспомнил слова своей бабушки, которая нам говорила: «С покойниками, если приснятся, не обнимайтесь, они вас к себе засосут!». Такое суеверие у нее было. И я во сне ему говорю: «Подожди, отец Михаил, ты же умер!», а он мне: «Нет, Владыка, я не умер, я живой». Я говорю: «Как не умер, мы же тебя отпевали и похоронили!?». А он: «А ты меня не отпевал, ты меня не хоронил». Я проснулся и думаю: ничего себе! Все знает – он не умер, он живой.

И действительно, история нашей христианской Церкви, наших святых свидетельствует о том, что верующий во Христа человек не умрет, он перейдет из жизни временной в жизнь вечную. Мы не умрем. Разве это не радость?

Апостол Павел призывает христиан не скорбеть об умерших, как это делают язычники или неверующие, но радоваться, потому что умирает человек о Господе. И сам Христос Спаситель призывал всех радоваться. Когда после Воскресения из мертвых Он явился ученикам Своим, то Его первое слово к ним было «Радуйтесь!». Смерти нет как таковой, это момент перехода из жизни временной в жизнь вечную.

В праздник Светлого Христова Воскресения мы радуемся: нет смерти – самого страшного, что было в жизни каждого человека и всего человечества. Как тут не радоваться и как не говорить о смерти, что ее больше нет!

У нас в Церкви и все богослужения наполнены радостью. Но эта радость отличается от той мнимой радости, в которой сегодня живут неверующие люди. Они думают, что поплясать, потанцевать, уколоться, выпить, насладиться какими-то благами – это радость. Нет, это просто скоропроходящее удовлетворение своих страстей, самый настоящий суррогат.

Я вспоминаю одного очень богатого бизнесмена, который делился со мной своими сокровенными мыслями. Он говорил: «Владыка, если бы Вы знали, какая радость у меня бывает на душе, когда я что-то доброе делаю людям! И я не знаю, кто больше радуется: тот, кому я сделал доброе дело, или я сам». И он подчеркнул: «У меня бывает какая-то тихая радость. Я не пляшу, не скачу, не топаю ногами, у меня на душе такой покой, тихая, блаженная радость». И не он один мне так говорил.

Так что радуемся мы не только в акафистном пении. Господь посещает Своих людей, которые живут по-христиански. Именно поэтому многие люди, вкусив однажды тихую благодатную радость от общения с Богом в молитве, в богослужении, совершении добрых дел, вновь и вновь стремятся к этой настоящей духовной христианской радости.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Кто может быть духовным отцом: только священник или мирянин тоже? И как определить, может ли человек быть духовным отцом, и понять, что именно его советы тебе будут во спасение?».

– О духовных отцах говорим не только мы в XXI веке, но говорили и в XX, XVIII–XIX веках. Я в этом случае вспоминаю святителя Игнатия (Брянчанинова), который в свое время говорил, что время духовничества прошло и не стоит искать себе духовников. Сейчас, говорил он, время пользоваться советами святых старцев. Я делаю оговорку «святых», потому что сегодня у нас есть другая крайность. Когда мы говорим о советах старцев, то имеем в виду подвижников благочестия, которые уже прославлены в лике святых. Они оставили очень хорошее духовное наследие – это их труды или труды их ближайших учеников, которые записывали их высказывания. У нас есть очень хорошая книга «Добротолюбие», есть «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, есть очень много наставительных книг – наследие святых отцов. Читая Евангелие и святоотеческое наследие, вы найдете абсолютно все ответы на свои вопросы...

Если вы хотите найти человека, который был бы для вас авторитетом, надо посмотреть, как он служит, как молится, как общается с людьми. Подберите такого человека, которому вы не постеснялись бы сказать что-то сокровенное и попросить у него доброго совета. Если вы видите, что он действительно проявляет заботу о своих пасомых, можно посоветоваться.

Что касается того, может ли мирянин быть духовным отцом, история Церкви знает очень многих примеров. В частности, у нас в Минской епархии есть прославленная святая блаженная Валентина Минская. Она мирянка, а люди к ней тянулись отовсюду. Вспомните блаженную Любушку Рязанскую. Она даже не монахиня была – простая верующая женщина, а какой святой жизни сподобилась достичь! Люди отовсюду к ней приходили и просили ее молитв и советов. Почему? Потому что видели, что это святой жизни человек… Вспомните любого нашего прославленного святого: они все были образцом для подражания, примером святости, чистоты, благочестия. К ним люди и тянулись. Были и такие светские люди, которых я уже назвал, и в Минске, и в Рязани, и в других городах России. Блаженные Матрона Московская, Матрона Анемнясевская – они были миряне, а люди к ним тянулись отовсюду.

Я бы не рекомендовал сейчас искать духовных отцов. Читайте Священное Писание, Евангелие, наследие святых отцов, и вы там найдете ответы абсолютно на все вопросы.

Вопрос телезрительницы из Майкопа: «Ангел-хранитель дается при рождении или при Крещении?».

– Этот вопрос сегодня дискуссионный. Православная Церковь учит, что у каждого человека есть ангел-хранитель, а во время таинства Крещения дается еще и Небесный покровитель, в честь кого нас нарекли родители.

Вопрос телезрителя из Тюмени: «Как относиться к электронным чипам, которые нам пытаются навязать?».

– Не принимайте, если не хотите, это же дело добровольное. Но еще раз хочу сказать: враг рода человеческого хотя и очень сильный, но Господь – Всесильный. И если вы думаете, что через какие-то чипы вами будут управлять, то этого не получится. Если мы будем жить с Богом, общаться с Ним, то Господь не допустит, чтобы мы стали рабами каких-то автоматов.

Расшифровка: Наталья Коваль,
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-vladykoy-pavlom-vypusk-ot-24-noyabrya
http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-vladykoy-pavlom-vypusk-ot-5-yanvarya

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс